Особенности жанра бытовой повести. «Повесть о Горе-Злосчастии»
Повесть написана некием подобием белого стиха. В начале пересказывается история о грехопадении Адама и Евы. Дальше автор переходит к частным примерам бесовских искушений.
Родители поучали своего сына: не пей двух чар вместо одной, не прельщайся на девиц и "не бойся мудра, а бойся глупа". Сын позвал 50 друзей и устроил вечеринку. Лучший друг, называвшийся братом, отвел его в кабак, напоил и пообещал сторожить его. Когда же герой проснулся, он лежал голый и обворованный, а друга, естественно, и след простыл. Он нашел какую-то и тапочки и понял, что домой в таком виде лучше не показываться. И пошел он куда глаза глядят. Пришел на пир, хозяева посадили его вместе с детьми, а потом спросили, почему он такой грустный. Герой рассказал об истории в кабаке, и хозяева стали учить его жить и богатеть (не хитри и не обманывай, а живи честно, работай прилежно, и будет тебе счастьеье). Он уходит, богатеет и наживает еще больше всякого добра, чем ему дали родители. Тут появляется Горе-злосчастие и начинает соблазнять героя прелестями распутной жизни: нищего никто не тронет, и в рай ему дорога открыта, поэтому иди нищенствуй. Горе: вотчина моя и гнездо мое во бражниках (перевод на человечий язык нужен?). Герой сопротивляется. Горе: ты слаб, я и не таких обламывало. Герой лег спать - Горе приснилось ему и продолжило доканывать. А потом еще нарядилось архангелом Гавриилом и еще раз про рай напомнило. Герой бежит в другой город, потом приходит к реке, а поскольку деньги он все по совету "архангела" спустил, паромщикам заплатить нечем. Хочет утопиться, и тут из кустов вылезает Горе в набедренной повязке из лыка и говорит, что топиться некрасиво. «И вообще, знаешь, зачем я к тебе пришло? Ты, детка, родителей не слушал, а к тем, кто не слушает родителей и пьет много, приходит Горе-злосчастие!»
Герой превращается в сокола - горе в кречета, герой обернулся голубем - Горе ястребом, герой травой стал, а Горе на него с косой пошло. Герой рыба, Горе - невод. Короче, как в той песенке: "хоть прячься, хоть не прячься - все равно тебя найду!". И тогда дитятко побежало в монастырь и постриглось в монахи, а Горе осталось за воротами монастыря.
"А сему житию конец мы ведаем. Избави, господи, вечныя муки, а дай нам, господи, светлый рай.
Во веки веков. Аминь"
Повесть была обнаружена в 1856 г. академиком А. Н. Пыпиным в одном из сборников 18 в. была обнаружена эта повесть, нигде ранее не замеченная. Она отличалось отдругих произведений большим количеством моментов: это и ранодный стих, и народный язык, и нгеобычный безымянный герой, и высокое сознание человеческой личности, хотя и дошедшей до последней степени падения.
В разное время различные учёные и ислледователи считали «Повесть» былиной или духовынми стихами, либо синкретизмом этих двух жанров.
Традиционно направление повести считалось религиозно-нравственным, призванным, как и более поздняя «Комедия притчи о блудном сыне» Симеона Полоцкого, показать превосходство традиционной морали и пордяков над новыми, которые приводят только к обнищанию и падению, однако далее сюжеты и направления двух этих произведений расходятся, ведь в «Комедии» возвратившегося сына (как и в оригинальной притче) отец прощает, что символизирует умеренный консерватизм отца и возможность возвращения назад, к истокам, традиционным порядкам. В «Повести» же герой спасается от Горя-Злочастия только обращением к религии, монашеством, что показывает крайнюю «привязчивость» Горя, а, в то же время, и силу религии. Но «Повесть» также и рассматривает ситуацию и в широком морально-философском плане, начиная рассказ с грехопадения Адама и Евы и отмечая, что были посланы на людей несчастия Богом за то, что «злы люди стали».
В «Повести» проявляются фольклорные элементы, которые видно и в известном сказочном ходе с «погоней», когда злодей гонится за главным героям и превращается вслед за ним в различных хищников, а главный герой пытается скрыться, превращаясь в различных быстроногих/крылых зверей/птиц (либо наоборот, главный герой гонится за злодеем). Однако в сказках злодей в последнем превращении «ошибается», превратившись, допустим, в пшеничное зерно, а главный герой – в петуха, проглатывающего зерно, и за этим следует победа добра над злом и счастливый конец сказки. В «Повести» же спасением от несчастий и грехов, за которые было Горе-Злочастие наслано, можно лишь в церкви, покаянием и молением о своей душе.
37. Новый герой в «Повести о Савве Грудцыне»
Краткий пересказ:
В 1606 г. в Великом Устюге жил благочестивый купец Фомы Грудцын-Усов (именно через «ы» и через дефис). Затем, видимо, на время смуты, переселился от греха подальше в Казань, где и стал жить со своей женой и сыном до установления власти царя Михаила Романова. И отправился один раз Фома в Персию торговать, а 16-тилетнего сына отправил в Соликамск торговать, опыту набираться.
Савва прибывает в город Орёл, где его все рады принять, помня благодеяния отца, Фомы. Савва жил сперва в гостинице, затем перебрался в дом к местному благочестивому престарелому мещанину Бажену 2-ому (именно так). Тем временем не кто иной, как дьявол, подтолкнул жену Бажена склонить Савву к блуду, и силой дьявола (не иначе!) склонила она его к греху, и продолжали они потом грешить прелюбодеянием долгое время, а Бажен всё это время ничего и не замечал.
Как-то раз в праздник Вознесения Христа стала жена Бажена снова домогаться Саввы, но тот отказывался, не желая в такой святой праздник грешить (в другие-то, наверное, можно). Но позже, когда Бажен с Саввой вернулись из церкви, она подлила зелья в вино Саввино, тот выпил и «воспылал к ней». А жена Бажена поначалу приветливо с Саввой говорила, а затем «клевету возвела» на Савву, и поверил жене Бажен, с тяжёлым сердцем прогнал из своего дома Савву. И пришлось тому возвращаться в гостиницу. Но с тех пор Савва начал целыми днями ничего не делать, только по жене Бажена тосковать, сам аж телом весь иссох. А хозяева гостиницы хоть о нём и заботились, понять, что с ним — не могли, спросили совета у знахаря, тот им всё рассказал, да только хозяева не поверили.
И пошёл как-то Савва прогуляться, идёт, а сам думает, что не отказался, даже если б дьявол ему помощь обеспечил. И тут же к нему навстречу подошёл дьявол, обернувшийся молодым человеком, поздоровался, назвался Саввиным родственником из Великого Устюга, велел себя звать «братом». Стал интересоваться у Саввы, что тот томится. Савва сначала отпирался, а потом рассказал правду, пообещав за помощь все богатства. Тогда дьявол сказал что поможет, но не за богатства, а за одну расписку. Савва, сам не особо грамотный, под диктовку написал расписку, в которой говорилось, что Савва отрекается от Бога, поступает в служение дьяволу, а сам Савва так и не понял, что он в расписке-то написал. Потом дьявол велел Савве идти к Бажену, Савва так и сделал, и Бажен с радостью снова принял к себе в дом Грудцына, а тот продолжил прелюбодействовать с его женой.
Тем временем мать Саввы, до которой дошли слухи о том, что Савва все богатства отцовские растратил, да ещё и во грехе в чужом доме живёт, начала сыну писать письма. прося того одуматься. вернуться. но Саава не обращал на письма матери внимания.
Вскоре снова Савву встретил «брат», и, говоря, что он ещё и, оказывается, царевич, повёл к себе во дворец (автор комментирует, что Савва здесь сглупил, ведь ясно, что другого царя на русской земле нет, кроме царя Московского). И привёл он Савву в огромный дворец, в котором сидел царь — сатана, а при нём тёмные крылатые юноши. Сатана почитал расписку Саввы, порадовался, велел Савве пойти отобедать с «братом». Затем вернулись они в Орёл.
А Фома Грудцын-Усов вернулся в это время из Персии, услышал жалобы жены на сына, написал сперва письмо, а потом и сам отправился в Орёл, Савву уму-разуму учить.
Дьявол как узнал об этом, так предложил с Саввой попутешествовать. Тот согласился. и за одну ночь с дьяволом сделали они переход в 840 вёрст, оказались в городе Козмодемьянске. Там на рынке один старик-нищий сказал Савве, что душа того пропадает, что дьявол с ним рядом ходит. Но «брат» увёл от того Савву, сказав, что этот « старый душегубец» так уже многих молодых людей перехитрил, да и здесь позарился на богатую Савину одежду.
Затем они вдвоём отправились в Шуйск, где жили некоторое время.
Фома Грудцын в это время побывал в Орле, сына не нашёл, приехал домой и с горя помер.
Пока Савва с «братом» жили в Шуйске, царь Михаил Юрьевич объявил набор в армию, чтобы разбить поляков под Смоленском, и «братья» пошли в войска, где отличились умением и силой, благодаря бесу.
После переведения «братьев» в Москву Савве дали под командование отряд, и с помощью дьявола Савва всегда им сполна платил жалованье, в то время как в других полках солдаты все голодные и в плохой амуниции ходили. За такие заслуги царский боярин, цраский шурин, хотел взять к себе в покровительство Савву, да «брат» отсоветиовал Савве соглашаться, Говоря что нужно дождаться, пока сам царь покровительствовать не станет.
И однажды даже «брать» вместе с Саввой своей силой перемесил их в Смоленск, где они ходили и разведывали невидимками, как поляки крепость строят, а затем вернулись.
Вскоре по приказу царя поехали войска отбивать Смоленск, и Савва с «братом» среди них. У Смоленска по совету «брата» Савва выезжал три раза бороться один на один с польскими воинами-великанами. В третий раз Савву даже ранил поляк, да Савва всё равно его одолел. Затем, когда стали выходить из города поляки, побил их великое множество Савва с «братом». После боя боярин Шеин, командовавший войсками, подозвал Савву, спросил кто он, такой отважный. Савва рассказал правду Шеину, но тот разгневался, велел Савве возвращаться домой и жить, а не рисковать здесь и гибнуть. Савва огорчился, ушёл, а «брат» перенёс того обратно в Москву, где тот поселился на квартире у капитана Якова Шилова, где тот жил со своей женой. Кстати, в этой же квартире Савва с «братом» жил ещё во время служения в царской армии в Москве.
Однажды Савва заболел, хозяйка, капитанша, предлагала всё тому священника вызвать, но Савва говорил, что верит, что не к смерти эта болезнь. Но болезнь с каждым днём усиливалась, и, наконец, капитанша позвала на исповедь к Савве священника. Тот пришёл к Савве, начал читать молитвы, и тут рядом с Саввой появился «брат» и толпа бесов. «Брат» начала возмущаться, говоря, что Савва сам подписывал расписку, где отказывался от бога. Савве стало страшно, он рассказал всё священнику, а тот, хотя и были слышны ему голоса бесов, не убоявшись, довёл исповедь до конца.
После исповеди бес напал на Савву и начал его истязать, хватать и бить об стены дома, и с каждым днём становился всё злее. Капитан, хозяин квартиры, жалел Савву, но поделать ничего не мог. Но, наконец, он послал жену к государю, чтобы она пожаловалась тому на происходящее с Саввой. Та рассказала про Савву своей родственнице, а родственница пошла в царские палаты и доложила обо всё государю, который «простёр своё милосердие над больным» и велел охранять того, чтобы он случайно в огонь или воду не бросился.
А 1-го июля Савве явилась сама Богородица с архангелами, Савва её упросил простить его, обещал стать монахом. И Богородица обещала исцелить его в праздник Явления иконы Казанской Богоматери. Солдаты, услышав этот рассказ от Саввы, доложили всё царю, и тот решил ждать до 8 июля. Когда началась божественная литургия, Савву положили на ковер возле церкви. И во время одной из песен, «Херувимской», все услышали голос, который велел Савве идти в церковь, но больше не грешить. И Савва тут же выздоровел, а в руки ему сверху упала его расписка.
Савва вознёс хвалу Богоматери, а затем показал расписку царю. Савва вернулся к Якову Шилову. и те порадовались и тоже возблагодарили Бога и Пречистую Его Матерь.
Затем Савва роздал нищим всё своё имущества. а сам стал монахом в Чудовом монастыре, постясь и молясь о своём согрешении.
«В монастыре он прожил немало лет и отошёл в конце ко Господу во святые обители.
Вседержителю Богу слава и державе Его во веки веков! Аминь».
Явно видно в данном произведении несколько моментов. Во-первых, это конкретность временных и пространственных событий. Здесь царём является не какой-то безымянный царь, или сказочный царь Горох, а фактическое историческое лицо, Михаил Юрьевич Романов. Начинается рассказ в конкретный год, а конкретном месте, да и происходит каждое событие в реально существующих городах. Однако ярко контрастирует с такой крепко связанной с реальностью основой появление потусторонних сил, сначала одной стороны – бесов, дьявола, дворца дьявола, позже с другой — Богородица, архангелы; и эти потусторонние силы помогают в бытовых делах — дьявол даёт деньги Савве, переносит его не за тридевять земель, а от Орла до Козмодемьянска, на ровно 840 вёрст и т.д. Богородица же не уничтожает расписку Саввы священным огнём, а просто, как и в обычной жизни, отдаёт её в руки Савве, перед этим вылечив его от какой-то болезни и избавив от бесов. И это контраст смотрится довольно интересно, ведь большинство произведений стараются хранить некую недостижимость и отдалённость и Божьих, и дьявольских действий.
Также заметны и претензии на патриотичность автора, желающего неким образом укрепить уважение и любовь читателя к царю, один раз, например, выскакивает комментарий, в котором автор укоряет Савву в незнании того, что на Руси царь есть только один (подразумевается Михаил Романов). В другой раз царь предстаёт милосердным защитником Саввы, «простирающим милосердие», выставляющим у Саввы караул.
Любопытны и время от времени появляющиеся оценки автора, которые делают повесть весьма похожей на живую разговорную речь — это и внезапное отступление автора, что, когда дьявол привёл Савву во дворец свой, надо бы тому было перекреститься, и морок бы пропал. Ведь и в других древнерусских повестях авторы часто как бы советуют персонажам, однако те идут своей дорогой, переживая дальнейшие уготованные сюжетом беды.
Что до мотива договора с дьяволом и последующего либо спасения с помощью религии, либо применённой хитрости, позволяющей отменить договор, то этот мотив часто проскальзывает в русских народных произведениях, и в данном случае является двигающем сюжет элементом, а в завершение — и религиозной пропагандой. Но здесь интересен тот факт, что в русских народных сказках чаще всего персонаж намерено подписывает договор с дьяволом, надеясь перехитрить позже дьявола, а пока справиться со своими проблемами. В этой повести же и Савва впадает во грех, к которому его подтолкнул сам же дьявол, а расписку пописывает, сам не понимая того. И в результате он как бы оказывается в действительности невиноватым, ведь и блуд с женой Бажена — так сказать, «провокация» дьявола, и расписка недействительна, ведь на самом деле Савва не отрекался на словах и деле от Бога, он просто путешествует с дьяволом, сам о том не догадываясь.
Отсюда становится возможными религиозный финал, в котором главный герой не спасается своими силами, а оказывается спасённым Богородицей как на самом деле невиновный, а после этого отправляется в монастырь, где ведёт благочестивую жизнь в молитвах.
Также подмечены Лихачёвым в данном произведении основное внимание к истории простого человека, купеческого сына, а не некого святого, легендарного героя. Это объясняется, по Лихачёву, развитием литературы и добавлением в неё первичного психологизма, а также привлечения внимания к отдельному человеку.