Общее состояние преподавания истории в современной школе
Историческое образование в современном мире
В настоящее время утвердилось понимание значимости системы образования как важнейшего фактора развития и совершенствования общества. В основе этого вывода – определяющее место человека, так называемого «человеческого капитала» в современной мировой экономике и в системе общественных отношений, включая и сферу образования.
Система российского образования в принципе способна конкурировать с системами образования индустриально развитых стран, базирующихся на демократических институтах и ценностях. Но вместе с тем российские граждане отдают себе отчёт в том, что необходимы существенные изменения в образовательной сфере, которые позволят ей выйти на уровень современных требований. Только эффективная система образования может стать гарантом сохранения достойного места России в мировом сообществе стран, обладающих высоким потенциалом в области культуры, науки и образования.
В конце ХХ — начале ХХI в. наиболее заметные изменения произошли в системе историко-обществоведческого образования большинства стран мира. Можно назвать несколько комплексных факторов, которые обусловили трансформацию историко-обществоведческого образования в России:
— процессы глобализации и курс на интеграцию нашей страны в мировое образовательное пространство;
— радикальное преобразование всех сторон общественной жизни, что стимулировало поиск новой образовательной политики;
— новый этап развития исторической науки, которая является базовым основанием для системы школьного исторического образования;
— новый этап развития теории и методологии педагогической науки, которая также является базовым основанием для построения современной системы школьного исторического образования.
Общее состояние преподавания истории в современной школе.
Распад существовавшей в СССР советской системы образования и школьного исторического образования как составной части был болезненным не только для педагогов, но и для всего общества. В ходе трансформации суверенной России в постсоветское государство процессы переосмысления советского педагогического наследия совпали по времени с продолжительным системным кризисом, который затронул все сферы общества, усугубив и без того трудное, а подчас даже критическое положение системы образования. Ломка социально-экономических устоев советской системы и формирование нового постсоветского общества в России в 90-е гг. В ХХ в. стало основой формирования новых подходов к системе образования. В современной России постепенно утверждается личностно-ориентированная модель образования, происходит возвращение к национальным и мировым культурно-историческим традициям. Ценностные основания современного исторического образования школьников являются в настоящее время дискуссионной проблемой. В системе образования достаточно широко распространены традиционные ценности. Всё большую остроту приобретает вопрос о взаимоотношениях и взаимовлияниях на систему исторического образования конфессиональных ценностей — православия, ислама и др. В содержании школьного исторического образования происходит поиск оптимального баланса разноуровневых ценностей (этнокультурных, этнонациональных, общенациональных/общероссийских, общечеловеческих/планетарных и др.). Под влиянием мировых процессов в российской системе образования сформировалась относительно новая тенденция. В условиях российского многонационального, поликультурного и поликонфессионального общества ценностными основаниями исторического образования школьников постепенно становятся многообразие, многосубъектность, многоперспективность, критическое мышление, толерантность, мультиидентичность и др..
[История и политика.(В.Э. Багдасарян, доктор исторических наук/ Раскол восприятия национальной истории в России)
В современной системе образования существует огромное количество учебников и учебных пособий. Учебник истории и история не может быть свободен от политической функции. Он не может быть выведен за рамки инструментария государственной политики. Это очень специфическая особенность. При этом сама тема - политика и знание, политика и преподавание, политика и вуз, политика и учебник - достаточно фундаментальна.
Цитата из выступления В.В. Путина: «Что же касается каких-то проблемных страниц нашей истории - да, они были. Как они были в истории любого государства. И у нас их было меньше, чем у некоторых других. И у нас они не были такими ужасными, как у некоторых других. Да, у нас были страшные страницы. Но и в других странах пострашнее еще было. Во всяком случае, мы не применяли ядерного оружия в отношении гражданского населения, мы не поливали химикатами тысячи километров и не сбрасывали на маленькую страну в семь раз больше бомб, чем за всю Великую Отечественную войну, как это было во Вьетнаме, допустим. У нас не было других черных страниц как нацизм, например, и нельзя позволить, чтобы нам навязывали чувство вины».
Цитата из выступления Д.А.Медведьева: «В России на протяжении веков господствовал культ государства и мнимой мудрости административного аппарата, а отдельный человек с его правами и свободами, личными интересами и проблемами воспринимался в лучшем случае как средство, а в худшем — как помеха для укрепления государственного могущества. Поэтому принятие в 1993 г. основного закона, провозгласившего высшей ценностью человека его жизнь, его права и собственность, стало беспрецедентным событием в истории российской нации». И далее: «Вместо прошлой построим настоящую Россию, современную, устремленную в будущее молодую нацию, которая займет достойные позиции в мировом разделении труда». Произошла, очевидно, некоторая инверсия восприятия на уровне руководства государства национального прошлого, истории нашей страны.
Идеология и Учебник
Национальная идея есть представление о прошлом, настоявшем и будущем. В этом смысле идеология не может обойтись без истории, представления о прошлом. Поэтому учебники по истории России всегда были и есть идеологичными. Однако, какая это идеология? Что она собой представляет, можно понять по приводимому перечню названий разделов в ряде современных российских учебников истории:
− «Поиски обретения свободы»;
− «Партийный диктат и культура»;
− «Партия - ядро тоталитарной системы»;
− «Промышленная модернизация в тоталитарном исполнении»;
− «Крах плановой экономики»;
− «Мировая революция и мировая война»;
− «Советско-германский сговор»;
− «Советская тюрьма народов», и т.д.
Идеологический компонент здесь обнаруживается со всей очевидностью. Это идеология либерализма. Отличительной особенностью идеологических ориентиров российских учебников истории - это демонизация истории. Сложилось две модели национальной рефлексии прошлого официально - учебная и народная. Так, например, долгое время в рейтинге национальных героев лидировал, как известно, И. Сталин. И даже по результатам телепроекта «Имя России» в список 12 первых мест вошли и Сталин, и Ленин, и Иван Грозный фигуры, традиционно дезавуируемые (опровергаемые) в либеральной историографии.
И наконец, на одном из выступлений Д.А. Медведева было сказано следующее: «Все те ценности, которых мы придерживаемся, должны иметь правовую рамку. Придание этим ценностям практической силы закона, который направляет развитие всех общественных отношений, т. е. задает главный ориентир общественного развития». Ценностям, а речь шла о стандартах демократии, намереваются придать практическую силу закона! Это своего рода заявление о том, что либеральный концепт устанавливается, теперь уже открыто, в качестве официальной идеологии.
Историческая наука имеет идеологическую функцию, но это не значит, что у истории в обществе только эта миссия? Мне кажется, очень важно еще и то, что называется нравственной миссией. (А.В. Репников, доктор исторических наук). И в прошлом, и сейчас историю зачастую используют для того, чтобы кого-то разоблачать или восхвалять. Но ведь и жизнь каждого человека, тоже история. Его связь с прошлым своей страны и со своим народом - тоже история. В этом отношении гуманитарные науки позволяют осознать преемственность между прошлым и сегодняшним днем, а когда она уничтожается, то мы получаем циничное общество, в котором нет ни традиций, ни прошлого, ни будущего. В любом государстве и обществе должно быть то, на чем можно воспитывать — пример для подражания. Должны быть свои герои. Некоторые историки отмечают, что той скрепой, которая на фоне вырождавшейся официозной идеологии объединяла людей в последние десятилетия существования СССР, была Великая Отечественная война. И даже и не столько сама война, сколько связанная с ней героика. Война и победа оставались как нечто объединяющее. В учебниках должна быть определенность. Не ложь, не восхваление всего и вся, а определенность. Должны быть национальные герои. Сейчас мы этого не видим, в том числе и потому, что герои у нас постоянно меняются. Герой очень быстро делается антигероем, и наоборот. Это происходит не только на властном уровне, но и на уровне общества. Еще один момент, который нужно отметить. В отношении национальных героев просматривается странная тенденция. Стоит появиться позитивному образу, который берут в качестве примера, и вскоре начинается его ниспровержение и волна критики. «Безгрешных» людей мы в истории не найдем, но эта страсть к «разоблачению» всех и вся заслуживает отдельного разговора. Государство само должно определиться — кто у нас позитивные герои.]
Целепологание. Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития, обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества
Школьное историческое образование как педагогическая система является комплексной многофакторной и многоуровневой открытой гуманитарной системой, включающей ценности, традиции, нормы, принципы, механизмы воспроизводства и реализации, критерии эффективности и др. В структурно-содержательном планесистема школьного исторического образования включает в себя следующие основные компоненты:
1) комплекс социально обусловленных целей-функций школьного исторического образования – образовательных, воспитательных и развивающих, формируемых с учётом возрастных познавательных возможностей учащихся (вместе с тем возрастные познавательные возможности учащихся являются относительно самостоятельным фактором процесса обучения и могут быть названы в качестве компонента системы);
2) содержание обучения истории, которое является основой для усвоения учащимися общегражданских и общечеловеческих исторических идей;
3) формы, методы, приёмы и средства преподавания и изучения истории (совместной учебной работы учителя и учащихся);
4) результаты обучения, воспитания и развития учащихся и критерии их диагностики, позволяющие судить об эффективности всей системы.
В широком смысле в российскую систему школьного исторического образования можно также включить:
1) Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ (определение учебного времени, которое выделяется и финансируется за счёт бюджета на реализацию целей школьного исторического образования).
2) совокупность государственных образовательных стандартов по истории — начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, определяющих:
а) цели изучения истории;
б) обязательный минимум содержания основных образовательных программ;
в) требования к уровню подготовки выпускников начального общего, основного общего и среднего (полного) образования;
3) измерители образовательных достижений выпускников по ступеням общего образования (в настоящее время таковыми можно считать контрольно-измерительные материалы единого государственного экзамена по истории).