Коллоквиум «Историческая география средневековья»

Обоснование РПД

Рабочая программа по дисциплине «История средних веков» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВО (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен для студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование», образовательная программа «История».

Рабочая программа дисциплины рекомендована к утверждению учебно-методической комиссией на заседании кафедры всеобщей и отечественной истории от 30 августа 2017 г., протокол № 1.

Автор (составитель): Дударев Сергей Леонидович, д.и.н., профессор, Волошин Дмитрий Алексеевич, к.и.н., доцент.

Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры всеобщей и отечественной истории от 30.09.2017 г., протокол № 1.

Зав. кафедрой ______________/ И. И. Басов

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели освоения учебной дисциплины…………...……………………………………………....4

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы……………………………………………….4

3. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО…...…………………………………………….5

4. Объем дисциплины…………………………………………………………………………………5

5. Содержание дисциплины………………………………………………………………………...5

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине………………………………………………………………………………………6

7. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине………….………………………………………………………….10

8. Технологическая карта дисциплины…………...……………………………………………...35

9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины……………………………………………………………………………...................36

10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины……………………….……………………………………..……42

11. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины………………….…43

12. Методические рекомендации, определяющие особенности освоения дисциплины студентами с ОВЗ, в условиях инклюзивного образования....................................................................46

13. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине………………………………………………………………..48

14. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине………….…………………………………………………….49

15. Дополнительные материалы…………………………………………………………………..51

1. Цели освоения учебной дисциплины:формирование у студентов целостной картины (системы знаний) об историческом прошлом человечества в средневековье, о современных тенденциях и направлениях в изучении прошлого.

Кроме того, изучение социально-экономической, политической и этнической истории средних веков, включая богатейшее наследие материальной и духовной культуры этого периода с использованием комплексного подхода, включающего в себя различные построения в изучении материала будет способствовать формированию у слушателей курса правильной ценностной ориентации и четкой гражданской позиции.

Задачи изучения дисциплины состоят в усвоении основных закономерностей истории стран Запада, в их неразрывной связи с закономерностями мирового исторического процесса. Важнейшей задачей изучения дисциплины является овладение важнейшими источниками по истории средних веков. В ходе лекций и семинарских занятий по истории средних веков происходит знакомство с современным уровнем научного исследования в области медиевистики.

Содержание курса нацелено на выработку у студентов исторического мышления, на выработку гражданской позиции и воспитание личности человека и гражданина.

Воспитательной задачей курса является не только приобщение студентов к достижениям европейской и мировой культуры, заложившим основы современной цивилизации. Данный курс ставит задачу ознакомления студентов с этическими и правовыми нормами, регулировавшими отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде; его изучение должно способствовать правильному пониманию студентами сущности и социальной значимости своей профессии, основных проблем дисциплин, определяющих конкретную область их деятельности и их взаимосвязь в целостной системе знаний.

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Процесс изучения дисциплины «История средних веков» направлен на формирование следующих компетенций:

― способен анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК–2);

- способен работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);

- готов использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);

― способен выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп (ПК–13).

В результате изучения дисциплины студент должен

Знать:

– основные закономерности общественного развития средневековых цивилизаций Запада и Востока, ключевые события и даты;

Уметь:

– анализировать конкретные исторические события и процессы, с учетом профиля изучаемой дисциплины;

– устанавливать причинно-следственные связи, выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов и событий;

– ориентироваться в проблематике новейшей историографии;

Владеть:

– приемами научного поиска, анализа и интерпретации специальной литературы по предмету;

– технологиями актуализации и обновления знаний по истории средних веков;

– историческими понятиями и терминами.

3. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО

Учебная дисциплина «История Средних веков» входит в базовую часть профессионального цикла ООП по направлению подготовки «Педагогическое образование».

Для освоения дисциплины «История средних веков» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов «История», «Мировая художественная культура», «Обществознание» на предыдущем уровне образования.

Освоение дисциплины «История средних веков» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «История Нового времени веков», «История Новейшего времени», «Историография всеобщей истории», «Источниковедение всеобщей истории», а также дисциплин по выбору студентов.

4. Объем дисциплины (модуля)

Таблица

Выписка из учебного плана

Семестр Трудоемкость Лекции, час. Практич. занятия, час. Лаб.раб., час. СРС, час Форма аттестации
зач. ед. час
3,55 зачет  
  4,45       экзамен
в т.ч. в интерактивной форме    

5. Содержание дисциплины

Таблица

Тематический план дисциплины

  № п/п   Разделы курса, темы занятий   Всего часов   Всего ауд. часов   Из них   СРС
  Лекц.   Практ.   Лаб.
1. Понятие истории средних веков, ее периодизация и место в мировой истории.           —   —  
2. Особенности развития аграрных отношений в средние века.           -  
3. Генезис феодального государства в средние века.           -  
4. Основные проблемы возникновения и развития средневекового города в Европе, характер средневекового ремесленного производства.           -  
5. Христианская религия и церковь в истории средневековой Европы.           —  
6. Международные отношения эпохи средневековья.       -     -  
7. Мир средневекового человека       -     - 27
8. Возникновение капиталистических отношений в странах Западной Европы.         -   -  
9. Политическая, социальная и духовная жизнь в начале раннего нового времени.           -  
10. Основные черты восточных обществ эпохи средневековья           -  
    -

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Таблица

Тема (раздел) Содержание заданий, выносимых на СРС Кол-во часов, отводимых на выполнение заданий Учебно-методическое обеспечение
Тема 2-3 Собеседование/опрос по темам: 1. «Салическая правда» как источник по изучению истории франков. 2. Характеристика общины франков периода «Салической правды». 3. Родовые отношения и их распад у франков. 4. Социальные группы у франков, их экономическое и социальное положение. Имущественное неравенство в среде франков: – рабы – литы – римляне – свободные франки 5. Организация управления франкским государством по «Салической правде»: – усиление королевской власти – упадок народного управления – судебная власть.   Для самостоятельной подготовки студентам рекомендовано использовать электронное учебное пособие «Варварские правды»[1]. В содержательном отношении издание располагает обширным комплексом источнико-историографических материалов, представленных в двух разделах: «Хрестоматия» и «Ридер» и обеспеченных необходимыми методическими и дидактическими средствами (раздел «Учебное пособие»).  
Тема 4 Выполнение индивидуального проекта (реферат/презентация) В ходе выполнения индивидуального проекта (в т.ч. и с использованием средств мультимедиа) следует не только охарактеризовать различные формы правового положения города (частносеньориальные, королевские, коммуны и т.д.), но и осветить то разнообразие городских центров, существовавшее в средневековье (мелкие города, мощные портовые центры, внутренние города с развитой промышленностью, политико-административные центры и т. д.). Необходимо рассмотреть проблемы существования ремесленных цехов, их структуру, статус мастера, ученика, подмастерья, регламентацию отношений внутри цеха, сбыта продукции, условий труда. Также следует показать роль городов в сфере товарообмена, развитии транзитной торговли. В ходе подготовки обратить внимание на демографическую основу городов в период роста.
Тема 7 Историческое сочинение Студентам предлагается (внеаудиторно) написать сочинение на тему «Один день из жизни…». Каждый может выбрать любого персонажа из истории Средних веков и описать один день его жизни. Необходимо максимально достоверно передать обстановку окружающую персонажа соответствующую эпохе, стране и характеру деятельности.
Тема 10 Тема 11 Тема 12 Выполнение коллективного проекта (реферат/презентация) В ходе выполнения коллективного проекта 2-3 студентами (в т.ч. и с использованием средств мультимедиа) предполагается ориентация на следующие ключевые темы: – распространение ислама и формирование мусульманской культуры – особенности мусульманского искусства – принципы единства в мусульманском искусстве и зодчестве – культура Индии раннего средневековья – индийская культура в период Делийского султаната – китайская архитектура в средние века – китайская культура книги в средние века и т.д.
Тема 1-12 Коллоквиум «Историческая география средневековья» Материалы коллоквиума призваны активизировать и актуализировать работу студентов по истории средних веков, сформировать цельное представление об исторической географии Средневековой Европы. Особое внимание при подготовке к коллоквиуму следует уделить собственно карте средневекового мира, географическим объектам: морям, рекам, горным хребтам, историческим объектам: городам, провинциям, странам, территориям. Студент должен уметь объяснять устно, не глядя на карту, местоположение указанных в списке объектов, а также уметь находить и показывать их на карте.  
Тема 1-12 Подготовка к итоговому терминологическому диктанту   Вариант 1 Абсолютизм, альбигойцы, алхимия, анафема, анабаптисты, англиканство, аутодафе, баналитет, барщина, бусидо, бюргерство, везир (вазир), Великое переселение народов, Великие географические открытия (европейцев), внеэкономическое принуждение, Генеральные штаты, героический эпос, гулямы, гуманизм, гугеноты, джихад, джизья, джаджмани, догматы, евхаристия, епитимья, заминдар, зимми, испольщина, икта, имам, инвеститура, интердикт, индульгенция, инквизиция, ислам, Каролинги, Капетинги, католицизм, капыкулу, катары, конкистадоры, контрреформация, куртуазность, курфюрсты, коммендация, коммуна, коммутация (ренты), лютеранство, мазхаб, майорат, марка, медиевистика, меркантилизм, Меровинги, миннезингеры, первоначальное накопление каптала, протестантизм, протекционизм, прония, полиптик, реконкиста, религиозные войны (во Франции), рента, Ренессанс, Реформация, салафиты, самураи, сарацины, сеньор, сервы, сеэн, сословная монархия, сунн, тамплиеры, тан, тайка, теократия, труверы, токугава, тэнно, ушр, фетва (фатва), фермерство, филиокве, францисканцы, халиф, хадж, хадисы, халал, харам, харадж, ханифиты, ханбалиты, харакири, хиджра, шахид, шедевр, шииты, эпарх.   Вариант 2 Адат, аллод, альменда, арабские завоевания, аскетизм, бенефиций, булла, буржуазия, ваганты, вассал, валуа, Великая хартия вольностей, Великий раскол, Возрождение, Второе издание крепостничества, вилланы, Ганза, госпитальеры, гуситы, десятина, джентри, домен, доминиканцы, ереси, жакерия, жонглеры, иезуиты, издольщина, иммунитет, индепенденты, Итальянские войны, кальвинизм, камикадзе, Коран, лен, лолларды, майордом, манор, мануфактура, мухаджиры, наиб, оммаж, огораживания, патрициат, патронат, пекулий, понтификат, разделение церквей, раджпуты, революция цен, рыцарство, рыцарский роман, саадака, сегун, скальды, соборное движение, Стюарты, сунна, Тридентский собор, Тридцатилетняя война, трубадуры, улемы, фаблио, фарс, феод, цехи, Цин, целибат, шариат, Юань, янычары.   При подготовке к терминологическому диктату следует обратиться к материалу лекций, практических занятий, материалам выполнения СРС за весь предшествующий период. При необходимости возможно использование энциклопедической литературы, а также специализированных словарей.

7. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Структурные элементы ФОС дисциплины «Источниковедение, историография и история падения Западной Римской империи и образования суверенных государств Европы в IV-VI вв. н.э.» отвечают задачам:

– определения глубины понимания теоретических основ дисциплины;

– определения полноты усвоения элементов формируемых знаний и умений;

– выявления уровня самостоятельности мышления студентов в процессе использования полученных знаний и умений в будущей профессиональной деятельности;

– мониторинга и оценки уровня сформированности знаний и умений студентов по использованию их в практической деятельности.

Перечень компетенций

Процесс изучения дисциплины «Источниковедение всеобщей истории» направлен на формирование следующих компетенций:

― ОК–2;

― ОК–5;

― ПК–11.

― ПК–13.

Знания студентов в ходе текущего контроля предусматривают оценку по следующим направлениям:

1. Знание основных фактов дисциплины по выбору «Исторический опыт Римской империи в контексте мирового развития» (места, обстоятельства, участники и результаты важнейших событий).

2. Знание хронологии и периодизации, ключевых дат изучаемого периода.

3. Владение понятийно-терминологическим аппаратом курса, свободное осмысленное употребление терминов.

4. Знание и использование необходимых текстов, достаточный объем рекомендованной в учебном курсе специальной научной литературы (за пределами учебников), свободное использование ее при ответе на вопросы семинарских занятий.

5. Работа со специальной литературой

– умение проводить поиск, сравнение и оценку необходимой информации в одном или нескольких наименований литературы;

– сравнивать мнения разных авторов относительно одной и той же проблемы;

Компетенция ОК–2

― способен анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции.
Этапы формирования компетенции
Знает Умеет Владеет
специфику источниковой базы средневековья, его основные события и процессы. соотносить теоретико-методологические проблемы истории средних веков с конкретными историческими сюжетами. навыками источниковедческого анализа событий средневековой истории.  
Номера контрольных заданий/материалов Тематика рефератов/докладов/презентаций/групповых проектов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. (по выбору).
Показатели и критерии оценивания компетенции Для индивидуальных проектов (рефератов): – своевременность выполнения; – полнота раскрытия темы; – актуальность темы; – разнообразие форм представления информации; – нестандартность решения; – качество презентации (при ее наличии). Шкала оценивания
освоена частично освоена не освоена
Проявляет инициативу при выборе тематики индивидуального проекта, творческий подход при его выполнении. Соблюдает все требования к его оформлению и содержанию.     При выполнении работы по поиску информации для индивидуального проекта демонстрирует эффективный поиск необходимых сведений, использует и грамотно комбинирует различные источники, в т.ч. электронные. Проявляет самостоятельность при выборе тематики индивидуального проекта, при его выполнении соблюдает ключевые требования в его оформлении и содержании, – но допускает неточности.   При выполнении работы по поиску информации для индивидуального проекта находит требуемую информацию, способен компилятивно сочетать несколько источников, но чаще использует узкий круг источник.   Не выбирает самостоятельно тематику индивидуального проекта, при его выполнении не соблюдает ключевых требований в его оформлении и содержании.   При выполнении работы по поиску информации для индивидуального проекта ограничивается одним источником (либо не выполняет соответствующей работы вообще).    
       

Компетенция ОК–5

― способен работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия.
Этапы формирования компетенции
Знает Умеет Владеет
ценность разнообразных мысленных «взглядов» на одно и то же событие или явление. использовать разные способы описания и анализа того или иного явления, необходимость учета точки зрения другого человека. способностью синтезировать разные познавательные позиции в условиях интерпретации текста и диалога с другими людьми.
Номера контрольных заданий/материалов Вопросы для проведения текущего контроля, устных опросов: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39.
Показатели и критерии оценивания компетенции   Для вопросов /проведения текущего контроля, устных опросов: – время обдумывания ответов; – полнота ответов; – самостоятельность суждений; Шкала оценивания
освоена частично освоена не освоена
В ходе проведения текущего контроля, устных опросов самостоятелен и убедителен в суждениях, демонстрирует интерес к самообразованию и изучению достижений других культур и цивилизаций (с учетом специфики изучаемого предмета). В ходе проведения текущего контроля, устных опросов не допускает серьезных ошибок, демонстрирует слабовыраженный интерес к самообразованию и изучению достижений других культур и цивилизаций (с учетом специфики изучаемого предмета). В ходе проведения текущего контроля, устных опросов допускает серьезные ошибки, демонстрирует негативное отношение к самообразованию и изучению достижений других культур и цивилизаций (с учетом специфики изучаемого предмета).
       

Компетенция ПК-11

― готовность использовать систематизированные теоретические и практические задания для постановки и решения исследовательских задач в области образования.
Этапы формирования компетенции
Знает Умеет Владеет
правила и нормы общения; требования к речевому поведению в различных коммуникативных ситуациях, сильные и слабые стороны собственной позиции в отношении изучаемого материала. ориентироваться и грамотно использовать региональные возможности СМИ, сети интернет и библиотечного фонда (в т.ч. электронного) в процессе культурно-просветительской деятельности. способностью анализа, отбора и систематизации разнообразной по своему происхождению источниковой информации.
Номера контрольных заданий/материалов Тематика рефератов/докладов/презентаций/групповых проектов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 (по выбору).
Показатели и критерии оценивания компетенции Для групповых проектов: – своевременность выполнения; – полнота раскрытия темы; – актуальность темы; – разнообразие форм представления информации; – нестандартность решения; – качество презентации (при ее наличии). Шкала оценивания
освоена частично освоена не освоена
При выполнении группового проекта активно взаимодействует с другими студентами, демонстрирует умение продуктивно работать в группе.   При выполнении группового проекта находит общий язык с другими студентами, демонстрирует умение продуктивно работать в группе только в роли «ведомого».   При выполнении группового проекта не находит общий язык с другими студентами, дистанцируется от группы и уклоняется от выполнения своей части обязанностей.
       

Компетенция ПК–13

― способен выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп.
Этапы формирования компетенции
Знает Умеет Владеет
правила и нормы общения; требования к речевому поведению в различных коммуникативных ситуациях, сильные и слабые стороны собственной позиции в отношении изучаемого материала. ориентироваться и грамотно использовать региональные возможности СМИ, сети интернет и библиотечного фонда (в т.ч. электронного) в процессе культурно-просветительской деятельности. способностью анализа, отбора и систематизации разнообразной по своему происхождению источниковой информации.
Номера контрольных заданий/материалов Тематика рефератов/докладов/презентаций/групповых проектов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 (по выбору).
Показатели и критерии оценивания компетенции Для групповых проектов: – своевременность выполнения; – полнота раскрытия темы; – актуальность темы; – разнообразие форм представления информации; – нестандартность решения; – качество презентации (при ее наличии). Шкала оценивания
освоена частично освоена не освоена
При выполнении группового проекта активно взаимодействует с другими студентами, демонстрирует умение продуктивно работать в группе.   При выполнении группового проекта находит общий язык с другими студентами, демонстрирует умение продуктивно работать в группе только в роли «ведомого».   При выполнении группового проекта не находит общий язык с другими студентами, дистанцируется от группы и уклоняется от выполнения своей части обязанностей.
       

Типовые контрольные задания и материалы

Перечень вопросов для подготовки к промежуточной аттестации (экзамену):

1. Понятие "средние века". Периодизация средних веков, их место в мировой истории.

2. Соотношение понятий "средневековье" и "феодализм". Основные черты феодализма на Западе.

3. Развитие форм общины у германцев в I-VI вв. Возникновение аллода.

4. Кризис рабовладельческих государств, зарождение элементов феодальных отношений в поздней Римской империи.

5. Генезис феодальных отношений и закрепощение европейского крестьянства в VI- XI вв.

6. Поземельные отношения в европейских странах в XI-XV вв. (Англия, Франция, Германия, Италия).

7. Восстание английских крестьян под предводительством Уота Тайлера.

8. Великое крестьянское восстание Жакерия.

9. Возникновение государственности у германских племен: от "военной демократии" к раннефеодальной монархии.

10. Империя Каролингов: причины возникновения и распада.

11. Особенности английского феодализма XI-XII вв. Реформы Генриха II Плантагенета.

12. Развитие византийского феодализма в средневековье.

13. Процесс государственной централизации и возникновение сословной монархии во Франции.

14. Исторические предпосылки возникновения английского парламента и его роль в политической жизни страны в XIV-XV вв.

15. Основные черты византийской государственности в средневековье. Причины гибели Византии.

16. Феномен европейского абсолютизма: его общие черты и региональные варианты.

17. Возникновение и рост средневековых городов. Их роль в социально-экономической и политической жизни европейских стран.

18. Цеховой строй средневекового ремесла.

19. Характеристика развития производительных сил в Западной Европе в XV-XVI вв.

20. Процесс первоначального накопления капитала и его особенности в различных странах Западной Европы.

21. "Революция цен": причины и социальные последствия. Формы развития капитализма в промышленности и сельском хозяйстве.

22. Положение старых и новых классов в эпоху первоначального накопления: дворянства, крестьянства, буржуазии, предпролетариата.

23. Реформация церкви в Европе в ранее новое время, ее особенности и последствия.

24. Реформационные учения М. Лютера, Ж. Кальвина, и их социальная сущность и значение.

25. Христианская церковь и ее место в жизни средневекового европейского общества.

26. Бюргерская и крестьянско-плебейская ереси.

27. "Великое переселение народов" и его последствия.

28. Арабские завоевания VII-VIII вв.

29. Крестовые походы: причины, общий ход, итоги.

30. Столетняя война.

31. Великие географические открытия в европейской и мировой истории. Понятие "раннее новое время".

32. Культурно-бытовой и общественный уклад людей западноевропейского средневековья.

33. Рыцарство в западноевропейской истории.

34. Основные черты восточных обществ периода средневековья, их место во всемирной истории.

35. Специфика хозяйственного развития восточных стран, место в нем частной собственности.

36. Значение государства в истории средневекового Востока.

37. Роль мировых религий в истории средневекового Востока.

38. Япония в средние века.

39. Индия в средние века.

40. Китай в средние века.

Задачи

Определите, о каких исторических деятелях это сказано?

Текст 1

Когда он вступил на престол, в состав домена входили только Иль – де – Франс, Орлеан и часть Бери. Все правление его было посвящено приобретению новых владений и закреплению их под властью короны. Именно при нем «кочующая» монархия обрела постоянную столицу в Париже…

Текст 2

Он разрушил замки непокорных феодалов. Некоторых их них он безжалостно казнил, а их земли забрал в королевскую казну. Женился на дочери короля из династии Йорков. Соединил в своем гербе алую и белую розы. При нем продолжал собираться парламент…

Объясните крылатые выражения, бытовавшие в средние века:

«Вечный подмастерье»

«Синий понедельник»

«Городской воздух делает свободным»

«Улица одного человека»

«Что с воза упало, то пропало»

Согласны ли вы с известными высказываниями Ж. Ле Гоффа:

«Средневековье – пасынок истории»

«Средневековый человек был странником по своей сути и по призванию»

Согласны ли вы со следующим утверждением С.И. Лучицкой:

«Монашество было носителем культуры, просвещения, самым образованным классом Европы»

Ответьте на вопросы:

Был ли неизбежен раскол христианской церкви на Православную и Католическую?

Почему никто из европейских королей не участвовали в Первом крестовом походе?

Почему резиденция пап в XIV в. была перенесена в Авиньон, а не в другой французский город?

В чем причина средневековой «технической отсталости»?

Тексты с ошибками

Студентам предлагаются, по вариантам, для анализа три рассказа содержащих по десять исторических ошибок в каждом. Необходимо найти эти ошибки и объяснить их письменно. Данное занятие призвано активизировать познавательные способности студентов, развивать умение анализировать и сопоставлять исторические факты в хронологическом и смысловом порядке.

«Хлодвиг»

В Троицын день 476 года от Рождества Христова король Хлодвиг получил из Рима нежданную весть: император Ромул Августул был свергнут и сослан в провинцию, власть захватил командир дворцовой охраны — Одоакр. Владыка Франции отменил очередную охоту на зубров и стал совещаться с приближенными, что делать. Идти ли походом на Рим, чтобы самому занять золотой трон? Или поздравить Одоакра с удачей, предложив ему раздел земель по обе стороны Альп? Или убедить вестготов Испании вторгнуться в Италию, чтобы свергнуть самозванца Одоакра, а самому не вмешиваться в эти распри?

Одо — герцог Бургундии — посоветовал королю не связываться с алчными вестготами, а лучше возобновить союз с правителем восточных гуннов Аттилой. Тот наверняка не откажется наведаться еще раз в богатую Италию и опять не захочет остаться там, вдали от родных степей. Кроме того, захват Рима поссорит Аттилу с повелителем Восточной Римской империи — Зеноном Исавром, между ними разгорится война, а тем временем франки смогут делать в Италии, Галлии, Германии все, что захотят.

Воинственному герцогу возразил епископ Адальберт: не подобает королю Франции содействовать захвату римской земли язычниками-гуннами! Что касается Зенона, то Бог уже наказал его за неуважение к папе римскому и святой католической церкви: император Востока увяз в войне с мусульманами, ему сейчас не до Европы. Нет, король Хлодвиг должен сам немедленно идти в Рим, казнить изменника Одоакра, выручить папу и занять опустевший трон императора Запада.

Неожиданно с духовным владыкой не согласился его прямой подчиненный Дагоберт — магистр ордена Святого Духа. Он заявил, что донесение из Рима не следует путать с Божией волей. Если бы Бог хотел немедленного похода войск Хлодвига на Рим, он, несомненно, послал бы королю вещий сон; пока этого не случилось, торопиться не нужно. Напротив, следует выяснить желание папы римского: хочет ли он избавиться от Одоакра или уже договорился с ним? Конечно, франкские воины готовы к походу в Италию. Но если папа не даст им своего благословения, то итальянские крестьяне могут начать партизанскую войну против французов; тогда Хлодвиг завязнет в Италии, как Зенон — на Востоке. Гунны же не перестанут быть язычниками, пока римская церковь не направит к ним способных проповедников. Король Хлодвиг и епископ Адальберт могут и должны помочь папе в этом важнейшем деле, тогда Хлодвигу будет легче договориться с папой и занять имперский трон.

Страсти советников разгорелись, и королю пришлось сказать свое слово. «Все согласны, что нам надо вмешаться в итальянские дела. Спор идет лишь о том, как вмешаться. Конечно, следует направить в Рим специальное посольство к папе и Одоакру для выяснения обстановки — и кто лучше Дагоберта выполнит это поручение? Нужно также возобновить наш традиционный союз с Аттилой и его наследниками. Пусть об этом позаботится герцог Одо, а епископ Адальберт пусть включит в это посольство способного миссионера, чтобы понять, готовы ли гунны к крещению. Наконец, выступление нашей армии в поход, должно быть хорошо подготовлено. Мой полководец Карл Мартелл позаботится о вооружении войск, а сам я приготовлю речь для выступления на тинге — общем собрании воинов-франков. Без их одобрения нельзя начинать большую войну. А сейчас я должен помолиться Богу, чтобы он открыл мне свою волю и подсказал лучший путь ее исполнения. Христос Вседержитель хранит и римский престол, и Францию; он вразумит меня!»

«Халифат»

«Во имя Бога милосердного и милостливого!» — этими словами мулла Езид встретил вошедшего в мечеть Аль-Азхар главу правоверных. Халиф Гарун ар-Рашид поцеловал серебряный полумесяц над минбаром и встал в ряд молящихся. Сегодня он особенно нуждался в милости Аллаха. Ночью пришли дурные вести с севера: ничтожные хазары разбили авангард его войск и намерены окружить всю армию Малик аль-Аштара. Надо срочно послать туда подкрепления! Значит, придется отложить намеченный поход на Византию — это не понравится хану болгар, который до сих пор был верным союзником халифа. Что если он изменит свою политику и примет крещение от греков? Тогда Рум станет неприступной твердыней, а сами правоверные будут отрезаны от моря, как при Мухаммеде.

Такие неудачи могут погубить династию Аббасидов — потомков Пророка. И без того персы неустанно плетут заговоры против арабов: недавно был пойман и казнен их очередной предводитель Абу-Муслим. Но его наследники не переводятся в мятежном Багдаде. Жаль что Пророк не разрушил этот нечестивый город! Ну и что из того, что там родились великий поэт Омар Хайям? Если все халифы будут так рассуждать, им придется щадить каждого мятежника. А щадить никого нельзя!

Вот великий Мансур, дед Гаруна; он простил храброго Абд ар-Рахмана, который без разрешения халифа вторгся в Галлию. А нынче сын прощеного наглеца объявил себя независимым правителем Галлии! И покарать его нельзя: все войска Халифата заняты подавлением ближних мятежей, некого послать на край света!

Недавно такая история чуть не повторилась на востоке: эмир Ферганы самовольно объяв

Наши рекомендации