Понятия язык, речь, речевая деятельность
Человеческий язык существует в виде отдельных языков – белорусского, русского, английского, китайского и др. В каком же виде существует каждый отдельный язык?
Во-первых, можно сказать, что язык существует в сознании его носителей. В сознание каждого человека язык проникает извне, проникает потому, что этим языком пользуются другие люди, окружающие. По их примеру им начинает с детства пользоваться и данный человек. С другой
стороны, язык постепенно забывается, а, в конце концов, практически исчезает из памяти, если человек перестает им пользоваться. Язык существует как живой язык, поскольку он функционирует. А функционирует он в речи, в высказываниях, в речевых актах. Разграничение понятий язык, речь, речевая деятельность впервые наиболее четко и последовательно провел Ф. де Соссюр. Он считал язык и речь двумя сторонами более общей категории – речевой деятельности, которая является одновременно фактом физическим, физиологическим и психическим, а также относится к сфере индивидуального и социального. По Соссюру, изучение речевой деятельности распадается на две час-
ти: одна из них, основная, имеет своим предметом язык, социальный по существу и независимый от индивида; другая, второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, то есть речь. Язык и речь, отмечает Соссюр, тесно между собой связаны и друг друга взаимно предполагают. Язык необходим, чтобы речь была понятна и производила все свое действие, речь необходима для того, чтобы установился язык. Хотя язык и речь в своем существовании взаимообусловлены, они не сводимы друг к другу. Позднее понятия языка и речи, их отличия были глубже разработаны другими учеными, в частности, Л.В. Щербой и его учениками. Современное языкознание под речью понимает не только устную речь, но и письменную. В широком смысле в понятие «речь» включается и внутренняя речь, т.е. мышление с помощью языковых средств, осуществляемое без произнесения вслух, «про себя». Важнейшим признаком речевой деятельности считается ее индивидуальный характер, который определяется коммуникативными целями говорящего или пишущего. Речевая деятельность как психофизиологический процесс характеризуется определенными свойствами: тембром, громкостью, артикуляционной четкостью, продолжительностью, темпом, эмоциональной окрашенностью или нейтральностью и т.д. Речевая деятельность вводит язык-речь (код) в контекст употребления. Она конкретна и неповторима, в отличие от абстрактности языка-
речи. Речевая деятельность материальна, она состоит из воспринимаемых органами чувств звуков и букв, система "язык-речь" включает в себя абстрактные аналоги единиц речевой деятельности. Речевая деятельность субъективна, она является видом свободной творческой деятельности человека. Система языка-речи выступает достоянием общества, объективным по отношению к говорящим.
Отличия языка и речи
1) Язык социален, а речь индивидуальна, то есть язык принадлежит коллективу носителей, каждый же речевой акт имеет автора.
2) Язык идеален, речь материальна, может восприниматься с помощью органов чувств. На основе речи изучается система языка.
3) Язык абстрактен, речь конкретна. Например, в языке многие слова имеют несколько лексических значений, в речи же реализуется только одно из них.
4) Язык потенциален, речь реальна, язык дает возможность выбора для речи. Например, в языке представлено несколько вариантов суффиксов для образования существительных со значением 'житель какого-либо города': -ец, -анин, -янин, -ич. При появлении нового топонима любой их них может быть употреблен, а какой станет со временем нормой – зависит от речи, то есть от регулярности использования какого-либо из вариантов.
5) Язык устойчив, речь изменчива: в речи разных людей одни и те же языковые явления находят разное выражение. Например, под влиянием белорусского языка нередко в речи белорусов на русском языке существительное собака употребляется в форме мужского рода. Под влиянием речи могут меняться языковые нормы: современные словари русского языка допускают употребление существительного кофе с прилагательными среднего рода, хотя еще несколько лет назад единственно
верной считалась форма мужского рода.
Речевой акт
Отдельный акт речи, или речевой акт, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного. При письменном общении речевой акт охватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного, причем участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве. Речевой акт есть проявление речевойдеятельности. Процесс порождения речевого высказывания, согласно Л.С. Выготскому, включает следующие фазы:
1) звено мотивации и формирования речевой интенции (намерения);
2) звено планирования;
3) звено ориентировки;
4) звено планирования;
5) звено реализации плана (исполнительное);
6) звено контроля.
В речевом акте создается текст. В современной лингвистике этим термином обозначается не только записанный, зафиксированный так или иначе текст, но и любое кем-либо созданное (письменно или устно) речевое произведение любой протяженности – от однословной реплики до целой книги. Во внутренней речи создается «внутренний текст», то есть речевое произведение, сложившееся в сознании, но не воплотившееся устно или письменно.
Почему произнесенное (или написанное) высказывание в нормальном случае будет правильно понято адресатом? Во-первых, потому что оно построено из элементов, форма и значение которых известны адресату. Во-вторых, потому, что эти элементы соединены в осмысленное целое по определенным правилам, также известным собеседнику или читателю. Владение этой системой правил позволяет и строить осмысленный текст, и восстанавливать по воспринятому тексту его содержание. Эти элементы высказывания и правила их связи и являются языком участников общения, частями их языка, то есть языка того коллектива, к которому данные индивиды принадлежат. Язык того или иного коллектива
и есть находящаяся в распоряжении этого коллектива система элементов – единиц разных уровней (фонем, морфем, слов, словосочетаний) плюс система правил функционирования этих единиц, также в основном единая для всех, пользующихся этим языком. Систему единиц называют инвентарем языка, систему правил функционирования единиц, то есть правил порождения осмысленного высказывания – грамматикой этого языка.
Всем единицам из языкового инвентаря соответствуют единицы речи, то есть конкретные реализации языковых единиц. Соответствие единиц разного уровня приведено ниже.
Уровень Язык Речь
фонетический фонема звук
морфемный морфема алломорф
лексический слово (лексема) словоупотребление
синтаксический предложение высказывание
текстовый текст дискурс.