Теория и методология исторической науки

УТВЕРЖДена

На заседании учебно-методического совета кафедры

________________________

«___»______________201_г

Тема № 1

Введение в изучение курса

« Отечественная история»

(Теория и методология исторической науки)

Преподаватель

Непочатов В.К.,

профессор МОИУП

ИВАНТЕЕВКА

Тема № 1

Теория и методология исторической науки

ПЛАН

Цель курса: История России.

Задачи курса: История России.

3. Место государства в обществе (предпосылки для образования государства)

Место Россия в мировом историческом процессе

Исторические источники

История России — это одновременно научная и учебная дисциплина, в рамках которой изучается многогранный процесс становления и развития нашего Отечества с древнейших времен до наших дней, складывание его многонационального народа и формирование основных государственных и общественных институтов.

Структура исторических знаний

1. Источниковедение - разрабатывает теорию, методику, способы изучения и использования исторических источников.

2. В рамках источниковедения получили развитие вспомогательные, или специальные, исторические дисциплины:

3. палеография, изучающая памятники письменности по их внешним особенностям,

4. генеалогия — наука о происхождении и родственных связях отдельных лиц и семей,

5. геральдика — наука о гербах, сфрагистика — наука о печатях, нумизматика — наука о монетах и истории их чеканки,

6. историческая хронология, изучающая системы летосчисления, календари,

Историческая география и историческая топонимика.

8. археология — наука, изучающая историю общества по вещественным памятникам, материальным остаткам жизни и деятельности людей, орудиям груда, предметам домашнего обихода и т.д.

9. историография, изучающая развитие исторических знаний и исторической науки в целом.

Историческая наука

Историческая наука в современном ее понимании — как исследовательское направление и учебная дисциплина — в целом сложилась еще в эпоху рационализма в XVII — начале XVIII в.

Историческая наука делится на:

1. Всеобщую, всемирную;

2. Историю происхождение человека и его развитие;

3. Историю отдельных стран, народов, цивилизаций с древнейших времен до наших дней;

Отечественную историю.

Выдающиеся историки

1. XVIII и XIX вв.

В.Н. Татищев и М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин, МП. Погодин и Н.Г. Устрялов, Б.Н. Чичерин и К.Д. Кавелин, И.Е. Забелин и СМ. Соловьев, Н.П. Павлов-Сильванский п И.О. Ключевский, Н.И. Кареев и П.Н. Милюков и др.

2. XX в.

С.Ф. Платонов, А.С. Лаппо-Данилевский, М.Н. Покровский, Ю.В. Готье, Е.В. Тарле, В.И. Пичета, Б.Д. Греков, Н.М. Дружинин,М.Н.Тихомиров и др.

Социальные функции истории как науки

1. Познавательная - познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания,

2. Интеллектуально-развивающая - теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития.

3. Практически-политическая- помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегая тем самым субъективных решений политического характера, знание истории способствует определению оптимального варианта политики руководства массами и взаимодействия с ними различных партий и движений.

4. Мировоззренческая - в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения.

5. Воспитательная функция - воспитывает у народа нравственные качества, помогает разобраться в пороках общества, в мировоззрении политических руководителей.

Изучение истории позволяет

1. выяснить, чьи интересы отражают те или иные политические партии, общественные группы, их лидеры,

2. соотнести классовые, социальные интересы с общечеловеческими,

3. показать приоритет общечеловеческих интересов на примере конкретных общественно-политических явлений.

4. Это важно потому, что в современных условиях сохраняется серьезный разрыв между растущей политизацией всех сторон общественной жизни и реальным уровнем политических знаний и политической культуры.

5. Было бы наивно полагать, что политика не влияет на историю, особенно в ее переломные моменты.

Нельзя превращать историю в служанку политических пристрастий.

Для чего нужно знать историю?


«Можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным не зная истории». Н.Г. Чернышевский

Методы исторической науки

1. Исторический метод предусматривает воспроизведение явлений в их хронологическом развитии, со всеми прису­щими им неповторимыми чертами, деталями и особеннос­тями, через которые проявляются общие закономерности.

2. Логический методрассматривает исследуемые и изучае­мые явления на высшей стадии их развития, когда они при­обретают наиболее зрелую форму, и это способствует лучше­му пониманию предыдущих стадий исторического развития.

3. Оба метода дополняют друг друга, так как исторический метод имеет свои познавательные пределы, исчерпав которые историк пользуется логическим методом с тем, чтобы сделать вывод и обобщение.

Формационный подход

исходит из марксистской трактовки исторического процесса как смены общественно-экономических формаций. В основе каждой формации лежит определенный способ производства. Производственные отношения, взятые в их совокупности, образуют сущность данной формации. Марксизм выделяет следующие основные формации, образующие ступени исторического прогресса: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. «Буржуазные производственные отношения, — писал Маркс, — являются последней антагонистической формой общественного процесса производства...»

Цивилизационный подход

Его распространение связано с повсеместной критикой марксизма-ленинизма. Понятие «цивилизация» появилось в XVIII в. в тесной связи с понятием «культура», основанное на началах разума и справедливости. В XIX в. понятие «цивилизация» употреблялось как характеристика капитализма в целом.

Определяют четыре главных цивилизации: китайскую, индийскую, мусульманскую и западную, которые возникли вокруг религий: конфуцианства, индуизма, магометанства и христианства.

Цель курса: История России

1. формирование комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации;

2. сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России;

3. введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

Уметь:

1. логически мыслить, вести научные споры и дискуссии;

2. работать с разноплановыми источниками;

3. осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

4. получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

5. преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

6. формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории, логически верно и ясно строить свою устную и письменную речь;

7. соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

8. извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения;

9. анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;

10. понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

11. понимать, анализировать и оценивать движущие силы и закономерности исторического процесса, место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;

12. работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах;

13. использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

14. вести здоровый образ жизни и придерживаться основных этических ценностей;

15. критически оценивать личные достоинства и недостатки.

Место государства в обществе
(предпосылки для образования государства)

К IХ в. у восточных славян сложился комплекс социально- экономических и политических предпосылок для образования государства.

Социально-экономические - родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, "соседской" общине. Произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. Шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина.

Политические - появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы. С конца VI в. известен союз племён во главе с Кием; арабские и византийские источники сообщают, что в VI- VII вв. существовала "Держава волынян"; новгородские летописи сообщают о том, что в IХ в. вокруг Новгорода существовало славянское объединение во главе с Гостомыслом. Арабские источники утверждают, что накануне образования государства существовали союзы больших племён славян: Куяба - вокруг Киева, Славия - вокруг Новгорода, Артания - вокруг Рязани или Чернигова.

Внешнеполитические - важнейшим для образования и укрепления государств у всех народов было наличие внешней опасности. Проблема отражения внешней опасности у восточных славян стояла очень остро с самого появления славян на Восточно-европейской равнине. С VI в. славяне вели борьбу с многочисленными кочевыми племенами тюрок (скифы, сарматы, гунны, авары, хазары, печенеги, половцы и др.).

Вывод: К IХ в. восточные славяне своим внутренним развитием были готовы к образованию государства.

Но завершающий факт образование государства восточных славян связан с их северными соседями - жителями Скандинавии (современные Дания, Норвегия, Швеция).

1. В Западной Европе жителей Скандинавии называли норманами, викингами, а на Руси - варягами.

2. В Европе викинги занимались разбоем и торговлей. Вся Европа трепетала перед их набегами.

3. На Руси условий для морского разбоя не было, поэтому варяги в основном торговали и нанимались к славянам в военные дружины.

4. Славяне и варяги находились примерно на одной ступени общественного развития - у варягов также происходило разложение родоплеменного строя и складывание предпосылок для образования государства.

Исторические источники

Это комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события

Изобразительные источники

А) художественно-изобразительные (произведения изобразительного искусства, искусства кино и фотографии);

Б) изобразительно-графические;

В) изобразительно-натуральные (прежде всего фотографии, кинокадры).

3. Словесные источники:

А) разговорная речь;

Б) памятники устного творчества (фольклор);

В) письменные памятники (включая эпиграфические) во всем многообразии содержания и формы — видов и разновидностей. К этому типу относятся и все фонодокументы, в той или иной мере фиксирующие «речь» человека.

Поведенческие источники.

Визуально наблюдаемые (или воспроизводимые) обычаи и обряды (ритуалы) — коллективные и индивидуальные действия (трудовые, семейно-бытовые, праздничные и пр.)

Заключение.

История человечества в значительной степени исчезла из нашей памяти. Лишь исследовательские поиски в какой-то мере приближают нас к ней.

Глубина длительной доистории - всеобщей основы,- по существу, не проясняется тусклым светом нашего знания. Данные исторического времени - времени письменной документации - случайны и неполны, число источников растет лишь начиная с XVI в. Будущее неопределенно, это область беспредельных возможностей.

Между безмерной доисторией и неизмеримостью будущего лежат 5000 лет известной нам истории, ничтожный отрезок необозримого существования человека. Эта история открыта в прошлое и будущее. Ее нельзя ограничить ни с той, ни с другой стороны, чтобы обрести тем самым замкнутую картину, полный самодовлеющий ее образ.

В этой истории находимся мы и наше время. Оно становится бессмысленным, если его заключают в узкие рамки сегодняшнего дня, сводят к настоящему. Цель изучения истории - содействовать углублению нашего сознания современности.

Настоящее совершается на основе исторического прошлого, воздействие которого мы ощущаем в себе.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Назовите структуру исторических знаний?

2. Для чего нужно знать историю?

3. Каковы социальные функции истории как науки?

4. Что является предметом изучения истории России?

5. Место Россия в мировом историческом процессе?

ЛИТЕРАТУРА

Историки России. XVIII – начало ХХ века. Вып. 1–5 . М.: Скрипторий, 1995–1998.

Историография истории России до 1917 года: В 2-х т. – М.: Владос, 2003.
Историческая наука в России в ХХ веке. М., 1997.
Сидоренко, О.В.

Историография Отечественной истории IX – начала XX вв. О.В. Сидоренко. Владивосток, 2004.

Советская историография / под ред. Ю.Н. Афанасьева. – М., 1996.
Шапиро, А.Л.

Русская историография с древнейших времен до 1917 года / – М., 1993.

Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-ХП вв.). М., 1999. Лекции 1—3, 7.

История России с древнейших времен до 1861 года/Под ред. Н. И. Павленко. М., 2000.

Хрестоматия по истории России. Т. 1. С древнейших времен до XVII века. М., 1994.

Козлов В.П. Российская история. Обзор идей и концепций. 1992 – 1995 // Свободная мысль. – 1996. – № 3–4.

Россия в XX веке. Судьбы исторической науки. – М., 1996.

Сёмин В.П. Русская история: проблемы и спорные вопросы / В.П.Сёмин. – М., 2007.

Судьбы России в современной историографии: сб. статей / под ред. А.Г.Кузьмина. – М., 2006.

УТВЕРЖДена

На заседании учебно-методического совета кафедры

________________________

«___»______________201_г

Тема № 1

Введение в изучение курса

« Отечественная история»

(Теория и методология исторической науки)

Преподаватель

Непочатов В.К.,

профессор МОИУП

ИВАНТЕЕВКА

Тема № 1

Теория и методология исторической науки

ПЛАН

Цель курса: История России.

Наши рекомендации