Теория и методология исторической науки
УТВЕРЖДена
На заседании учебно-методического совета кафедры
________________________
«___»______________201_г
Тема № 1
Введение в изучение курса
« Отечественная история»
(Теория и методология исторической науки)
Преподаватель
Непочатов В.К.,
профессор МОИУП
ИВАНТЕЕВКА
Тема № 1
Теория и методология исторической науки
ПЛАН
Цель курса: История России.
Задачи курса: История России.
3. Место государства в обществе (предпосылки для образования государства)
Место Россия в мировом историческом процессе
Исторические источники
История России — это одновременно научная и учебная дисциплина, в рамках которой изучается многогранный процесс становления и развития нашего Отечества с древнейших времен до наших дней, складывание его многонационального народа и формирование основных государственных и общественных институтов.
Структура исторических знаний
1. Источниковедение - разрабатывает теорию, методику, способы изучения и использования исторических источников.
2. В рамках источниковедения получили развитие вспомогательные, или специальные, исторические дисциплины:
3. палеография, изучающая памятники письменности по их внешним особенностям,
4. генеалогия — наука о происхождении и родственных связях отдельных лиц и семей,
5. геральдика — наука о гербах, сфрагистика — наука о печатях, нумизматика — наука о монетах и истории их чеканки,
6. историческая хронология, изучающая системы летосчисления, календари,
Историческая география и историческая топонимика.
8. археология — наука, изучающая историю общества по вещественным памятникам, материальным остаткам жизни и деятельности людей, орудиям груда, предметам домашнего обихода и т.д.
9. историография, изучающая развитие исторических знаний и исторической науки в целом.
Историческая наука
Историческая наука в современном ее понимании — как исследовательское направление и учебная дисциплина — в целом сложилась еще в эпоху рационализма в XVII — начале XVIII в.
Историческая наука делится на:
1. Всеобщую, всемирную;
2. Историю происхождение человека и его развитие;
3. Историю отдельных стран, народов, цивилизаций с древнейших времен до наших дней;
Отечественную историю.
Выдающиеся историки
1. XVIII и XIX вв.
В.Н. Татищев и М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин, МП. Погодин и Н.Г. Устрялов, Б.Н. Чичерин и К.Д. Кавелин, И.Е. Забелин и СМ. Соловьев, Н.П. Павлов-Сильванский п И.О. Ключевский, Н.И. Кареев и П.Н. Милюков и др.
2. XX в.
С.Ф. Платонов, А.С. Лаппо-Данилевский, М.Н. Покровский, Ю.В. Готье, Е.В. Тарле, В.И. Пичета, Б.Д. Греков, Н.М. Дружинин,М.Н.Тихомиров и др.
Социальные функции истории как науки
1. Познавательная - познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания,
2. Интеллектуально-развивающая - теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития.
3. Практически-политическая- помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегая тем самым субъективных решений политического характера, знание истории способствует определению оптимального варианта политики руководства массами и взаимодействия с ними различных партий и движений.
4. Мировоззренческая - в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения.
5. Воспитательная функция - воспитывает у народа нравственные качества, помогает разобраться в пороках общества, в мировоззрении политических руководителей.
Изучение истории позволяет
1. выяснить, чьи интересы отражают те или иные политические партии, общественные группы, их лидеры,
2. соотнести классовые, социальные интересы с общечеловеческими,
3. показать приоритет общечеловеческих интересов на примере конкретных общественно-политических явлений.
4. Это важно потому, что в современных условиях сохраняется серьезный разрыв между растущей политизацией всех сторон общественной жизни и реальным уровнем политических знаний и политической культуры.
5. Было бы наивно полагать, что политика не влияет на историю, особенно в ее переломные моменты.
Нельзя превращать историю в служанку политических пристрастий.
Для чего нужно знать историю?
«Можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным не зная истории». Н.Г. Чернышевский
Методы исторической науки
1. Исторический метод предусматривает воспроизведение явлений в их хронологическом развитии, со всеми присущими им неповторимыми чертами, деталями и особенностями, через которые проявляются общие закономерности.
2. Логический методрассматривает исследуемые и изучаемые явления на высшей стадии их развития, когда они приобретают наиболее зрелую форму, и это способствует лучшему пониманию предыдущих стадий исторического развития.
3. Оба метода дополняют друг друга, так как исторический метод имеет свои познавательные пределы, исчерпав которые историк пользуется логическим методом с тем, чтобы сделать вывод и обобщение.
Формационный подход
исходит из марксистской трактовки исторического процесса как смены общественно-экономических формаций. В основе каждой формации лежит определенный способ производства. Производственные отношения, взятые в их совокупности, образуют сущность данной формации. Марксизм выделяет следующие основные формации, образующие ступени исторического прогресса: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. «Буржуазные производственные отношения, — писал Маркс, — являются последней антагонистической формой общественного процесса производства...»
Цивилизационный подход
Его распространение связано с повсеместной критикой марксизма-ленинизма. Понятие «цивилизация» появилось в XVIII в. в тесной связи с понятием «культура», основанное на началах разума и справедливости. В XIX в. понятие «цивилизация» употреблялось как характеристика капитализма в целом.
Определяют четыре главных цивилизации: китайскую, индийскую, мусульманскую и западную, которые возникли вокруг религий: конфуцианства, индуизма, магометанства и христианства.
Цель курса: История России
1. формирование комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации;
2. сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России;
3. введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.
Уметь:
1. логически мыслить, вести научные споры и дискуссии;
2. работать с разноплановыми источниками;
3. осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;
4. получать, обрабатывать и сохранять источники информации;
5. преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
6. формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории, логически верно и ясно строить свою устную и письменную речь;
7. соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
8. извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения;
9. анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;
10. понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
11. понимать, анализировать и оценивать движущие силы и закономерности исторического процесса, место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;
12. работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах;
13. использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
14. вести здоровый образ жизни и придерживаться основных этических ценностей;
15. критически оценивать личные достоинства и недостатки.
Место государства в обществе
(предпосылки для образования государства)
К IХ в. у восточных славян сложился комплекс социально- экономических и политических предпосылок для образования государства.
Социально-экономические - родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, "соседской" общине. Произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. Шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина.
Политические - появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы. С конца VI в. известен союз племён во главе с Кием; арабские и византийские источники сообщают, что в VI- VII вв. существовала "Держава волынян"; новгородские летописи сообщают о том, что в IХ в. вокруг Новгорода существовало славянское объединение во главе с Гостомыслом. Арабские источники утверждают, что накануне образования государства существовали союзы больших племён славян: Куяба - вокруг Киева, Славия - вокруг Новгорода, Артания - вокруг Рязани или Чернигова.
Внешнеполитические - важнейшим для образования и укрепления государств у всех народов было наличие внешней опасности. Проблема отражения внешней опасности у восточных славян стояла очень остро с самого появления славян на Восточно-европейской равнине. С VI в. славяне вели борьбу с многочисленными кочевыми племенами тюрок (скифы, сарматы, гунны, авары, хазары, печенеги, половцы и др.).
Вывод: К IХ в. восточные славяне своим внутренним развитием были готовы к образованию государства.
Но завершающий факт образование государства восточных славян связан с их северными соседями - жителями Скандинавии (современные Дания, Норвегия, Швеция).
1. В Западной Европе жителей Скандинавии называли норманами, викингами, а на Руси - варягами.
2. В Европе викинги занимались разбоем и торговлей. Вся Европа трепетала перед их набегами.
3. На Руси условий для морского разбоя не было, поэтому варяги в основном торговали и нанимались к славянам в военные дружины.
4. Славяне и варяги находились примерно на одной ступени общественного развития - у варягов также происходило разложение родоплеменного строя и складывание предпосылок для образования государства.
Исторические источники
Это комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события
Изобразительные источники
А) художественно-изобразительные (произведения изобразительного искусства, искусства кино и фотографии);
Б) изобразительно-графические;
В) изобразительно-натуральные (прежде всего фотографии, кинокадры).
3. Словесные источники:
А) разговорная речь;
Б) памятники устного творчества (фольклор);
В) письменные памятники (включая эпиграфические) во всем многообразии содержания и формы — видов и разновидностей. К этому типу относятся и все фонодокументы, в той или иной мере фиксирующие «речь» человека.
Поведенческие источники.
Визуально наблюдаемые (или воспроизводимые) обычаи и обряды (ритуалы) — коллективные и индивидуальные действия (трудовые, семейно-бытовые, праздничные и пр.)
Заключение.
История человечества в значительной степени исчезла из нашей памяти. Лишь исследовательские поиски в какой-то мере приближают нас к ней.
Глубина длительной доистории - всеобщей основы,- по существу, не проясняется тусклым светом нашего знания. Данные исторического времени - времени письменной документации - случайны и неполны, число источников растет лишь начиная с XVI в. Будущее неопределенно, это область беспредельных возможностей.
Между безмерной доисторией и неизмеримостью будущего лежат 5000 лет известной нам истории, ничтожный отрезок необозримого существования человека. Эта история открыта в прошлое и будущее. Ее нельзя ограничить ни с той, ни с другой стороны, чтобы обрести тем самым замкнутую картину, полный самодовлеющий ее образ.
В этой истории находимся мы и наше время. Оно становится бессмысленным, если его заключают в узкие рамки сегодняшнего дня, сводят к настоящему. Цель изучения истории - содействовать углублению нашего сознания современности.
Настоящее совершается на основе исторического прошлого, воздействие которого мы ощущаем в себе.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Назовите структуру исторических знаний?
2. Для чего нужно знать историю?
3. Каковы социальные функции истории как науки?
4. Что является предметом изучения истории России?
5. Место Россия в мировом историческом процессе?
ЛИТЕРАТУРА
Историки России. XVIII – начало ХХ века. Вып. 1–5 . М.: Скрипторий, 1995–1998.
Историография истории России до 1917 года: В 2-х т. – М.: Владос, 2003.
Историческая наука в России в ХХ веке. М., 1997.
Сидоренко, О.В.
Историография Отечественной истории IX – начала XX вв. О.В. Сидоренко. Владивосток, 2004.
Советская историография / под ред. Ю.Н. Афанасьева. – М., 1996.
Шапиро, А.Л.
Русская историография с древнейших времен до 1917 года / – М., 1993.
Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-ХП вв.). М., 1999. Лекции 1—3, 7.
История России с древнейших времен до 1861 года/Под ред. Н. И. Павленко. М., 2000.
Хрестоматия по истории России. Т. 1. С древнейших времен до XVII века. М., 1994.
Козлов В.П. Российская история. Обзор идей и концепций. 1992 – 1995 // Свободная мысль. – 1996. – № 3–4.
Россия в XX веке. Судьбы исторической науки. – М., 1996.
Сёмин В.П. Русская история: проблемы и спорные вопросы / В.П.Сёмин. – М., 2007.
Судьбы России в современной историографии: сб. статей / под ред. А.Г.Кузьмина. – М., 2006.
УТВЕРЖДена
На заседании учебно-методического совета кафедры
________________________
«___»______________201_г
Тема № 1
Введение в изучение курса
« Отечественная история»
(Теория и методология исторической науки)
Преподаватель
Непочатов В.К.,
профессор МОИУП
ИВАНТЕЕВКА
Тема № 1
Теория и методология исторической науки
ПЛАН
Цель курса: История России.