Словосочетание. Процесс морфологизации синтаксической конструкции

Словосочета́ние — это соединение двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, ка­чества, действия и др.).

Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.

Процесс «морфологизация» является одним из наиболее ярких внешних проявлений грамматикализации; собственно, в ранних лингвистических работах (у Мейе и других авторов) морфологизация фактически являлась синонимом грамматикализации, понимаемой, таким образом, просто как превращение «слова» в «не-слово», т.е. в (связанную) морфему. Действительно, когда говорят, например, о грамматикализации латинских конструкций с глаголом 'иметь', эволюционировавших в романских языках в формы будущего времени, то бросается в глаза прежде всего превращение самостоятельного глагола в одно- или двухфонемное глагольное. Между тем процесс грамматикализации более сложен и отнюдь не сводится к морфологизации как таковой. В основе этого процесса лежат прежде всего семантические изменения, без которых невозможны и все прочие, т.е. морфосинтаксические и тем более фонетические. Тем самым грамматикализация начинается с семантических изменений, в ходе которых неграмматическое значение становится грамматическим, постепенно расширяя сочетаемость, становясь более общим и абстрактным и приобретая в конце концов обязательный характер.

29). Предикация и номинация.

Номинация - это название предмета, а предикация - отношение его к действительности, пояснение то есть номинация, к примеру: "кошка", а предикация: "кошка - это животное"    
     

Предика́ция

(от лат. praedicatio — высказывание) — одна из трёх основных функций языковых выражений (наря­ду с номинацией и локацией), акт соединения независимых предметов мысли, выражен­ных само­сто­я­тель­ны­ми словами , с целью отразить «положение дел», событие, ситуацию действительности.

Предикация разделяется на 2 этапа. 1‑й этап (предикация в узком смысле) —соединение смыслов более элементарных языко­вых выраже­ний — незавер­шён­ная предика­ция; 2‑й этап (предикация в широком смысле) — утвержде­ние или отрица­ние (истинности или ложности) пропозиции отно­си­тель­но действи­тель­но­сти — завершён­ная предикация.

Незавершённая предикация находит отражение в языке как общая часть (имеющая вид предло­же­ния) нескольких связанных по смыслу предложений — утвердительного, отрица­тель­но­го, вопроси­тель­но­го, побуди­тель­но­го, истинного или ложного, например: «Он пришёл», «Нет, он не пришёл», «Пришёл ли он?», «Хоть бы он пришёл!», «Я хочу, чтобы он пришёл», «Неверно, что он пришёл». Пропозиция «он пришёл» по поверхностной структуре совпа­да­ет с утвердительным предложением «Он пришёл», которое, однако, в глубинной структуре имеет вид «Верно, что — Он пришёл».

Завершённая предикация находит отражение в языке в виде полных самостоятельных предло­же­ний, например каждое из вышеприведённых предложений целиком. Для выражения незавер­шён­ной предика­ции в развитых языках имеются специфические формы, такие,как оборот винительный падеж с инфинитивом в индоевропейских языках,’, различные причастные обороты и т. п. Наиболее развитой формой незавер­шён­ной предикации является придаточное предложение с союзом типа русского «что» после глаголов полагания, веры (верю, что; думаю, что), восприятия (вижу, что), сомнения (сомневаюсь, что, чтобы), чувства (радуюсь, что) и т. п.

Языковые формы предикации принадлежат не какому-либо одному члену предло­же­ния, а предло­же­нию в целом. Поэтому существуют (и, по-видимому, являются древнейшими) формы преди­ка­ции без глагола, в виде двух соположенных имён, то есть так называемого именного предложения: др.-рус. «Грех сладко, а человек падко», лат. Varium et mutabile semper femina‘Изменчиво и непостоянно всегда женщина’, где предикация выражает вневременну́ю, «сущностную» связь понятий. В глаголь­ном предло­же­нии к предикации как вневременно́й связи присоединяются показатели и смыслы двух других функций языковых выражений — номинации (показатель способа бытия — сама лексема глагола) и локации (показатели време­ни, места, лица, наклонения и т. д.), которые группируются вокруг глагола, образуя «глагольный комплекс» предложения.

Номина́ция

[от лат. nominatio — (на)именование] —

образование языковых единиц, характеризующихся номинативной функцией, т. е. служащих для называния и вычленения фрагментов действительности и формирования соответствующих понятий о них в форме слов, сочетаний слов, фразеологизмов и предложений. Этим термином обозначают и результат процесса номинации — значимую языковую единицу. Некоторые учёные употребляют термин «номинация» для обозначения раздела языкознания, изучающего структуру актов наименования: в этом смысле номинация — то же, что ономасиология, и противопоставляется семасиологии (см. Семантика);
совокупность проблем, охватывающих изучение динамического аспекта актов наименования в форме предложения и образующих его частей, рассматриваемых в теории референции; противопоставляется семантике;
суммарное обозначение лингвистических проблем, связанных с именованием (см. Имя), а также со словообразованием, полисемией, фразеологией, рассматриваемыми в номинативном аспекте.

Предметом теории номинации как особой лингвистической дисциплины является изучение и описание общих закономерностей образования языковых единиц, взаимодействия мышления, языка и действительности в этих процессах, роли человеческого (прагматического) фактора в выборе признаков, лежащих в основе номинации, исследование языковой техники номинации — её актов, средств и способов, построение типологии номинации, описание её коммуникативно-функциональных механизмов и т. д. В зависимости от отправной точки исследования различают ономасиологический подход к проблемам номинации, когда за исходное берется отношение «реалия (денотация) — смысл (сигнификат) имени», или семасиологический, при котором смысл имени рассматривается как способ вычленения и называния реалии (или класса реалий, денотата).
Процессы и структуру актов номинации принято описывать, исходя из трёхчленного отношения («семантического треугольника») «реалия — понятие — имя». Каждый компонент этого универсально-логического отношения номинации в конкретно-языковом её воплощении обогащается признаками, характерными для членения мира в данном языке. Реалия предстаёт как денотат имени, т. е. как совокупность свойств, вычлененных в актах номинации у всех обозначаемых данным именем реалий (класса объектов). Понятие, вбирая в себя категориально-языковые признаки, выступает как сигнификат (смысл) имени, в который могут входить и экспрессивные признаки (см. Экспрессивность). Имя осознаётся как звукоряд, расчленяемый в языковом сознании в соответствии со структурной организацией данного языкового кода. Соотношение сигнификата имени и денотата и направление этого отношения в конкретных актах номинации (в составе высказывания) от смысла имени к денотируемому объекту обозначения (реалии) создают базовую структуру номинации, универсальную для естественных языков. Акты номинации — продукт речевой деятельности, а их результаты осваиваются системой языковой, функциональными и социальными нормами языка и узусом.
Результаты номинации, обозначающие «кусочки» действительности, служат строительным материалом для предложения. Языковые сущности приспосабливаются в процессах номинации к идентификации элементов действительности или к сообщению об их признаках, а также к дейктической, строевой и служебной ролям.

Наши рекомендации