Теперь, исходя из летописных дат, составим биографическую таблицу Игоря Рюриковича.
Таблица 3. Игорь.
События
Дата (версии)
Достоверность даты
Возраст Игоря
Рождение Игоря Рюриковича
875 (865?)
Низкая
Смерть Рюрика
Низкая
~ 4 (14?)
Переезд Игоря в Киев
Низкая
~ 7 (17?)
Женитьба на Ольге
Крайне низкая
~ 28 (38)
Начало княжения
Низкая
~ 38 (48)
Й поход на Царьград
Высокая
~ 66 (76?)
Рождение Святослава
942 (930?)
Предположительно
~ 67 (77?)
Й поход на Царьград и
Подписание договора
Высокая
~ 69 (79?)
Убит от древлян
Высокая
~ 70 (80?)
Эта биография своими странностями превосходит предыдущие. Если принимать даты основной версии, то Олег увозит подопечного Игорька в Киев в возрасте 6 – 7 лет. Но какая же мать отпустит от себя младенца в дальнюю страну с военным походом, исход которого непредсказуем и может оказаться роковым для её сыночка? Неправдоподобно, по обычаям того времени, что княжич ходит в холостяках до 28 лет и остаётся непристроенным «наследным принцем» до 38 лет. Анекдотично рождение у него наследника в почтенном 67-летнем возрасте. И совсем невероятно, что он возглавляет поход на Царьград в возрасте 70 лет. Не улучшает положение и версия рождения Игоря Рюриковича в 865 г. (Псковская летопись и др.). Правда, при этом он уже мог бы участвовать в походе на Киев, но во всех последующих событиях возраст его совсем выходит за пределы допустимого. Правда, в одном списке утверждается, что в 945 г. Святославу было уже 15 лет, но это оставляет те же несуразности в прочих датах (ниже мы ещё вернёмся к рождению Святослава).
Если ранее мы начинали с сомнений, то теперь у нас вполне определённая уверенность: все даты биографии Игоря до 940 г. не могут быть отнесены к Игорю, о котором писано в статьях 941 – 945 г. Чтобы окончательно убедиться в этом, обратимся к Ольге.
Учитывая обычаи того времени и возрастную физиологию, следует допустить, что к летописной дате её замужества ей было лет 18. Тогда получим следующую биографическую таблицу.
Таблица 4. Ольга.
События
Дата (версии)
Достоверность даты
Возраст Ольги
Рождение
Гадательно
Замужество
Крайне низкая
Начало княжения с Игорем
Крайне низкая
Рождение Святослава
942 (930?)
Крайне низкая
Убийство Игоря
Высокая
Объезд земли
Удовлетворительная
Поездка в Царьград
957 (955?)
Высокая
Приём германских миссионеров
~960
Высокая
Осада Киева печенегами
Удовлетворительная
Смерть Ольги
Высокая
Мы видим, что все события, убедительно подтверждаемые дополнительными источниками и разумной логической интерполяцией, сопровождаются совершенно неприемлемой оценкой возраста княгини в эти годы. Это несоответствие происходит из неуместно вставленного редактором её замужества в 903 г., каковую дату категорически следует признать неверной. Все несоответствия оценок возраста Олега, Игоря и Ольги с их деяниями являются систематической ошибкой, причину которой надлежит выяснить.
Сколько лет было Игорю Киевскому, и когда он жил и княжил?
Ошибка эта происходит из повести об Игоре, приписывающей ему чрезмерно преклонный возраст в годы его достоверно установленных деяний. Попробуем оценить этот возраст, не поддаваясь гипнозу летописных дат.
Даты походов Игоря на Царьград, рождения Святослава, древлянского похода, входят в противоречие с датами его рождения (875) и женитьбы (903). Следует признать либо полную вымышленность всех этих дат, либо отнести их к двум разным Игорям.
Непредвзятое чтение Повести рисует нам Игоря в эти годы молодым, неопытным, неуверенным в себе князем, легко поддающимся настроению и чужому влиянию, недостаточно авторитетными допускающим непростительные промахи. Молодость его видна из того, что он не затрудняется дальними плаваньями в Царьград и личным участием в походах за данью. Во время 2-го похода, остановившись на полпути, он совещается с дружиной – принять ли предложенный византийцами выкуп, и поступает по предложению предводителей дружины. Он уступает значительную часть дани Свенельду, от которого, видимо, зависит. По настоянию дружины, он идёт собирать дань с древлян. А по собственной неопытности и алчности вызывает их гнев и гибнет. И уж, конечно, трудно представить 70-летнего князя отцом первенца-наследника после 40 лет брачной жизни.
Попробуем оценить возраст Игоря из данных контекста. Для этого обратимся к возрасту Святослава. Приводимая в Ипатьевской летописи дата рождения Святослава – 942 год – не может быть верной в хронологическом контексте. Уже потому, что вряд ли имя 2-летнего ребёнка было бы включено в договор, да ещё с указанием его личного посла. Как пишет летописец-современник, в 945 г. княжич был ещё «детеск». Однако он уже мог сидеть на коне и метать копьё, хотя и неловко. Ясно, что метание копья не под силу 3-летнему ребёнку, даже если его подсадят на коня. Да и не позволила бы Ольга, мать его, ставить дитя в боевой строй перед сражением. Т. о., объявленный 3-летний возраст Святослава невероятен. Следует отклонить и 15-летний возраст Святослава на этот момент, такой возраст слишком велик. Это уже не дитя, даже не отрок, а юноша. При хорошем физическом развитии он вполне боеспособен, и уже выпростался из-под маминого крыла. Такой юноша, при сильном характере, уже возьмёт управление княжеством на себя и не позволит матери регентствовать, как это показано в тексте летописи. К тому же, в этом варианте, он мог бы уже около 950 г. обзавестись детьми. Но никто из его сыновей в 980 г явно «не тянет» на тридцатилетний возраст. Наиболее вероятно, что в 945 г. Святославу было лет 10 – 12. Отсюда следует, что родился он приблизительно в 933 – 935 г., а Игорь женился на Ольге годом – двумя раньше. Приняв, что Игорю было в то время около 20 лет (обычный брачный возраст для юноши того времени), находим, что родился он в 912 – 914 г., что совершенно устраняет несуразности, связанные с его возрастом в последние годы княжения. Одновременно снимаются таковые же несуразности, связанные с возрастом Ольги, поскольку она, видимо, была несколько моложе мужа, так что в период её правления была вполне молодой и деятельной женщиной, а не престарелой мамой-бабушкой.
Оценку возраста Святослава можно проверить по возрасту его потомков. У Святослава было три исторически установленных сына, достаточно больших в 970 г. для самостоятельного княжения. Старшим из них следует признать Владимира, сына Малуши, ключницы Ольги. Это видно из того, что Владимир (в отличие от братьев) решается пойти в далёкий и незнакомый Новгород. Видно и из того, что Владимир в распре с Ярополком ведёт себя, как человек опытный, искушённый в интригах и не стесняющийся в средствах для достижения своих целей. Именно сознание своего старшинства давало ему внутреннее убеждение в праве на великое княжение в Киеве. Старший из сыновей Владимира, Вышеслав, родился до 980 г. На его матери, «чехине» Олове (она же «княжна варяжская») Владимир женился, видимо, в период своего бегства из Новгорода в 977 – 979 г.г., так что в это время он уже явно достиг брачного возраста. Олег Древлянский был младшим сыном Святослава и погиб в 977 г., не оставив жены и детей. Надо полагать, ему было не более 18 лет. Ярополк, сын Святослава от венгерской королевны (как и Олег), в распре с Владимиром ведёт себя, как неуверенный и нерешительный юноша, заметно уступающий своему противнику и в силе характера, и в знании людей. Незадолго до своей гибели он едва успел зачать своего единственного сына Святополка.
Наиболее вероятна следующая картина семейной жизни Святослава. Его связь с Малушей была, видимо, первым «юношеским романом». Ольга сочла эту связь с «рабыней» неравным браком и Малушу отправила в ссылку, а сына поспешно женила на подходящей невесте. От этого «официального» брака родились Ярополк и Олег. При этом отец не отказался от Владимира, признавая его своим сыном и княжичем. Да и Ольга пестовала Владимира вместе с другими внуками. Т. о., связь Святослава с Малушей надо отнести, примерно, на 953 – 954 г.г. (пара лет туда-сюда принципиального значения не имеет). При тех же предположениях о брачном возрасте мы опять приходим к рождению Святослава в 933 – 934 г.г.
Но правомерно допустить, что Ипатьевский летописец использовал дату, взятую из источника, пользовавшегося т. н. «Никифоровым» летоисчислением. По этому летоисчислению Христос родился на 8 лет раньше, чем по исчислению, официально принятому позднее в Византии и на Руси. Т. о., все даты, привязанные к «Никифорову» исчислению, оказываются на 8 лет больше, чем должны быть по сквозной хронологии нашего летописца. В этой хронологии Святослав родился в 934 г. и в год смерти Игоря ему было 11 лет. Это совпадает с предложенными выше оценками с точностью плюс-минус год. Такое совпадение показывает, что все три рассуждения согласованы. Они не противоречат друг другу, а главное не противоречат фактам и здравому смыслу.
Отсюда выводим, что Игорь женился на Ольге не позднее 934 г., но и не намного раньше. Учитывая допуски и возможные случайные факторы, можно считать, что они поженились между 930 и 934 годами. Тогда рождение Игоря Киевского следует отнести в промежуток 910 – 915 г.г. Напомним, что в конце повести об Игоре число лет его княжения не указано (в отличие от повестей об Олеге и Святославе). Умер он в возрасте около 30 лет, прожив примерно на 35 лет меньше, чем отводит ему ПВЛ. Княжить 33 года он не мог, разве что вступил на стол двухлетним младенцем. Летописные даты его рождения и начала княжения ошибочны. И не просто ошибочны, а весьма далеки от действительных.
Ошибка, с которой смирились
Летописец-хронолог явно растягивает княжение Игоря вставкой пустых годов и не относящихся к русской истории сообщений, потому что ему надо заполнить 33 года, отведённых на это княжение Аннотацией. Но эти 33 года в Аннотации вовсе не принадлежат киевскому автору ПВЛ. Нет их и в древнейшем дошедшем до нас списке Лаврентия (1377 г.). Этот срок появляется впервые только в Ипатьевском списке начала XV в., и единственно отсюда проистекают и его повторения во всех позднейших изводах, и натужное «раздувание» хронологических рамок самой повести об Игоре. Издатели ПСРЛ заметили, что часть Ипатьевской рукописи между 103-м и 196-м листами более древняя, чем начало её. Это начало, видимо, было переписано заново уже после формирования основного корпуса рукописи.
Множественное тиражирование числа 33 в более поздних изводах – не аргумент в пользу его достоверности. Это – лишь повторение ошибки, однажды допущенной в своде, принятом за канонический и официальный. Писцы, повторявшие её – это монахи Владимиро-Суздальской земли, далёкие и по месту, и по времени от киевских событий XI в., не имевшие никакой независимой от предыдущих списков достоверной информации об этих событиях и их хронологии.
В списке Лаврентия сведения за годы княжений Олега и Игоря (6406 – 6430 от СМ; 898 – 922 от РХ) отсутствуют (это известно специалистам и нарочито оговорено в научных изданиях ПСРЛ). Соответствующих листов, составлявших по прикидке как раз тетрадь (а то и две), в рукописи нет. Тетрадь эта изъята, как изъяты 15 тетрадей из старшей новгородской летописи, как изъяты (и заменены другими) начальные тетради Ипатьевского списка. А учитывая, что к этому отрезку примыкают во всех списках 10 пустых лет снизу и 7 сверху, да редкие записи, не относящиеся к русской истории, следует признать ошибочной почти всю хронологическую канву вплоть до 940 г.
Ясно, что не сам Лаврентий выдирал тетрадь из только что законченной рукописи. Это было сделано позднее. Видимо, цензор предполагал заменить эту тетрадь, но не успел в этом. Итак, тетрадь была изъята, но по недосмотру цензора в Аннотации у Лаврентия уцелело другое число лет княжения Игоря, а именно 13, что, конечно, резко меняет дело. Мы отсылаем читателя, желающего тщательно рассмотреть вопрос, к приведённой выше копии Аннотации.
Напомним, что в древних списках летописей привычные для нас арабские цифры не употреблялись, а числа обозначались буквами кириллицы «с титлом». Буквам ставились в соответствие цифры до 9, далее – десятки, сотни и тысячи, которые и сочетались в нужном порядке. Первые издатели ПСРЛ в XIX веке использовали стандартный шрифт и приняли обычное цифровое обозначение дат. При издании ПВЛ был использован Ипатьевский список, как более полный. Но в примечании было указано, что в рукописи Лаврентия вместо 33 лет стоит 13 (в одном списке стоит даже невозможное 83, что показывает нечёткость протографа). Это примечание было оставлено без должного внимания. Историки XIX века и их последователи, пользовавшиеся типографским изданием, приняли эти 33 года по Ипатьевской хронологии, со всеми вытекавшими отсюда нелепостями, а примечанию и расхождению не придали значения.
. Оригинал же Лаврентьева списка был (и остаётся) почти недоступным читателю. Но в 1926 г. было предпринято переиздание летописи Лаврентия; Ипатьевская рукопись была переиздана в 1908 г. Для этих изданий был подготовлен специальной шрифт, и текст изображался в виде, близком к факсимиле. Даты были изображены кириллицей с титлом, однако, стандартные строчные буквы даны обычным гражданским шрифтом. Ниже мы воспроизводим эти даты доступными нам средствами (использован шрифт ArialUnicode, содержащий больше знаков и позволяющий приблизить начертание букв к летописному полууставу).
Ипатьевский список (от первого лета Игорева до первого лета Святославля) ΛѢт~.Λ҃Г (лет 33);
Лаврентьев список (от первого лета Игорева до первого лета Святославля) ΛѢт.Г҃І(лет 13);