Проверка и оценка результатов обучения истории
Проверка результатов обучения - этап в формирования знаний и умений учащихся, цель которого получение своевременной и разносторонней информации о процессе освоения содержания школьного курса истории учащимися, об их достижениях, для оперативного управления процессом обучения.
Проблемы П.Р.О. широко освещались как в дореволюционной, так и советской методической литературе, были предметом специальных исследований методистов (А.А. Вагин, Н.Г. Дайри, В.Г. Карцов, П..С. Лейбенгруб, А.И. Стражев и др.).
До 70-х гг. ХХ века основной целью проверки было выявление результатов освоения знаний. Качество знаний оценивалось по их полноте, глубине, подвижности, прочности. Со становлением развивающего обучения истории в цели проверки стало включаться выявление уровня освоения учебных умений. В советский период П.Р.О. также была связана с отслеживанием процесса идейного воспитания учеников.
В современной литературе находят свое отражение вопросы разработки новых форм и приемов проверки знаний, параметров оценки достижений учащихся (Л.Н. Алексашкина, Г.В. Клокова, О.Ю. Стрелова др.). Изменились подходы к оценке содержания проверки знаний. На протяжении всех предшествующих периодов проверялись преимущественно результаты освоения формализованных, объективизированных знаний, к которым относятся устоявшиеся в науке понятия, теоретические положения, факты. В современной литературе ставится ворос о проверке также результатов усвоения учениками неформализованных знаний, к которым относятся всевозможные интерпретации исторических фактов, вариативные оценочные суждения. Проверка их усвоения предполагает разработку дополнительных требований к тому, какие виды неформализованных знаний доступны усвоению учениками на каждой ступени обучения истории, какие требования следует предъявлять к уровню их воспроизведения и оценки учениками.
Функции (задачи) проверки и оценки результатов обучения истории – обучающая (дальнейшее углубление и систематизация знаний, развитие умений), контрольно-учетная (выставление отметок в зависимости от степени овладения учеником программным материалом), диагностическая (выявление степени решения задач обучения и эффективности выбранной методики обучения), стимулирующая (развитие познаватель6ного интереса, стимулирование систематической учебной деятельности школьников).
В литературе различают П.Р. О. по видам деятельности учеников и по дидактическим целям - на каждом этапе освоения учебного содержания.
Проверке подлежат:
результаты работы учащихся в классе и при выполнении домашних заданий;
устные ответы (при опросе, сообщении, докладе, в беседе, дискуссии и т.д.) и письменные работы (творческие сочинения, контрольные работы, тесты, диктанты рефераты, ведение тетради и т.д.);
результаты выполнения познавательных и творческих заданий (зарисовок, создания моделей, организации игр).
Именно всесторонний анализ деятельности учащихся позволяет получить полную картину их индивидуальных достижений, наиболее объективно и точно оценить результаты обучения и предпринять педагогические действия для решения задач раскрытия потенциала каждого ученика в обучении истории.
По дидактическим целям на каждом этапе освоения учебного содержания поверка различается формами и приемами проведения.
Начальный этап освоения учебного содержания связан с текущей проверкой по ходу урока. Она, в первую очередь, преследует цель установления правильности освоения сложных вопросов содержания занятия, основных единиц знаний и новых умений и предполагает незамедлительную коррекцию процесса обучения. Этот вид П.Р.О. проводится с использованием приемов контрольной беседы, диктанта, краткого теста, а также предполагает проверку продуктов деятельности учеников (заполнения таблиц, выполнения познавательных заданий и т.д.). Данная проверка, как правило, выполняет еще функции закрепления содержания занятия.
Далее проверка результатов освоения содержания осуществляется, как правило, на следующем уроке, в большинстве случаев - в виде опроса. Она преследует цели выявления полноты и правильности усвоения содержания предшествующего занятия, дополненного в процессе выполнения домашнего задания. Фиксируются изменения в уровне и глубине осмысления материала. Это наиболее развернутая, всесторонняя проверка усвоения содержания одного занятия. На этом этапе П.Р.О. выполняет функции закрепления, коррекции знаний и умений, а также, в большинстве случаев, контроля за результатами обучения.
Промежуточная проверка, проводимая в конце изучения большой темы (раздела), осуществляется с целью выявления результатов всего изученного в рамках данного этапа учебного содержания. В данном случае проверяются прочность и уровень усвоения нормативного содержания всего раздела, динамика в углублении знаний и в развитии умений учащихся (по сравнению с уровнем, заданным при их первичном освоении). Этот этап П.Р.О. осуществляется, как правило, на повторительно-обобщающих уроках, специальных уроках проверки результатов обучения. Он может быть соотнесен с функциями промежуточной аттестации и диагностики достижений учащихся, проводиться в виде тестирования, контрольной работы, устного зачета и т.д. Проверка результатов освоения всего курса истории, как правило, соотносится с годовой аттестацией школьников.
Итоговая проверка результатов обучения осуществляется в процессе аттестационных испытаний, проводимых в форме школьного зачета или экзамена по истории (в том числе в виде единого государственного экзамена).
П.Р.О. должна носить систематический характер. Ее итоги должны фиксироваться и анализироваться. Степень глубины, полноты, всесторонности анализа учителем результатов обучения непосредственно влияют на уровень эффективности совершенствования педагогом своей профессиональной деятельности и процесса обучения истории в целом.
Далее – см. ксерокопии стандартов, раздел «Требования к уровню подготовки выпускников»