И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

Л. БЕТХОВЕН Соната ор. 31 № 2 (часть I)

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

Р. ВАГНЕР «Тристан и Изольда» Вступление

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

296 1.4.1. M. МУСОРГСКИЙ «Борис Годунов» Сцена под Кромами (фрагмент до хора «Не сокол летит по поднебесью»)

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

А. ЛЯДОВ «Волшебное озеро» Сказочная картинка

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

СХЕМЫ ФОРМ

И. С. БАХ. ХТК. Т. I, фуга IX, E-dur

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

Л. БЕТХОВЕН. Соната ор. 31 № 2, ч. I

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

Р. ВАГНЕР. «Тристан и Изольда». Вступление

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

1.4.2. М. МУСОРГСКИЙ. «Борис Годунов». Сцена под Кромами (фрагмент)

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

А. ЛЯДОВ. «Волшебное озеро»

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

МЕТРИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ

Л. БЕТХОВЕН. Соната ор. 31 № 2, ч. I Метрическая структура экспозиции

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

Р. ВАГНЕР. «Тристан и Изольда». Вступление. Метрическая структура фрагмента

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИНЯТЫЕ В КНИГЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Основные знаки тональной функциональности

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

Функциональные знаки расширенной тональности

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

Прочие обозначения гармонии

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

Функции частей музыкальной формы

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru главная тема
И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru побочная тема (1-я- И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru , 2-я- И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru )
И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru переход (от главной темы)
И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru переход (к главной теме)
И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru вступление
И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru заключение (кода малой формы)
И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru предложение, устойчивая часть темы
И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru середина, неустойчивая часть темы
И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru вступительная часть темы
И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru дополнение (к теме)
И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru разработка
И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru предыкт
══╣ кода (крупной формы)

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ТАБЛИЦА ИНТЕРВАЛОВ

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

Продолжение табл.

И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX - student2.ru

Условные обозначения:

Q = чистая квинта 3/2 } Строительные интервалы нашей музыкальной системы
Т — натуральная большая терция 5/4

+ интервал вверх штрих снизу комматическое повышение
- интервал вниз штрих сверху комматическое понижение

(По: Riemann. Musiklexikon. Sachteil. Mainz, 1967. S. 411-413).

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие...................................................3

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Глава 1. Гармония...............................................8

1. Значение термина в музыке.............................. 8

2. Этимология......................................... 9

3. Гармония. Мифологические представления................... 9

4. Философский аспект. Гармония мира...................... 10

5. Гармония и красота.................................. 11

6. Гармония в музыке................................... 12

7. Историческая изменчивость понятия гармонии............... 13

Литература................................................ 14

Глава 2. Консонанс и диссонанс................................... 15

1. Этимология........................................ 15

2. Сущность консонирования и диссонирования................ 15

3. Математический и физический аспекты.................... 16

4. Музыкально-физиологический

и музыкально-психологический аспекты.................... 19

5. Соотношение аспектов консонирования и диссонирования....... 20

6. Проблема октавы.................................... 22

7. Два основных метода оценки консонансов и диссонансов........ 25

8. Формы звуковой реализации консонанса и диссонанса.......... 25

9. Консонансы, диссонансы и ладообразование................. 27

10. Историческое развертывание свойств консонанса и диссонанса .... 28

11. Важнейшие теории консонанса-диссонанса.................. 30

Литература................................................ 31

Глава 3. Лад.................................................. 32

1. Определение понятия................................. 32

2. Этимология........................................ 34

3. Сущность лада...................................... 34

4. Интонационная природа звукового материала лада............ 36

5. Основные категории и типы ладовой системы. Их генезис....... 37

6. Органика и диалектика процесса эволюции лада.............. 39

7. Механизм ладообразования............................. 41

8. Классификация ладов................................. 42

Литература................................................ 45

Глава 4. Аккорд................................................46

1. Этимология........................................ 46

2. Понятие и определение................................ 46

3. Основные типы и виды аккордов......................... 49

4. Логическая структура аккорда........................... 51

5. Три стороны аккорда................................. 53

6. Основной тон аккорда................................. 55

7. Терцовый принцип аккордовой структуры.................. 57

8. Этапы исторической эволюции категории аккорда............. 58

Литература................................................ 59

Глава 5. Первичные линейные неустои: неаккордовые звуки............. 60

1. Определение. Сущность неаккордовых звуков................ 60

2. Критерии классификации неаккордовых звуков.............. 61

3. Основные типы неаккордовых звуков...................... 62

4. Задержания. Апподжиатура............................ 63

5. Проходящие....................................... 66

6. Вспомогательные. Камбиаты............................ 68

7. Предъем.......................................... 70

8. Выдержанные тоны (педали)............................ 71

9. Свободные тоны..................................... 72

10. Комбинированные и вторичные неаккордовые.

Особые случаи неаккордовых звуков....................... 73

11. Неаккордовые звуки и мотивное членение формы............. 75

12. Влияние линейных тонов на гармоническую вертикаль......... 76

13. Этапы исторической эволюции неаккордовых звуков........... 80

14. Основные функции интервалики

в классико-романтической гармонии...................... 83

Литература................................................ 83

Глава 6. Первичный гармонический устой: органный пункт..............84

1. Определение. Сущность органного пункта................... 84

2. Этимология........................................ 84

3. Виды органных пунктов............................... 85

4. Роль органных пунктов в музыкальной форме................ 86

5. Органный пункт на тонике............................. 88

6. Органный пункт на доминанте........................... 90

7. Двойной (и тройной) органный пункт...................... 91

8. Органные пункты (педали) в верхних голосах................ 93

9. Полигармония органных пунктов. Виды полиструктур.......... 95

10. Особенности голосоведения............................. 97

11. Фигурация органного пункта. Остинато.................... 98

12. Органные пункты на других ступенях..................... 99

13. Этапы исторической эволюции органного пункта.............. 101

Литература............................................... 104

Глава 7. Голосоведение......................................... 105

1. Определение и разграничение понятий. Сущность голосоведения ... 105

2. Виды движения голосов. Количественный

и качественный факторы голосоведения....................107

3. Фактурные функции голосов............................109

4. Контурное двухголосие. Контрапунктический остов гармонической ткани.................................113

5. Глубинные слои многоголосной ткани.

Стилистическая обусловленность норм голосоведения...........116

Литература............................................... 124

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Глава 8. Роды интервальных систем............................... 126

1. Понятие рода.......................................126

2. Экмелика.........................................128

3. Пентатоника. Квинтовая пятиступенность..................131

4. Диатоника.........................................133

5. Квинтовая структура диатоники.........................137

6. Квинто-терцовая структура диатоники.....................141

7. Миксодиатоника....................................143

8. Гемиолика.........................................145

9. Хроматика ........................................148

10. Формы хроматики...................................154

11. Энгармонизм. Равномерная темперация.

Понятия «ступени» и «значения» ........................158

12. Проблема полутона. Вводнотонность....................... 166

13. В замкнутом круге................................... 169

14. Микрохроматика.................................... 172

Литература............................................... 174

Глава 9. Лады модального типа.................................. 175

1. Модальное одноголосие................................ 175

2. Ладовая переменность................................. 188

3. Проблема обиходных ладов............................. 192

4. О выразительности старинных модальных ладов.............. 204

5. Модальное многоголосие. Натуральные лады. Модализмы ....... 208

6. Смешение ладов. Модальная хроматика.................... 222

7. Симметричные лады.................................. 225

Литература............................................... 234

Глава 10. Тональность.......................................... 235

1. Понятие тональности................................. 235

2. Мажор и минор..................................... 239

3. Смысловое значение элементов тональной системы. Ступени и функции. Фундаментные ступени

и проблема основного тона............................. 245

4. Состав тональности и проблема тонального родства............ 250

Литература............................................... 260

Глава 11. Теория функций....................................... 261

1. Понятие функции ................................... 261

2. Типология ладогармонических функций.................... 262

3. Модальные функции.................................. 263

4. Тональные функции. Центральный и главные элементы

тональной системы................................... 268

5. Система основных тональных функции (ГЭ)................. 272

6. Модификация коренных функциональных гармоний. Функциональные спутники, «мнимые консонансы» (скрытые диссонансы). Типы основного тона. Проблема медиант.......... 278

7. Логика тональных функций. Формула TSDT

как основной закон функциональной тональности............. 292

8. Тональность строгая и расширенная. Функциональные ступени . . . 297

9. К проблеме полифункциональности....................... 302

10. К проблеме «прерванных оборотов». Типы аккордовых соединений........................... 305

11. Квинтовые ряды диатоники. К проблеме уменьшенного трезвучия. Диатонические терцовые ряды................... 311

12. Диатонические секвенции.............................. 315

13. Субсистемы и местные (переменные) функции................ 320

14. Двойная доминанта.

Фригийская (неаполитанская) субдоминанта................. 322

15. Побочные функции. Отклонения (хроматические субсистемы). Расширение тональности............................... 328

16. Хроматизированные и хроматические квинтовые ряды. Хроматические секвенции. Хроматизированные и хроматические терцовые ряды... 334

17. Линеарные функции. Проходящие и вспомогательные аккорды . . . 342

18. Апподжиатурные созвучия. Кадансовый квартсекстаккорд.

Прочие линеарные функции............................ 347

19. Разработка аккорда. Вторичные аккорды................... 349

20. Гармоническая колористика. Колористические функции........ 357

21. Линеарные ходы. Линеарность в тональных последованиях...... 362

22. Альтерация. К проблеме увеличенного трезвучия. Увеличенная секста. «Секста Чайковского».................. 366

23. Смешение ладов. Мажоро-минорные системы................ 376

24. Дальнейшее расширение тональности. Моноструктурные функции и добавочные

конструктивные элементы (ДКЭ). Аккордовые ряды............ 383

25. Тритоновые замены и функциональные дубли................ 388

26. Постальтерация..................................... 398

27. Функциональная инверсия............................. 402

28. Состояния тональности. Тональные индексы.................409

29. Эмансипация терцовых, секундовых и тритоновых связей .... 425

30. Однотерцовые связи............................... 436

31. Модальная функциональность в симметричных ладах..........442

32. Новая сонантность...................................443

33. Сложение хроматической тональной системы. Омнитональность (пантональность) .......................446

34. Новые техники романтической гармонии...................452

Литература............................................... 454

Глава 12. Гармония и формообразование...........................456

1. Главные факторы формообразования......................456

2. Гармония и метр....................................458

3. Каденции.........................................468

4. Типы гармонического изложения.........................472

5. Гармония и тематизм.................................475

6. Модуляция........................................476

7. Гармонические структуры классических музыкальных форм.....483

8. Эволюция гармонии и формообразование...................486

Литература............................................... 497

Заключение.................................·...............498

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Анализы........................................ 504

1.1.1.-1.5.1. Нотные образцы............................... 504

1.1.2.-1.5.2. Схемы форм.................................. 529

1.2.3.-1.3.3. Метрические структуры ......................... 531

Приложение 2. Принятые в книге обозначения.......................533

2.1. Основные знаки тональной функциональности...............533

2.2. Функциональные знаки расширенной тональности ............533

2.3. Прочие обозначения гармонии...........................534

2.4. Функции частей музыкальной формы......................534

Приложение 3. Таблица интервалов............................... 535

Юрий Николаевич ХОЛОПОВ

ГАРМОНИЯ

Теоретический курс

Учебник

Генеральный директор А. Л. Кноп Директор издательства О. В. Смирнова

Главный редактор Ю. А. Сандулов Художественный редактор С. Л. Шапиро

Редактор У. А. Елькина

Корректоры О. П. Панайотти, В. С. Волкова Подготовка иллюстраций Л. В. Буракова, А. Ю. Лапшин

Верстальщик С. Ю. Малахов Выпускающие Н. К. Белякова, О. В. Шилкова

ЛР № 065466 от 21.10.97

Гигиенический сертификат 78.01.07.953.11.001665.03.02 от 18.03.2002 г., выдан ЦГСЭН в СПб

Издательство «ЛАНЬ»

[email protected]

www.lanpbl.spb.ru

193012, Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, 277.

Издательство: тел./факс: (812)262-24-95, тел.: (812)262-11-78;

[email protected]

[email protected]

Торговый отдел: 193029, Санкт-Петербург, ул. Крупской, 13,

тел./факс: (812)567-54-93,

тел.: (812)567-85-78, (812)567-14-45, 567-85-82, 567-85-91; [email protected]

Филиал в Москве:

109263, Москва, 7-я ул. Текстильщиков, 5, тел.: (095)919-96-00, 787-59-47, 787-59-48;

[email protected]

Филиал в Краснодаре: 350072, Краснодар, ул. Жлобы, 1/1, тел.: (8612)74-10-35.

Сдано в набор 23.10.2002. Подписано в печать 20.04.2003

Бумага типографская. Гарнитура Школьная. Формат 60x90 1/16

Печать офсетная. Печ. л. 22,84. Усл. п. л. 34,0. Тираж 2 000 экз.

Заказ № 1543

Отпечатано с готовых диапозитивов

во ФГУП ИПК «Ульяновский Дом печати»

432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14

Наши рекомендации