Структура традиционного урока. тип комбинированный
Урок как основная форма обучения истории. Тип, вид и структура урока. Требования к современному уроку.
Урок– это организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении завершенной, но частичной цели обучения.
Структура урока – последовательность, составляющих его элементов или этапов урока.
Тип урока – определяется его основной дидактической целью.
Вид урока определяется методом организации взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, главным источником знаний на данном уроке.
Современный урок делится на две большие категории: традиционный и нетрадиционный. К числу традиционных уроков относят 4 типа уроков:
· Комбинированный;
· Объяснения нового материала;
· Повторительно-обобщающий;
· Урок проверки знаний.
Критерий традиционного урока: возраст детей с их познавательными особенностями, специфические методы активного обучения. Для 5-7 класса используется игровая деятельность. В ней сочетается активность учащихся и обучающая роль учителя. У подростков: лекционно-зачётная система, в которой последовательно мы используем урок-лекцию, урок-практику, урок-семинар, урок-зачёт. Основной способ планирования таких уроков – крупные блоки. Основная дидактическая единица – тема, которая реализуется на многих уроках.
· Нетрадиционные виды уроков:
a. Уроки-концерты, спектакли, литературно-исторические салоны, путешествия, экскурсии в музей, турниры, базары.
b. Брифинги, пресс-конференции, симпозиумы, презентации, съезды, телемосты, круглые столы, аукционы.
c. Урок с использованием кинофрагментов, теле-, видео и медео уроки.
d. Урок самоопределения или самореализации
e. Урок исторический портрет, суд ,знакомство.
f. Урок дискуссия, дебаты, проблемных поисков, интеллектуальных раздумий.
g. Модульный урок – возник в системе модульного подхода к обучению. Идея заключается в том, что организована самостоятельная работа учащихся по теме (10 часов). Модуль – целевой функциональный узел, т. е. учащийся получает задание по теме и выполняет его самостоятельно, следовательно, свой индивидуальный темп в процессе взаимообучения.
Таким образом, нетрадиционные виды уроков могут быть использованы в различных классах.
Методы обучения на традиционном и нетрадиционном уроке.Методы бывают: традиционные и нетрадиционные.
Традиционные: словесный, наглядный, практический. Они лежат в основе нетрадиционных методов. Здесь учитель основной источник знаний.
Нетрадиционные методы (по классификации Лернера): объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, поисковый (проблемный), исследовательский. Особенность: позволяют организовать активную познавательную деятельность учащегося на уроке. Учитель в роли организатора. Все эти методы относятся к методам проблемным или развивающих обучение. Разница в позиции учащегося.
Частично-поисковый: проблеме ставится учителем, решается совместно. На пустом месте этим методом пользоваться нельзя. Учитель опирается на прочность прошлых знаний.
Поисковый: дети сами ставят проблему и путь её решения.
Исследовательский: Находится проблема и план решения проблемы (метод проектов). Проектирование – метод обучения и способ организации деятельности людей. Метод проектов: можно использовать на уроке, позволяет отсечение всех ненужных действий и выделение главного. Учитель выбирает проблему, ученики её реализует.
Исследовательский метод используется во внеурочное время.
Сейчас чаще всего используется метод проектов, но его значение слова проектирования не всегда уместно.
Учитель в плане урока должен соединить методы обучения, тип и вид урока, не забывая его структуру. В зависимости от выбранного метода, типа и вида урока структура урока различна.
Структура традиционного урока. Тип комбинированный.
1 шаг. Организационный момент 1-2 минута. (Внимание детей и их мотивация).
2 шаг. Проверка домашнего задания 15-17 минут. Способы разные (устный, письменный уплотненный вопрос).
3 шаг. Логический переход к новой теме. Подготовка к новому материалу. Пример: исторический случай, факт (1-2 мин.).
4 шаг. Объяснение нового материала. (20-25 мин).
5 шаг. Диагностика (как усвоен материал). Несколько вопросов или заданий.
6 шаг. Закрепление (задание).
7 шаг. Домашнее задание (Обязательно прокомментировано, дифференцированный характер, дети уходят с урока с вопросом).
На уроке объяснения нового материала отсутствует проверка домашнего задания всё остальное присутствует.
В структуре повторительно-обобщающего урока нет объяснения нового материала, логического перехода к новой теме, проверки домашнего задания.
Урок проверки знаний включает проверку д/з, закрепление знаний.
Структура проблемного урока не может быть такой, как у традиционного (не можем уложиться во время урока).
Структура проблемного урока:
a. Организационного момента нет. Задачи его решены в перемену.
1 этап. Актуализация прошлых ЗУН (знаний, умений, навыков), в том аспекте, который нужен для решения проблемы.
2 этап. Формирование новых ЗУН теми методами, которые мы выделили. Проблема ставится либо на первом или втором этапе.
3 этап: Применение новых ЗУН. Используются специально созданные или подобранные задания.
4 этап: Домашнее задание.
Традиционный урок соответствует традиционным методам обучения и традиционной структуре. Также в нетрадиционном уроке.
Дидактические требования к современному уроку:
· формулирование образовательных задач;
· определение оптимального содержания урока;
· прогнозирование уровня усвоения учащимися ЗУН;
· выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля;
· реализация на уроке всех дидактических принципов;
· создание условий успешного учения учащихся.
Психологические требования к уроку:
1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
· соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
· определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
· планирование усвоения знаний в готовом виде;
· учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников;
· соотношение побуждения учащихся к деятельности и принуждения.
2. Особенности самоорганизации учителя:
· подготовленность к уроку;
· рабочее самочувствие;
· педагогический такт;
· психологический климат на уроке.
Учет возрастных особенностей учащихся:
1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
2. проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
3. дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.
Гигиенические требования к уроку:
1. температурный режим;
2. физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
3. освещение;
4. предупреждение утомления и переутомления;
5. чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
6. своевременное и качественное проведение физкультминуток;
7. соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
8. соответствие классной мебели росту школьника.
Требования к технике проведения урока:
1. урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
2. темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
3. необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
4. доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
5. по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
6. обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;