Структура введения курсовой работы
1. Актуальность.
2. Объект исследования
3. Предмет исследования
4. Цель, задачи исследования
5. Хронологические рамки
6. Территориальные рамки исследования
7. Историография темы
8. Источниковая база
9. Принципы и методы исследования
Введениеявляется наиболее важной частью курсовой работы, отражающей уровень подготовки студента, широту научного кругозора и степень самостоятельности мышления. Введение составляет около 1/5 части всей курсовой работы. Введение содержит все необходимые квалификационные характеристики курсовой работы.
Актуальность– обязательный компонент курсовой работы, поэтому Введение должно начинаться с обоснования актуальности исследования. Она может объясняться важностью ее в развитии исторической науки, освещении белых пятен истории, необходимостью показа человеческого фактора в исторических процессах, юбилеями в развитии государственных институтов, исторических личностей, значимостью в понимании современных процессов внутренней жизни общества и государства, международной жизни.
Объект исследования.Объектом исследования принято называть явление, процесс, которые порождают проблематику, затронутую в конкретно взятой работе. Это та часть научных знаний, с которой необходимо работать автору.
Предмет исследования.Предметом же в научной работе называется конкретно взятая составляющая выбранного объекта исследования. Это определенный вопрос, который затрагивается при рассмотрении затронутой проблематики.
Центральный момент курсовой работы – цель исследования. В качестве цели исследования в курсовой работе формулируется в обобщенном, сжатом виде тот научный результат, который должен быть получен в результате исследования. Цель конкретизируется в ряде задач, которые следует решать для ее достижения.
Задачи исследования – этапы достижения поставленной цели исследования. Выделение задач производится путем разбивания цели исследования на более частные и конкретные цели, сопутствующие этапам достижения поставленной основной цели исследования.
Хронологические рамки исследования – указывают какое событие или дата являются нижней хронологической границей и почему, и до какой верхней хронологической границы (даты, события) проводится исследование.
Территориальные рамки исследования включают определение территории, на которой происходили изучаемые явления или процессы.
Историография темы– непременный элемент курсовой работы. При анализе литературы следует изложить содержание исследования, указать степень освещенности в нем темы курсовой работы, раскрыть характер аргументации автора. Всю изученную литературу следует охарактеризовать, выбрав наиболее приемлемый принцип анализа. Хронологический принцип позволяет проследить эволюцию исследования избранной проблемы в различных исторических условиях. Проблемный принцип историографического анализа позволяет проследить изучение отдельных вопросов исследуемой проблемы. Историографический обзор может включать монографическую литературу, специальные статьи в научных, литературно-публицистических журналах, газетных изданиях, обобщающие труды. Современная историография представлена многообразием школ и направлений, особенно зарубежных авторов на иностранном и русском языках.
В работе допустимо использование материалов из Интернета, особенно зарубежных авторов, материалов конференций, сборников, недоступных для студентов через библиотечную сеть.
Источниковая база.Важнейшей составляющей вводной части курсовой работы является анализ использованных источников. Автор курсовой работы должен осуществить определенную систематизацию источников и заключенной в них информации. Необходимо произвести классификацию источников, т.е. разделить их на отдельные виды и группы по наиболее существенным обнаруженным признакам сходства и различия. Обязательным условием квалификационного анализа источников является их систематизация по типам, видам, происхождению и другим признакам.
Принципы и методы исследования.Для курсовой работы методологическое значение имеют те ведущие концепции и теории, которые берутся в основу исследования. В курсовой работе методологическую основу исследования могут, например, составить принципы историзма и объективности, комплексного, сравнительного и системно-структурного анализа, законы и категории диалектики.
Основная часть.Основная часть курсовой работы должна быть представлена главами (не более трех), которые могут быть разбиты на параграфы.
Все части курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязи. Каждая глава должна иметь определенное целевое назначение и являться базой для последующего изложения. В конце каждой главы должны быть сформулированы краткие выводы, вытекающие их текста.
Заключение.Заключение содержит в сжатой форме, как теоретические выводы, так и практические предложения, к которым пришел студент в результате выполнения курсовой работы. Они должны быть краткими, конкретными, вытекать из существа работы и отражать предмет защиты. Объем заключения – до 4-х страниц.
Список использованных источников и литературы.Список должен содержать перечень источников информации, используемых при выполнении курсовой работы, и их библиографическое описание. Источники и литературу следует располагать в алфавитном порядке.
Приложения.Приложения должны включать вспомогательный или дополнительный материал, который загромождает текст основной части работы, но необходим для полноты ее восприятия и оценки практической значимости (копии документов, таблицы вспомогательных и цифровых данных, иллюстрации и т.д.).
Требования к объему и содержанию курсовой работы
1. Общий объем работы: 30-40 стр.
2. Объем введения: не более 10 стр.
3. Количество источников: не менее 10
4. Количество литературы: не менее 30
5. Объем заключения: до 4 стр.
Требования к оформлению курсовых работ
Курсовая работа должна быть напечатана на стандартном листе бумаги в формате А4. Общий объем курсовой работы не должен превышать 30-40 страниц.
Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей; левое –30 мм, правое –10 мм, верхнее –16 мм, нижнее –20 мм.
Текст должен быть отформатирован. Курсовая работа печатается в формате редактора Microsoft Office Word с использованием шрифта Times New Roman, размер – 14, межстрочный интервал – 1,5 пт. Следует включить режим выравнивание по ширине и автоматический перенос слов. Абзац (отступ) в тексте равен 1,25.
Шрифт должен быть четким. Плотность текста должна быть одинаковой.
Вписывать в текст работы отдельные слова, формулы, условные знаки допускается, при этом плотность вписанного текста должна быть приближена к плотности основного текста.
Текст основной части работы делят на главы, параграфы (пункты). Заголовки глав печатают по центру прописными буквами. Заголовки параграфов (пунктов) – по центру строчными буквами кроме первой прописной. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Слова, напечатанные на отдельной строке прописными буквами («ОГЛАВЛЕНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЯ»), должны служить заголовками соответствующих структурных частей работы.
Расстояние между названием главы и названием параграфа (пункта), параграфом (пунктом) и текстом - одна пустая строка.
Расстояние между текстом предыдущего параграфа (пункта) и названием нового параграфа (пункта) – одна пустая строка.
Подчеркивать заголовки не допускается.
Каждую главу следует начинать с нового листа.
Страницы работы нумеруются арабскими цифрами. Титульный лист включают в общую нумерацию работы, но номер на нем не ставится. Номер проставляется на последующих страницах в правом верхнем углу.
Главы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы и обозначаться арабскими цифрами с точкой в конце (напр., ГЛАВА 1.).
Параграфы (пункты) нумеруются арабскими цифрами в пределах каждой главы. Номер параграфа (пункта) состоит из номера главы и параграфа (пункта), разделенных точкой. В конце номера параграфа (пункта) должна быть точка (например: 2.3.).
Все иллюстрации должны быть помещены в приложения.
Иллюстрации (таблицы, чертежи, схемы, графики), которые расположены на отдельных страницах работы, включают в общую нумерацию страниц.
Иллюстрации, кроме таблиц, обозначаются словом «Рис.» и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах главы, за исключением иллюстраций, приведенных в приложении. Номер иллюстрации (кроме таблиц) должен состоять из номера главы и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой (например: Рис. 1.2.). За номером иллюстрации помещают текст поясняющей подписи. Если в работе приведена одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рис.» не пишут.
Иллюстрации должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке. Иллюстрации располагают после первой ссылки на них в тексте.
Иллюстрации должны иметь наименования. При необходимости их снабжают поясняющими данными (подрисуночный текст). Наименование иллюстрации помещают над ней, поясняющие данные – под ней.
Ссылки в тексте на источники и литературу приводятся в подстрочном применении. Оформление ссылок следует производить по ГОСТ Р 7.0.5 – 2008.
Оформление списка источников и литературы в курсовой работе
(ГОСТ Р 7.0.5 – 2008)
При написании работ автор обязан оформлять библиографические ссылки на источник, откуда он заимствует материал или отдельные результаты.
Библиографическая ссылка подтверждает фактическую достоверность работы. Она указывает библиографические сведения о цитируемом, рассматриваемом, упоминаемом в тексте работы документе, необходимые и достаточные для его идентификации и поиска.
Объектами составления библиографической ссылки являются все виды опубликованных и неопубликованных документов на любых носителях (в том числе электронные ресурсы локального или удаленного доступа), а также их составные части или группа документов.
Библиографическое описание в ссылке может содержать: - фамилию (фамилии) одного, двух, трех авторов и название документа;
- название, если документ создан четырьмя и более авторами или автор не указан.
Фамилии авторов, указанные перед названием документа, не повторяют в сведениях об ответственности.
Например:
Описание в списке:
Аристотель. Афинская полития: государственное устройство афинян / Аристотель; пер., примеч. и послесл. С.И. Радцига. М.: Наука, 2007. 233 с.
Описание в ссылке:
Аристотель. Афинская полития: гос. устройство афинян / пер., примеч. и послесл. С.И. Радцига. М., 2007. С. 145.
Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому документу, то в начале ссылки приводят слова: Цит. по: (цитируется по), Приводится по: с указанием источника заимствования.
Например:
(Цит. по: Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М., 1990. Т. 2. С. 27).
(Приводится по: Альберт Ю.В. Библиографическая ссылка: справочник. Киев, 1983. С. 21.)
Подстрочные ссылки
Подстрочные библиографические ссылки оформляют как примечание, вынесенное из текста документа в конец страницы. Их располагают под текстом каждой страницы, отделяя от него пробелом в 1,5 интервала и строкой. Связь подстрочной ссылки с текстом осуществляют с помощью знака сноски, который набирают на верхнюю линию шрифта. Для оформления подстрочных ссылок используется меню «Ссылка, вставить сноску» текстового редактора Microsoft Word, шрифт Times New Roman (10 кегль), интервал одинарный, выравнивание по ширине.
Например: _________________________1
1 Тарасова В.И. Политическая история Латинской Америки: учеб. пособие. М., 2006. С. 305.
При нумерации подстрочных библиографических ссылок применяют единообразную нумерацию:
- для каждой страницы текста нумерация сносок осуществляется заново.
Если в тексте указан только автор документа, в подстрочной ссылке дают полное описание работы. Фамилию и инициалы автора произведения, опубликованного в собрании сочинений, повторяют.
Если в тексте указаны сведения об электронном ресурсе (название, автор и т. д.), допускается в ссылке указать только его электронный адрес.
Примеры подстрочных ссылок:
В тексте: По мнению Нечкиной, «монография — основа больших обобщений, важных научных концепций»1.
В подстрочной ссылке:
_________________________
1 Нечкина М.В. Монография: ее место в науке и в издательских планах. М., 1965. С. 77.
В тексте:
Существует следующая точка зрения: «...........»1.
В подстрочной ссылке:
_________________________
1 Адорно Т.В. К логике социальных наук // Вопросы философии. 1992. № 10. С. 76–86.
В тексте:
Т.В. Адорно в статье «К логике социальных наук» пишет, что ...........1.
В подстрочной ссылке:
_________________________
1 Вопросы философии. 1972. № 10. С. 76–86.
В тексте:
«…Счастье – оно было завоевано длительным общением с романом», – пишет Л. Погожева в статье «Возвращение к Стендалю»1.
В подстрочной ссылке:
_________________________
1 Лит. газ. 1976. 7 янв. С. 8.
В тексте:
Н.А. Некрасов в письме к Л.Н. Толстому писал: «Я люблю еще в Вас великую надежду русской литературы, для которой Вы уже много сделали и для которой еще более сделаете»1.
В подстрочной ссылке: _________________________
1 Некрасов Н.А. Полн. собр. соч. М., 1952. Т. 1. С. 291.
В тексте:
Информация заимствована на сайте «Официальные периодические издания»1.
В подстрочной ссылке:
__________________________
1 Официальные периодические издания: [Электронный ресурс] : электрон. путеводитель / Рос. нац. б-ка, Центр правовой информации. [СПб.], 2005–2007. URL: http:www.nlr.ru/lawcenter/izd/index.html
Если ссылка на работу повторяется на одной странице, то ссылка имеет следующий вид:
1 Нечкина М.В. Монография: ее место в науке и в издательских планах. М., 1965. С. 77.
2 Там же. С. 78.
Если ссылка на одну и ту же работу встречается на нескольких страницах, то ссылка имеет следующий вид:
1 Нечкина М.В. Указ. соч. С. 80.
Оформление списка использованных источников и литературы
Монографическое издание
1. Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека. М.: Логос, 2004. 304 с.
2. Алефиренко Н.Ф. Спорные проблемы семантики: монография. Волгоград: Перемена, 1999. 274 с.
3. Белл Р.Т. Социолингвистика. Цели, методы, проблемы / пер. с англ. М.: Международные отношения, 1980. 318 с.
Несколько авторов
1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. М.: Моск. филос. фонд, 1995. 322 с.
2. Основы теории коммуникации: учебник / М.А. Василик, М.С. Вершинин, В.А. Павлов [и др.] / под ред. проф. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2006. 615 с.
3. Браславский П.И., Данилов С.Ю. Интернет как средство инкультурации и аккультурации // Взаимопонимание в диалоге культур: условия успешности: монография: в 2-х ч. / под общ. ред. Л.И. Гришаевой, М.К. Поповой. Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2004. Ч. 1. С. 215–228.