Рабочая программа по истории, 9 класс
- Пояснительная записка
- УМК и дополнительная литература по курсу
- Основное содержание предмета
- Требования к уровню подготовки учащихся
- Учебно-тематический план программы
- Календарно-тематическое планирование
Пояснительная записка
Образовательная область «Общественные дисциплины. История» входит в инвариантную (неизменную) часть структуры базисного учебного плана ОУ РФ. Инвариантная часть базисного учебного плана обеспечивает единство образовательного пространства на территории России.
История является одним из наиболее важных предметов учебного плана ОУ РФ. Эта дисциплина наиболее полно аккумулирует предшествующий социальный опыт человечества. Она же наиболее системно передает этот опыт учащимся, выступая объединяющим элементом для всех гуманитарных (и, отчасти, естественных) дисциплин.
Преподавание ведется по концентрической модели исторического образования, которая предполагает изучение единого непротиворечивого курса отечественной и всеобщей истории. В рамках основной школы реализуется первый концентр (5-9 класс).
Цель концентра - создание целостной картины мира через личное восприятие; понимание через среду, личный опыт.
Изучение курса истории XX века направлено на достижение следующих целей:
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события, сопоставлять различные версии и оценки, определять собственное отношение к проблемам прошлого и современности.
- Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся
- Освоение систематизированных знаний по истории человечества, о месте и роли России в мировом процессе
- Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
Цель учителя:
- Сформировать знания в рамках программы;
- Сформировать умения работы с источниками, исторической картой, умение называть характерные, существенные черты, сравнивать исторические события, хронологические умения;
- Воспитать интерес к истории и культуре народов стран мира и России, ценностные ориентиры и убеждения.
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории (М.: Просвещение, 2010), программы по истории 5-9 класс под редакцией Л.Н. Алексашкиной (М.: Просвещение, 2010), базисного учебного плана. Тематическое планирование опирается на стандарт основного общего образования по истории и требования к уровню подготовки выпускников.
При изучении курса истории используются учебники О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа «Новейшая история зарубежных стран XX –начала XXI века», учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт «История России. XX –начала XXI века» (является первой частью единого комплекта учебников данных авторов с 6 по 9 класс, что обеспечивает преемственность в обучении истории России в основной школе), которые соответствуют требованиям государственного стандарта исторического образования, обязательному минимуму содержания образования. Они включают необходимый фактический и теоретический материал, снабжены фрагментами исторических документов, имеют развернутый методический аппарат: иллюстрации, карты, вопросы для повторения. Учебники включены в федеральный перечень учебников РФ на 2011-2012 учебный год, рекомендованы МО РФ.
При планировании истории России учтен региональный компонент в рамках 10-15% учебного времени.
Дополнительными средствами обучения являются атлас, рабочие тетради.
Используемые УМК:
- О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа «Всеобщая история. Новейшая история» - учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений – 10-е изд. - М.: Просвещение, 2008. – 304 с.
- А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт «История России. XX –начала XXI века» 9 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2005. – 381 с.
- Новейшая история зарубежных стран XX –начала XXI века. 9 класс: поурочные планы по учебнику О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа\ авт-сост. С.В. Парецкова, И.И. Варакина – Волгоград: Учитель, 2007 г
- История России. 9 кл. часть I: поурочные планы по учебнику А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России 9 кл» - М.: Просвещение, 2002 г\ авт-сост. Е.Н. Сорокина - Волгоград: Учитель, 2003 г
- История России. 9 кл. часть II: поурочные планы по учебнику А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России 9 кл» - М.: Просвещение, 2002 г\ авт-сост. Е.Н. Сорокина - Волгоград: Учитель, 2003 г
- Тесты по Новейшей истории. 9 класс: к учебнику О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа «Всеобщая история. Новейшая история»\ М.В. Понамарёв – М., изд-во «Экзамен», 2011г.
- Тесты по истории России. XX –начала XXI века. 9 класс: к учебнику А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт «История России. XX –начала XXI века»\ Е.В. Симонова - М., изд-во «Экзамен», 2010г.
- Рабочая тетрадь «Новейшая история. 9 класс» - Саратов:Лицей, 2008 г.
- Рабочая тетрадь «История России. 9 класс» - Саратов:Лицей, 2008 г.
.
Основное содержание предмета «история» 9 класс, рассчитано на 70 часов
1. Россия и мир на рубеже XIX – XX веков. Научно-технический прогресс и достижения индустрии в начале 20 века. Достижения научной и технической мысли. Вклад ученых и инженеров России в ее развитие. Становление крупносерийного, конвейерного производства. Концентрация производства и централизация капитала, образование монополий в ведущих индустриальных странах. Социально-политические последствия модернизации. Рабочее и социал-демократическое движение. Россия противоречия незавершенной модернизации. Реформы Витте. Причины обострения противоречий в Российском обществе начала 20 века .Русско-японская война: причины и последствия. Революция 1905-1907гг. и ее значение. Столыпинские реформы и их итоги. Россия накануне Первой мировой.
Первая мировая война. Обострение противоречий в воюющих державах.
II. Великая российская революция. Февральская революция 1917 года в России. Особенности политики Временного правительства. Двоевластие и причины углубления общественно-политического кризиса. Особенности стратегии и тактики партии большевиков. Роль В.И.Ленина в ее деятельности. Захват власти большевиками. Разгон Учредительного собрания и Брестский мир. Кризис 1918-1920 гг. в странах Европы и гражданская война в России.
III. СССР и мир в 1920-1930гг.
Государства демократии- США, Англия и Франция. Последствия Первой мировой войны для стран Запада. США: от процветания к кризису. Меры государственного регулирования экономики. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Опыт выхода из кризиса Англии и Франции. Фашизм в Италии и Германии, милитаристское государство Япония. Советское общество в 1920-е гг.Переход от политики «Военного коммунизма» к НЭПу. Создание СССР. Борьба за власть в 20-е гг.Советская модель модернизации. Индустриализация. Коллективизация. Сталинизм и его особенности. Террор 1930 гг.Итоги развития СССР в 1920-1930-е гг. Проблемы коллективной безопасности в Европе. Расширение фашистской угрозы и политика умиротворения агрессора. Мюнхенский сговор. Советско-германские отношения накануне Второй мировой войны
IV. Вторая мировая война. Великая Отечественная война
Начало Второй мировой войны. Политика СССР в 1939-1940 гг.
СССР в первый период Великой Отечественной войны. Битва под Москвой и ее историческое значение. Создание антифашистской коалиции. Битва под Сталинградом. Курская дуга. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Проблема второго фронта и действия Союзников. Партизанское движение в СССР. Освобождение Европы. Война на Тихом океане и роль СССР в победе над Японией. Итоги Второй мировой войны. Значение создания ООН.
V. СССР в 1945-1964 гг. Мир в первые послевоенные десятилетия
Политика СССР в Восточной Европе и причины «холодной войны». «План Маршалла» и его влияние на развитие стран Европы. Создание системы союзов и конфликты в Азии. Советский союз в первые послевоенные годы: восстановление народного хозяйства. Массовые репрессии. Духовная жизнь советского общества. СССР после смерти Сталина. 20 съезд КПСС и начало «Оттепели».СССР в 1950-1960 гг.Хозяйственные эксперименты и кризис сельскохозяйственного производства. Реформы системы управления и отстранение Хрущева от власти. Советский союз и крушение колониальной системы. Карибский кризис. Послевоенная реконструкция и становление социально-ориентированной рыночной экономики в Западной Европе. «Великое общество» 1960-х гг. в США.
VI. СССР в 1965-1991 гг. СССР от реформ к «застою» . Обострение противоречий в Восточной Европе. Установление военного паритета между СССР и США. Развитие процесса разрядки напряженности в Европе. Обострение советско-американских отношений в начале 1980гг.
Перестройка и новое политическое мышление. СССР и страны Восточной Европы. Особенности демократических революций в восточноевропейских странах. Обострение национальных проблем в СССР. Распад СССР.
VII. Мир во второй половине 20 в.
Модернизационные процессы в США и странах Западной Европы. Страны Азии и Африки: проблемы модернизации. Латинская Америка: от авторитаризма к демократии. Россия и международные отношения начала 21 века.
VIII. Россия и мир в конце XX – начале XXI в.
Концепция преобразований и опыт первых рыночных реформ в России. Кризис 1993 года. Принятие Конституции. Избрание президентом В.В.Путина и развитие российского общества на рубеже 20- 21 вв. Россия и страны СНГ. Россия и международные отношения начала 21 века.
Эпоха постмодернизма. Особенности современной массовой культуры. Духовная жизнь в советском и российском обществах. Духовная оппозиция как фактор перемен в советском обществе. Искусство и литература периода гласности и демократизации. Духовная жизнь и искусство демократической России.
Требования к уровню подготовки выпускников
Учащиеся должны:
- Называть:
- даты российских революций ХХ в., создания Государственной думы, реформ Столыпина, русско-японской, первой мировой, Гражданской войн, образования СССР, важнейших преобразований в 20-30-е гг., советско-финляндской и Великой Отечественной войн, ХХ съезда КПСС, реформ 60-х гг., афганской войны, преобразований второй половины 80-х-начала 90-х гг., распада СССР, образования РФ;
- основные периоды отечественной истории ХХ в. И этапы наиболее масштабных событий.
2. Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода.
3. Называть:
- место, обстоятельства, участников событий;
- крупнейших государственных и общественных деятелей ХХ в.;
- основные политические течения, партии, организации, их наиболее известных представителей и достижения отечественной науки и культуры ХХ в.;
- известных полководцев, участников военных событий.
4. Показывать на исторической карте:
- территорию России, СССР и ее изменение на протяжении ХХ в.;
- промышленные центры, крупнейшие стройки;
- места военных сражений.
5. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках ( при работе с документами и другими историческими материалами).
6. Сравнивать данные разных источников – факты, цифры, оценки, выявлять общее и различия.
7. Рассказывать о наиболее значительных событиях отечественной истории ХХ в. И их участниках.
8. Описывать условия и образ жизни людей разного социального положения в разные периоды отечественной истории ХХ в.
9. Составлять описание:
- зданий, технических сооружений, машин;
- предметов быта;
- памятников художественной культуры.
10. Соотносить факты и общие процессы и явления:
- изменения политического строя России в ХХ в.;
- внутренней и внешней политики;
- модернизации, индустриализации;
- развития общественной мысли, художественной культуры.
11. Называть характерные, существенные черты:
- политических режимов (самодержавия, советской власти, постсоветского строя); явлений политической жизни страны;
- экономического и социального развития, государственной политики в разные периоды ХХ в.;
- развития духовной культуры общества в разные периоды его истории;
- внешней политики, наиболее значительных военных событий.
12. Систематизировать исторический материал, составлять таблицы, схемы.
13. Объяснять значение понятий: революция, большевизм, анархизм, либерализм, Дума, столыпинские реформы, советы, диктатура, национализация, военный коммунизм», социализм, индустриализация, коллективизация, культурная революция, нэп, культ личности, репрессии, ГУЛАГ, «оттепель», перестройка, гласность, новое политическое мышление.
14. Сравнивать:
- развитие России, СССР в разные периоды истории ХХ в.;
- темпы и характер модернизации в России и других странах;
- политические режимы в России и других странах.
15. Излагать суждения о причинах и последствиях:
- российских революций 1905-1907 и 1917 гг.;
- Гражданской войны;
- прихода большевиков к власти;
- установления однопартийной системы;
- утверждение тоталитарного режима и культа личности;
- победы в ВО войне;
- «оттепели», застоя в экономике в 60-80-е гг.;
- перестройки, распада СССР, политических и социальных перемен конца 80-х – начала 90-х гг.
16. Объяснять, в чем состояли результаты деятельности государственных и политических деятелей, представителей общественных движений, науки и культуры.
17. Излагать приведенные в учебной литературе оценки:
- поворотных, ключевых событий отечественной истории ХХ в.;
- известных исторических личностей.
18. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.
Календарно-тематическое планирование интегрированного курса по истории
«История России: XX-начало XXI века» и «Новейшая история»
В 9 классе 70 ч.
№ урока | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Вид занятия | Наглядное пособие и ТСО | Задания для учащихся |
1. | Россия и мир на рубеже XIX – XX веков. | 1-2 | Вводный | ||
2. | Мир в начале XX века. | карта «Мир в начале XX века» | §1-4,заполнение, таблицы (НИ) | ||
3. | Введение. Россия в начале XX века. | Вводный | карта «Россия в конце 19в.» | §1-2 (ИР). Зад. стр.12,зад.1 стр.19 | |
4. | Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг. | Комб-й | Схема «политические партии в конце XIX- начале XX века | §3, заполнить таблицу, зад.1 | |
5. | Внешняя политика России в начале XX века | Комб-й | карта «Русско-японская война », презентация | §4, характеристика войны по памятке | |
6. | Первая российская революция | Комб-й | карта «Революция 1905-1907гг.» | §5, дать характеристику новым партиям | |
7. | Политическая жизнь России в 1907-1914 гг. Реформы П.А.Столыпина | Комб-й | Иллюстрации, документы | §6-7зад.1 стр.51 | |
8. | Серебряный век русской культуры | Комб-й | Иллюстрации, презентация | §8, сообщения | |
9. | Первая мировая война. | Комб-й | карта «Первая мировая война» | §5 (НИ) | |
10. | Россия в Первой мировой войне | Комб-й | карта «Россия в Первой мировой войне» | §9 (ИР)зад.2 стр 73 | |
11. | Версальско-Вашингктонская система. | Комб-й | карта «Европа после 1-й мировой войны» | §6-7 работа с документом | |
12. | Страны Европы и США в 20-е годы. Великая российская революция. 1917 -1921 гг. | Комб-й | карта «Европа после 1-й мировой войны | §8-9 | |
13. | Свержение монархии и кризис власти. Февральская революция | Комб-й | карта «Россия в1917г.» | §10-11, характеристика события по памятке | |
14. | Октябрьская революция. Становление Советской власти | Комб-й | карта «Октябрьская революция 1917 г.», иллюстрации | §12-13. Зад.3,4 стр.105 §10-11 | |
15. -16 | Гражданская война | Комб-й | «Гражданская война и интервенция в России» карта | §14-17зад.1 стр.128 | |
Обобщение по теме «Россия в 1900-20-х г.г.» СССР и мир в 30-е гг | тестирование Карты, тесты Тестирование по КИМам ГИА | §1-17 (ИР), понятия и термины | |||
Новая экономическая политика | Комб-й | Схема «НЭП и военный коммунизм» | §18, вопросы после§ | ||
Образование СССР, его внешняя политика. | Комб-й | карта «образование СССР | §19-20, работа с источником, тетрадь | ||
Политическая система СССР в 20- 30-е гг. | Комб-й | таблица | §21, 25зад.1. стр.162 | ||
Мировой экономический кризис 1929-1933 г.г. | Комб-й | карта «Европа после 1-й мировой войны» | §10 (НИ), работа с документом | ||
Пути выхода из кризиса США и демократических стран Европы. | Комб-й | карта «Европа после 1-й мировой войны» | §11-12, анализ статистических таблиц | ||
Экономическая политика СССР В 20-30-е годы. | Комб-й | Схема, документы | §23-24, печатная тетрадь. | ||
Духовная жизнь: достижения и потери | Комб-й | Иллюстрации | §22,26, сообщения | ||
Внешняя политика СССР в 30-е годы. | Комб-й | Карта, документы | §25,27, работа в тетради на печатной основе | ||
Тоталитарные режимы Европы в 30-е годы. | Комб-й | карта «Европа после 1-й мировой войны» | (НИ) §13-14, сообщение, работа с документом. | ||
Восток и Латинская Америкав первой половине 20-го века. | Комб-й | карта мира | §15-17 Сообщения, работа с документом | ||
Международные отношения в 30-е годы. | Комб-й | карта мира | §19, работа с документами | ||
Обобщение по теме : «СССР в 20-30 е гг.» | тестирование | Тестирование по КИМам ГИА | §18-27, понятия и термины | ||
30-31 | Вторая мировая война. Великая отечественная война 1941-1945 гг. | Комб-й | Вторая мировая война. карта «Вторая мировая война» | (НИ) §20-21, документы §5 , сравнить I и II мировые войны | |
Начало Великой Отечественной войны | Комб-й | карта «Вторая мировая война» | §28-29, работа в тетради | ||
Предпосылки коренного перелома. | Комб-й | То же | §30-31, работа с документом | ||
Коренной перелом в ходе войны. | Комб-й | То же | §32-33, сообщения | ||
Заключительный этап войны. | Комб-й | То же | §34, работа в тетради. | ||
Обобщение по теме «СССР в 30-40- е годы» | Комб-й | тесты Тестирование по КИМам ГИА | §28-34 | ||
Обобщение по теме «Мир в первой половине 20-го в.» | Комб-й | карта мира | §1-21 | ||
38-39 | СССР в 1945-1964гг. Мир в первые послевоенные десятилетия. Внутренняя политика СССР в послевоенный период. | Комб-й | карта «Восстановление народного хозяйства» | §35-37 | |
Послевоенное мирное урегулирование. «Холодная война | Комб-й | документы | §22-23 | ||
Начало «холодной войны». Внешняя политика | Комб-й | политическая карта | §38, работа с документом | ||
42-43 | Внутренняя политика СССР в 1954-х -1964-х годах | Комб- | фотографии, хрестоматия, репродукции | §39-41, зад 1 стр 287 | |
Политика мирного сосуществования | Комб-й | политическая карта мира | §42 зад 1 стр 296 | ||
Обобщение по теме «СССР в 1945-1964-х годах» | тестирование | тесты | §28-42 Тестирование по КИМам ГИА §28-42, понятия и термины | ||
Послевоенное экономическое развитие. | Комб-й | карта мира | §24-25, (НИ) таблица | ||
Послевоенное экономическое развитие. | Комб-й | карта мира | §26-27, (НИ) работа с документом | ||
СССР в 1965-1991 гг Внутренняя политика СССР в 1960-начале 80-х годов. | Комб-й | хрестоматия, фотографии, таблица «Политический режим» | §43-44, зад. 2 стр.301, зад.1 стр.307 | ||
Общественная жизнь в середине 60-х - середине 80-х гг. | Комб-й | документы | §45, тетрадь | ||
Политика разрядки: надежды и результаты. | Комб-й | политическая карта мира, схема «Внеш-няя политика СССР в 1965-1985 гг» | §46, зад.1 стр. 318 | ||
Реформа экономики и ее итоги | Комб-й | копии документов, схема | §48, работа с документом | ||
Перестройка политической системы. Политика «гласности». | Комб-й | таблица «Экономи-ческие реформы» хрестоматия | §47, 49, работа в тетради | ||
Диалектика нового мышления. | Комб-й | политическая карта мира | §50, работа с документом | ||
Обобщение по теме «СССР с середины 1960-х по 1991 г.» | тестирование | тесты Тестирование по КИМам ГИА | §43-50, понятия и термины | ||
Мир во второй половине 20 в. США во второй половине 20-го в. | Комб-й | таблица | (НИ) §28 | ||
Великобритания и Франция во второй половине 20-го в | Комб-й | таблица | §29-30 | ||
Италия и Германия во второй половине 20-го в. | Комб-й | Таблица «Страны западной Европы» | §31-32 | ||
Страны Восточной Европы во второй половине 20-го в. | Комб-й | Таблица «Революция в странах Восточной Европы» | §33 | ||
Латинская Америка во второй половине 20-го в. | Комб-й | таблица | §34 | ||
Страны Азии и Африки,Япония,Китай и Индия в современном мире. | Комб-й | таблиц | §35-36 | ||
Россия и мир в конце XX-начале XXI в. Российская экономика на пути к рынку. | Комб-й | копии документов, фотографии | §51, работа в тетради | ||
Политическая система современной России | Комб-й | копии документов, Конституция | §52-53, работа с документом | ||
Культура XX - го века. | Комб-й | репродукции | §18§38 (НИ) Сообщения | ||
Духовная жизнь России | Комб-й | Репродукции, хрестоматия | §54 Сообщения | ||
Россия в начале нового тысячелетия | Комб-й | карта РФ, копии документов | §51-56 | ||
Обобщение по теме «Россия начале 21 в.» | Комб-й | тесты Тестирование по КИМам ГИА | §51-56 | ||
Международные отношения. | Комб-й | карта | §37 (НИ)§39 | ||
68-69 | Обобщение по теме «Мир в XX –начале XXІв.» | тестирование | |||
Итоговое обобщение по курсу «История России XX в.» |
[1] Сборник нормативных документов. История / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2004. – С. 10.