Особенности формирования представлений об историческом времени у учащихся с нарушением интеллекта

Развитие человеческого общества совершается во времени. Временная определенность является особенностью исторического факта (события, явления). Только определив время, можно установить связи изучаемого события с предшествующими и последующими, определить причины и следствия происходивших событий. Изучение истории требует умения представлять факты во времени. Даже яркие представления о прошлом, не связанные с представлением об определенном времени, лишены познавательной ценности и не являются знанием истории. Поэтому параллельно с формированием представлений о фактах у учащихся вырабатываются временные исторические представления, на основе которых усваивается хронология.

Представления об историческом времени – это представления о соотношении определенного исторического факта с определенным временем, представления о длительности и последовательности исторических событий и явлений, об отдаленности их друг от друга и от современности. Создание представлений об историческом времени помогает представить поступательный характер развития общества, смену порядков (общественно-экономических формаций) и эпох.

Формирование у учащихся представлений об историческом времени связано с выработкой понимания единиц измерения исторического времени (год, век, столетие, тысячелетие, период, эра, эпоха). Учащиеся также должны понимать временные отношения («давно», «недавно», «до», «после», «раньше», «позже», «сначала», «потом», «в настоящее время» и др.).

Учащиеся специальной (коррекционной) школы так же, как и ученики общеобразовательной школы, должны уметь ориентироваться в настоящем, знать прошедшее и иметь представления о перспективах ближайшего будущего, поэтому обучение истории занимает большое место в формировании у них временных представлений и понятий.

В специальной (коррекционной) школе вопросы формирования временных представлений приобретают особую остроту. Исследованиями А.Н. Граборова, Л.В. Занкова, Б.П. Пузанова, И.И. Финкельштейна, Ж.И. Шиф установлено, что учащиеся специальной (коррекционной) школы испытывают большие трудности в образовании представлений и понятий о времени, они не в состоянии понять отдаленность исторических событий, их длительность, у них часто происходит смешение событий и даже нелепая перестановка. Лучше всего они ориентируются в настоящем, но с большим трудом представляют себе будущее.

И.И. Финкельштейн отмечал, что «учитель-дефектолог несомненно встретится с трудностями, вытекающими из особенностей интеллекта своего ученика. Однако ему необходимо разобраться, что следует отнести за счет дефекта, интеллектуальной неполноценности и что нужно рассматривать как результат недостаточной работы самой школы» [6. С. 41].

Учащиеся специальной (коррекционной) школы к началу изучения истории в 7 классе имеют представления о времени, однако в основном они сводятся к житейским представлениям о днях, неделях, месяцах, годах; знают и единицы измерения времени (прежде всего из курса математики), но глубины исторического времени не представляют. Поэтому овладение хронологией дается им не сразу.

Поскольку программа специальной (коррекционной) школы VIII вида предусматривает изучение истории Родины с древнейших времен до современности и все факты, с которыми знакомятся школьники, преподносятся им в хронологической последовательности, то следовательно учащиеся должны не только понимать последовательность исторических событий, но и запоминать даты.

Курс истории содержит разные по значимости исторические даты. Определение даты исторического события или явления дается с большей или меньшей точностью, в зависимости от характера и значения: иногда указывается только век (IX в. – образование государства восточных славян Киевской Руси) или часть века (середина XVII в. – освоение Амурского края); основные даты требуют указания более точного времени (1240 г. – Невская битва), а в отдельных случаях сообщается не только год, но и день совершения события (5 апреля 1242 г. – Ледовое побоище). Самые основные даты представлены в хронологической таблице на форзацах учебника, но ими, естественно, не исчерпывается знание хронологии учащимися специальной (коррекционной) школы. В текстах учебной книги даты исторических событий представлены гораздо полнее.

Программой предусмотрены вводные уроки к курсу истории, на одном (или нескольких) из них необходимо уточнить временные представления учащихся, сформированные за предыдущие 6 лет обучения, познакомить их с летоисчислением, «лентой времени», «хронологической таблицей». В работе, связанной с формированием временных исторических представлений можно выделить несколько этапов:

I этап – уточнение понятий исторического времени, временных отношений. Установление хронологической последовательности исторических событий и явлений основывается на понимании временных отношений, выраженных понятиями: «во время», «до» и «после», «давно» и «недавно», «раньше» и «позже» и т. д. С ними ученики уже знакомы и учитель истории уточняет в беседе эти понятия, чтобы в дальнейшем опираться на них.

Поскольку школьники с нарушением интеллекта мыслят конкретно и имеют небольшой запас представлений об историческом времени, целесообразно начинать знакомство с хронологией, отталкиваясь от их личного опыта, от сегодняшней жизни, постепенно уходя «в глубь веков». Для большей наглядности на доске графически можно изобразить отрезки жизни ученика, его родителей, бабушек и дедушек, взяв за точку отсчета сегодняшний день.

У учащихся создаются образные представления о длительности исторического времени, его последовательности. Прослеживаются следующие закономерности: чем дата меньше, тем человек раньше родился, значит, он старше, и наоборот, чем I дата больше, тем человек позже родился, значит, он моложе. Подобные закономерности будут прослеживаться и при работе с датами исторических событий. Трудность заключается в том, что учащиеся должны понять зависимость между величиной числа (датой) и отдаленностью происшедшего события.

II этап – знакомство с летосчислением. Само понятие «летосчисление» учащимся специальной (коррекционной) школы можно не давать, но учитель должен уточнить, что в истории счет событий ведется по годам и векам, тысячелетия упоминаются редко. Что такое «год», ученики уже представляют (в году 365 дней, начался новый учебный год и т. д.), знают они и что такое «век» (это 100 лет), но тем не менее это понятие остается для них абстрактным. Поэтому работе над понятием «век» следует уделить должное внимание.

Век – это 100 лет, значит иначе можно сказать – «столетие». Много это или мало? Если для ученика четырнадцати лет это очень большой отрезок времени, то для истории – это всего лишь миг. Чтобы лучше представить понятие «век», надо показать, сколько поколений появляется на свет и проживает жизнь за 100 лет. Сделать это можно с помощью линии времени, начерченной на доске, и нескольких аппликаций с фигурками людей.

Определив условно даты рождения людей, можно показать, очевидцами и участниками каких исторических событий они были (например, человек, родившийся в начале века, пережил несколько революций, работал на стройках первых пятилеток, был участником Великой Отечественной войны; его сын тоже пережил войну и восстанавливал страну, наблюдал 1-ый полет человека в космос и т. п.). Таким образом, ученики должны усвоить, что 100 лет (век) – это жизнь 3–4 поколений. Учитель обращает внимание учащихся на то, что события, происходившие в истории, охватывают деятельность очень многих поколений.

Далее необходимо научить учащихся обозначать века и находить их границы. Для этого нужно вспомнить римскую нумерацию (ее изучали в 5–6 классах на уроках математики) и объяснить, что в исторической науке принято века обозначать римскими цифрами, а даты событий – арабскими. Каждый новый век начинается с первого года и заканчивается сотым: например, XIX в. – 1801–1900 гг., XX в. – 1901–2000 гг. и т. д. Можно дать графическое изображение веков и попросить учеников определить их границы.

На основе графического изображения можно с учениками отработать такие понятия, как половина века (первая и вторая), начало, середина, конец века, четверть века, десятилетие и т. д. С этими понятиями ученики столкнутся при изучении истории, чтении исторической литературы.

Далее нужно научить школьников соотносить дату с веком (определять по дате век). Например, 1812 г. – это XIX в. Две первые цифры (18) обозначают, сколько веков уже пройдено, две оставшиеся (12) – какой идет год следующего века. Если дата оканчивается двумя нулями (1500 г.), она относится к веку, обозначенному двумя первыми цифрами – к XV в.

Для закрепления этого материала можно дать ученикам практическое задание на соотнесение дат и веков. Им предлагается таблица с обозначенными веками, на доске – перечень годов, записанных без хронологической последовательности (события, связанные с этими датами, не называются, так как учащиеся еще не приступили к их изучению). Ученики должны заполнить таблицу «Век. Даты», расположив указанные годы (1812,1945, 1773,1850,1612, 2000) в соответствии с веком (XX, XIX, XVIII, XVII). Ученики должны внести даты в таблицу.

Могут быть предложены и другие задания на закрепление данного материала, например, на определение части века, к которой относится дата: 1242 г. – XIII в., его середина, первая половина, вторая четверть, пятое десятилетие. Но подобная работа трудна для учащихся специальной (коррекционной) школы, т. к. требует не только хорошей временной ориентировки, но совершения сложных мыслительных операций, связанных с расчленением числа, и наличия вычислительных навыков. Поэтому такие задания можно предлагать индивидуально, учитывая познавательные возможности учащихся.

Практические работы подобного рода могут быть предложены ученикам и в качестве домашнего задания. На следующем уроке проверяется его выполнение, исправляются и разбираются ошибки. В качестве закрепления учитель проводит цифровой диктант: диктует даты, а учащиеся записывают века, используя римскую нумерацию.

III этап – работа с «лентой времени». «Лента времени» – это пособие, помогающее представить длительность и последовательность событий и процессов, глубину исторического времени, сформировать представление о веке, тысячелетии, умение соотносить даты с веками. С «лентой времени» ученики знакомятся на одном из вводных уроков к курсу истории, а затем она постоянно используется при изучении каждой темы программы.

«Лента времени» обычно изготовляется из плотной бумаги, должна быть достаточного формата, чтобы удобно было вести фронтальную работу. Она разбивается на одинаковые отрезки – «века», с обозначением их границ. С учетом того, что учащиеся специальной (коррекционной) школы знакомятся с историей Отечества приблизительно с VIII в., с этого века и начинается «лента времени» (VIII–XXI вв.). Для индивидуальной работы учащихся на уроках и дома могут быть изготовлены «ленты времени» небольшого формата в виде складных книжек (книжек-ширм). Внизу по всей длине «ленты времени» обязательно должна быть наклеена полоса бумаги (кармашки), куда вставляются карточки с датами.

Работа с «лентой времени» хорошо представлена в методической литературе. Вот один ее из вариантов: «Учитель называет дату исторического события, она фиксируется на доске или аппликационной карточке (зрительное восприятие), затем соотносится с событием, о котором пойдет речь на уроке (например, 1240 г. – захват Киева войсками Батыя), определяется век этого события, часть века (первая или вторая половина), затем отыскивается на «ленте времени». Происходит усвоение категорий «год», «век».

Затем ученики вычисляют, сколько лет прошло между двумя ближайшими историческими событиями (от начала нашествия монголо-татар на Русь (1237 г.) до захвата Киева (1240 г.). Так вырабатываются представления о длительности и последовательности событий. Для понимания материала важно на уроке задавать вопрос: «Что было раньше и на сколько раньше?» [5. С. 84]. Предложенный вариант столь детальной работы целесообразно использовать в обучении учащихся с нарушением интеллекта.

Наряду с «лентой времени» представление о последовательности событий создается с помощью хронологической таблицы (находящейся на форзацах учебника). События в ней расположены в хронологической последовательности, наряду с годом указан и век. Дата каждого исторического события сопровождается наглядным изображением, что способствует запоминанию и прочному усвоению, учитывая наглядно-образный характер мышления учащихся специальной (коррекционной) школы.

Хронологические таблицы, календари событий могут составляться коллективно в классе или самостоятельно учениками в тетрадях, на карточках. Так, например, на протяжении изучения темы «Великая Отечественная война» постепенно составляется хронологическая таблица этой войны. Другой вариант ее составления – итоговая работа на повторительно-обобщающем уроке, когда в процессе беседы учащиеся вспоминают основные события войны и заносят в таблицу их даты и сами события.

Для формирования временных исторических представлений и усвоения хронологии учащимися специальной (коррекционной) школы учитель может использовать наборное полотно, предлагая заполнить его соответствующими карточками (на одних карточках записаны века, на других – даты, на третьих – события). Такую работу целесообразно проводить, закрепляя хронологический материал по определенной теме (например, по теме «Борьба Руси с монголо-татарскими завоевателями»).

Лучшему усвоению дат исторических событий будет способствовать введение в урок игрового материала: хронологического лото, хронологических кроссвордов, исторических викторин, игры «Что? Где? Когда?», а также решение хронологических задач. Варианты хронологических задач могут отличаться степенью сложности, поэтому должны предназначаться конкретному ученику. Например, учащимся предлагаются задачи:

§ на вычисление продолжительности события: «Вспомните, когда на Руси установилось монголо-татарское игои когда оно пало. Сколько лет продолжалось иго?»

§ на определение последовательности событий: «Что было раньше и на сколько: Куликовская битва или Ледовое побоище? »

§ на определение отдаленности событий от сегодняшнего дня: «Сколько лет прошло с победы русских над наполеоновскими захватчиками?»

Закреплению хронологии будет способствовать опрос по карточкам с игровым материалом. Задания, которые ученик должен выполнить на такой карточке, носят разнообразный характер, и отличаются разным объемом и разной степенью сложности. Например, ученикам предлагаются карточки с игровым заданием: «Найди подпись к дате, соединив стрелочкой каждое событие с соответствующей ему датой (количество дат и событий может быть разнообразным – от 3 до 10 и более):

1380 г. - Битва на Чудском озере (Ледовое побоище)

1242 г. - Вторжение монголо-татар на Русь

1237 г. - Куликовская битва

Другой пример задания на карточке – выбери правильный ответ и подчеркни его.

Когда произошло Ледовое побоище:

а) 1812 г.

б) 1242 г.

в) 1709 г.

г) 1654 г.?

Что произошло 27 июня 1709 г.:

а) Куликовская битва

б) Бородинское сражение

в) Полтавская битва

г) взятие Измаила?

Кто выиграл войну 1812 г.:

а) русские

б) монголо-татары

в) французы

г) шведы?

Все указанные выше приемы и средства находят широкое применение при формировании историко-временных представлений учащихся с нарушением интеллекта. Но нельзя забывать о возможностях живого слова и наглядного образа в формировании этих представлений. Давая картинное описание исторического периода, изучаемого на уроке, учитель старается создать представления учащихся о глубине времени. Решить эту задачу поможет и обращение к художественной исторической литературе. Так, например, рассказывая о возникновении древней Москвы, можно привести отрывок из книги Н. Кончаловской «Наша древняя столица» и сказать, что на месте известного всем города: дремучий лес стоял когда-то, поляны вместо площадей, а вместо улиц – перелоги, и... лоси шли на водопой.

Обращение к учебным картинам, кинофильмам при изложении нового материала также помогает лучше представить эпоху, далекую или недавнюю.

Рассмотренные варианты работы учителя на уроке, направленные на создание временных исторических представлений и усвоение хронологии постоянно варьируются, но обязательным должны оставаться: запись дат на доске (карточках) и в тетрадях, громкое называние даты, века и события, неоднократное возвращение к этому материалу.

Таким образом, формирование правильных представлений об историческом времени у учащихся специальной (коррекци-онной) школы способствует коррекции нарушения интеллекта.

Наши рекомендации