И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX
Л. БЕТХОВЕН Соната ор. 31 № 2 (часть I)
Р. ВАГНЕР «Тристан и Изольда» Вступление
296 1.4.1. M. МУСОРГСКИЙ «Борис Годунов» Сцена под Кромами (фрагмент до хора «Не сокол летит по поднебесью»)
А. ЛЯДОВ «Волшебное озеро» Сказочная картинка
СХЕМЫ ФОРМ
И. С. БАХ. ХТК. Т. I, фуга IX, E-dur
Л. БЕТХОВЕН. Соната ор. 31 № 2, ч. I
Р. ВАГНЕР. «Тристан и Изольда». Вступление
1.4.2. М. МУСОРГСКИЙ. «Борис Годунов». Сцена под Кромами (фрагмент)
А. ЛЯДОВ. «Волшебное озеро»
МЕТРИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ
Л. БЕТХОВЕН. Соната ор. 31 № 2, ч. I Метрическая структура экспозиции
Р. ВАГНЕР. «Тристан и Изольда». Вступление. Метрическая структура фрагмента
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИНЯТЫЕ В КНИГЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
Основные знаки тональной функциональности
Функциональные знаки расширенной тональности
Прочие обозначения гармонии
Функции частей музыкальной формы
— | главная тема | |
— | побочная тема (1-я- , 2-я- ) | |
— | переход (от главной темы) | |
— | переход (к главной теме) | |
— | вступление | |
— | заключение (кода малой формы) | |
— | предложение, устойчивая часть темы | |
— | середина, неустойчивая часть темы | |
— | вступительная часть темы | |
— | дополнение (к теме) | |
— | разработка | |
— | предыкт | |
══╣ | — | кода (крупной формы) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ТАБЛИЦА ИНТЕРВАЛОВ
Продолжение табл.
Условные обозначения:
Q | = чистая квинта 3/2 | } | Строительные интервалы нашей музыкальной системы |
Т | — натуральная большая терция 5/4 |
+ интервал вверх | штрих снизу | — | комматическое повышение |
- интервал вниз | штрих сверху | — | комматическое понижение |
(По: Riemann. Musiklexikon. Sachteil. Mainz, 1967. S. 411-413).
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие...................................................3
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Глава 1. Гармония...............................................8
1. Значение термина в музыке.............................. 8
2. Этимология......................................... 9
3. Гармония. Мифологические представления................... 9
4. Философский аспект. Гармония мира...................... 10
5. Гармония и красота.................................. 11
6. Гармония в музыке................................... 12
7. Историческая изменчивость понятия гармонии............... 13
Литература................................................ 14
Глава 2. Консонанс и диссонанс................................... 15
1. Этимология........................................ 15
2. Сущность консонирования и диссонирования................ 15
3. Математический и физический аспекты.................... 16
4. Музыкально-физиологический
и музыкально-психологический аспекты.................... 19
5. Соотношение аспектов консонирования и диссонирования....... 20
6. Проблема октавы.................................... 22
7. Два основных метода оценки консонансов и диссонансов........ 25
8. Формы звуковой реализации консонанса и диссонанса.......... 25
9. Консонансы, диссонансы и ладообразование................. 27
10. Историческое развертывание свойств консонанса и диссонанса .... 28
11. Важнейшие теории консонанса-диссонанса.................. 30
Литература................................................ 31
Глава 3. Лад.................................................. 32
1. Определение понятия................................. 32
2. Этимология........................................ 34
3. Сущность лада...................................... 34
4. Интонационная природа звукового материала лада............ 36
5. Основные категории и типы ладовой системы. Их генезис....... 37
6. Органика и диалектика процесса эволюции лада.............. 39
7. Механизм ладообразования............................. 41
8. Классификация ладов................................. 42
Литература................................................ 45
Глава 4. Аккорд................................................46
1. Этимология........................................ 46
2. Понятие и определение................................ 46
3. Основные типы и виды аккордов......................... 49
4. Логическая структура аккорда........................... 51
5. Три стороны аккорда................................. 53
6. Основной тон аккорда................................. 55
7. Терцовый принцип аккордовой структуры.................. 57
8. Этапы исторической эволюции категории аккорда............. 58
Литература................................................ 59
Глава 5. Первичные линейные неустои: неаккордовые звуки............. 60
1. Определение. Сущность неаккордовых звуков................ 60
2. Критерии классификации неаккордовых звуков.............. 61
3. Основные типы неаккордовых звуков...................... 62
4. Задержания. Апподжиатура............................ 63
5. Проходящие....................................... 66
6. Вспомогательные. Камбиаты............................ 68
7. Предъем.......................................... 70
8. Выдержанные тоны (педали)............................ 71
9. Свободные тоны..................................... 72
10. Комбинированные и вторичные неаккордовые.
Особые случаи неаккордовых звуков....................... 73
11. Неаккордовые звуки и мотивное членение формы............. 75
12. Влияние линейных тонов на гармоническую вертикаль......... 76
13. Этапы исторической эволюции неаккордовых звуков........... 80
14. Основные функции интервалики
в классико-романтической гармонии...................... 83
Литература................................................ 83
Глава 6. Первичный гармонический устой: органный пункт..............84
1. Определение. Сущность органного пункта................... 84
2. Этимология........................................ 84
3. Виды органных пунктов............................... 85
4. Роль органных пунктов в музыкальной форме................ 86
5. Органный пункт на тонике............................. 88
6. Органный пункт на доминанте........................... 90
7. Двойной (и тройной) органный пункт...................... 91
8. Органные пункты (педали) в верхних голосах................ 93
9. Полигармония органных пунктов. Виды полиструктур.......... 95
10. Особенности голосоведения............................. 97
11. Фигурация органного пункта. Остинато.................... 98
12. Органные пункты на других ступенях..................... 99
13. Этапы исторической эволюции органного пункта.............. 101
Литература............................................... 104
Глава 7. Голосоведение......................................... 105
1. Определение и разграничение понятий. Сущность голосоведения ... 105
2. Виды движения голосов. Количественный
и качественный факторы голосоведения....................107
3. Фактурные функции голосов............................109
4. Контурное двухголосие. Контрапунктический остов гармонической ткани.................................113
5. Глубинные слои многоголосной ткани.
Стилистическая обусловленность норм голосоведения...........116
Литература............................................... 124
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Глава 8. Роды интервальных систем............................... 126
1. Понятие рода.......................................126
2. Экмелика.........................................128
3. Пентатоника. Квинтовая пятиступенность..................131
4. Диатоника.........................................133
5. Квинтовая структура диатоники.........................137
6. Квинто-терцовая структура диатоники.....................141
7. Миксодиатоника....................................143
8. Гемиолика.........................................145
9. Хроматика ........................................148
10. Формы хроматики...................................154
11. Энгармонизм. Равномерная темперация.
Понятия «ступени» и «значения» ........................158
12. Проблема полутона. Вводнотонность....................... 166
13. В замкнутом круге................................... 169
14. Микрохроматика.................................... 172
Литература............................................... 174
Глава 9. Лады модального типа.................................. 175
1. Модальное одноголосие................................ 175
2. Ладовая переменность................................. 188
3. Проблема обиходных ладов............................. 192
4. О выразительности старинных модальных ладов.............. 204
5. Модальное многоголосие. Натуральные лады. Модализмы ....... 208
6. Смешение ладов. Модальная хроматика.................... 222
7. Симметричные лады.................................. 225
Литература............................................... 234
Глава 10. Тональность.......................................... 235
1. Понятие тональности................................. 235
2. Мажор и минор..................................... 239
3. Смысловое значение элементов тональной системы. Ступени и функции. Фундаментные ступени
и проблема основного тона............................. 245
4. Состав тональности и проблема тонального родства............ 250
Литература............................................... 260
Глава 11. Теория функций....................................... 261
1. Понятие функции ................................... 261
2. Типология ладогармонических функций.................... 262
3. Модальные функции.................................. 263
4. Тональные функции. Центральный и главные элементы
тональной системы................................... 268
5. Система основных тональных функции (ГЭ)................. 272
6. Модификация коренных функциональных гармоний. Функциональные спутники, «мнимые консонансы» (скрытые диссонансы). Типы основного тона. Проблема медиант.......... 278
7. Логика тональных функций. Формула TSDT
как основной закон функциональной тональности............. 292
8. Тональность строгая и расширенная. Функциональные ступени . . . 297
9. К проблеме полифункциональности....................... 302
10. К проблеме «прерванных оборотов». Типы аккордовых соединений........................... 305
11. Квинтовые ряды диатоники. К проблеме уменьшенного трезвучия. Диатонические терцовые ряды................... 311
12. Диатонические секвенции.............................. 315
13. Субсистемы и местные (переменные) функции................ 320
14. Двойная доминанта.
Фригийская (неаполитанская) субдоминанта................. 322
15. Побочные функции. Отклонения (хроматические субсистемы). Расширение тональности............................... 328
16. Хроматизированные и хроматические квинтовые ряды. Хроматические секвенции. Хроматизированные и хроматические терцовые ряды... 334
17. Линеарные функции. Проходящие и вспомогательные аккорды . . . 342
18. Апподжиатурные созвучия. Кадансовый квартсекстаккорд.
Прочие линеарные функции............................ 347
19. Разработка аккорда. Вторичные аккорды................... 349
20. Гармоническая колористика. Колористические функции........ 357
21. Линеарные ходы. Линеарность в тональных последованиях...... 362
22. Альтерация. К проблеме увеличенного трезвучия. Увеличенная секста. «Секста Чайковского».................. 366
23. Смешение ладов. Мажоро-минорные системы................ 376
24. Дальнейшее расширение тональности. Моноструктурные функции и добавочные
конструктивные элементы (ДКЭ). Аккордовые ряды............ 383
25. Тритоновые замены и функциональные дубли................ 388
26. Постальтерация..................................... 398
27. Функциональная инверсия............................. 402
28. Состояния тональности. Тональные индексы.................409
29. Эмансипация терцовых, секундовых и тритоновых связей .... 425
30. Однотерцовые связи............................... 436
31. Модальная функциональность в симметричных ладах..........442
32. Новая сонантность...................................443
33. Сложение хроматической тональной системы. Омнитональность (пантональность) .......................446
34. Новые техники романтической гармонии...................452
Литература............................................... 454
Глава 12. Гармония и формообразование...........................456
1. Главные факторы формообразования......................456
2. Гармония и метр....................................458
3. Каденции.........................................468
4. Типы гармонического изложения.........................472
5. Гармония и тематизм.................................475
6. Модуляция........................................476
7. Гармонические структуры классических музыкальных форм.....483
8. Эволюция гармонии и формообразование...................486
Литература............................................... 497
Заключение.................................·...............498
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Анализы........................................ 504
1.1.1.-1.5.1. Нотные образцы............................... 504
1.1.2.-1.5.2. Схемы форм.................................. 529
1.2.3.-1.3.3. Метрические структуры ......................... 531
Приложение 2. Принятые в книге обозначения.......................533
2.1. Основные знаки тональной функциональности...............533
2.2. Функциональные знаки расширенной тональности ............533
2.3. Прочие обозначения гармонии...........................534
2.4. Функции частей музыкальной формы......................534
Приложение 3. Таблица интервалов............................... 535
Юрий Николаевич ХОЛОПОВ
ГАРМОНИЯ
Теоретический курс
Учебник
Генеральный директор А. Л. Кноп Директор издательства О. В. Смирнова
Главный редактор Ю. А. Сандулов Художественный редактор С. Л. Шапиро
Редактор У. А. Елькина
Корректоры О. П. Панайотти, В. С. Волкова Подготовка иллюстраций Л. В. Буракова, А. Ю. Лапшин
Верстальщик С. Ю. Малахов Выпускающие Н. К. Белякова, О. В. Шилкова
ЛР № 065466 от 21.10.97
Гигиенический сертификат 78.01.07.953.11.001665.03.02 от 18.03.2002 г., выдан ЦГСЭН в СПб
Издательство «ЛАНЬ»
www.lanpbl.spb.ru
193012, Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, 277.
Издательство: тел./факс: (812)262-24-95, тел.: (812)262-11-78;
Торговый отдел: 193029, Санкт-Петербург, ул. Крупской, 13,
тел./факс: (812)567-54-93,
тел.: (812)567-85-78, (812)567-14-45, 567-85-82, 567-85-91; [email protected]
Филиал в Москве:
109263, Москва, 7-я ул. Текстильщиков, 5, тел.: (095)919-96-00, 787-59-47, 787-59-48;
Филиал в Краснодаре: 350072, Краснодар, ул. Жлобы, 1/1, тел.: (8612)74-10-35.
Сдано в набор 23.10.2002. Подписано в печать 20.04.2003
Бумага типографская. Гарнитура Школьная. Формат 60x90 1/16
Печать офсетная. Печ. л. 22,84. Усл. п. л. 34,0. Тираж 2 000 экз.
Заказ № 1543
Отпечатано с готовых диапозитивов
во ФГУП ИПК «Ульяновский Дом печати»
432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14