Фольклорная традиция и литературное произведение

Задание:

1.​ Выписать из словарей (философский, мифологический, литературоведческий, искусствоведческий) определение традиции.

2.​ Прочитать и законспектировать гл. «Фольклорная традиция» в кн. В.П. Аникина Теория фольклора. Курс лекций. 2-е изд., доп. – М.: КДУ, 2004. – С.30-48.

3.​ Подготовить (письменно) анализ одного литературного произведения (по выбору студента) в контексте фольклорной традиции. Для этого:

1)​ Изучите историю исследования произведения в литературоведении и фольклористике. Составить библиографию.

2)​ Проанализировать образно-предметные смыслы избранного произведения, выявить культурно-исторические традиции, особое внимание обратив на фольклорную традицию.

3)​ Определить функцию творческих приемов и принципов фольклора в анализируемом произведении.

План занятия:

1.​ Прокомментировать определение традиции разными гуманитарными науками. Отметить схождения и различия.

2.​ Фольклорная и литературная традиции: общее и особенное.

3.​ Выступить с анализом выбранного произведения перед студентами своей группы.

Вариант 4

Традиционные культуры и мифологическое мышление

Задание:

1.​ Прочитайте Введение в кн. А.В. Юдина Русская народная традиционная духовность. – М.: Интерпракс, 1994. – С.7-51. Выпишите новые термины и непонятные слова, объясняя их значение.

2.​ Продумайте, почему Клод Леви-Стросс называл мифологическое мышление «природным», а современное «прирученным»? Как подходят к восприятию мира люди с «природным» и «прирученным мышлением».

3.​ Приведите примеры закона партиципации (лат. participot – участвую в чем-либо) [Леви-Брюль] – мистической сопричастности друг к другу (отождествление с животными, именем, портретами и т.д.) в фольклоре и культуре славянства.

Подготовьте ответы на вопросы:

1.​ Как ученые характеризуют первобытное мышление?

2.​ Какие точки зрения существуют в науке на первобытное мышление?

3.​ В чем особенности мифологического мышления по теории Клода-Стросса?

4.​ В чем суть традиции в обществе. Что понимал под традицией Рене Генон, какую цивилизацию считал традиционной?

5.​ Как вы понимаете разделение культур на «западные» и «традиционные»?

6.​ Что, по мнению ученых, объединяет все культуры? Возможно ли изучать основу культуры всех народов вообще и всех славянских народов?

7.​ Какое общество Рене Генон назвал традиционным? Как вы понимаете выражение «расцвет мифологической традиции»?

8.​ Чем отличаются письменные и бесписьменные культуры? Каковы истоки появления письменности? Какие древние священные тексты разных народов вы знаете. Расскажите о Велесовой книге славян. Что хранит и передает «коллективная память»?

9.​ Что было высшей ценностью мифологического общества? Что выполняло роль универсального регулятора коллективной и индивидуальной жизни этого общества? В чем ценность традиционного предания, традиционного знания? В чем функция мифов с точки зрения мифологического сознания? В чем смысл бытия человечества в критические моменты жизни людей?

10.​ Объясните значение терминов «первые времена», «первообраз» (архетип), «архетипические знания», ритуал.

11.​ Проанализируйте стихотворение Ф. Тютчева «Последний катаклизм», «Видение», «Бессонница» с учетом полученных знаний:

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Все зримое опять покроют воды,

И Божий лик изобразится в них! (1829)

Литература:

1.​ Буслаев Ф.И. Народный эпос и мифология. – М., 2003.

2.​ Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. – М., 1930.

3.​ Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М., 1937.

4.​ Леви-Стосс К. Структурная антропология. – М., 1983.

5.​ Лотман Ю.М. К проблеме типологии культуры // Труды по знаковым системам. – Тарту, 1967.

6.​ Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М., 1976.

7.​ Мифы народов мира. Энциклопедия, 2-е изд. – М., 1991.

8.​ Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989.

9.​ Топоров В.Н. Первобытные представления о Мире (общий взгляд) // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. – М., 1982.

10.​ Тютчев Ф.И. Стихотворения. – М., 1972.

11.​ Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. – М., 1986

Итоговый контроль - экзамен

Примерный перечень вопросов к экзамену

1.​ Традиционность, полиэлементность, универсальная повторяемость фольклора.

2.​ Вариативность – форма существования фольклорной традиции. Вариант. Версия.

3.​ Собирание русского фольклора в ХVIII в. Сборник Кирши Данилова (место и время создания, жанровый состав, история публикации).

4.​ Собрание песен П.В. Киреевского (история создания, жанровый состав, публикация).

5.​ Собирательская деятельность В.И. Даля. Сборник Даля «Пословицы русского народа» (состав, композиция, история публикации).

6.​ Сказочные сборники ХIХ – начала ХХ вв. Сборник А.Н. Афанасьева (источники, объём, композиция, научный аппарат, публикации).

7.​ Собирание былин в ХIХ – начале ХХ вв. Сборники П.Н. Рыбникова и А.Ф. Гильфердинга (объём, состав, композиция, научный аппарат).

8.​ Мифологическая школа в русской фольклористике. Труд А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу».

9.​ Школа заимствования. Обогащение миграционной теории А.Н. Веселовским.

10.​ Историческая школа. Труд В.Ф. Миллера «Очерки русской народной словесности».

11.​ Трудовые песни («дубинушки»).

12.​ Народные гадания. Подблюдные песни.

13.​ Поэзия заговоров.

14.​ Жанровый состав обрядового фольклора.

15.​ Зимние праздники народного календаря (Святки, Масленица). Их поэзия.

16.​ Песни весенних обрядов (веснянки, егорьевские, волочебные, вьюнишные).

17.​ Художественные особенности хороводных песен.

18.​ Троицко-семицкие обряды и песни.

19.​ Летние и осенние календарные праздники и обряды, их поэзия.

20.​ Композиция русского свадебного обряда. Его региональные типы.

21.​ Мифологическое в русской свадьбе.

22.​ Свадебная поэзия.

23.​ Причитания. Исполнительница причитаний И.А. Федосова.

24.​ Пословицы и поговорки.

25.​ Загадки.

26.​ Сказки как вид народной прозы.

27.​ Особенности построения сказочных сюжетов. Их типы.

28.​ Роль книги в обогащении устного сказочного репертуара.

29.​ Сказки о животных.

30.​ Исторические корни волшебной сказки. Мифологический и семейный конфликт.

31.​ Персонажи волшебных сказок (главный герой, его противники и помощники).

32.​ Традиционная стилистика волшебных сказок.

33.​ Бытовые сказки (анекдотические и новеллистические).

34.​ Предания как жанр. Основные циклы преданий.

35.​ Народные легенды, их разновидности.

36.​ Народные демонологические рассказы.

37.​ Происхождение и периодизация былин. Особенности отображения истории в былинах.

38.​ Былины мифологического содержания.

39.​ Илья Муромец – героический образ русского эпоса.

40.​ Добрыня Никитич и Алёша Попович – герои русского эпоса.

41.​ Киевские былины новеллистического содержания.

42.​ Новгородские былины (темы, сюжеты, образы).

43.​ Поэтика былин.

44.​ Определение исторических песен. Особенности отображения в них исторического времени.

45.​ Содержание исторических песен ХVI–ХVIII вв.

46.​ Народные баллады – жанр раннетрадиционного, классического и позднетрадиционного фольклора.

47.​ Репертуар и художественные особенности духовных стихов.

48.​ Содержание крестьянских лирических внеобрядовых песен.

49.​ Поэтика традиционных крестьянских лирических песен.

50.​ Роль книжной лирики в обогащении народного песенного репертуара.

51.​ Фольклорный театр, его виды (балаган, раёк, театр Петрушки, вертеп).

52.​ Народные драмы. Особенности их постановки.

53.​ Детский фольклор, его специфика и жанры.

54.​ Современная детская мифология.

55.​ Городской фольклор.

56.​ Частушка как жанр народного песенного творчества.

57.​ Фольклор рабочих (общая характеристика).

58.​ Фольклор периода Великой Отечественной войны.

59.​ Фольклор современных субкультур.

60.​ Интернет-фольклор.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Наши рекомендации