ТЕМА КОЛЛОКВИУМА: Новые методологические подходы в историческом познании (устная история, микроистория, гендерная история, история ментальностей, история повседневности, локальная история).

План

1. Микроисторический подход к истории.

2. Устная история.

3. История семьи.

4. Гендерная история.

5. История ментальностей.

6. Новая локальная история.

Цель занятия: Определить причины появления «новых» областей истории.

Выявление познавательных возможностей новых направалений в методологии исторических исследований

Литература

Адам и Ева. Вып. 1-5. М., 1999- 2013.

Альманах «Диалог со временем». Вып. 1-12. М., 1999-2013.

Бердинских В.А. Проблемы устной истории в СССР // Материалы «2-й научной конференции в г. Кирове. Киров, 1991.

Булыгина Т.А. Региональная история: поиск новых исследовательских

Подходов // Запад-Россия-Кавказ. Межвузовский научно-теоретический альманах. Вып. 2. Ставрополь - М., 2003.

Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993.

ХХ век: Методологические проблемы исторического познания: Сб. обзоров и материалов: В 2 ч. Ч.2. М., 2002,

Историк в поиске: микро и макро подходы к изучению прошлого. М., 1999.

Историки в поиске новых смыслов. Казань, 2003.

Историческая наука и историческое сознание. Томск, 2000.

Казус: индивидуальное и уникальное в истории. Вып. 1-5. М., 1996-2003.

Лиотар Ж-Ф. Состояние постмодерна: Пер. с фр. СПб., 1998,

Маловичко С.И., Булыгина Т.А. Современная историческая наука и изучение локальной истории // Новая локальная история. Вып.1.-Ставрополь.2003.

Одиссей: Человек в истории. М., 1989- 2003.

Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. М.,1998.

Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. М., 2004.

Селунская Н.Б. Проблемы методологии истории. М., 2003.

Томсон П. Голос прошлого. Устная история. М., 2003. 368 с.

Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000.

Шнирельман В.А. Постмодернизм и исторические мифы в современной

России // Вестник Омского университета. Омск, 1998. Вып. 1.

Тема 3.

Структура научного исследования

План занятия:

1. Научная проблема и ее актуальность.

2. Постановка цели и задач исследования.

3. Историографическое обоснование исследовательских задач.

4. Источниковедческое обоснование исследовательских задач.

5. Методологическое обоснование исследовательских задач.

Занятие проходит в форме практической работы: ее источником выступают дипломные работы студенты прошлых лет.

Цель занятия: обратить внимание студентов на логическую структуру научного исследования для корректного ее использования в исследовательской

работе, при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.

Задачи занятия: 1) на основе анализа специальной методологической литературы и лекционного материала выяснить структуру научного исследования; 2) проанализировать любую дипломную работу (на выбор студента), выполненную на кафедрах факультета с точки зрения корректности и эффективности ее структуры.

Особые замечания: обратите внимание на понятийный аппарат, связанный со структурой научного исследования (научная проблема, актуальность проблемы, метод, исторический источник, историография). Уточните их содержание в «Методологическом словаре студента-историка».

Литература

Аникеев А.А. Методология классической историографии. Ставрополь, 2005.

Барг М.А. Эпохи и идеи. М., 1987.

Берков В.Ф. Научная проблема. Минск, 1979.

Блосфельд Е.Г. Введение в историю. Волгоград, 2003.

Генинг В.Ф. Структура археологического познания. Киев, 1989.

Герасимов И.Г. Научное исследование. М., 1972.

Герасимов И.Г. Структура научного исследования. М., 1976.

Голиков А.Г. Источниковедение отечественной истории. М., 2009.

Грушин Б.А. Логика исторического исследования. М., 1961.

Денисевич М.Н., Зубков К.И. Организация и методика научно-

Ионов И.Н. Понятие истины в исторической науке // Общественные науки сегодня. №4.1995.

исследовательского труда. Екатеринбург, 1998.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987, 2003.

Коломийцев В.Ф. Методология истории. М.,2001.

Лавриненко В.Н., Пушилова Л.М. Исследование социально-исторических и политических процессов. Учебное пособие. М., 2007.

Мазур Л. Н. Методы исторического исследования. Екатеринбург, 2011.

Методологические проблемы истории. Минск. 2006.

Методы социологического исследования. Учебное пособие / Под ред. Добренькова В.И., Кравченко А.И. М., 2006.

Мининков Н.А. Введение в теорию исторического познания. Ростов н/Д, 2009.

Парфенов И.Д. Методология исторической науки. Саратов, 2001.

предпосылки и методологические следствия// Междисциплинарные подходы к изучению прошлого: до и после "постмодерна". М., 2005,

Пржиленский В.И. Междисциплинарный подход сегодня: философские

Ракитов А.И. Историческое познание. М.,1983.

Рузавин Г.И. Методология научного познания. М., 2009.

Рузавин, Г.И. Методология научного познания: учеб. пособие для вузов.- М., 2012. // ЭБС «Книгафонд» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.knigafond.ru.

Селунская Н.Б. Проблемы методологии истории. М, 2003.

Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1999.

Тема 4.

Наши рекомендации