Типы уроков истории. Особенности проведения уроков разного типа в специальной (коррекционной) школе

В школьном курсе истории нет двух уроков одинаковых по содержанию, так же многообразна их структура и методика проведения. Но есть группы уроков, схожих по тематике, учебно-образовательным задачам, способам сообщения знаний, формам работы с учащимися. В этом единстве проявляются общие закономерности процесса обучения. Наличие такого рода общих черт, существенного сходства позволяет говорить о типах уроков истории.

Методист-историк А.А. Вагин считал, что научно обоснованная типология урока призвана помочь учителю «правильно наметить специфические задачи очередного урока, правильно применить наилучшие методы его проведения: ведь методы и приемы обучения нельзя расценивать в отрыве от живой ткани урока. В зависимости от характера урока меняется роль одного и того же приема, различно решается вопрос о целесообразности его применения» [1. С. 385].

Тип урока влияет на качество обучения и развития учащихся как общеобразовательной, так и специальной (коррекционной) школы. В дидактике и частных методиках существуют разные подходы к типизации уроков: по ведущему методу, по звеньям процесса обучения, по деятельности учащихся и др. В методике преподавания истории наиболее распространена классификация по звеньям процесса обучения:

1. урок, содержащий все звенья – комбинированный урок;

2. урок изучения нового материала;

3. повторительно-обобщающий урок;

4. урок проверки и учета знаний [5. С. 221].

Положительные стороны этой классификации заключаются в том, что она ясно определяет основную дидактическую задачу каждого урока, целесообразную структуру уроков по типам. В специальной (коррекционной) школе VIII вида наиболее распространенны комбинированные уроки истории, отличающиеся оптимальной сменой видов учебной работы, что соответствует физическим и психическим возможностям учащихся с нарушением интеллекта.

Но данная типология недостаточно учитывает развивающую цель обучения. В ней не выделен как особый тип – развивающий урок, на котором интенсивно формируются умения. Между тем, А.А. Вагин выделил в особый тип уроки формирования навыков и умений: «Умения работы с картой, картиной, иллюстрацией в учебнике, составления таблиц, планов, конспектов мы вырабатываем почти на каждом уроке в связи с изучением нового материала или его повторением и обобщением, но в какой-то момент, на какой-то очередной ступени школьного курса нам необходимо посвятить 25– 30 минут показу учащимся новых приемов записи, работы по контурной карте, работы с учебником» [1. С. 395–396].

Программа по истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида ориентирует учителя на формирование умений учащихся в 7, 8 и 9 классах. С учетом практической направленности процесса обучения в специальной (коррекционной) школе в курсе истории достаточно уроков, на которых формируются умения учащихся работать с исторической картой, «лентой времени», текстом параграфа учебной книги; умения сравнивать исторические понятия, устанавливать причинно-следственные связи, описывать исторические объекты, составлять характеристику исторического героя и т. п.

Не все типы уроков истории, используемые в общеобразовательной школе, найдут свое применение в специальной (коррекционной) школе. Так, например, для учащихся с нарушением интеллекта недоступны такие уроки, как учебная лекция, уроки семинарского типа, уроки обсуждения нового материала, подготовленного самостоятельно дома по учебнику.

Выбирая тип урока, учитель истории специальной (коррекционной) школы должен руководствоваться, прежде всего, содержанием материала, который предстоит изучить, его объемом, особенностями класса.

1. Комбинированный урок – самый распространенный тип урока истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Он позволяет решить несколько дидактических задач: объяснение нового материала, его закрепление, повторение ранее пройденного, контроль и учет знаний, умении и навыков учащихся. На каждую часть урока отводится приблизительно равное время – 10–15 минут, что позволяв' осуществлять разную деятельность на протяжении всего урока. Этот тип урока наиболее гибкий и эффективный в обучении учащихся с нарушением интеллекта.

Проверка знаний на комбинированном уроке может осуществляться как в начале урока, так и после изучения нового мате риала. В специальной (коррекционной) школе более эффекта вен первый вариант: благодаря опросу устанавливается четка; картина глубины и прочности знаний учащихся по содержании пройденного материала, связанного с данным уроком. Такая связь обеспечивает понимание школьниками развития исторических событий, причинно-следственных связей между ни ми. В процессе опроса осуществляется контроль за знаниям] и умениями, происходит их дальнейшее развитие.

Формы и методы проверки домашнего задания разнообразны. На уроках истории в специальной (коррекционной школе чаще встречается сочетание фронтальной беседы с развернутыми индивидуальными ответами учащихся на вопросы. Реже используется письменный, программированный опрос, носящий дифференцированный характер и не требующий затраты большого времени. Для письменной работ! учащимся могут быть предложены вопросы и задания, требующие объяснения событий и их значения, расшифровка: фраз и выражений учебника. Например:

§ Почему война 1812 г. называется Отечественной?

§ Почему рабочие вынуждены были трудиться на капиталистов?

§ Объясни фразу: «Советскому государству грозила смертельная опасность».

Все домашние задания, выполняемые в тетрадях, на карточках, контурных картах, проверяются и оцениваются учителе»

Изучение нового материала – это главный элемент учебного процесса, в ходе которого не только формируются новы знания, но и на их основе осуществляется воспитание учащихся, развитие их мышления, умений работать с исторически материалом. В практике преподавания истории в специально (коррекционной) школе встречаются недостатки в организации изучения нового материала: неспособность учителя стимулировать познавательную деятельность учащихся, когда ученик остаются пассивными на уроке; однообразие методики изучения нового материала (краткий пересказ учителем текста параграфа или попытка проведения беседы при отсутствии необходимых знаний учащихся). Учитель должен конкретизировать и дополнять материал учебника, использовать при объяснении новой темы технические средства, наглядные пособия, организовывать самостоятельное решение учащимися познавательных задач, доступных проблемных заданий; приучать школьников к использованию разнообразных источников исторических знаний, например, исторического документа.

Изложение материала учителем должно носить характер рассуждения, что будет стимулировать мыслительную деятельность учащихся. Он должен не только излагать новые факты, но сравнивать их с прежними, раскрывать причинно-следственные связи, показывать историческое значение событий. Так, например, рассказывая о восстании декабристов 1825 года, учитель разбирает вместе с учениками причины поражения восстания и его значение для дальнейшего развития России.

Закрепление изученного материала – это вторичное восприятие и дальнейшее осмысление пройденного. Основная цель закрепления – помочь учащимся достаточно прочно усвоить факты, даты, имена, исторические понятия и предупредить пробелы в усвоении знаний, теснее связывать новый материал с ранее усвоенным.

Закрепление может быть проведено в процессе изучения нового материала, когда он излагается маленькими порциями (такой способ используется в обучении школьников с нарушением интеллекта), но чаще осуществляется в конце урока, т. к. объем исторического материала на отдельном уроке сам по себе невелик.

Виды закрепления должны быть разнообразными: воспроизведение отдельных фактов, необходимых для выводов; составление плана рассказа; заполнение сравнительной таблицы; работа с исторической картой; фронтальная беседа по изученному материалу и т. п.

Разъяснение домашнего задания. Функции домашнего задания – дальнейшее более прочное закрепление пройденного материала, применение знаний, развитие умений и навыков самостоятельной работы. Домашнее задание по истории в специальной (коррекционной) школе может носить разнообразный характер, но в первую очередь должно ориентировать учащихся на работу с учебником. Возможны следующие виды домашних заданий:

§ повторное чтение текста и ответы на вопросы (с указанием номера параграфа и страниц);

§ пересказ прочитанного;

§ подготовка рассказа по тексту и рисункам учебника (на пример, «составить рассказ о восстании декабристов, используя рисунок»);

§ составление плана рассказа;

§ подбор иллюстративного материала к изученной или новой теме (например, к теме «Великая Отечественная война»);

§ задания по исторической карте, в том числе и по контурной карте;

§ подготовка небольшого доклада на основе дополнительной литературы (например, о герое Великой Отечественной войны, о великом полководце прошлого);

§ подготовка сообщений о современных событиях в России по статьям и заметкам периодической печати.

Домашнее задание должно учитывать познавательные возможности учащихся специальной (коррекционной) школы, поэтому оно может быть как общим для всех, так и носить индивидуальный характер, особенно в тех случаях, когда выходит за рамки учебника. На последующем уроке домашнее задание обязательно проверяется, оцениваются знания и умения учащихся.

2. Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения нового материала). В чистом виде такие уроки истории редко встречаются в специальной (коррекционной) школе. Основная дидактическая задача урока – вооружить учащихся новыми знаниями, организовать восприятие и осмысление нового материала. Проверка знаний не осуществляется или проводится ограниченно (нет отдельного этапа урока по проверке знаний), это дает возможность увеличить объем нового материала, разделить его на части и объяснить отдельно каждую часть, не снижая внимания и предупреждая утомление учащихся. Как правило, такие уроки проводятся в начале темы, когда материал предыдущей темы был систематизирован и обобщен на повторительно-обобщающем уроке. Например, уроком сообщения новых знаний могут начинаться такие темы, как «СССР в 20-е – 30-е годы», «Великая Отечественная война Советского Союза» и т. п.

Постепенное (поэтапное, по частям) усвоение знаний предотвращает пробелы, ученики могут самостоятельно выполнять задания по учебнику, остается время на выработку умений и навыков (например, умения сравнивать исторические события, понятия, находить причины происходивших событий и т. п.).

3. Повторительно-обобщающий урок. Такие уроки могут проводиться после изучения каждой темы программы. Они позволяют решить несколько дидактических задач: обобщить факты, необходимые для понимания важности исторического явления, проверить знания учащихся; ликвидировать пробелы в их знаниях; развивать мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи). Таким образом, повторительно-обобщающий урок имеет четкую коррекционную направленность.

Отмечаются трудности проведения повторительно-обобщающих уроков в специальной (коррекционной) школе, связанные с ограниченными познавательными возможностями учащихся с нарушением интеллекта (слабая память, неумение выделять главное, следить за развитием явления, сделать выводы). Поэтому такие уроки должны быть тщательно подготовлены. Учитель планирует задачи урока, отбирает материал (содержательный и наглядный) для их решения, продумывает вопросы и задания (с опорой на странички для повторения темы в учебнике), вводит игровой материал. На повторительно-обобщающий урок выносятся самые главные вопросы пройденной темы. Большое место отводится наглядности, но ее использование отличается от использования на обычных уроках. На повторительно-обобщающем уроке не ведется детальное изучение объектов с опорой на наглядность, а наглядно-образная опора помогает подвести к выводам учащихся. Работа с наглядностью носит другой характер: идет сравнение картин, рисунков, уже использовавшихся на уроках по теме, для выявления общего и отличного в событиях и явлениях и доказательства произошедших изменений.

Взяв за основу для подготовки повторительно-обобщающего урока вопросы и задания для повторения темы в учебнике, учитель продумывает дополнительные вопросы, чтобы вовлечь в беседу всех учащихся, ведет мысль учащихся от конкретных фактов к обобщениям. Некоторые вопросы опускаются, другие – упрощаются и разбиваются на ряд более мелких, что оправдано в условиях специального обучения.

На повторительно-обобщающих уроках обязательно должна быть предусмотрена работа с картой, хронологической таблицей или «лентой времени». Это позволит и уточнить историко-пространственные и историко-временные представления учащихся с нарушением интеллекта. Для закрепления исторических понятий целесообразно использовать игровые формы и методы: викторины, решение кроссвордов, чайнвордов, разгадывание ребусов.

На повторительно-обобщающем уроке могут составляться сравнительные таблицы. Примером может служить следующая таблица.

Таблица

Наши рекомендации