Основная проблематика общего языкознания
Предмет языкознания и его место в системе других наук
Круг обсуждаемых вопросов
1. Задачи курса, его структура.
2. Универсальные свойства языка. Объект, предмет и методологии общего языкознания.
3. Научные основы отечественного языкознания.
4. Фундаментальные свойства языка с позиции современной лингвистики.
5. Антропоцентризм как ведущая парадигма современного языкознания.
Задачи:
1) обеспечить теоретическими знаниями, с тем, чтобы появилась возможность расширенно и углубленно осмыслить языковые факты, полученные в ходе курса лингвистических дисциплин;
2) познакомить с направлениями и школами, ввести в проблематику современной лингвистики;
3) обратить внимание на методологию и методику лингвистического анализа.
Структура
Курс общего языкознания состоит из трех частей:
1. история языкознания;
2. теория;
3. методы и приемы лингвистического анализа.
В первом разделе рассматриваются основные этапы в развитии науки о языке, характеризуются главные направления и школы. Лингвистическая историография помогает понять строение науки о языке в настоящее время и тенденции ее современного развития. Тесную связь языкознания с развитием общества, диктующего новые и разнообразные задачи, которые призваны решаться различными направлениями и школами.
История языкознания предполагает основные этапы развития науки о языке.
1 этап – От филологии древности к языкознанию 18 века:
· теория именования в античной философии языка
· античные грамматические традиции (запад и восток)
· универсальная грамматика 1660г.
2 этап – Возникновение сравнительно-исторического языкознания и философии языка (к.18 –н19 века)
3 этап – Логическое и психологическое языкознание (сер.19 века). Харьковская лингвистическая школа (Срезневский И.И.), Буслаев, Потебня.
4 этап – Неограмматизм и социология языка (последняя треть 19 века – нач.20 века).
Формальное направление языкознания Московской лингвистической школы Фортунатова, Казанская и Петербургская школы Бодуэна де Кртене.
5 этап – Современное языкознание и структурализм (30 – 60е гг 20 века)
· пражский структурализм
· американский структурализм (дескриптивная лингвистика)
· диалектология и диалектография
· копенгагенский структурализм (глоссематика)
· неолингвистика
· синхроническое языкознание
· порождающая грамматика
6 этап – Новейшее языкознание (70-е годы 20 века – нач. 21 века) Сосуществование разных направлений и школ. Интегративный подход к изучению фактов. Московская, Петербургская, Виноградовская, Казанская и Томская лингвистические школы.
· Исследование языка в четырех аспектах: пространство, время, структура и ее функции.
· Многоаспектное исследование текста.
· Исследование языка в междисциплинарном аспекте.
· Развивается теория коммуникации.
· Развитие компьютерной лингвистики.
ü Московская, Петербургская, Виноградовская, Казанская и Томская лингвистические школы.
ü Культурологические (этнолингвистические, лингвокультурологические и страноведческие) аспекты языка. Школы культурологи Степанова, Телия, Воробьева, Шаклеина. Школа Арутюновой. Школа лингвострановедения Верещагина и Костомарова. Школа этнолингвистики Толстого.
ü Онтолингвистические аспекты языка.
ü Гендерные аспекты языка.
ü Когнитивные аспекты языка.
ü Политические аспекты языка.
ü Психолингвистические аспекты языка.
ü Юридические аспекты языка.
ü Машинный перевод.
ü Компьютерная лексикография.
ü Дистанционное обучение.
ü Моделирование общения.
Во втором разделе раскрываются основные принципы теории языка, важнейшие проблемы лингвистической науки, которые определяют подходы к решению частных проблем.
· Принцип антропоцентризма
· Принцип системности
· Принцип функционализма
· Принцип историзма
ü Проблема объекта лингвистики, его границ, отчленения от смежных объектов (язык – речь – речевая деятельность).
ü Проблема структурного членения языка и внутренних связей языковой структуры.
ü Проблема функционирования языка, его внешних связей.
ü Проблема исторического развития языка, внутренних и внешних условий языка.
ü Проблема знаковости языка и положения языка среди других знаковых систем.
ü Проблема языковых универсалий, т.е. общих для всех (или многих) языков структурных свойств и особенностей, проблема классификации языков.
ü Проблема методов и методик науки о языке, ее внутренней структуры и внешних связей с другими науками.
Третий раздел содержит характеристику основных методов, приемов, методик и правил лингвистического/гуманитарного анализа, т.е. процедуры имеют разную весомость по отношению к методу.
Алиференко | Пищальникова | Иванова |
Методы лингвистической компаративистики: - сравнительно-исторический метод - историко-сравнительный - сравнительно-сопоставительный Структурные методы: - метод дистрибутивного анализа - метод компонентного анализа - метод непосредственного составления - лингвостатический метод | Эмпирические методы: - метод наблюдения - эксперимент - сравнение - описание Теоретические методы: - анализ - синтез - абстракция - формализация - индукция - классификация - идеализация - моделирование - умозаключение по аналогии - аксиоматический метод - гипотетико-дедуктивный метод Лингвистические методы: - сравнительно-исторический - метод оппозиций - дистрибутивный - метод непосредственно составляющих - компонентный анализ Экспериментальные методики: - ассоциативный эксперимент - метод семантического дифференциала - методики анкетирования и тестирования Методы математической статистики Контент- анализ Анализ дискурса | Три уровня методологии: 1. Общая философская методология (законы диалектики); 2. Общенаучные методы и приемы анализа: - сравнение - выдвижение гипотезы - анализ - синтез и др. 3. Частнонаучные приемы, применяемы в лингвистике. |
Различные языки, даже очень далекие друг от друга по своему конкретному облику, обнаруживают общие и существенные применения в функционировании и устройстве внешних связей.
Универсальные свойства и признаки различных языков:
ü Все языки являются средством общения между людьми
ü Всякий язык участвует в формировании и выражении мысли
ü Единицы любого языка обладают значением
ü Все языки могут функционировать в устной и письменной форме, последняя возникает на определенном этапе развития коллектива – носителя языка
ü Любой язык способен получить при соответствующих исторических условиях литературное нормирование и стилевое членение.
Общее языкознание стремится к тому, чтобы, собрав все факты языков и рассмотрев их под определенным углом зрения, выработать теорию, применимую для объяснения фактов многих языков вместе и каждого языка в отдельности.
Объектомизучения языкознания является:
· речевая деятельность или языковые средства в процессах порождения речи и ее понимания, в дискурсе и тексте (РД – язык (система + норма) + речь) (1-ая точка зрения);
· язык во всех его связях и функционировании (2-ая точка зрения).
Предметом изучения является:
· язык в его сущностном проявлении (1-ая точка зрения);
· построение абстрактной модели и человеческого языка, предназначенной для воспроизведения существенных характеристик разных языков, общих черт и устройства, а также типического в их истории и в актуальном функционировании (2-ая точка зрения);
· его основные проблемы (3-ая точка зрения).
Основная проблематика общего языкознания
а) уточнение существенных характеристик языка, выделение объекта лингвистики путем уточнения |
09.10.2015г.