Понятие и классификация методов обучения истории в школе
Метод ‒ это способ работы учителя и учащихся, с помощью которого достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрения учащихся и развиваются их познавательные возможности. Существует традиционная классификация методов по источнику знаний учащихся: словесный метод обучения; наглядный; практический. Выделяют также объяснительно-иллюстративный (просто передача информации, минимум познавательной деятельности учеников); репродуктивный метод (отражает познавательную деятельность); проблемное изложение; частично поисковый либо эвристический; исследовательский.
Существует и классификация методов на основе учета особенностей формирования исторических знаний: методы создания исторических
представлений и оценочных понятий; методы формирования общих, абстрактных исторических понятий; методы раскрытия диалектики исторического развития; методы, устанавливающие связь между прошлым и современностью. Также выделяют методы изучение важных сторон общественной жизни. К ним относятся методы изучения условий материальной жизни общества; формирования понятий о классах, классовой борьбе, государстве; методы изучения истории войн; методы изучения роли народных масс и исторической личности; методы изучения истории культуры; методы изучения хронологии и развития представлений об историческом времени; методы локализации исторических явлений в пространстве и изучение карты.
Традиционная система методов, приемов и средств обучения истории выглядит следующим образом: метод устного обучения. В устном обучении учитель и учащиеся работают совместно и общаются друг с другом с помощью слова непосредственно. Метод обучения по печатным текстам (или печатно-словесный метод). Печатно-словесный способ предлагает использование в обучении печатных или письменных текстов вместе с устным словом. Метод наглядного обучения. Аналогичным образом в наглядном способе с устным и печатным словом сочетаются наглядные средства. Практический метод. Практический способ включает в себя действия с материальными учебными предметами. Эти действия сопровождаются устным и печатным словом и демонстрацией наглядных средств. В обучении истории практический способ фактически не используется.
Таким образом, основные принципы классификации методов:
1.По источнику знаний: словесные, наглядные, практические.
2.По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа.
3.В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала.
4.По характеру познавательной деятельности ученика и участию учителя в обучаемом процессе: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
5.По принципу соединения либо расчленения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
6.По характеру направления мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный, традиционный.
Урок истории. Требование к современному уроку истории
Требования к уроку:
Полноценность исторического содержания урока.Урок и его содержание должны соответствовать современному уровню развития исторической науки. Это значит, что факты должны быть достоверными, а их анализ и обобщение должны подводить к объективным, научно обоснованным выводам. Необходимо выделять опорные знания и уделять их усвоению особенное внимание. Сообщение знаний должно сочетаться с освоением учащимися особенностей познания истории как науки.
Полноценность педагогического замысла.Полноценность педагогического замысла реализуется через правильное определение роли урока в системе исторического образования и оптимальное сочетание образовательных, воспитательных и развивающих целей, которые будут выражаться на уроке. Умелое использование закономерностей познавательного процесса, учет уровня обучаемости учащихся и в соответствии с этими дифференцированными знаниями работы на уроке. Оптимальный отбор средств и методов.
Активная познавательная деятельность учеников на уроке.Использование различных видов самостоятельной работы, как доминанты усвоения готовых знаний. Это достигается путем развития теоретического мышления, формирования умений и навыков у учеников, посредством использования различных приемов применения и переноса знаний, через опору на разные виды внимания, восприятия, запоминания. Учет мотивации ученика при организации различных видов работы на уроке.
Гибкость методики урока.Реализуется через правильный выбор учителем различных источников сообщения знаний и использования разных приемов учебной работы на уроке, через умение перестроить методику по ходу урока, сделав ее более доступной (либо сложной) в зависимости от того как ее воспринимают ученики.
Высокая результативность урока.Достигается через умение добиваться усвоения главного на самом уроке. Умение реализовать цели урока, которые были определены в его начале. Учитель должен выработать в себе педагогическое мастерство, а именно: должен наблюдать за работой коллег, организовать собственную работу.