Заполните пропуски в предложенном тексте. Впишите недостающие части текста под соответствующими номерами на свободных строчках.(9 баллов. По 1 баллу за каждую правильно определенную позицию)
1.Блокада
2.900
3.8 сентября 1941 года
4.27 января1944 года
5.Ладожскому
6.Дорога жизни
7.Пискаревское
8.О.Ф.Берггольц
9.Д.Д.Шостакович
9.Перед вами факты и характеристики трех исторических фигур России конца XVI — начала XVII в. Определите, о ком идет речь. Озаглавьте колонки таблицы именами этих людей. Порядковые номера предложений запишите в соответствующие колонки таблицы. (11 баллов)
Борис Годунов | Лжедмитрий I | Василий Шуйский |
4, 8, 10, 11 | 3, 6, 9 | 1, 2, 5, 7 |
10. Определите, о ком идет речь в приведенном ниже отрывке. (2балла)
Александр Федорович Керенский.
11.Дайте название понятия, термина. (5 баллов)
1. Локаут
2.Волюнтаризм
3.Рескриптум
4.Отходничество
5.Местничество
12. Перед вами отрывки из стихотворений, посвященных историческим событиям.
Расставьте отрывки в хронологической последовательности.
Поясните, какому событию они посвящены.(8 баллов. По 2 балла за каждую верную позицию)
2 – Ливонская война 558 – 1583 гг.
4 - 1571 г.нашествие хана Девлет –Гирея
1 – 1604 г. Речь идет о походе на Москву Лжедмитрия I
3 - Формирование народного ополчения 1612 года.
13. За каждый ответ, в зависимости от полноты ответа, - до 5 баллов. Всего – 10 баллов.
1. В этих данных отражен явный интерес учащихся к европейской культуре ( количество изучающих иностранные языки). Важными для них оказались предметы, которые помогали свободно чувствовать себя в обновленном петровскими реформами обществе: танцы, музыка, верховая езда, фехтование.
2.В выборе учащихся явно превалируют гуманитарные предметы (геометрия, география и юриспруденция вызвали интерес только у 63 человек, а может быть и меньше, ведь возможны повторы фамилий). При этом русский язык не вызвал у них большого интереса. Вообще можно говорить о достаточно поверхностных культурных запросах дворянства.
14.Соотнесите имена ученых и область их научных разработок( 5 баллов)
Б | Д | Г | А | В |
15. Прочитайте текст и найдите все допущенные ошибки. Пронумеруйте их и рядом напишите правильный вариант (8 баллов. По1 баллу за верно найденную ошибку)
1. Не 1870 год, а 1861 год.
2.Не только распоряжаться личностью, но и заключать разные сделки, заниматься торговлей и промыслами, владеть движимым и недвижимым имуществом.
3.Не сельские старосты, а мировые посредники.
4. Не верительные грамоты, а уставные грамоты
5. Земля была не собственностью общины, а собственностью помещика.
6. Не закладники, а временнообязанные.
7.Государство давало – 80 %
8. Долг надо было выплатить в течении 49 лет
16. Используя свои знания по истории Воронежского края, ответьте на вопросы.
(10 баллов)
1. Чижовка
2. « Принципиум»
3.Сабуров С.Ф.
4.Феоктистов К.П.
5.Белгородская черта
6.Кольцов А.В., Никитин И.С. (могут быть названы и другие фамилии)
7.Мосин С.И.
8. « Малый Сатурн»
9. « Катюша»
10. «Город воинской славы»
ИТОГО – 119 БАЛЛОВ
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 2016 Г.
ОТВЕТЫ
КЛАСС.
1.Соотнесите имена древнерусских писателей и название их произведений. Ответ оформите в виде таблицы, выявив лишний элемент.(6 баллов).
Имя | ||||||
Произведение | В | А | Г | Д | Б | ----- |
2.Расположите государственные учреждения в порядке их исчезновения (2 балла максимально за полностью правильную последовательность).
Земский Собор;
Боярская Дума;
Верховный Тайный Совет;
Редакционные Комиссии;
Сенат.
3. Прочитайте три характеристики на одного и того же человека. Определите его имя, годы его правления (3 балла).
Павел I , 1796 – 1801 гг.
4. Соотнесите события отечественной и всеобщей истории, совпадающие по хронологии (совпадение в рамках одного года). Ответ оформите в виде таблицы. Возможны несколько вариантов правильного ответа (желательно выявить все), а также «лишние» события, не имеющие соответствия в другом столбце таблицы (максимально 8 баллов).
Б | З | Г | В | Б | А | Д | В |
5.В 1954 г. В сборнике « Лейся, песня» был опубликован текст песни из предвоенного кинофильма « Цирк». Ответьте на вопросы к тексту.(6 баллов).
1. « От каждого по способностям, каждому по труду»
2. « Всенародный сталинский закон»
3.Право на образование, на труд, на отдых
6. Изучите данные о числе студентов в России и СССР и некоторых других странах (в тыс. чел.; в скобках дается количество студентов на 10 тыс. населения). 10 баллов
1.1890 – 1913; 1930 – 1940; 1950 – 1970– 3 балла ( по 1 баллу за каждый верно названный период. Если называются другие периоды, следует вычитать по баллу за каждый неправильный)
2.Промышленный подъем 1890-х и формирование монополистического капитализма. Индустриализация и « культурная революция». Послевоенный подъем и начало НТР. Во всех трех случаях речь идет о периодах быстрого роста экономики, в первуюочередьпромышленности, нуждавшейся в квалифицированных кадрах– до 3 баллов ( по 1 баллу за каждое верное объяснение)
3.Во второй половине XIX века Россия заметно отставала от ведущих мировых держав в области высшего образования. В первой половине XXв. СССР быстро вышел на уровень европейских стран, обгоняя по количеству студентов на 10 тыс. населения Великобританию, а после резкого упадка системы высшего образования в Германии в 1930 - х , связанного с политикой фашистского правительства, - и Германию. В то же время как относительные, так и абсолютные показатели развития высшего образования в США оставались для европейских стран в этот период недостижимыми. В 1950 - х – 1970 – х гг. СССР стремительно развивает своюсистему высшего образования, оставляя позадиевропейские страны и приближаясь к уровню США(до 4 баллов за развернутый правильный ответ)
7. Перед вами факты и характеристики трех исторических фигур России конца XVIII в. Определите, о ком идет речь. Озаглавьте колонки таблицы именами этих людей. Порядковые номера предложений запишите в соответствующие колонки таблицы. Определив, о ком идет речь в приведенных высказываниях, распределите все положения их по трем колонкам. Обратите внимание на то, что некоторые предложения можно отнести не только к одной исторической фигуре. (16 баллов. По 1 баллу за каждый правильный ответ)
Александр I | Александр II | Александр III |
1, 10, 11, 14 | 3, 6 | 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 12, 13 |
8. « Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите да, если не согласны – нет. Внесите свои ответы в таблицу. (10 баллов. По 1 баллу за правильный ответ)
да | да | нет | нет | нет | да | да | да | нет | да |