Хотелось бы спросить теперь у каждого читателя: кто еще за дневники? А теперь попробуем обобщить.

О ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ


Сколько лет должен учиться учитель? (1989)
Вопрос риторический – всю жизнь. А если под этим разуметь отличное знание программного материала? Все равно долго – 7–8 лет. Вся беда в дискретности работы учителя: переходя из средних в старшие классы и обращаясь все время к новому материалу, он вместе с ними... забывает изученный. Ребята, правда, забывают быстрее, но и состояние учителя не из лучших – на систематическое повторение просто не хватает времени. И начинается необратимая реакция: снижение уровня знаний учителя отражается на подготовке ребят, а слабая подготовка ребят неизбежно ведет к деквалификации учителя.
Переход на новую систему опроса показал, что эта проблема разрешима. Безнадежно отстававшие из-за пробелов в знаниях начали выходить из прорыва, догонять своих ушедших вперед товарищей. Сдав свой “хвост”, ученик мог прослушать не только ответы одноклассников (по тому же или по другому вопросу), но и объяснения учителя. Причем столько раз, сколько необходимо, чтобы материал стал абсолютно ясным и, что особенно важно, предстал в определенной системе.
Но такое повторение еще, может быть, больше, чем ученикам, давало самому учителю. Оно расширяло время, давало дополнительные часы для профессионального роста, обретения мастерства. В результате то, на что раньше должны были уйти едва ли не десятилетия, достигалось за один год. Происходило невероятное: учитель в течение одного года более 100 раз прокручивал в пояснениях один и тот же материал и еще столько же раз выслушивал его в ответах учащихся. И каждый раз он видел его в ином ракурсе, в новых взаимосвязях, осознавал психологические механизмы усвоения, возможные “камни преткновения” и пути прохождения через пороги. Это побуждало к поиску, с одной стороны, дополнительного материала (в рамках учебного становилось тесно), а с другой – эффективных способов объяснения.

Опорные сигналы, опорные конспекты

Опорный сигнал - набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию.

Опорный конспект -система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов. Опорный конспект требует точной и понятной расшифровки.

Этапы работы по созданию опорного сигнала по Шаталову В.Ф.

l 1. Внимательно читайте главу или раздел учебника (книги), вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.

l 2. Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком они следуют в тексте.

l 3. Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.

l 4. Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.

l 5. Объедините сигналы в блоки.

l 6. Обособьте блоки контурами и графически отобразите связи между ними.

l 7. Выделите значимые элементы цветом.

Основные требования, которым должны отвечать опорные сигналы

  1. Лаконичность
  2. Структурность
  3. Наличие смысловых акцентов
  4. Автономность
  5. Ассоциативность и образность
  6. Доступность воспроизведения от руки
  7. Цветовая наглядность


Экраны успеваемости — точные копии ведомостей открытого учета знаний с выдержками оценок каждого отдельно взятого ученика. Оценки в экраны успеваемости ребята заносят сами. Объективность заносимых в экраны оценок вне всяких сомнений, и причины этой объективности понятны: в современной методике каждая сценка — акт.

Она выставляется окончательно и исправлению не подлежит. Отсюда — подтирания, подделки, уклонения от записей и... да разве все перечислишь? В новой методике может быть исправлена любая оценка, а это уже процесс. В оперативности экран успеваемости нисколько не уступает современному дневнику.

В действенности он его значительно превосходит. Если негативные оценки в дневнике побуждают родителей к полупассивной морализации — исправить-то уже ничего нельзя, и потому остается только надеяться на будущее, то пустые клеточки и низкие оценки в экране успеваемости — сигнал к действию.

Тем самым не только смягчаются отношения между родителями и детьми в случае временных неуспехов в учебе, но даже полностью устраняются все предпосылки прошлых конфликтов.

Хотелось бы спросить теперь у каждого читателя: кто еще за дневники? А теперь попробуем обобщить.

  1. Оценки в дневники выставлять не нужно.
  2. Сообщать родителям на страницах дневника о нерадивости и недисциплинированности учащихся не нужно.
  3. Записывать в дневники параграфы домашних заданий не нужно — они отпечатаны на листах с опорными сигналами.
  4. Записывать заданные для решения дома упражнения не нужно — они отмечены консультантами непосредственно в сборниках задач и упражнений.

Наши рекомендации