Тема: Фонетика и фонология

Задания

Для самостоятельной работы студентов 2 – ого курса

по "Теоретической фонетике"

Специальность: 022600 (031 201.65) Теория и методика преподавания иностранных языков и культур.

Разработчик Емшанова Нэля Дмитриевна

Доцент кафедры французской филологии __________

Тестовые задания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры

французской филологии

________________протокол №______

Пояснительная записка

Цель данных заданий – помочь студентам 2–ого курса усвоить учебный материал по программе дисциплины " Теоретическая фонетика французского языка".

Задания соответствуют требованиям ГОС ВПО.

Тема Задания Форма контроля Сроки
1. Фонетика и фонология Артикуляционная база французского языка. Звуки и фонемы. Модификация звуков в речи. Явление чередования звуков.   Устный опрос и контрольные задания.   1–10 октября
2. Ударение и членение речевого потока во французском языке. Виды ударений. Функции ударений. Членение речевого потока: слог, ритмическая группа, синтагма. Явления сцепления и связывания.   Устный опрос и контрольные задания.   1 – 10 ноября  
3. Интонация во французском языке. Компоненты интонации. Функции интонации. Типичные интонационные модели французского языка.   Устный опрос и контрольные задания.   1 – 10 декабря.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответов. Отвечайте только после того, как Вы поняли задание и проанализировали все варианты ответов. При выполнении заданий (в порядке их следования) выбирайте необходимый вариант ответа: а) обвести кружком правильные ответы, б) дать транскрипционную запись предложений. В целях экономии времени не задерживайтесь на задании, которое затрудняетесь выполнить. Переходите к следующему заданию. Выполнив все посильные задания, Вы сможете вернуться к проблемному для Вас заданию. Каждое задание рассчитано на месяц. В конце срока следует представить выполненную работу на проверку преподавателю.

Задания для самостоятельной работы студентов

по закреплению учебного материала.

Тема: Фонетика и фонология

Контрольные вопросы

1.Артикуляционная база французского языка.

2. Звуки речи и фонемы. 3.Принципы классификации звуков во французском языке. 4.Общая характеристика гласных и согласных французского языка.

5. Модификация и чередование звуков в речи.

Литература

1. Головин Б.Н. Введение в языкознание./ Б.Н. Головин. – М.: Высш. шк. 1983. С.25 – 52.

2. Гордина М.В. Фонетика французского языка./ М.В. Гордина. – Л. 1973.

§§ 28 – 35, §§ 116 – 126.

3. Рапанович А.Н. Фонетика французского языка./ А.Н. Рапанович. – М.: Высш. шк., 1969. С. 16 – 39,

4. Chigarevsraïa N. Traité de phonétique française. Cours théorique./ N. Chigarevsraïa. – М.: Высш. шк. 1983. С. 50 – 56, 85 – 100.

Задания: обведите кружком правильный ответ.

1.Голосовые связки натягиваются и сближаются при произнесении

а) гласных

б) гласных и звонких согласных

в) согласных.

2. Долгота звуков во французском языке

а) явление смыслоразличительное

б) явление, свойственное речевой цепи

в) явление исторического характера.

3. По положению нижней челюсти происходит классификация

а) согласных звуков

б) гласных звуков

в) полугласных звуков.

4. Какой артикуляционный признак является дифференцирующим для пары гласных [u – y]

а) передний – задний

б) оральный – носовой

в) лабиализованный – нелабиализованный

г) открытый – закрытый.

5. Классификация звуков французского языка производится по

а) положению органов речи

б) наличию ударения

в) участию пассивных органов речи.

6. Какой артикуляционный признак является дифференцирующим для пары согласных [s – z]

а) участие голоса в образовании звука

б) участие языка в образовании звука

в) сближение органов речи при образовании звука.

7. Какую ошибку следует предвидеть при реализации согласных

в положении перед переднеязычной гласной [e]: les bébés, les cafés, les idés

а) лабиализация

б) палатализация

в) назализация.

8. Минимальным отрезком речевой цепи (супрасегментом) является

а) звук (фонема)

б) слог

в) слово.

9. Основным принципом слогоделения во французском языке является

а) наличие гласного звука

б) наличие согласного звука

в) наличие согласного и гласного звуков

10. Аккомодация обычно происходит под влиянием

а) согласной на гласную

б) согласной на согласную

в) гласной на согласную

11. К какому типу чередований относятся ниже приведённые примеры: a). живому б). историческому

répéter – il répète

espérer – ils espèrent

stylographe - stylo

12. Соотнесите функции, выполняемые перечисленными ниже историческими чередованиями, с соответствующими примерами:

а) il dort – ils dorment 1). противопоставление

il bat – ils battent временных форм глагола.

il finit – ils finissent 2). оппозиция мужского

б) chat – chatte и женского рода.

vert – verte 3). оппозиция единственного

chaud – chaude и множественного числа

в) il peut – il put глаголов.

il sait – il sut il lira – il lirait

13. Явление связывания в речевой цепи рассматривается лингвистами как чередование фонем. К какому типу его следует отнести?

а) историческое чередование

б) современное (живое) чередование.

14. Живые фонетические чередования основаны

а) на законах современной фонематической системы: влияние соседних звуков, ударение, положение в корпусе слова. В основном они затрагивают гласные звуки.

б) на выполняемых грамматических функциях, они не зависят от правил современной фонологии. Отражают исторические изменения в языке.

15. Дайте данные предложения в транскрипции, соблюдая правила слогоделения и ударения:

a) C'est beau, un bateau sur les flots.

b) Monique et Nicole étudient à l'école Normale.

Задание № 2

Наши рекомендации