Декабря 2017 года – 11 марта 2018 года
Пикетный зал
Основная идея выставки – представить результаты археологических исследований последних десятилетий на островах Бахрейн в Персидском заливе, которые отождествляют с древней страной Дильмун, хорошо известной из клинописных источников. Шумерские и аккадские тексты на протяжении нескольких тысячелетий упоминают Дильмун как важный центр заморской торговли, откуда в Месопотамию поступали предметы роскоши и ценное сырье – разные сорта древесины, металлы (прежде всего, медь), лазурит и, возможно, жемчуг. Особенно интенсивными контакты с Дильмуном были в 3-м и первой половине 2-го тысячелетия до н. э. В шумерской литературе Дильмун фигурирует как место первозданной чистоты, изобилия и благоденствия, что дало основания для сопоставления его с библейским раем.
На выставке предполагается показать исторический и культурный контекст развития Дильмуна – торговлю, религию, погребальный обряд. Особый акцент сделан на производстве печатей-штампов, получивших широкое распространение в этом регионе.
Выставка подготовлена Департаментом древностей Королевства Бахрейн и является одним из знаменательных событий 2017 года, который в Бахрейне объявлен годом археологии. Концепция выставки – плод совместной работы бахрейнских и французских археологов, в течение многих лет проводивших раскопки на территории Королевства.
Выставки «Эрмитаж в фотографиях 2017» и «Эрмитаж в публикациях 2017»
Декабря – 17 декабря 2017 года
Фойе Эрмитажного театра
6 декабря в Фойе Эрмитажного театра начнут свою работу выставки «Эрмитаж в фотографиях» и «Эрмитаж в публикациях». Традиционно они проходят в Дни Эрмитажа: именно в этот период музей подводит итоги работы за год, к нему приурочены важные мероприятия. Своеобразным отчетом о деятельности музея стали выставки «Эрмитаж в мире публикаций», где представлены все издания, выпущенные за год, и «Эрмитаж в фотографиях», предлагающая взглянуть на события уходящего года через объектив фотокамеры.
Выставка «Поверженные. Умирающий галл и Малые посвящения Аттала». Из Национального археологического музея Неаполя
Декабря 2017 года – 11 марта 2018 года
Римский дворик
В составе экспозиции − уникальные памятники, дошедшие до наших дней римские копии с бронзовых оригиналов афинских посвящений: скульптуры Умирающего Галла, Амазонки, Перса и Гиганта. Античные статуи восходят к знаменитому монументу победы над галлами, воздвигнутому около 200 года до н.э. на афинском Акрополе правителем Пергамского царства Атталом I.
Исторические обстоятельства, послужившие поводом к воздвижению скульптур, были связаны с военными кампаниями Атталидов. Памятники, изображавшие мифологические и исторические битвы с врагами Пергама и Греческого мира − битвы с гигантами и амазонками, отражение галльских набегов, победа над персами − получили название «Малые посвящения», отличавшиеся от «Больших посвящений», установленных в Пергаме, меньшими размерами.
Ансамбль афинского памятника состоял из четырех композиций, каждая группа находилась на отдельном постаменте. Длина всей платформы достигала ста двадцати четырех метров, общее количество бронзовых фигур − около ста двадцати.
Сюжеты были выстроены в хронологической последовательности: самая ранняя − битва гигантов и богов, далее сражение греков с амазонками и сражение греков и персов. Кульминацией являлась последняя группа – она представляла битву с галлами у реки Каик. Таким образом, победа Пергама приравнивалась к победам в греко-персидской войне, значение сражений с галлами поднималось на уровень героического мифа. Пергам, наследник Афин, представал защитником цивилизованного мира от варварской агрессии. В отличие от предшествующей традиции «победных» посвящений, сейчас в фокусе внимания скульпторов находились поверженные враги.
Четыре скульптуры из археологического музея Неаполя – ключевые для всего произведения фигуры: каждая соответствует одному из сюжетов «битв». Трое персонажей из неапольской группы распростерты на земле, один из них пытается подняться. Поверхность тел покрыта глубокими ранами – отверстия, изливающие потоки крови, изображаются пластически, кровь, скорее всего, передавалась еще и красной краской.
Фигура Умирающего галла почти полностью повторяет знаменитого «Галла» из Капитолийского музея, лишь отсутствуют ошейник и рог. Зрительный акцент на ранах соответствует описанию галлов у античных авторов. «Галлы идут в бой нагими, но в иных случаях никогда не обнажаются, и оттого на их бледных дюжих телах видна была любая рана».