Особенности формирования историко-пространственных представлений у учащихся с нарушением интеллекта

Общество развивается не только во времени, но и в пространстве, т. е. на определенной части земной поверхности, в определенных природных условиях. Географическая среда является одним из условий, влияющих на развитие общества, особенно при недостаточном развитии производительных сил (например, при первобытнообщинном строе). Однако не следует переоценивать значение и роль географической среды в истории: ее влияние на развитие общества не всегда одинаково (иногда при сходных географических условиях исторические события развиваются по-разному, т. к. на них влияют и другие факторы). Но изучение истории тесно связано с изучением пространства. А.И. Стражев писал: «Не помещенные во времени и пространстве исторические события представляются нам пустой абстракцией, лишенной реального содержания, не отражающей исторической действительности» [7. С. 167].

Представления об историческом пространстве – это соотнесение определенных исторических событий с конкретным местом их совершения, т. е. локализация исторических событий.

Локализация событий в пространстве достигается с помощью различных наглядных пособий: карт, схем, планов, картин, фотографий, меловых рисунков, аппликаций. Работая с ними на уроке в специальной (коррекционной) школе, необходимо учитывать имеющиеся у учащихся нарушения пространственных представлений. К ним относятся следующие нарушения:

1. Значительное преуменьшение реальных расстояний, когда далекое в пространстве представляется близким. Причины этого нарушения заключаются в том, что пространственные представления учащихся основываются на чувственном опыте, а при работе с картой, ученики имеют дело с огромными расстояниями, далекими от их личного опыта. Поэтому типичные ошибки будут связаны с преуменьшением реальных расстояний между изучаемыми объектами, населенными пунктами и т. д.

2. Затруднения при ориентировке в географических направлениях (сторонах горизонта), особенно в промежуточных (юго-запад, северо-восток). Поэтому при правильном показе объектов или направлении действий на исторической карте ученики могут ошибаться в назывании их места нахождения или направления (например, говорят, что монголо-татары наступали на восток, Санкт-Петербург расположен на севере России).

3. Непонимание расположения объектов относительно друг друга (впереди – сзади, слева – справа, далеко – близко и т. д.). Это объясняется не только нарушением пространственной ориентировки, но и опосредованным восприятием исторических объектов через картину, карту, рисунок, где все объекты представляются расположенными близко, рядом; выше или ниже, а не севернее или южнее и т. п.).

4. Восприятие разных по величине объектов, расположенных на различном расстоянии, одинаково, неправильно. Эта особенность характерна для восприятия исторических картин с множеством участников, объектов исторического пейзажа и т. п.

Учитель истории должен знать имеющиеся у учащихся нарушения, чтобы своевременно проводить коррекционную работу на уроке.

Но важной предпосылкой для формирования историко-пространственных представлений является тот факт, что пространство в основных его характерах (размер, протяженность, взаиморасположение) уже известно учащимся до начала изучения истории. Школьники с нарушением интеллекта использовали меры длины (сантиметр, метр) на практике, упражнялись ориентироваться в пространстве, узнали, что такое «масштаб» и т. п. На эти уже сформированные представления и практические умения и будет опираться учитель истории.

Изучая любое историческое событие, учащиеся должны представлять:

а) место, где происходило событие;

б) направления действий;

в) дальность расположения объектов относительно друг друга;

г) условия местности, ее особенности;

д) роль географической среды в жизни и деятельности людей (там, где возможно это определить).

Например, на уроке по теме «Восстание декабристов» можно не только познакомить учащихся с интересным и значительным событием истории, но и уточнить их пространственные представления, например следующим образом:

а) место события – Санкт-Петербург (показ на карте), Сенатская площадь (уточнение с опорой на схему «Восстание декабристов»: это центр Санкт-Петербурга, рядом с набережной Невы, недалеко от Зимнего дворца);

б) направления действий – полки направлялись из своих казарм к Сенатской площади и, прибыв, выстраивались у «Медного всадника» (показ иллюстрации в учебнике). Царские войска постепенно окружили площадь со всех сторон (показ по схеме);

в) дальность расположения объектов – Сенатская площадь одной стороной выходит прямо на набережную Невы, с трех остальных сторон окружена зданиями (показ на схеме и называние каждого из них: Адмиралтейство, Сенат, Синод, Манеж, чуть в отдалении – строящийся Исаакиевский собор);

г) условия местности – при сложившихся обстоятельствах был затруднен путь отступления восставшим, т. к. сделать это можно было: 1) по Галерной улице (но она слишком узкая для таких действий); 2) переправиться через Неву, но лед на реке разбивался артиллерией.

Формирование пространственных представлений у учащихся с нарушением интеллекта затруднено, поэтому нужно чаще использовать различные практические работы с картой, схемой, планом, меловым рисунком на доске, аппликациями.

Методика работы с картой.

В формировании историко-пространственных представлений у учащихся специальной (коррекционной) школы большая роль принадлежит исторической карте. Б.П. Пузанов писал: «Она дает возможность наглядно показать учащимся пространственную географическую перспективу, конкретизировать представления о месте того или иного исторического события, его размерах, способствует развитию логического и абстрактного мышления, более глубоко раскрывает и объясняет смысл событий» [3. С. 67].

Историческая карта является наглядным пособием, обладающим высокой степенью абстракции. Реальные объекты (леса, реки, города) принимают на карте совершенно несвойственный им в действительности вид, а многие объекты и явления могут быть представлены условно только на карте и не имеют своих аналогов в реальной действительности (например, границы Киевской Руси, маршруты военных походов, экспедиции и т. п.).

Историческая карта имеет свою специфику по сравнению с картой географической: на ней кроме физико-географических данных обозначаются места расселения народов, места изучаемых исторических событий, военные действия, экономические объекты и т. п. Историческая карта дает изображение событий во времени и динамике. Историческая карта имеет свои условные обозначения. Задача учителя заключается в том, чтобы научить учащихся «читать карту», как «читают историческую книгу» [7. С. 175].

В практике преподавания истории в общеобразовательной и специальной (коррекционной) школах используются три основных вида исторических карт:

1. общие карты, отражающие исторические события в стране в определенный момент развития (например, карта «Российская империя в XVIII в.»);

2. обзорные карты, отражающие территориальные изменения за длительный период (например, карта «Образование и расширение Российского государства в XIV–XVII вв.»);

3. тематические карты, посвященные отдельным событиям или сторонам исторического процесса (например, карты «Первая русская революция 1905–1907 гг.», «Экономическое развитие России в 1861–1900 гг.»).

Кроме этих основных карт в обучении истории находят применение схематические карты (карты-схемы), являющиеся разновидностью тематических карт и посвященные важнейшим битвам (например, схема «Бородинское сражение»). Иногда учитель истории привлекает физическую карту России (для ознакомления с природными условиями, сравнения с исторической картой) или политические карты России, Европы, мира (для изучения современных событий). Историческая карта – необходимое и обязательное пособие на уроке, она должна обязательно соответствовать изучаемой эпохе. Изложение нового материала учителем всегда сопровождается показом на карте упомянутых историко-географических объектов, ученики следят за его показом и объяснением, ориентируясь на свои карты в учебнике или в атласе.

Необходимо соблюдать определенные правила показа, добиваясь этого и от ученика: стоять справа от карты лицом к свету (окну), держа указку в правой вытянутой руке; показ должен быть неторопливым и точным, сопровождаться словесными указаниями (например, на восточном берегу Чудского озера, вверх по течению Днепра и т. п.).

В специальной (коррекционной) школе используются настенные исторические карты, изданные для общеобразовательной школы, атласы по истории России для 5 класса общеобразовательной школы и карты, имеющиеся в учебнике «Рассказы по родной истории».

Знакомство учащихся 7 класса с исторической картой начинается на одном из вводных уроков. Проводится сравнение исторической карты с географической (географическая карта знакома ученикам с 6 класса). Хотя, например, Б.П. Пузанов считает, что, «начиная работу с исторической картой на основе знаний и навыков, полученных школьниками на уроках географии при работе с физической картой, учитель сталкивается с тем, что учащиеся эти знания и навыки полностью переносят на историческую карту. Так, при изучении физической карты и ее условных обозначений большое значение имеет цвет (зеленый, желтый, коричневый), который обозначает рельеф местности и растительность. На исторической карте цвет выполняет другие функции. Различными оттенками зеленого цвета показана территория, населенная древними славянскими племенами, Киевская Русь, расширение Русского государства, а различными оттенками желтого и коричневого цветов – территории, заселенные кочевыми племенами. -я

Границы России на всех географических картах постоянны, на исторической карте они не всегда соответствуют современным и показаны в динамике, что соответствует процессу исторического развития государства» [3. С. 70].

Поэтому, представляется показать эти отличия необходимо сравнив обе карты – историческую и географическую. Одновременно учащимся следует объяснить, что по исторической карте будет изучаться история страны, которая осуществлялась на территории, где мы живем сегодня. Поэтому в работе с исторической картой особое значение имеет выработка у учащихся навыков пользования знакомыми природными ориентирами (реками, морями, крупными озерами) и сторонами горизонта при определении мест исторических событий. В то же время надо познакомить школьников с «легендой» исторической карты, объяснить значение ее условных обозначений.

На уроке и при подготовке домашнего задания необходимо приучать учащихся при изучении исторического материала пользоваться картой. При повторении и закреплении пройденного материала на данном и последующих уроках ученики при ответах должны уметь находить и показывать на карте: границы государства, города, места событий, направление движения войск и т. п.

В практике преподавания истории в специальной (коррекционной) школе используются различные приемы работы с исторической картой:

а) прием «оживления» карты аппликациями, условными знаками, помогающими вычленить нужные элементы и сосредоточить на них внимание учащихся (например, красными звездочками можно отметить на карте города-герои Великой Отечественной войны);

б) прием комбинированной работы с несколькими картами (например, карта «Великая Отечественная война Советского Союза» уточняется картами или схемами отдельных событий, битв);

в) определение по карте дальности расстояний (например, на уроке по теме «Русские землепроходцы и мореходы» с помощью шнура можно измерить пути экспедиций, отмеченные на карте, и по масштабу определить пройденные расстояния);

г) приемы работы с контурной картой. Эта работа проводится не так часто в специальной (коррекционной) школе из-за сложности для учащихся такого рода работы, а также трудностей с отбором контурных карт и заданий к ним (обычно учитель использует контурные карты для учащихся старших классов общеобразовательной школы). Но выполнение доступных заданий помогает учащимся осмыслить и закрепить материал. Как правило, контурная карта заполняется постепенно (на ряде уроков по теме), сначала в классе под руководством учителя, затем самостоятельно учащимися на уроке или дома с последующей проверкой и исправлением допущенных ошибок. Не должно быть «слепого» копирования карты из учебника или атласа. Можно предложить, например, такие задания по контурной карте: отметить границы государства, нанести населенные пункты, проложить маршруты торговых или военных походов и т. п.

Таким образом, работа с картой должна вестись систематически, на каждом уроке; при изучении и закреплении нового материала; при выполнении домашнего задания; на повтори-тельно-обобщающем уроке по теме, используя две-три знакомые карты, чтобы закрепить пространственные представления и знание исторического материала с опорой на карты.

Методика работы со схемой.

Схема используется реже, чем историческая карта, но работать по ней легче, т. к. схема отражает какой-либо единичный факт, масштабы ее невелики, «география» местности изображается небольшим количеством условных обозначений.

Как правило, схемы посвящены различным событиям военной истории, поэтому, опираясь на них, учитель рассказывает о битвах на Чудском озере и Куликовом поле, о Полтавском сражении и Бородинском бое.

Схемы бывают статические и динамические. На статической схеме обозначены все объекты и направления действий (начало и конец события), поэтому учащимся специальной (коррекционной) школы воспринимать такую схему сложно. На динамической схеме дан лишь контур местности, по мере рассказа учителя появляются необходимые объекты (полки воюющих сторон), а затем в виде стрелочек «изображается ход самого сражения».

Названия полков связано с их пространственным расположением (например, передовой полк, большой полк, полки левой и правой руки, резервный и засадный полки). Одновременно с отработкой терминологии идет работа по развитию пространственных представлений, и позволяет это сделать динамическая схема. К составлению такой схемы привлекаются вслед за учителем и сами ученики, сопровождая свои действия комментариями.

Обязательное условие применения схемы – ее соотнесение с исторической картой. Школьники должны представлять, где на карте находится «кусочек» той территории, на которой развернулось действие схемы. Например, на уроке по теме «Куликовская битва» учитель в ходе своего рассказа показывает на карте путь русского войска и место битвы, затем появляется схема, опираясь на которую продолжается рассказ о самом сражении.

Разновидностью схемы является меловой рисунок на доске, дополненный аппликациями. Использование такой условной наглядности, максимально упрощенной для восприятия учащимися специальной (коррекционной) школы, помогает им лучше понимать и усваивать исторический материал и развивает пространственную ориентировку.

Таким образом, для развития исторических представлений учащихся учитель использует разнообразные средства, приемы и методы, постоянно варьируя их и активизируя познавательную деятельность своих учеников.

Вопросы и задания

1. Какие виды представлений формируются у учащихся в процессе обучения истории?

2. На примере любой темы покажите возможности формирования представлений о фактах прошлого у учащихся специальной (коррекционной) школы.

3. Приведите примеры работы по созданию временных и пространственных представлений учащихся специальной (коррекционной) школы.

Литература

1. Вагин А.Л. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968.

2. Гиттис И.З. Начальное обучение истории. Л., 1940.

3. Изучение исторического и обществоведческого материала в старших классах вспомогательной школы (Методические рекомендации для вспомогательной школы) / Сост. Б.П. Пузанов. М., 1986.

4. Методика начального обучения истории / Под ред. М.С. Васильевой. М., 1964.

5. Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. С.А. Ежова и др. М., 1986.

6. Опыт преподавания истории во вспомогательной школе / Под ред М.И. Кузьмицкой. М., 1964.

7. СтражевА.И. Методика преподавания истории. М., 1964.

8. Сукневич И.И. Методика формирования исторических представлений и понятий у учащихся IV классов. М., 1968. 9. Ушинский КД. Собр. сочинений. М., 1949. Т. 6.

Наши рекомендации