Поэтика «Слова о полку Игореве»
Прежде всего обратим внимание на характер метафорического мышления автора «Слова…». Метафора — главный из поэтических тропов (приемов), с особенностями которого в той или иной мере согласуются в поэтической системе все остальные. Вместо указания на выступление в поход говорится, что князь сел на коня против кого-либо или за кого-либо, или более узко — вдел ногу в стремя; вместо «начать битву» — «преломить копье»; вместо «завоевать город» — «расшибить городу врата» и др. Особое поэтическое воздействие имеют в «Слове…» термины, образы и метафоры из военного, земледельческого и охотничьего быта. Только эстетически знаменательные явления в самой жизни становятся достоянием художественности произведения.
Поскольку язычество еще не угасло в XII в., оставив по себе верования, перешедшие в поэтические образы, то образы, заимствованные из языческих представлений о мире, составляют основную часть художественности «Слова…».
Метафора в худ. лит-ре нового времени — одна из разновидностей сравнений. Поэтому в этой лит-ре метафора употребляется без веры в знаменуемое ими бытийное явление. Напротив, в древнерус. лит-ре метафора, отнюдь не основываясь на внеш. сходстве, вскрывает внутр. связь явлений, символич. смысл. Причем характерно, что метафора В «Слове...» встречаются сравнения. Последние вводятся обязательно с помощью союза «аки»: куряне «сами скачють, аки сѣрыи влъци въ полѣ»; «по Руской земли прострошася половци, аки пардуже гнѣздо», телеги «крычать» как «лебеди роспущени». Близко к сравнениям стоит противопоставление. «Дѣти бѣсови кликомъ поля прегородиша, а храбріи русици преградиша чрълеными щиты». Сравнение с волками в «Слове…» связано с представлениями об оборотничестве, половцы сравниваются с выводком пардусов — охотничьих зверей. Сама мысль в «Слове…» может лететь под облаками, тоска разливаться «по Руской земли», а «печаль жирна» течь «средь земли Рускыи». Но, с другой стороны, материальные объекты могут испытывать чувства, свойственные духовному миру человека: «Злато слово» может быть изронено и смешано со слезами.
Сравнения действующих лиц с теми или иными зверями или птицами («серым волком», «сизым орлом», соколом, соловьем и т. д.) позволяют искать корни представлений об оборотничестве. Особенно это касается тех действующих лиц, которые относятся к старому времени (Боян, Всеслав Полоцкий).
Характерная черта поэтики «Слова…» — перечисления, которыми усиливается экспрессия, сила воздействия текста: «Тогда врани не граахуть, галицы помлъкоша, сорокы не троскоташа, по лозію (полозие) ползоша только».
Образы в «Слове…» берутся только из некоторых областей жизни, которые виделись сознанию автора как художественные, достойные включения в произведение. Это земледелие, княжеская охота, это жизнь природы — деревьев, зверей, птиц. Это космические явления: солнце, луна, это море, тучи, гроза, ветер. Земледелие связано с пирами, пиры — со свадебными обрядами. Те и другие — символы богов.
Если, напр., Ярославна сравнивается с зегзицей — кукушкой, то это, несомненно, потому, что ее сын Владимир находился в это время в «чужом гнезде» — в плену у Кончака.
Образы, примененные в начале «Слове…», словно бы раскрываются в дальнейшем. Так, например, автор говорит о воинах курянах: «.луки у них натянуты, колчаны отворены,
сабли изострены». Это перед походом, а после битвы Ярославна обращается к солнцу: «Въ полѣ безводнѣ жаждею имь лучи съпряже, тугою имъ тули затче», т. е. луки, напряженные перед походом, в битве ослабли, тулы, открытые перед походом (т. е. готовые к бою), оказываются заткнуты горем.
Раз употребив какой-либо образ, автор возвращается к нему еще раз — ближе к концу произведения. Образ сопутствует повествованию или обрастает новыми, близкими по духу образами. Особое место в «Слове…» занимает воинская лексика:конь, копье, меч, сабля, седло, стрелы, стремя, стяг, шелом, щит и т. п.
В «Слове…» ярко представлены представления, которые почерпнуты из произведений народного творчества: звон — слава, увядание травы — горе, жемчуг — слезы, пир или жатва — битва, опадение листьев — разлука, трава ковыль — смерть, мутная вода — печаль, сокол — князь, ворон — враг, солнце — герой, птица — плач женщины.
Типичная особенность «Слова…» — обилие прямой речи различных персонажей. Наиболее значительные вкрапления прямой речи — это Плач Ярославны и «Злато слово» киевского князя Святослава. Кроме того, в «Слове…» приводятся слова и обращения Игоря, Всеволода Буй Тура, цитируется как прямая речь плач русских жен; приводится даже диалог половецких ханов Гзака и Кончака. Таким образом, прямая речь — это художественный прием автора, и он уже сам по себе свидетельствует о способности автора «переселяться» в действующих лиц своего произведения, смотреть на происходящее их глазами, выражать их мысли, отличные от собственных.
Мир «Слове…», определяющий выбор поэтических средств, — это мир широкой видимости и широкой слышимости. Всеслав в Киеве слышит, как ему звонят в Полоцке. На большом расстоянии друг от друга говорят Игорь и Всеволод. За одну ночь преодолевает огромные расстояния Всеслав Полоцкий. Мир, о котором пишет автор «Слова…», — это мир, охватывающий огромные расстояния, легко преодолеваемые быстрыми передвижениями, видимый словно из-за облачной выси.
Многие художественные приемы и образы «Слова…» связаны с особым поэтическим представлением о мире. Мир «Слова…» — весь живой, единство природы и человека, культ земли, воды, солнца, одушевленные и неодушевленные явления в природе связаны.
«Два больших куска текста в «Слова…», посвящены Олегу Святославичу и Всеславу Полоцкому, символизируя и объясняя судьбу их внуков. Автор постоянно пользуется ассоциациями, когда политика и поведение внуков как бы продолжают политику и поведение дедов.
«Слово…» создано в эпоху монументально-исторического стиля, представленного во всех видах искусства и в известной степени смыкающегося с таким же стилем, распространенным во всех европейских странах раннего средневековья. Характерные черты этого стиля: охват авторским повествованием огромных пространств и широкие временны́е границы, легкость передвижения в этих больших пространствах, значительность тем. По своим художественным особенностям «Слово…» может быть сближено с такими произведениями раннесредневекового эпоса, как «Песнь о Нибелунгах», и особенно «Песнь о Роланде», с которой «Слово…» имеет много общего.