Фольклор и современность (традиции и новаторство). Современная эпоха в фольклоре.

Фольклор и современность, как они соотносятся, что меняется, что неизменно?

Фольклор сегодня существует, точно так же, как и существовал раньше. Формы его проявления во многом повторяются, только язык соответствует сегодняшнему времени и акценты расставляются по -своему.

Если большинство исследователей делят фольклор прошлого на взрослый и детский, то сегодня это и молодёжный (скажем различные приколы, свои песни), причём здесь отдельно выявляется студенческий, и подростковый, и также детский.

За годы работы накоплен определённый материал, разного качества, но говорящий о живом фольклорном процессе.

Открытые раньше формы устного народного творчества и сегодня существуют, меняется лишь содержание, происходит переработка текстов, но это доказывает живучесть старых форм и их необходимость сегодня.

Фольклор и сегодня продолжает быть творческим процессом, частью народной педагогики в младенческом возрасте. Как и раньше творчество начинается с миропонимания, мироощущения себя в социуме. Так же трудны поиски ответов на вопросы: «Кто я?». « Зачем я?» и т.д. Процесс познания себя не прерывается.

В формах устного народного творчества человечество передавало из поколения в поколение накопленные знания и умения, обеспечивая прогресс общественной мысли. Пословицы, поговорки, сказы, и т.п. дают людям эстетическое наслаждение, несут объем жизненной информации. Причём, фольклор разных возрастов, поколений переплетается и сегодня особенно заметно как взрослые вводят в свой обиход молодёжные находки, закрепляют их, делают своими, а значит всеобщими.

Посмотрим на некоторые творения сегодняшнего дня, и посмотрим как они соотносятся с творениями прошлого.

Сказки

Сказка– весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Сказке имеет счастливый конец. Сказка, несмотря на значительную роль фантастики, имеет жизненные основания: в ней в особой форме отражается действительность и раскрываются чаяние и ожидания народные.

Сказки бывают:

1. богатырские

2. житейские

3. балагурные

4. бытовые, и т.д.

Время рождает новые сказки. Например, популярные сказки. «Фэнтези».

Конечно, в новых сказках, как и в иных формах есть сильное влияние старых произведений. Но сами ситуации, объекты, герои уже иные.

Пословицы

Пословица. Ей свойственны предельная краткость и простота. Ей свойственны четкое суждение, ясное выражение определенной мысли, обобщение, вывод из жизненных наблюдений и социально- исторического опыта народа:

Пословицы рождаются и бытуют в живой разговорной народной речи.

Благодаря конкретному выражению общего пословица может применяться ко многим однотипным явлениям. Такой способ обобщения дает основу для употребления пословиц в переносном значении переносном смысле:

Напьемся, с десятью деремся,

А проснемся и курицы боимся.

Так и слышится : Семеро одного не боятся, а один на один все котомки отдадим.

Но в современной пословице отражается причина поведения. Звучит сатира на общее зло. Или:

Знает кошка, а мяса не ела.

Сколько волка не корми: оставит хвост да гриву.

Мороз не велик против воды плыть.

У всякого молодца свой образец.

Загадки

В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.

Составить загадку – значит, обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И наоборот, разгадать загадку – ее метафорические образы заменить образными реальными.

Сочиняются и загадываются загадки и сегодня, больше детям и детьми, что продолжает линию народной педагогики по развитию образного мышления.

Сегодня почти ушло их обихода слово пестовать, оно заменилось словом нянчить. Но тем не менее суть осталась . Нянчить значит формировать ребёнка.

Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции. На первых порах, пока ребенок не понимает еще смысла слов, это достигается с помощью некоторыхфизических приемов, в чем-то напоминающих физзарядку.

Колыбельная песня

С древних времён в колыбельных песнях показывается круг опоэтизированных лиц, предметов, явлений, в которых находится ребёнок, и он предельно узок. Это сам младенец, мать, отец, бабушка, дедушка ребенка, котик, гули (голуби), домашние животные и т.д.

Тексты песен как бы сотканы из существительных и глаголов.

Баю, баюшки, баю,

Пошел отец за рыбою,

Мать пошла пелёнки мыть

Дедушка дрова рубить.

Дедушка дрова рубить,

Бабушка уху варить.

Бабушка уху варить

Малых детушек кормить.

А вот сегодняшняя колыбельная, конечно в ней видно влияние ТВ.

Звёзды ходят в хороводе,

Закрывай глаза, малыш.

По двору уж ночка бродит,

А ты всё ещё не спишь.

Пусть приснится тебе сказка

Про любимый «Рыжий Ап».

Закрывай скорее глазки.

Храп-храп, храп-храп, храп-храп.

Дразнилки

Вырастая, дети сами сочиняют. К сожалению, в сочинении прозвищ, тяга к криминальным кличкам. Здесь открытий у нас не зафиксировано. В дразнилках вариантов больше, но, в последнее время, дразнилки ушли в тень.

Дразнилки, часто следствие передач ТВ.

Колька, Колька

Любит Ольгу.

Колька этот жидормот,

Ольге пряник не даёт.

Страшилки

Ещё в детстве сочиняются страшилки и ужастики. Студенты много сочиняли, много собирали такого материала. Страшилки, или, в детской терминологии, страшные истории – это детские устные рассказы условно реалистической или фантастической направленности, имеющие, как правило, установку на достоверность.

Следует отметить, что традиционно «страшными историями» были былички и легенды

Страшилки - подлинно детское творчество. Дети конкретны, быстры. Они не растягивают время, а уплотняют его. События в страшилке, как бы спрессованы и укладываются в предельно короткое время: от трех дней (ночей) до разовости одного случая, даже мгновения. Но это событие не давно прошедшее, а недавно прошедшее, относясь к прошлому, оно несет непосредственно выход на современность. Отсюда идет современная бытовая атрибутика.

Другое

Не будем останавливаться на скороговорках, считалках, частушках, небылицах.

Это есть, но всё это необходимо ещё изучать. Песен также много, и часто авторские

живут без автора, но возможность делать аудио и видео записи не позволяет относить многие песни к фольклорному творчеству. Здесь своё слово скажет время.

Прошлый век и век нынешний усилили творческое направление, называемое Приколы, маразмы. Это короткая умная форма современного городского фольклора характеризуется игрой ума, игрой слов, неформальной логикой, в которой отсутствие целого монтажного композиционного звена заменяется намеком или неожиданно подвернувшимся штампом, сленгом, рекламным слоганом.

По стене ползет кирпич

А за ним другой кирпич

Ну и пусть себе ползут

Может там у них гнездо.

Главное отличие помидора

От трактора в том, что помидор

Красный, а у трактора

Дверь наружу открывается…

Нынешнее время также требует фольклора, как и прошлое. Изучение, обогащение, освоение, ретрансляция фольклора сегодня в 21 веке не прихоть, а необходимость. Необходимость сохранения русского духа, а значит России.

Наши рекомендации