Института гуманитарных наук и искусств
Председатель учебно-методического совета И.В. Шалина
Протокол № 8 от 15 апреля 2016 г.
Согласовано:
Дирекция образовательных программ Е.С.Комарова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИОГРАФИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
1.1.Аннотация содержания дисциплины
Дисциплина входит в модуль «Теория и история исторического знания», который преподается студентам бакалавриата в шестом семестре наряду с такими дисциплинами, как «История исторической науки: история зарубежной исторической науки», «Теория и методология истории», что дает возможность студентам изучать историю отечественной исторической науки в широком контексте, в частности сопоставлять процессы происходившие в интеллектуальной сфере в России и за рубежом. Параллельно с курсом истории исторической науки студенты также изучают историю России XIX в. и зарубежную историю того же периода. Это позволит студентам выработать более глубокое понимание особенностей общественного развития, а также научиться сопоставлять процессы, происходившие в социально-экономической и политической сферах, с теми процессами, которые шли в исторической науки.
Курс рассчитан на профессионально ориентированных студентов-историков и профессионалов-гуманитариев и направлен на формирование углубленного представления об истории исторической науки в России на широком временном промежутке от средневековья до нового времени.
Дисциплина посвящена истории исторической науки в России с древности до современности. Можно выделить несколько ключевых содержательных блоков: 1) развитие историописания на Руси и в России с X до начала XVIII в.; 2) становление исторической науки в России в XVIII в.; 3) формирование профессионального исторического сообщества в XIX – начале XX в.; 4) историческая наука в СССР и современной России (1920 – 2010-е гг.). Методологическим базисом курса являются отечественные разработки в области теории исторического знания, антропологический подход, методы интеллектуальной истории.
Цель дисциплины «История исторической науки: история отечественной исторической науки» - формирование у студентов целостного представления о закономерностях развития исторической мысли в России, основных этапах генезиса и эволюции исторической науки в России в хронологических рамках X–XXI вв.
1.2. Язык реализации программы - русский
1.3. Планируемые результаты обучения по дисциплине
Результатом обучения в рамках дисциплины является формирование у студента следующих компетенций:
- ОК-1 - способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции;
- ОК-2 - способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции;
- ОК-7 - способностью к самоорганизации и самообразованию;
- ПК-1 - способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории;
- ПК-3 - способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования;
- ПК-4 - способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области теории и методологии исторической науки;
· ПК-6 - способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию;
- ПК-7 - способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ;
· ПК-9 – способность к работе в архивах и музеях, библиотеках, владение навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах;
- ОПК-1-способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;
- ДОПК-1-знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;
- ДОК-1-владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
- ДОК-2-осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: основные историко-философские и теоретико-методологические подходы отечественной историографии IX–XXI вв., важнейшие научные проблемы, стоявшие перед российской историографией на различных этапах ее развития, ключевые фигуры в отечественной историографии и основные работы российских историков, тенденции в развитии исторической науки в России.
Уметь:объяснять процессы происходившие в отечественной исторической науке, выявлять историко-философские и методологические основания конкретных концепций, выявлять общие и особенные черты различных концепций и подходов, применять свои знания в научных исследованиях.
Владеть (демонстрировать навыки и опыт деятельности): в области анализа концепций отечественной исторической науки, с учетом историко-философского и методологического базиса конкретной работы, теоретическим, методологическим и практическим аппаратом отечественной исторической науки.
1.4. Объем дисциплины
[таблицы формируются отдельно по каждой форме обучения]
Очная форма обучения.
Виды учебной работы | Объем дисциплины | Распределение объема дисциплины по семестрам (час.) | ||
№ п/п | Всего часов | В т.ч. контактная работа (час.)* | ||
1. | Аудиторные занятия | |||
2. | Лекции | |||
3. | Практические занятия | |||
4. | Лабораторные работы | |||
5. | Самостоятельная работа студентов, включая все виды текущей аттестации | 10,2 | ||
6. | Промежуточная аттестация | 2,33 | Э | |
7. | Общий объем по учебному плану, час. | 80,53 | ||
8. | Общий объем по учебному плану, з.е. | 2,24 |