Рассуждение на заданную тему
«Недаром помнит вся Россия про день Бородина». (По роману Л.Н.Толстого «Война и мир».) Перечитайте гл. романа и стихотворение М.Ю.Лермонтова, а также вопросный план и отберите нужный цитатный материал. Подумайте, как начать сочинение (возможные варианты: оттолкнуться от предстоящего празднования 200-летия Бородинской битвы; провести виртуальную прогулкоу по полю Бородина; процитировать Лермонтова и сразу отвечать на 1 вопрос и др.). 1. Как объяснить слова Толстого о том, что «Бородино» Лермонтова — «зерно, из которого вырос роман»? 2. Как объяснить слова Толстого: «Наполеон дал, а Кутузов принял это сражение» (т. III, ч. 2, гл. XIX)? 3. Как Толстой доказывает, что Кутузов и Наполеон, давая сражение, поступили «непроизвольно и бессмысленно»? Какие соображения автора кажутся убедительными? Какие — неприемлемыми? Насколько органически подтверждаются эти рассуждения текстом? 4. Толстой пишет о Кутузове (в XXXV главе): «Он не делал никаких распоряжений, а только соглашался на то, что предлагали ему». Так ли это, если внимательно проследить за событиями? Как изображен Кутузов? Чем живет он в эти часы? Каким предстает перед читателями Наполеон? 5. В одной из работ о «Войне и мире» сказано, что Толстой описал историю столкновения Наполеона с русским народом (см.: Храпченко М. Б. Лев Толстой как художник.— М., 1971, с. 103). Можно ли доказать справедливость этого утверждения? 6. Как Толстому удается показать: в канун Бородина было очевидно, что «всем народом навалиться хотят» на захватчика? 7. Какие моменты Бородинского сражения изображены в романе? Что пережил Пьер, находясь в самом центре сражения? Что заставляет его прийти к выводу: «Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!» (т. II, ч. вторая, XXXII)? 8. Каков же результат сражения? (т.3 ч.2 гл.39) |
Наташа Ростова на пути к счастью. (По роману Л.Н.Толстого «Война и мир»). К этому сочинению даются не только план, но и ключевые цитаты. Их используют в сочинении обязательно, необязательно полностью. Продумайте, как можно начать сочинение. Может быть цитированием стихотворения Н.Заболоцкого «некрасивая девочка»? Или им закончить, а начать как-то по-другому, например, афоризмом Толстого о счастье. 1. Знакомство с Наташей. «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка». Том I, ч. 1, гл. VIII, X, XVI—XVII, ч. 3, гл. VI. Том II, ч. 1, гл. X—XII, XV. 2. Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность. «— Соня! Соня!— послышался опять первый голос.— Ну как спать! Да посмотри ты, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня,— сказала она почти со слезами в голосе.— Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не было... Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда, душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так вот бы села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо,— и полетела бы. Вот так!» «В обращении своем с матерью Наташа высказывала внешнюю грубость манеры, но так была чутка и ловка, что, как бы она ни обхватила руками мать, она всегда умела это сделать так, чтобы матери не было ни больно, ни неприятно, ни неловко». Том II, часть 3, гл. XII—XVII, XIX. Какими чувствами переполнена Наташа на своем первом балу? Почему князю Андрею сразу понравилась Наташа? Что главное в Наташе: разум или чувство? 3. Национальные, народные черты в развитии характера Наташи. «Наташа сбросила с себя платок, который был накинут налей, забежала вперед дядюшки и, подперев руки в боки, сделала движение плечами и стала. Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала,— эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой,— этот дух, откуда взяла она эти приемы... Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизученные, которых и ждал от нее дядюшка». «— Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе!— закричала она (Наташа — И. Ф.).— Они остаются!.. — Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже... ...Люди собрались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтоб отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые». Том II, часть 4, гл. VII. Том III, ч. 3, гл. XVI. Как танцует Наташа и что удивляет в ее пляске зрителей? Поступки Наташи во время отъезда из Москвы Толстой считает такими же важными, как и действия солдат. Почему? Почему он избегает называть эти поступки патриотическими? 4. Дорогая цена испытаний. «Наташа, легко и даже весело переносившая первое время разлуки с своим женихом, теперь с каждым днем становилась взволнованнее и нетерпеливее. Мысль о том, что так, даром, ни для кого пропадает ее лучшее время, которое бы она употребила на любовь к нему, неотступно мучила ее. «...ей мало было любить и знать, что она любима: ей нужно теперь, сейчас нужно было обнять любимого человека и говорить, и слышать от него слова любви, которыми было полно ее сердце». «О, подлая, бессердечная порода!» (Пьер о семье Курагиных). Том II, ч. 4, гл. IX—X, XIII; ч. 5, гл. VI—XXII. Том IV, ч. 4, гл. II. Как переносила Наташа разлуку с князем Андреем? Только ли она виновата в своей измене? Что вывело Наташу из состояния отключенности от жизни? Как она изменилась после нравственного потрясения и болезни? 5. Наташа — воплощение любви. «Глаза эти, налитые счастливыми слезами, робко, сострадательно и радостно-любовно смотрели на него. Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны». Том III,ч. 3, гл. XXXII. Том IV,ч. 1, гл. XIV—XVI;ч. 4, гл. I—III. Чем достигается особое настроение сцены свидания Наташи со смертельно раненным князем Андреем? (Лексика, интонация, детали в портретной характеристике действующих лиц, эпитеты и прочее). Как вы понимаете слова Толстого о Наташе: «Сущность ее жизни любовь»? 6. Счастье. «Наташе нужен был муж. Муж был дан ей. И муж дал ей семью. И в другом, лучшем муже она не только не видела надобности, но, так как все силы душевные ее были устремлены на то. чтобы служить этому мужу и семье, она и не могла себе представить и не видела никакого интереса в представлении о том что было бы, если б было другое». Эпилог, ч,1. гл. X—XII, X Вытекает ли перемена Наташи в эпилоге из логики развития ее характера в романе-эпопее? Какова роль Наташи в семейной жизни? В чем она нашла свое счастье? Как вы относитесь к этой роли Наташи, к ее пониманию счастья? _________________ Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, - быть полезным и иметь спокойную совесть. Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. В человека вложена потребность счастья; стало быть, она законна. Счастье есть удовольствие без раскаяния. И то, что мы называем счастьем, и то, что называем несчастьем, одинаково полезно нам, если мы смотрим на то и на другое, как на испытание. Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека,— быть полезным и иметь спокойную совесть. Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь. Л. Н. Толстой "Счастье покупается страданием, человек заслуживает счастья" Ф.М. Достоевский. |
«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». (Кутузов и Наполеон в романе-эпопее «Война и мир») Это сочинение-сравнительная харакетеристика. Сравнение двух объектов (героев, предметов, явлений и т.п.) проводится всегда на каком-либо общем основании, что позволяет четко выделить в сопоставляемых объектах черты сходства и черты различия. Черты эти в главной части раскрываются параллельно. Вот два способа организации материала в сочинении сравнительного типа. I с п ос о б ПЛАН I. Исторические взгляды Л. Н. Толстого и их отражение в романе «Война и мир». 1. Народ в понимании Толстого — главная, решающая сила истории. 2. Основным критерием оценки исторической личности является отношение к народу, понимание его. 3. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. II. Кутузов — истинный вождь, избранный народом. Наполеон — олицетворение антинародных интересов и законов.
III. Образы Кутузова и Наполеона в идейной направленности романа Толстого. |
II способ
ТЕЗИСЫ
1. Народ в понимании Толстого — решающая сила истории. Поэтому главным критерием нужности или ненужности человека в великой эпохе 1812 года является, по его мнению, отношение к народу, понимание его.
Известно, что Толстой отрицал роль личности в истории. Но говорить о полном отрицании нельзя: он, отрицая произвол личности, нежелание считаться с волей народа, отрицал личность, ставящую себя над народом. Если же действия личности исторически обусловлены, то она играет определенную роль в развитии истори- ческих событий.
2. Кутузов и Наполеон — нравственные полюсы романа«Война и мир»: автором утверждается величие полководца народной войны и развенчивается командующий армией грабителей, мародеров и убийц.
3. Вместе с армией, с русским народом Кутузов защищает свободу и национальную независимость России.
Армия оккупантов вдохновляется жаждой грабежа, обогащения, а их командующий — идеей мирового господства, культа своей личности, манией величия.
"Сила Кутузова как полководца — в его глубокой вере в патриотизм русского народа, в его силу и мужество перед лицом захватчиков, в убежденности, что враг должен быть и будет изгнан.
Ставка Наполеона — на самые низменные инстинкты его разноплеменной армии: приобрести имение в России, бить богатства, вести пьяную, разгульную жизнь... «Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес с собой кучу вещей, которые ему казались нужны и ценны... Цель каждого из этих людей... состояла в том, чтоб удержать приобретемое». (Том III, ч. 3, гл. XXVI).
4. Хотя Кутузов (как он изображен в романе) и не при решающего значения своему «я», однако показан Толстым не пассивным, а активным, мудрым и опытным полководцем, который своими распоряжениями помогает росту народного сопротивления, укрепляет дух войска, «...он все выслушает, все запомнит, всё ставит на свое место, ничему полезному не помешает и на вредного не позволит..., а главное,— думал князь Андрей,—_ему веришь ему,— это то, что он русский...» (Том IIгл. XVI).
Для Наполеона война — это игра, а люди — пешки в этой 1 Они подчиняются воле полководца-сверхчеловека, который та мым якобы определяет ход исторических событий.
5. С молчаливого согласия Наполеона его армия в Москве ворует, грабит, насилует, убивает невинных людей — жителей Москвы. Более того: предписывая всем своим войскам для запаса продовольствия поочередно ходить в Москву мародерствовать, Наполеон издает приказы и распоряжения, запрещающие воровство и грабеж населения. Разве это не вероломство!
А Кутузов обращается к русским солдатам и офицерам, следующим разгромленного врага: «Пока они были сильны. их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже люди...» И гуманное чувство к поверженному врагу, замечает Толстей, лежало в душе каждого солдата». (Том IV, ч. 4, гл.V1).
6. В самые тяжелые для России дни Кутузов с солдата» народом.
«Последней степенью подлости» называет Толстой бегство «великого императора от геройской армии». (Том IV, ч. 3, гл. XVШX/
7. Толстой рисует Кутузова человеком простым и скромным, искренним и правдивым, близким и понятным солдатам.
Наполеон, играющий роль властелина мира, самовлюблен, высокомерен и тщеславен. Человек фальшивый, лицемерный, он; глубоко равнодушен к судьбам окружающих, эгоцентричен да мозга костей.
В поведении Кутузова нет ничего показного, бьющего на эффект. Речь его проста, понятна каждому солдату.
Одна из характерных черт Наполеона — актерство, позерство. Он любит эффектные ситуации. Речь его напыщенна, отличается фальшивой риторикой.
8. В портрете Кутузова Толстой отмечает и тучность, и грузность, и старческую слабость полководца, но именно эти детали делают его облик естественным, человечным, близким, потому что во внешности Кутузова автор видит его нравственные качества «простоты, добра и правды».
Авторские характеристики внешнего вида Наполеона даны в сатирических красках: маленький человечек с притворной улыбкой, жирные плечи и ляжки, круглый живот, бесцветные глаза и т. п.
9. Отрицание величия Наполеона в романе идет рядом с осуждением войны. Слава от завоеваний, завоевания ради славы, по мнению Толстого, бесчеловечны.
Именно поэтому Наполеону противопоставляется Кутузов, истинно народный полководец, величие которого и в его простоте, скромности, подлинном гуманизме.
Счастливые минуты в жизни князя Андрея. (По роману Л.Н.Толстого «Война и мир»). Вспомним, кому принадлежит выражение: «Счастливые минуты». Князь Андрей много раз в наиболее острых жизненных ситуациях какие-то события из своей жизни называет «лучшими», «чистыми», «счастливыми». Значит, мы не можем мысль о счастливых минутах в жизни князя Андрея расчленять на составные части по способу доказательства или опровержения: что та или иная «минута» была счастливой, это бесспорно и потому не требует ни доказательства, ни опровержения. Мы будем развивать ее по принципу простого деления целого на части. Какова эта мысль? Формулировка темы указывает только на предмет рассуждения — «счастливые минуты..,.». А что мы будем утверждать о них, это надо решить самостоятельно. Обнаружить мысль, заключенную в теме, путем подстановки вопроса в данном случае невозможно. Следовательно, в решении этой темы мы не можем идти дедуктивным путем: надо исследовать материал романа, чтобы найти, открыть главную мысль нашего рассуждения. Необходимо вспомнить, какие минуты в своей жизни князь Андрей переживает как счастливые, выяснить, что общего во всех этих «минутах» и назвать это общее одним предложением. Оно (это предложение) и будет формулировкой той мысли, которую необходимо развить в рассуждении. ТакоТГпутьГ работы над темой, как помните, называется индуктивным. Перечитайте главы «Войны и мира», в которых князь Андрей говорит о счастливых минутах своей жизни: 1. Аустерлиц (т. 1, ч. 3, гл. 16, 19). 2. Свидание князя Андрея с Пьером в Богучарове (т.2,, ч. 2, гл. 8, 12, 13). 3. Первая встреча с Наташей (т.2, ч. 3, гл.2,3) 4. Встречи с Наташей в Петербурге (т.2, ч., 3, гл. 19). 5. Сближение с солдатами и офицерами полка. 21812 год. (т.3, ч.2, гл.5). 6. Свидание князя Андрея с Кутузовым в Цареве-Займище (т.3, ч.2, гл.16). 7. Накануне Бородинского сражения (т.3, ч.2, гл.25) 8. Во время Бородинского сражения (т. 3. ч. 2, гл. 36). 9. На операционном столе. (т. 3, ч. 2, гл. 37). 10. Встреча с Наташей в Мытищах (т. 4, ч. 1, гл. 32). Все главы, отмеченные в скобках, надо, повторяем, перечитать, выборочно пересказать, истолковать их с точки зрения темы рассуждения и ответить на вопрос: Что общего во всех счастливых минутах князя Андрея? Или: Какие минуты своей жизни Князь Андрей считает счастливыми? Ответ дать нетрудно, он лежит на поверхности текста: князь Андрей называет счастливыми те минуты своей жизни, когда он приходил к мысли, что жизнь его должна идти не для него одного, что жить надо так, чтобы все люди не жили независимо от его жизни, чтобы его жизнь на всех отражалась и чтобы все они жили вместе с ним. Это — основная мысль нашего рассуждения. Развернуть ее надо по принципу простой мотивировки: назвать счастливые. минутыт окоторых мы только что прочитали, истолковать их с точки зрения выдвинутого нами тезиса. Сочинения на такие темы пишут для того, чтобы научиться чувствовать речевую манеру писателя, его стиль. Художественный текст, составляющий основу сочинения, в этом случае перелагается под определенным углом зрения своими словами пол способу краткого и детального изложения, художественного рассказывания, цитирования, монтажа. По мнению одного из замечательнейших знатоков литературы, рассказ художественного текста «своими словами» «ставит в маленьком масштабе чисто художественно-прозаическую стилистическую задачу: рассказ текста своими словами есть до некоторой степени двухголосый рассказ о чужом слове, ведь «свои слова» не должны растворять до конца своеобразие чужих, рассказ своими словами должен носить смешанный характер, в нужных местах воспроизводя стиль и выражения передаваемого текста» 1. |