Тема 5. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Роль фактов в обучении истории учащихся общеобразовательной и специальной (коррекционной) школ

Процесс изучения истории учащимися общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ начинается с усвоения фактов. Специфика исторических фактов заключается в том, что они неповторимы, невоспроизводимы, их невозможно наблюдать. Поэтому для формирования представлений о каком-либо историческом факте необходимы ассоциативные связи с имеющимися у учащихся представлениями о современных событиях и явлениях. Так, например, чтобы сложилось образное представление об орудиях труда древних славян, ученикам надо иметь представления о современных сельскохозяйственных орудиях труда: как они выглядят, из каких материалов изготовлены, для чего предназначаются.

Но учащиеся специальной (коррекционной) школы не обладают столь широким кругом правильных и точных представлений о современной действительности, как ученики общеобразовательной школы, поэтому сформировать у них исторические представления значительно сложнее.

Знание отдельных фактов, характерное для школьников с нарушением интеллекта, не позволяет говорить об усвоении ими истории. Как сказано в «Методике начального обучения истории» «простая совокупность фактов без связи между ними ведет к формализации знаний, мешает осознанному усвоению исторического материала. Таким образом, в процессе обучения истории факты нужны не только сами по себе, а для сопоставления и определения существенных связей, для их обобщения и усвоения в системе» [4. С. 75].

Исторические факты можно разделить на две группы:

1) факты, отражающие единичные события, которые происходили в истории однажды, в определенное время, в конкретном месте с участием определенного круга лиц. Эти факты неповторимы. Например, Ледовое побоище – это единичное историческое событие, происходившее на Чудском озере 5 апреля 1242 года. В нем участвовали дружина Александра Невского и немецкие рыцари. К единичным фактам относятся и такие события, как восстание декабристов, отмена крепостного права, «кровавое воскресенье» и т. п.;

2) исторические явления, отражающие черты, характерные для определенного исторического периода, эпохи. Например, барщина и оброк – это повинности крестьян при крепостном праве; массовый уход крестьян из деревень после отмены крепостного права и превращение их в пролетариат и т. п. Явления более высокой степени обобщения перерастают в процессы. Так, например, можно говорить о процессе образования древнерусского государства – Киевской Руси, процессе феодальной раздробленности.

Факты различаются по объему, сложности и значимости. Чтобы понять и усвоить сложные факты, необходимо раскрывать их при помощи более простых фактов. Например, Великая Отечественная война – это историческое событие, единичный, неповторимый факт, проходивший в истории однажды в строго очерченный хронологический период (1941 – 1945 гг.). В этой войне советские люди боролись против фашистских захватчиков. Факт этот локализирован в пространстве (европейская часть территории Советского Союза, территория ряда стран Европы, включая Германию). Но только таких знаний об этом выдающемся событии истории недостаточно. Поэтому Великую Отечественную войну необходимо изучать, раскрывая перед учащимися более простые факты, связанные с ней (нападение фашистской Германии на СССР, героическая оборона Брестской крепости, битва за Москву, блокада Ленинграда, Курское сражение, трудовой подвиг народа в тылу, борьба партизан и подпольщиков, освобождение Европы от фашизма, штурм Берлина, капитуляция Германии). В свою очередь, и эти более простые факты также должны быть конкретизированы (сообщается точная дата, называются участники, приводятся примеры).

Только сочетая факты разного порядка, можно создать конкретный образ исторического события. Тогда Великая Отечественная война предстанет перед учащимися во всем своем величии и трагизме. Для учителя специальной (коррекционной) школы всегда важен четкий отбор необходимого, достаточного и доступного материала для усвоения исторических фактов учащимися с нарушением интеллекта.

Исторические события и явления тесно связаны друг с другом. Изучение единичных фактов (событий) позволяет понять типичные факты (явления). Например, изучение трех революций в России в начале XX в. помогает учащимся осознать явление революционной борьбы как типичной для периода капитализма формы классовой борьбы.

Факты – основа для теоретических выводов и обобщений, в связи с чем возникает проблема их соотношения, разумного сочетания. Курс истории в специальной (коррекционной) школе носит более элементарный характер по сравнению с общеобразовательной школой. Но фактический исторический материал должен давать возможность и учащимся с нарушением интеллекта обобщать и делать выводы.

Основными критериями отбора фактов для урока истории в специальной (коррекционной) школе являются:

1. научная достоверность, важность для понимания развития истории (факты должны включаться в общую систему формируемых исторических знаний, отражающую процесс исторического развития на территории нашей страны с древнейших времен до современности);

2. конкретность и образность, высокая степень эмоционального воздействия («сухой», теоретический материал не может вызвать интереса к предмету у учащихся с нарушением интеллекта, еще более затрудняя процесс усвоения ими исторического материала);

3. возможность воздействовать на развитие самостоятельной мыслительной деятельности и разнообразных умений учащихся (учащиеся анализируют и обобщают изучаемые факты, сравнивают аналогичные события, происходившие в разные исторические периоды, выясняют значение событий для последующего развития России, а также учатся работать с различными источниками исторических знаний: книгой, газетой, документом, исторической картиной, картой и т. п.);, возрастные особенности учащихся (в 7–8 классах отрабатываются факты, несущие большую образовательную нагрузку; в 9 классе – факты, помогающие формировать убежденность, собственную позицию учеников. Количество сообщаемых фактов также изменяется с возрастом учащихся – возрастает от класса к классу за счет увеличения объема изучаемого на уроках материала).

« Чем больше связей между фактами ученики усвоят, тем выше будет систематизация их знаний, которые оперативно могут быть использованы и в дальнейшем обучении», – отмечается в «Методике начального обучения истории» [4. С. 77]. Это утверждение, сделанное в отношении учащихся общеобразовательной школы, остается верным и применительно к обучению истории учащихся специальной (коррекционной) школы, только у них будет формироваться иная система знаний.

Познание начинается с создания конкретных образов об историческом факте, т. е. исторических представлений. В процессе обучения истории и в общеобразовательной, и в специальной школах создаются три вида исторических представлений:

а) о фактах прошлого;

б) об историческом времени;

в) об историческом пространстве.

Учитель должен знать не только роль и виды исторических представлений, но и методику работы па их созданию, а в условиях специального обучения – и по их коррекции.

Наши рекомендации