Время появления, местонахождение и этнический состав населения Тмутараканского княжества

Исследование на предложенную тему предполагает привлечение данных о Тмутараканском княжестве. Необходимо рассмотреть процесс его образования, место нахождения, этнический состав населения и роль в Древнерусском государстве.

Начало истории Тмутараканского княжества принято связывать с походом на Хазарский каганат киевского князя Святослава Игоревича (945–972).[32] «Повесть временных лет» сообщает о том, что в 965 г. «пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битвеодолел Святослав хазар, и столицу их и Белую Вежу взял. И победил ясов икасогов».[33]

Поход киевского князя Святослава в 965 г. положил конец господству хазар на Северном Кавказе и в то же время привел к возникновению на берегах Керченского пролива русского Тмутараканского княжества. Центром этого княжества был город Тмутаракань (по-гречески – «Таматарха», араб. -«Матарха»). К X в. этот город превратился в крупный торговый центр на стыке водного пути из Византии к Дону и сухопутного – от Тамани на Северный Кавказ и Закавказье.

Территория княжества охватывала Восточный Крым, Таманский полуостров и, возможно, нижнееПрикубанье.[34]Границы территории помогают определить находки сребреников Олега (Михаила) Святославича[См.: прилож. №2]. Тип сребреников восходит к монетам Михаила VII Дуки Парапинака (1071 – 1078), что отражается в сравнительно небольшом размере (средний диаметр 21 мм, при 28 - 30 мм у сребреников Владимира и Святополка), композиции реверса из четырехстрочной надписи (в то время как обе стороны древнерусских монет несут изображение). Топография находок – это, прежде всего, Таманский полуостров, его южная прибрежная полоса. Две монеты найдены в Керчи. Места находок, таким образом, совпадают с территорией Тмутараканского княжества в конце одиннадцатого века. [35]

Тмутараканское княжество не было этнически однородным. Здесь обитали касоги, аланы, русы, хазары, греки, обезы (абазинцы), армяне. О многонациональном составе населения княжества упоминают русские летописи.[36] Так, в Новгородской четвертой летописи под 1066 г. читаем: «Ростиславу соущуТмутороканю и емлющю дань оуКасогъ и оу [и] иныхъстранъ…». [37]

Новгородская четвертая летопись – летопись XV в., описывающая события, начиная с 1017 г. и дошедшая в двух редакциях – старшей, доведенной до 1437 г. (Новороссийский и Голицынский списки), и младшей, в основной части доходящей до 1447 г. и далее продолженной по-разному в разных списках; текст старшей и младшей редакций сходен до 1428 г.Данную Новгородскую летопись принято называть четвёртой по порядку их расположения в издании 1848 года, но хронологически это неверно. Автор летописи не известен. [38]

Тмутараканское княжество оказывало сильное влияние на развитие экономики и культуры народов Северо - Западного Кавказа. Город Тмутаракань был крупным торговым и культурным центром. Тмутараканский порт связывал население Северо-Западного Кавказа с Русью, Византией и другими странами. Арабо - персидский историк ал-Идриси (1100–1165) в своем сочинении «Отрада страстно желающего пересечь землю», сохранил описание Тмутаракани.[39] «Матарха – это вечный город, существующий с незапамятных времен, и неизвестно, кто его построил. Там есть виноградники и обработанные поля. Его владыки очень сильны, мужественны, благоразумны и решительны. Их почитают за смелость и господство над соседями. Это большой город с множеством жителей, с процветающими областями; там имеются рынки и устраиваются ярмарки, на которые съезжаются люди из самых отдаленных соседних стран и близлежащих округов». [40]

«Отрада страстно желающего пересечь землю», или книга Рожера, - комментарий ал-Идриси к карте известного в его время мира в виде серебряной планисферы на бумаге, над которым он работал в течение 18 лет при дворе сицилийского короля Рожера II (1130 – 1154). Король приказал отлить из серебра диск с детальной картой мира и составить бумажные карты, вслед за чем и была составлена книга. Рожер не только расспрашивал путешественников, но и посылал людей в различные страны для сбора сведений.До наших дней дошли три манускрипта XIV—XV веков с книгой Рожера.В сочинении содержатся сведения обо всех известных арабам странах, от Западной Африки до Скандинавии и от Марокко до Китая.[41]

Первое летописное упоминание о русском князе в Тмутаракани относится к 988 г. «Повесть временных лет», повествуя о двенадцати сыновьях Владимира Святославича (980–1015), сообщает о Мстиславе (ум.в 1036 г.), которого отец посадил княжить в Тмутаракани. Как отмечает В.В. Мавродин, в княжение Мстислава власть русского князя в Тмутаракани значительно укрепилась, а вместе с ней возросло и культурное влияние Древней Руси на народы Северного Кавказа.[42] Об этом свидетельствуют археологические находки, сделанные на Тамани и территории Ставропольского края. Так, на костяной пластинке (налучье), найденной на Тамани, изображен знак Рюриковичей (двузубец), который напоминает знак Ярослава Мудрого (1019–1054) и, вероятно, принадлежал Мстиславу.[43] В Ставропольском крае, у села Преградного, был обнаружен каменный крест с надписью, вырезанной русскими буквами на кабардинском языке[См.: прилож. №3].[44]

Затем Тмутаракань на несколько десятилетий становится ареной постоянных междоусобиц между бесприданными русскими «князьями – изгоями». Согласно ПВЛ, в 1064 г. Князя Глеба изгоняет из Тмутаракани его двоюродный брат князь Ростислав Владимирович. Его отец умер раньше деда – Ярослава Мудрого – поэтому, по закону старшинства, ему не было оставлено никакого удела, и Ростислав дважды отбивает Тмутаракань у законного князя. Глеб Святославич возвращается в Тмутаракаское княжество, где правит в течение следующих двух лет. Именно к этому периоду относится создание надписи на Тмутараканском камне. Следующим князем становится брат князя Глеба – Роман. В это время основной проблемой княжества становится борьба с половцами.[45]

В 1078 г. В Тмутаракани появляется Олег Святославич, которому суждено стать последним исторически достоверным русским властителемэтого города. В 1079 г. Был захвачен в плен половцами и предан Византии, рассматривавшей Тмутараканское княжество как свою зависимую территорию.[46] При поддержке византийских войск Олег в 1081 г. возвращается в Тмутаракань, изгоняет «князей – изгоев» Давыда Игоревича и Володаря Ростиславича и получает греческие титулы архонта, соответствующий русскому княжескому званию, и номарха, то есть наместника императора. Так Тмутараканское княжество переходит в положение вассала Византийской империи и после 1094г. исчезает из русских исторических документов.[47]

Таким образом, во – первых, образование Тмутараканского княжества принято связывать с походом киевского князя Святослава в 965 г., положившим конец господству хазар на Северном Кавказе; во – вторых, территория княжества охватывала Восточный Крым, Таманский полуостров и, возможно, нижнее Прикубанье; в – третьих, Тмутараканское княжество не было этнически однородным: здесь проживаликасоги, аланы, русы, хазары, греки, обезы (абазинцы), армяне; в – четвертых,образование Тмутараканского княжества оказало большое положительное влияние на развитие взаимоотношений между Древнерусским государством и народами Северного Кавказа; в – пятых, выполнение княжеством роли пристанища для князей – изгоев оказало негативное влияние: Византийская Империя, воспользовавшись ослаблением Тмутаракани, сделала его частью своего государства.

История находки памятника

При исследовании вопроса о надписи на Тмутараканском камне важную роль играет история его находки. Необходимо выяснить, при каких обстоятельствах, кем и где он был обнаружен.

Итак, хорошо известно, что первыми Тмутараканский камень обнаружили солдаты егерского батальона, который был расквартирован в Тамани. Батальон егерей, ведя строительные работы – разбирая старые турецкие дома и готовя казармы для войск, прибывающих на Тамань, обнаружил камень с надписью.[48] Служивые, недолго думая, оттащили бесценную реликвию ковходу в казарму и стали ее использовать в качестве порога.В таком качествереликвию застал командир егерей - ученый немец, премьер-майор Х. К. Розенберг. Премьер – майор всей ценности камня оценить не смог, поэтому реликвия перекочевала от него к военно-морскому капитану П. В. Пустошкину.[49]Далее версии расходятся, но ясно одно: вскоре после открытия камень мог быть навсегда утерян. Согласно одной версии, Пустошкин направил его к адмиралу Мордвинову, а адмирал известил о замечательной находке императрицу. [50]

По другой версии, 8 августа 1792 года П.В Пустошкин самовольно повез камень для показа своему начальству на крейсерском судне «Панагия Апотуменгано» в Херсон. Там, в ночь на 9 сентября 1792 г., судно сорвало с якоря и бурей угнало в Константинополь. Только в конце марта 1793 г., спустя почти семь месяцев, оно вернулось обратно, а затем было направлено в Николаев. Здесь о камне узнал премьер-майор Г. Егоров, который, вернувшись в Петербург, и сообщил о находке А. И. Мусину -Пушкину. Будучи президентомАкадемии Художеств и обер-прокурором Синода, Мусин-Пушкин велел вернуть камень на прежнее место, а в Петербург доставить точный снимок. К маю1793 года камень вернулся обратно на Тамань.[51]

Согласно еще одной версии, узнав о находке от П.В. Пустошкина, страстный собиратель древностей А.И. Мусин - Пушкин разрекламировал находку в Санкт Петербурге. ИмператрицаЕкатерина повелела привезти камень в столицу, прежде скопировав его надписи, которые оказались в Петербурге довольно быстро. В 1793 году Мусин-Пушкин был обвинен в подлоге, настолько невероятным казалось содержание надписи. [52]

В тот момент интерес к камню пропал, и его было велено оставить в Тамани. Но камень уже плыл на купеческом судне ЕвтеяКленова в Херсон. Войсковой судья Черноморского казачьего войска Антон Головатый дал указание купцу вернуть камень, и он, проделав длительное путешествие по Черному морю через многие порты, в том числе и через Константинополь, вернулся на Тамань. Головатый распорядился поместить камень для обозрения у «фонтана», а затем переместил его в «прекрасный сад», у построенной в 1793—1794 годах под его началом Покровской церкви.[53]

Камень пролежал на своем месте до 1803 года, когда посетивший Тамань архитектор академик Н. А. Львов-Никольский обратил на него внимание. По его инициативе камень был использован как элемент памятника, «означающего прехождение острова Тамана под владение разных народов».Сооруженный памятник изображал не что иное, как историю Крыма, — последовательность завоевания его разными странами: Грецией, Россией, Генуэзской республикой, Турцией и снова Россией. Свидетельство русского владычества в Причерноморье — Тмутараканский камень — был размещен между древнегреческой статуей, генуэзской капителью и татарскими шишаками. На найденном тут же обломке колонны была сделана надпись: «Свидетель веков прошедших послужил Великой Екатерине к обретению исторической истины о царстве Тьмутараканском, найденный в 1792 году атаманом Головатым. Свидетельство его свету сообщил граф Пушкин. Из былия извел Львов - Никольской»[54].Данный обломок до настоящего времени хранится в Таманском музее.

В 1835 году, после сильного песчаного урагана 1834 года, занесшего не только посевы и сады, но и дома казаков и стены храма, камень был перевезён в Керченский музей, а в 1851 году наконец оказался в Санкт-Петербурге.[55] В настоящее время на месте обнаружения камня установлен памятник [См.: прилож. №4].

Таким образом, впервые Тмутараканский камень был обнаружен солдатами егерского батальона в 1792 году, тогда же Войсковым судьей А. Головатым и А.И. Мусиным – Пушкиным предпринимались попытки доставить находку в Санкт – Петербург, однако в силу обстоятельств камень в течение долгого времени, а именно до 1834 г., оставался на Тамани.

Наши рекомендации