В 941 г. «зачинатель» слышит от участника 1-го похода Игоря рассказ «о лядьнем огне».
В 944 г. он присутствует на совете Игоря с дружиной в устье Дуная. В том же году он присутствует при приёме Игорем греческих послов и клятве Игоря в соблюдении договора.
В 945 г. он присутствует при разговорах Игоря с дружиной по поводу древлянской дани, или узнаёт об этих разговорах и о речах недовольных древлян от лиц их слышавших.
В 946 г. он присутствует при сражении с древлянами киевского войска, в котором находятся Ольга и малолетний Святослав, однако, уже сидящий на коне и мечущий копьё.
В 947 г. он, вероятно, сопровождает Ольгу в поездке по северным землям княжества.
Рассказ о поездке Ольги в Царьград описан явно не им, а скорее её спутником, священником Григорием, которого называет в своей книге принимавший Ольгу император Константин. «Зачинатель», видимо, не участвовал в этой поездке. Но он присутствует в Киеве при отповеди Ольги императорским послам. По летописи это 955 г., вернее же – 957. В те же годы он присутствует при доверительных беседах Ольги с сыном (который уже подрос и имеет свою дружину).
Судя по записи 964 г., «зачинатель» близок к Святославу, возможно, участвует в его походах. Но записи 965 – 966 г. о знаменитом походе Святослава на хазар столь скупы, что не могут принадлежать участнику. Либо «зачинатель» не участвовал в этом походе, либо его запись была утрачена и позднее заменена кратким сообщением по сохранившемуся преданию.
Но в 968 г. «зачинатель» находится в осаждённом печенегами Киеве, участвует в советах киевлян и в отправке гонцов к Претичу и Святославу, сам беседует с Претичем, либо присутствует при его разговоре с печенежским князем.
В 969 г. он присутствует при последних беседах Святослава с матерью и при погребении Ольги.
В 970 г. он присутствует при беседе Святослава и его сыновей с новгородскими послами и при отпуске Владимира в Новгород.
События Балканского похода Святослава в 971 г. описаны столь подробно, что мы вправе считать «зачинателя» его участником. Он описывает не только военные действия, но и дипломатию участников, совещания у Святослава и его размышления вслух, подписание договора. Примечательно, что он имеет сведения из Царьграда и о посылке переяславцами послов к печенегам. Он, видимо, присутствовал при последнем разговоре Святослава и Свеналда, а затем либо сам провёл некоторое время на голодной зимовке в Белобережьи, либо встречался с уцелевшими соратниками Святослава. В связи с этим интересен вопрос: как попал в Киев текст договора Святослава с императором Цимисхием? Договор этот, конечно, хранился в походной канцелярии князя. Вряд ли он был сразу отправлен в Киев, который в договоре никак не обозначен, и от которого Святослав, в сущности, отказался. Маловероятно, чтобы князь отправил его со Свеналдом, пока ещё сам надеялся прибыть в Киев. Тогда остаются два варианта. Либо, не надеясь уже пробиться в Киев, Святослав отправил туда из Белобережья доверенного человека, сумевшего обойти печенегов. Либо такой человек уцелел в бою у Днепровских порогов и пробился-таки в Киев с текстом договора. Этим человеком, скорее всего, и был «зачинатель».
Далее, он слышит, как Свеналд подстрекает Ярополка на Олега, присутствует при отыскании тела Олега и его погребении, слышит укор Ярополка Свеналду. По летописи – это 977 г. В 979 г. он, возможно, присутствует на приёме Ярополком печенежского князя и византийских послов. В драматическом 980 году он находится при Ярополке в Киеве и Родне, присутствует при последнем разговоре Ярополка и Варяжко. После того он жил, видимо, ещё несколько лет, находясь не у дел, но имея ещё возможность получать некоторые сведения: о подробностях измены Блуда и убийства Ярополка, о препирательстве Владимира с варягами, о войне Варяжко с Владимиром и др.
Итак, «зачинатель» был свидетелем и участником событий русской истории не менее 40 лет (и каких лет!). Если в 944 г. он уже допускался в совет, надо думать, он был уже не юношей, а зрелым мужем. Тогда он родился, видимо, не позднее 920 г. В 980 г. ему было уже за 60. Теоретически он мог бы дожить до 1015 г. Тогда он сам был бы гипотетическим «хранителем». Но убедительных данных за это нет. Скорее, «хранитель» – другой человек, а «зачинатель» умер ещё в Х в.
Что ещё мы о нём знаем?
Это, конечно, человек русский. Сие видно не только из языка (см. выше признак 3), но из его мировоззрения, круга источников и интересов. Он не отделяет себя от руси, в отличие от авторов переводных хронографов и пришлых византийцев, для которых русь – чуждое племя, «поганые».
Он – киевлянин, во всяком случае, большую часть жизни прожил в Киеве. Но, видимо он постранствовал по Руси по служебным делам и сопровождал князей в заграничные походы. У него достаточно широкий и верный географический кругозор.