Возникновение древнерусской литературы и ее особенности
Русская литература до 18 века традиционно именуется «древней». Это наименование является достаточно условным, обозначающим лишь то, что она характеризуется существующими качественными особенностями, отличающими её от литературы последующей, которую мы называем новой.
С точностью определить время возникновения в нашей стране письменной литературы невозможно. Безусловно, она существовала на Руси ещё до второй трети 11 века – времени, которым датируются первые дошедшие до нас памятники русской письменности. Дело в том, что мы уже сталкиваемся с определённым уровнем литературного развития этих текстов – вырасти на пустом месте они не могли, т.е. более древние образчики до нас просто не дошли. Что же касается письменности вообще, то есть все данные относить её возникновение задолго до принятия христианства. Первые книги появились на Руси сразу после Крещения, т.е. в 90-е годы X века или даже раньше. Самая древняя дошедшая до нас датированная славянская книга «Остромирово Евангелие» (1056–1057). Среди исследователей до сих пор не сложилось единого мнения о «верхнем пределе», отделяющем древнерусскую литературу от русской литературы других периодов.
ДРЛ насчитывает приблизительно 6 с половиной веков существования. Историческая обстановка, обусловившая характер развития русской литературы, за этот длительный промежуток времени была, конечно, неоднородна. Поэтому неоднородна была и ДРЛ. При её изучении нужно учитывать особенности каждого её периода (периода Киевской Руси или домонгольского периода, литература периода феодальной раздробленности, литература периода объединения Северо-восточной Руси и образования русского централизованного государства, литература периода укрепления русского централизованного государства).
На сегодняшний день известно достаточно много произведений древнерусской литературы, но очевидно, что во многих случаях исследователи располагают только приблизительными и гипотетическими сведениями о месте, времени и истории их возникновения. Периодизация ведётся по историческим ориентирам, т.е. внимание уделяется в первую очередь анализу отдельных произведений. Существуют различные варианты периодизации, но наиболее компромиссным в отношении требований академической науки и традиционно сложившихся отечественных лекционных курсов является такой:
• Литература домонгольского периода (XI – первая четверть XIII);
• Литература времён татаро-монгольского ига (XIII – третья четверть XV)
• Литература московского государства (конец XV – XVI);
• Период перехода от средневековья к Новому времени (XVII – первая четверть XVIII).
Типологические особенности, отличающие древнерусскую литературу от литературы Нового времени:
• Синкретичность. Рамки древнерусской литературы гораздо шире, нежели у литератур более поздних эпох. Происходит смешение родов и жанров, так как средневековые литературные жанры нами рассматриваются летописи (в Новое время сменившиеся историческими документами), жития, поучения и проповеди (в современности отошедшие к мемуаристике и в сферу религиозной жизни).
• Историчность. Герои – реально существовавшие исторические деятели, отсутствие намеренного художественного вымысла, но стоит учитывать, что древнерусским авторам была доступна свободная трактовка тех или иных событий, поэтому нельзя говорить об отсутствии черт литературной обработки и полной достоверности.
• Церковный характер. Грамотой владели в основном монахи, иногда князья и новгородские купцы. В первые века русская книжность в большей части находилась в ведении монахов и имела своей целью в первую очередь обеспечить необходимыми пособиями церковное богослужение. Черты церковности присутствовали даже в светских произведениях и сохранялись вплоть до конца XVII века. Литература Древней Руси, как и лит-ра европейского средневековья вообще, на первых порах в большой степени проникнута церковной идеологией. В старину церковная среда была не только созидательницей, но и монопольной хранительницей литературной традиции, сберегавшей и множившей в списках лишь тот материал, который соответствовал её интересам, и безучастно или враждебно относившейся к материалу, этим интересам не удовлетворявшему или им противоречившему.
• Анонимность. До нас дошло некоторое число имён древнерусских книжников, начиная с XI века, но сведения о их жизни или вовсе отсутствуют или крайне скудны. Важно учитывать, что литературная деятельность воспринималась скорее как монастырское послушание (поэтому приняты были подписи «худый», «недостойный»). Таким образом, во время переписывания авторский текст мог в значительной степени быть переработан переписчиком. Также существовал обычай приписывать собственные сочинения различным богословским авторитетам (Иоанн Златоуст, Григорий Богослов).
• Рукописный характер. До середины XVI века книги переписывались исключительно от руки. Зачастую переписчик брал на себя и обязанности редактора и вносил значительные поправки не только в стиль, но и в композицию, и даже содержание. Так, почти все известные нам произведения существуют в виде многочисленных редакций (группа списков, содержащий близкий вариант текста). Не существовало и принципа единой орфографии, поэтому переписчики нередко неосознанно допускали в тексте ошибки, описки или даже передавали на письме особенности собственной устной речи (извод).
• Вариативность. Бытование древнерусских произведений в виде многочисленных различающихся между собой списков.
.
Понятие литературной собственности и индивидуальной авторской монополии на литературные произведения на Руси отсутствовало. Поэтому историк ДРЛ должен иметь в виду не только историю её памятников, но и историю этих редакций.
Итак, только отталкиваясь от вышеназванных особенностей ДРЛ, можно говорить о правильном, качественном и объективном её изучении.