Тема №2. Музыкальная фактура
Гармония (краткие тезисы лекций)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Основные проблемы гармонии
1. Диатоника. Функциональные взаимосвязи в диатонике. Основные и переменные функции аккордов. Трезвучия, септаккорды и прочие аккорды терцовой структуры. Понятие об аккордах иных структур
2. Музыкальная фактура
3. Мелодическая фигурация
4. Органный пункт
5. Общая теория модуляции. Модуляция в тональности первой степени родства, ее значение в формообразовании. Постепенная модуляция в тональности второй степени родства
6. Постепенная модуляция в отдаленные тональности
7. Ладовая альтерация
8. Мажоро-минор. Средства мажоро-минора в модуляционном процессе
9 Энгармоническая модуляция. Модуляция через энгармонизм уменьшенного вводного септаккорда
10. Секвенции
11. Гармония натуральных ладов. Переменные ладовые системы
12. Ладотональное развитие в музыкальной форме
Рекомендуемая литература
Введение. Основные проблемы гармонии
Гармония как один из основных и наиболее активных, целостных и в то же время широко разветвленных формообразующих факторов музыки, носитель ее конструктивно-логических, выразительных и красочных качеств, непосредственно выявляющийся в объединении тонов созвучиями и в связи этих созвучий между собой. Вытекающие отсюда характерные направления единовременного действия гармонии - вертикаль и горизонталь многоголосной музыкальной ткани - и определение гармонии как особой, ладотональной «координации звуков музыкальной ткани по вертикали и горизонтали» (И. В. Способин). Важность этого максимально обобщающего определения, указывающего на гармонию как на концентрированное выражение ладотональной природы музыки, которая обнаруживается в различных аспектах.
Общие основы музыкальной организации в целом. Их социально-историческая природа, обусловленная общественным музыкальным сознанием, общественной музыкальной практикой. Исторически развивающееся общественное музыкальное сознание, определяющее свойства музыкального мышления и восприятия, как важнейший источник всех законов музыки. Ложные в научном отношении попытки обоснования этих законов акустическими явлениями или преувеличенным значением индивидуальных творческих находок. Критика таких попыток (механистический материализм в первом случае, субъективный идеализм, волюнтаризм - во втором). Истинная роль акустических закономерностей и персонального «изобретения» в музыке, их зависимое, вторичное положение относительно общественного музыкального сознания и общественной музыкальной практики в общем историческом ходе развития музыки.
Процесс развертывания и становления музыкального целого во времени, связанные с этим особенности музыкального мышления и восприятия, а также особенности структуры музыкального целого. Принцип субординации, вытекающий из этих особенностей,- диалектическое единство первичного и вторичного, главного и подчиненного. Различные аспекты и уровни проявления принципа субординации, особенно - в ладотональной организации музыки. Гармония как органическое следствие ладотональной организации музыки, как специфический аспект и уровень этой организации.
Роль гармонии в музыкальном целом. Ее собственно формообразующие, скрепляющие и упорядочивающие действия на различных уровнях целого. Гармония в ряду других факторов музыкального целого, её взаимосвязи с ними. Соотношение гармонии и мелодии- двух наиболее крупных и сложных факторов музыки, вобравших в себя и подчинивших себе действия всех других факторов.
Учение о гармонии, его предметы и задачи, его место среди других разделов теории музыки. Значение изучения гармонии как науки для музыканта-исполнителя.
Тема№1. Диатоника. Функциональные взаимосвязи в диатонике. Основные и переменные функции аккордов. Трезвучия, септаккорды и прочие аккорды терцовой структуры. Понятие об аккордах иных структур
Диатоника как основа натуральных ладов и аккордов терцовой структуры. Условная диатоника. Созвучия - любое одновременное сочетание нескольких двух и более звуков, выражающее важнейшее специфическое качество гармонии: гармоническую вертикаль, свойственную именно и только гармонии. Два вида созвучия: аккорд и неаккордовые сочетания.
Аккорд - частный, но наиболее важный, главенствующий и опорный для гармонии в целом вид созвучия, по отношению к которому любой другой вид будет подчиненным, второстепенным. Аккорд представляет собой специфическую гармоническую интонацию - смысловую единицу музыкального языка, прочно укоренившуюся в общественном музыкальном сознании со своей особой семантикой, выразительностью и колоритом, обладающую исторически сложившимся строением и способную характеризовать ту ладотональную структуру, принадлежностью которой она является. Два находящихся в неразрывном единстве противоположных свойства аккорда: смысловая стабильность, константность - и способность к бесчисленным, гибким перевоплощениям, к бесконечно разнообразной мобильной нюансировке основного смысла.
Необходимость разграничения аккордов и неаккордовых сочетаний, устанавливающего важнейшие критерии при определении качеств гармонической вертикали. Значительная ограниченность неаккордовых сочетаний сравнительна с аккордами. Универсализм аккордов, позволяющим выполнять любую функцию неаккордовых сочетания (например, функцию проходящего, вспомогательного, прилегающего и т.п. созвучия). Вместе с тем возможность придать тому или иному неаккордовому сочетанию временное значение аккорда, рождающее изысканный эффект в музыке различных авторов 20-го столетия (Скрябин, Барток, Мессиан и др.).
Терцовая структура аккорда как исторически сложившийся наиболее целесообразный, конструктивно гибкий и господствующий принцип, в связи с этим обычно фигурирующий в большинстве трудов по гармонии, в качестве основного критерия при определении аккорда. Созвучие нетерцовой структуры - как эпизодически, дополняющий контраст выразительного и красочного плана, не подменяющий собой главный структурный принцип аккорда. Универсализм терцовой структуры, допускающий её различные модификации - введение в аккорды побочных тонов, заменных и внедряющихся.
Общественная музыкально-художественная практика (создание, исполнение и восприятие музыки и соответствующие ей исторически развивающиеся общественное музыкальное сознание - как область возникновения, формирования и развития всех законов и норм музыкального мышления, восприятия музыкального языка. Общественное музыкальное сознание- первичная основа, по отношению к которой индивидуальное творчество композитора всегда оказывается явлением вторичным.
Временная природа музыки и обусловленные ею психофизиологичекие явления, регулирующие качественные и количественные нормы музыкального мышления и восприятия, особенности музыкального языка и его логики. Объем и константность восприятия. Единство и монолитность музыкального целого на основе четкого расчленения его на контрастные по своему значению и характеру части. Многоуровневая система субординации, выделяющая в любом аспекте музыкальной организации первичное и вторичное, главное и подчиненное. Такая система субординации - один из основных законов организации музыки, в соответствии с которым осуществляется связь и взаимодействие всех ее компонентов и факторов. Связанное с этим важнейшее свойство музыкальной логики, музыкального мышления и восприятия - стремление найти и выделить в каждый данный момент главный, опорный звуковой центр, с которым соотносится, сравнивается и вокруг которого объединяется все остальное.
Ладовая система музыкального мышления как обобщающее выражение конструктивно-логических основ и закономерностей этого мышления, оформившихся в результате исторического развития общественного музыкального сознания при необходимой опоре на общественную музыкальную практику и важнейшие психофизиологические свойства человека.
Ладотональная организация - обобщающий конструктивно-логический принцип организации, скрепления и упорядочения музыкальной ткани, и одновременно - звуковое воплощение, звуковая «модель» закономерностей и норм ладовой системы музыкального мышления. Ладовая система музыкального мышления и ладотональная организация музыки как постоянно взаимопроецирующиеся явления, обусловленные в равной мере специфической природой музыки, свойствами и уровнем исторически развивающегося общественного музыкального сознания. Многоуровневый характер действия и различных проявлений ладотональной организации музыки - от области мельчайших смысловых единиц музыкального языка - интонаций - до крупных циклических форм.
Ладовая система музыкального мышления и ладотональная организация музыки, в единстве, своем представляющие исторически сформировавшийся универсальный конструктивно-логический закон музыки, основу.реального интонационного воплощения всех ее специфических художественных, выразительных и красочных качеств. Универсальность этого закона, дающая при соблюдении его простор практически бесчисленным конкретным и характерным формам его проявления - как непосредственного в виде ладотональных структур, так и в виде исторически возникавших разного рода «надстроек» и дополнений (многообразные формы так называемой внетональности, межтональности и т. п.).
Лад и тональность как абстрагируемые в целях научного анализа понятия, характеризующие две стороны практически единого и неделимого в сущности своей явления - ладотональности - и в то же время синонимы, которыми часто для краткости «в быту» обозначается ладотональность как таковая (выражения: «тональность До мажор», «лад До мажор»).
Ладотональность - ладотональная или ладовая структура - достаточно целостная и в то же время четко дифференцированная функциональная система звуковых связей, в живой музыкальной практике предстающая в виде определенного мелодического, гармонического или мелодико-гармонического построения и вследствие этого обладающая элементарной музыкальной осмысленностью, выразительностью и колоритом. Раскрывающаяся во всем этом интонационная природа ладовой структуры. Представление о ладовой структуре как о конкретной основной форме, в которой воплощается, «моделируется» ладовая система музыкального мышления и как об основной действующей единице ладотональной организации музыки, как о конкретном и частном интонационном проявлении общего закона музыкального мышления и музыкальной организации.
Становление и образование любой ладовой структуры в диалектическом взаимодействии тенденций устойчивости и неустойчивости, тональной замкнутости и модуляционности. Характерные звуковые связи и зависимости, выражающие эти тенденции внутри ладовой структуры - ладовые функции звуков и созвучий (мелодические и гармонические ладовые функции). Тоника и другие ладовые функции, их конкретные формы, краткая характеристика этих форм и их исторической эволюции. Консонанс и диссонанс как факторы музыкальной организации в их отношении к ладовой устойчивости и неустойчивости, к формам созвучий разных ладофункциональных групп. Истинные (в том числе абсолютные и модифицированные) и условные формы тонического созвучия.
Ладовые структуры простейшего типа, содержащие лишь функции тоники и нетоники (устоя и неустоя) в их исторически первоначальных и современных формах. Функциональная дифференцированность сферы неустойчивости (наличие функций S, D, М) --- признак ладовых структур более высокой, многогранной и гибкой организации.
Два постоянно взаимодействующих плана музыкального восприятия - частный и обобщающий - и соответствующий им двуплановый распорядок внутри ладофункциональной организации музыки. Основные и переменные ладовые функции - мелодические и гармонические. Их соотношения в различных историко-стилистических условиях. Понятие о шкале интенсивности ладовых функций, о вариантности в соотношении основных и переменных функций.
Литература: Мюллер Т. Гармония, гл.1 темы 1-9
Тема №2. Музыкальная фактура
Понятие о музыкальной ткани - совокупности всех звуковых элементов музыкального произведения. Различные приемы образования этой ткани и вытекающая из них та или иная ее конкретная форма, ее конкретное строение - фактура (иначе - музыкальное изложение, оклад музыкального письма).
Одноголосная фактура (монодия). Ее усложнения различными формами дублировок, создающие многоголосную мелодию.
Многоголосная фактура и ее разновидности: гомофоническая, гетерофоническая, полифоническая. Сложная, синтезирующая многоголосная фактура, где гомофония, гетерофония и полифония постоянно чередуются во времени и объединяются в одновременном звучании. Краткие исторические сведения о простых и сложных разновидностях многоголосной фактуры.
Конкретные свойства многоголосной фактуры, подчас приобретающие существенное музыкально-стилистическое значение (количество голосов и его смены, расположение голосов по регистрам, фактурные усложнения аккордового ядра и т. п.).
Мелодическое качество голосов музыкальной ткани, выраженное в двух основных типах: собственно мелодиях и мелодиях-фигурациях. Важнейшие различия в их характере и структуре. Фигурации гармонические, мелодические и ритмические. Различные объединения этих форм фигурации, их характерная роль.
Мелодические функции голосов музыкальной ткани: мелодия, контрапункт, педаль, противодвижение, удвоение.
Фактура в целом как комплекс достаточно характерных стилистических качеств для музыки различных эпох и творческих направлений.
Голосоведение - движение совместно звучащих голосов музыкальной ткани. Различная степень мелодической развитости и контрастности этих голосов, ведущая к образованию различных типов многоголосного изложения.
Последование созвучий-гармоническая горизонталь, обнаруживаемая одновременно в двух формах связи между созвучиями: связи ладофункциональной и связи по голосоведению. Варианты в соотношении этих двух форм (равновесие, преобладание одной и подчиненный характер другой).
Характеристика профиля мелодического голоса, соотношение плавного и скачкообразного движения. Абсолютные и относительные формы и понятия плавного движения и скачка, выражающие совмещение в пределах мелодической линии двух начал: собственно мелодического и гармонического.
Гомофоническое многоголосие, характеристика роли составляющих его голосов (ведущий мелодический голос, бас, дополняющие голоса). Типы совместного движения голосов, синтез этих типов в многоголосном изложении. Реальные и дублирующие голоса. Различные формы дублировок. Понятие о многоголосной мелодии как фактурно-мелодическом явлении особого рода. Эффект звукового следа (остаточного звучания). Явные и скрытые голоса, условия возникновения последних, роль их в музыкальной ткани.
Типы ритмического соотношения мелодии и гармонии в их совместном движении, связь их с константностью музыкального мышления и восприятия, регулирующей количество и качество компонентов сложного музыкального целого.