Формы и виды внеклассной работы по истории в специальной (коррекционной) школе
Формы внеклассной работы по истории различаются по охвату количества учащихся и в связи с этим могут быть массовыми или фронтальными (вечер, конкурс), групповыми или кружковыми (работа кружка, секции), индивидуальными (оказание помощи в написании доклада отдельному ученику, индивидуальная беседа).
По длительности формы внеклассной работы по истории делятся на систематические, которые проводятся в течение всего учебного года или даже на протяжении нескольких лет (кружки, внеклассные чтения) и эпизодические (встречи с интересными людьми, экскурсии, выпуск исторической газеты).
При выборе формы внеклассной работы по истории в специальной (коррекционной) школе учитель должен учитывать не только возраст учащихся, но и особенности их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностные качества каждого ученика. Естественно, не все формы внеклассной работы по истории, доступные для учеников общеобразовательной школы, могут быть использованы в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида. Так например, нецелесообразно использовать для учащихся с нарушением интеллекта чтение лекций, проведение научных конференций, написание рефератов, участие в исторических олимпиадах и т. п. Но многие формы внеклассной работы по истории могут быть успешно применены и в специальной (коррекционной) школе.
Рассмотрим некоторые из них.
1. Внеклассное чтение по истории. Чтение играет огромную роль в жизни людей. Общеизвестна роль внеклассного чтения в углублении и расширении исторических знаний школьников, в формировании их личностных качеств. Внеклассное чтение по истории – это чтение учениками художественной и научно-популярной литературы по исторической тематике, выходящей за рамки знаний, изложенных в учебнике. Оно способствует созданию ярких образов, дает представление об определенной исторической эпохе, расширяет кругозор учащихся, развивает их интерес к истории, влияет на чувства детей, формирует их нравственный облик, что важно как для учеников общеобразовательной школы, так и для учеников специальной (коррекционной) школы, хотя читательские возможности и потребности последних ограничены. Поэтому в условиях специальной (коррекционной) школы необходимо целенаправленное руководство учителем внеклассным чтением по истории, которое осуществляется по нескольким линиям: изучение читательских интересов школьников (по библиотечным формулярам), рекомендация и пропаганда книг исторического содержания для самостоятельного чтения в связи с изучаемой темой, помощь учащимся в сознательном усвоении прочитанного, проведение обсуждения прочитанных книг.
И.М. Лебедева в помощь ученикам предлагает следующую примерную памятку [3. С. 259].
Вопросы для беседы по прочитанным книгам:
§ Кто автор книги?
§ О какой эпохе и каких исторических событиях рассказывает книга?
§ Каких героев, действующих в книге, ты можешь назвать? Твое отношение к ним.
§ Что тебе понравилось в книге и почему?
§ Какие еще книги есть у этого автора? О чем они?
Помощь в руководстве историческим чтением может оказать ведение читательских дневников. Примерная схема его предложена в книге И.З. Озерского [4. С. 36].
Автор | Название книги | Когда начато чтение | Когда окончено чтение | Какие исторические события узнаны в книги | Впечатление о прочитайном |
Дневник служит не только основой беседы с учащимися о прочитанном произведении, но позволяет им лучше запоминать прочитанное, выделять в нем главное, давать оценку поступкам героев.
Иногда возможны небольшие театрализованные представления, проведения устного журнала по прочитанным книгам. Подготовкой к ним руководит учитель истории, оказывая необходимую помощь ученикам.
2. Исторический кружок. Исторический кружок относится к систематичным формам внеклассной работы. Он рассчитан на углубленную работу в течение длительного времени с постоянным составом учащихся. Кружковая работа по истории способствует углубленному усвоению знаний, полученных на уроках, развивает интерес к предмету и творческие способности, формирует навыки исследования, практические умения школьников.
Для успешной работы исторического кружка необходимо соблюдать ряд условий. К ним относятся руководящая роль учителя, добровольность и работа по интересам, самостоятельная деятельность учащихся.
Кружки могут быть разных профилей: военно-патриотические, историко-биографические, историко-искусствоведческие, историко-краеведческие и другие. В специальной школе выбор направления работы исторического кружка определяется возможностями учащихся.
В кружке могут быть ученики одного класса, одной параллели или разных параллелей. Желательно, чтобы кружок имел свое название («Юный историк», «Юный краевед», «Клуб знатоков истории» и др.), символику, определенные ритуалы. В кружке должны использоваться разнообразные виды деятельности учащихся, игровые моменты, соблюдение традиций. Результаты работы исторического кружка должны демонстрироваться и активно использоваться в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы.
3. Исторические вечера. Это важная форма внеклассной работы. Исторические вечера несут в себе элементы игры, решают образовательные, воспитательные и развивающие задачи. При выборе темы и содержания вечера необходимо учитывать психологические особенности учащихся специальной (коррекционной) школы, уровень их образовательной подготовки, низкую степень активности и самодеятельности, предусмотреть возможность перегрузки учащихся по времени и по количеству впечатлений.
Исторические вечера могут быть посвящены: общеисторическим темам («Вечер военной поэзии»); отдельным темам школьного курса («Отечественная война 1812 г.»); юбилеям и знаменательным датам («27 января – день окончательного снятия блокады Ленинграда»); занимательной истории («Что? Где? Когда?»); краеведению («Знаменитые петербуржцы прошлого и настоящего»).
Вечер требует тщательной подготовки: определения темы, отбора познавательного материала, составления выступлений, разработки сценария, оформления зала, оборудования тематической выставки, руководства учителя и его помощи учащимся на всех этапах работы.
4. Экскурсии. Эти формы внеклассной работы пользуются особой популярностью среди учащихся. А.Ф. Родин и Ю.Е. Соколовский определяют экскурсию как особую форму совместной деятельности учителя и учащихся по изучению предметов и явлений действительности в естественных условиях (предприятие, исторические места и т. п.) или в музеях, на выставках в целях образования и воспитания школьников [6. С. 16].
При всех возможных различиях между экскурсиями организация каждой из них складывается из ряда общих этапов и видов работ: определение темы и цели экскурсии, выбор места и объектов для изучения; разработка маршрута и плана; знакомство с местами, которые предстоит посетить; подготовка учащихся к экскурсии, постановка групповых и индивидуальных заданий; непосредственное проведение экскурсии; закрепление знаний и оформление собранного материала.
Особое место во внеклассной работе занимают дальние экскурсии. Они требуют значительных средств, связаны с дополнительными трудностями, поэтому должны быть тщательно подготовлены, особенно в условиях специальной (коррекционной) школы.
5. Встречи с интересными людьми. В современных условиях такая форма внеклассной работы по истории используется реже, чем прежде, но занимает особое место. Образ конкретного человека, его поступки всегда более убедительны для учеников специальной (коррекционной) школы. Участниками встреч могут быть разные люди: ветераны войны и труда, участники и очевидцы знаменательных событий, старожилы и знатоки родных мест, ученые, писатели.
Встречи учащихся с интересными людьми могут проводиться в школе, на предприятиях, в музеях. Они должны быть хорошо подготовлены: необходимо определить тему и цель встречи, место и время ее проведения, предварительно обговорить с приглашенным круг обсуждаемых вопросов, воспитательную направленность его рассказа, предупредить о том, с какими детьми предстоит встреча.
6. Конкурсы, олимпиады, викторины. Широкое распространение среди школьников получили соревнования на лучшее выполнение заданий по истории во время конкурсов, олимпиад, викторин. Они проводятся с целью выявления и развития интересов и способностей учащихся, стимулирования их познавательной активности, воспитания любви к предмету, поэтому в условиях специальной (коррекционной) школы эти формы внеклассной работы приобретают коррекционное значение.
Содержание конкурсов, олимпиад, викторин может ограничиваться школьной программой по истории или выходить за ее пределы, но она должна быть доступна учащимся с нарушением интеллекта, а предлагаемые им вопросы и задания должны быть доступны для выполнения.
В конкурсах по истории могут участвовать как отдельные учащиеся, так и классы. Ребята отвечают на поставленные вопросы, собирают сведения о родном крае, пишут сочинения о своем городе, селе, описывают исторические памятники, делают зарисовки и т. п. Одновременно с заданиями учитель указывает источники, которые могут быть использованы во время подготовки, проводит консультации.
Олимпиады проходят в несколько туров с выбыванием тех, кто не набрал нужных баллов. Они редко используются в специальных (коррекционных) школах.
Викторины по истории ближе стоят к игровой форме (в методической литературе их нередко относят к группе исторических игр), они могут проводиться без предварительной подготовки учащихся или с сообщением темы, литературных источников, вопросов. Для учащихся специальной (коррекционной) школы эта форма внеклассной работы является наиболее доступной и интересной. В школьной практике широкое применение нашли краеведческие викторины.
Внеклассная работа по истории сложна и многообразна и поэтому требует четкой организации и определенной системы. Во всех рассмотренных формах внеклассной работы, проводимых в специальной (коррекционной) школе VIII вида огромная роль принадлежит учителю истории. Его умелое руководство, заинтересованное отношение делают эту работу познавательной, увлекательной и плодотворной для учащихся с нарушением интеллекта.
Вопросы и задания
1. В чем заключается своеобразие внеклассной работы по истории в специальной (коррекционной) школе? Каковы ее задачи?
2. Выберите тему исторической краеведческой экскурсии, определите ее цель и задачи, методы и приемы проведения, познавательные задания ученикам в ходе экскурсии; продумайте оформление ее результатов.
3. Выберите одну из тем курса истории в специальной (коррекционной) школе, составьте список литературы для внеклассного чтения по этой теме.
Литература
1. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. Киев, 1985.
2. Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учителей. В 2-х ч. Ч. 1 / Отв. ред. Н.Г. Дайри. М., 1978.
3. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. С.А. Ежова и др. М., 1986.
4. Озерский И.З. Руководство внеклассным чтением по истории. М., 1979.
5. Родин А.Ф. Массовые формы внеклассной работы по истории. М., 1961.
6. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Л. Экскурсионная работа по истории.