Грехопадение Давида и его последствия (X – XX).
В X главе говорится о начале войны против аммонитян. Поскольку здесь описаны события, имевшие место до рождения Соломона, война, должно быть, произошла в ранний период царствования Давида. Нет сомнений, что аммонитяне поступили безрассудно, нанеся оскорбление Давиду и спровоцировав войну с ним. Аммонитское царство было слишком маленьким, чтобы выиграть войну с Израилем, а потому они просили помощи у сирийцев. Но израильские войска нанесли поражение сирийцам и в итоге аммонитяне были обречены.
В XI главе описывается само грехопадение Давида. Прекращение военных действий в зимнее время было делом обычным, поэтому Давид возобновил войну против Аммона весной, когда выходят цари в походы. Стих 1 сообщает, что Давид не стал сопровождать свою армию. Так как победа израильтян была совершенно очевидной, то царь мог лично и не присутствовать, Войска Давида поразили Аммонитян и осадили Равву, их столицу.
Давид имел полное право оставаться в Иерусалиме, но его дальнейшие действия не имеют оправданий. Вирсавия была замужней женщиной, и Давид знал это. Возможно, нравственность Вирсавии тоже можно поставить под сомнение, но библейский автор всю вину за происшедшее возлагает на Давида. Давид был царем и действовал надменно, злоупотребив своей властью и силой.
Поведение Урии.Давид решает скрыть свой грех и потому вызывает Урию, мужа Вирсавии. Если бы Урия воспользовался предоставленной Давидом возможностью навестить Вирсавию, ее беременность не вызвала бы никаких подозрений. Однако Урия ведет себя несколько неожиданным для Давида образом. Нахождение ковчега в расположении войска (ст. 11) указывает на то, что израильтяне вели «священную войну», а это накладывало на воинов определенные ограничения (о необходимости ритуальной чистоты воинов см.: Втор. XXIII, 9-11; Нав. V, 4-8; 1 Цар. XXI, 5).Упорство, с которым Урия соблюдал свою ритуальную чистоту, вынудило Давида прибегнуть к более решительным мерам. Вполне возможно, что предложение Давида омыть ноги (8) означало, что Урия таким образом мог освободиться от этой клятвы. Однако Урия считал, что он находится в действующей армии, и показал своим поведением образец высочайшей нравственности.
XI, 14-27 Смерть Урии. До этого момента Давид надеялся, что его прелюбодеяние останется в тайне и ребенок, которому предстояло явиться на свет, будет принят как ребенок Урии. Однако Урия лишил его этой надежды, и Давид решает избавиться от него. Естественно, он опасался публичного скандала, тем более что в Израиле наказанием за прелюбодеяние была смерть. Но Давид как верховный судья Израиля не мог вынести себе смертный приговор! Таким образом, его необдуманный аморальный поступок создал ему серьезную проблему. Смерть Урии разрешила все проблемы — Давид женился на его вдове и никто не узнал, чей это ребенок (27). Иоав, видимо, догадывался об истине, но он никогда бы не выдал Давида. Однако Бог разгневался на Давида за это.
Давид не колебался, посылая Урию на верную смерть, но надеялся, что другие его воины не пострадают. Когда Иоав прочитал распоряжение Давида, он слегка изменил его, в результате чего вместе с Урией погибло еще несколько воинов (17). Он сразу понял, что план Давида был слишком очевидным, и попытался скрыть, что Урия обрекался на верную смерть. В этом инциденте преданность Иоава Давиду проявилась особенно ярко, как, впрочем, и его жестокость. Но настоящим убийцей был Давид.
XI, 26,27. Время плача.Обычно траур продолжался семь дней (Быт. 50:10). Более продолжительного оплакивания удостаивались только исключительные личности (тридцать дней; Моисей, Втор. 34:8; Аарон, Чис. 20:29).
XII, 1-14 Пророчество Нафана.Прежде чем перейти к прямым обвинениям в стихе 9, Нафан рассказывает свою знаменитую притчу. Давид решил, что Нафан рассказал о реальном происшествии и произнес свой приговор еще до того, как осознал, кого именно имеет в виду Нафан. Давид знал, что наказанием за кражу овечки была компенсация в четырехкратном размере (Исх. 22:1), но, по его мнению, вор действовал так бессердечно, что вполне заслуживал смерти. Таким образом, он сам осудил себя.
В стихах 11-14 Нафан изрекает Божий приговор Давиду. Сам Давид доживет до глубокой старости, но кровопролитие в его семье станет злом на его голову. В последующих главах мы увидим, как осуществилось это пророчество. Авессалом исполнил пророчество стиха 11 буквально (16: 22). Очень важно отметить, что наказание Божье сопровождалось Его помилованием, поскольку Давид покаялся (13).
XII, 15-31 Рождение Соломона.Пророчество Нафана о том, что незаконнорожденный ребенок умрет, исполнилось первым. Давид не воспринял это как фатальный приговор. В этом отрывке показано, как самозабвенно молился Давид, как сильно страдал он во время болезни младенца. Его страдания были настолько глубокими, что он совершенно забывал о себе, и его слуги даже боялись за него. Несмотря на искреннее горе Давида и его молитвы, младенец умирает и этим подчеркивается непреложность Божьего приговора.
Однако вскоре Господь утешает Давида, и Вирсавия рождает Соломона. Слова «Господь возлюбил Соломона» (XII, 24) неявно указывают, что это был ребенок, избранный Богом в качестве следующего царя Израиля.
Однако несчастья Давида не закончились смертью ребенка, рожденного в результате греха. Дальнейшая история его жизни исполнена новых несчастий и испытаний.
XIII, 1-22 Насилие над Фамарью.Фамарь — сводная сестра Амнона (по отцу), ее матерью была Мааха (III, 2-3). Его похоть, обман и жестокость отвратительны. Он был первенцем Давида, но человеком явно не пригодным к тому, чтобы царствовать в Израиле. Однако цель истории — не обсуждение моральных качеств Амнона, но демонстрация того, как собственный дом Давида начинает обрушивать несчастья на его голову во исполнение пророчеств XII, 11.Во-первых, подобные действия считались неприемлемыми, несвойственными израильтянам. Во-вторых, Фамарь называет насилие «безумием» — словом, которое должно привести Амнона в чувство. Она понимает, что в отсутствие свидетелей Амнону не грозит обвинение, и потому взывает к его рассудительности, замечая, что в противном случае его причислят к «безумным». И, наконец, Фамарь заявляет о своей готовности войти в дом Амнона в качестве его жены (ст. 13). Богатое вышитое платье Фамари указывало на ее девичество и принадлежность к дому Давида. Разорвав одежду, Фамарь продемонстрировала, что она обесчещена. Она лишилась права носить это платье, а ее перспективы на будущее резко изменились. Вообще же, разрывание одежд, ношение вретища и посыпание головы пеплом — знаки скорби.
XIII, 20 Судьба Фамари.Лишившись девственности, Фамарь утратила для своего дома всякую ценность, так как выдать ее замуж было практически невозможно. Это ясно из замечания, что Фамарь ушла из дома Давида и стала жить у Авессалома. Давид. сильно разгневался (21), но явно ничего не сделал, чтобы наказать виновника. Это было серьезной ошибкой, потому что вполне понятный гнев Авессалома возрос до ярой ненависти к обидчику сестры.
Авессалом ждал два года (23), прежде чем решился действовать. Мы видим, что даже царские сыновья не могли свободно приходить и уходить, когда им вздумается, но просили царского позволения покинуть двор. Поэтому Авессалому пришлось тщательно продумать свои планы, в которые входило его бегство в Гессур, на родину его матери (37).
Подробный рассказ о ложных слухах, что Авессалом убил всех своих братьев, подчеркивает, Авессалом действительно мог убить всех братьев, если бы захотел. Однако честолюбивое желание стать израильским царем возникнет у Авессалома несколько позже, а на данный момент он стремился лишь отомстить Амнону.
Стих 39 указывает на то, что обычно для человеческих чувств: через три года горе от утраты Амнона утихло иДавид стал спокойнее смотреть на преступление Авессалома, который обрел теперь статус старшего сына. Такая перемена настроений Давида подготавливает нас к событиям главы 14.
XIV, 1-20 План Иоава.Мы можем предположить, что Иоав пытался убедить Давида простить Авессалома и вернуть его на царский двор (19). Иоав, видимо, стремился обеспечить спокойный ход престолонаследования и явно видел в Авессаломе преемника и наследника Давида. Иоав опасался, что Давид может умереть в отсутствие Авессалома, оставив Израиль в политическом хаосе, весьма вероятном в такой ситуации. Кроме того, Иоав, мог полагать, что Авессалому, который приобретал в народе возрастающую популярность, лучше находиться под присмотром при дворе, чем подрывать авторитет Давида в изгнании.
Не сумев переубедить Давида, он решился на хитрость и обратился за помощью к умной женщине. Как и Нафан в главе 13, она притворилась, что пришла к Давиду как к верховному судье с просьбой рассудить дело. «Мораль» ее истории заключалась в том, что благополучие всей семьи намного важнее, чем заслуженное наказание отдельного лица, и Давид согласился с нею. Применив этот же принцип к случаю с Давидом, она утверждала, что благополучие народа важнее, чем наказание наследника (13), а потому Авессалома следует возвратить из изгнания.
XIV, 21-33 Возвращение Авессалома в Иерусалим.Хотя женщина из Фекои польстила Давиду, высоко отозвавшись о его мудрости, его действия по отношению к Авессалому не были правильными. Он позволил Авессалому вернуться в Израиль, но не восстановил его в правах при царском дворе. Авессалом не причинил бы вреда Давиду, если бы остался в изгнании, и, возможно, не желал бы зла отцу, если бы тот принял его, простив окончательно. Однако отношение Давида глубоко оскорбило его и в то же время дало повод устроить против отца заговор. Автор отмечает внешнюю привлекательность Авессалома, но наряду с этим указывает на его высокомерие.
XV, 1-12 Заговор Авессалома.Авесалом, желая сменить своего отца на престоле, пытается подорвать авторитет царя публичными заявлениями о коррупции и злоупотреблениях царского правительства, пользуясь отсутствием сторонников Давида среди местных властей и растущим недовольством северных колен. В дополнение к обещаниям установить справедливость Авессалом разыгрывает из себя «простого человека», обнимая и целуя просителей как равных и не позволяя им кланяться.
В результате он сумел убедить столь многих людей поддержать его и восстать против Давида. Даже дедушка Вирсавии Ахитофел ушел от Давида (12). Ловкость Авессалома проявилась и в том, что ему удалось составить заговор в такой тайне, что на царском дворе ничего не подозревали. Мы можем заключить из обрывочных сведений, что Авессалом приобрел много сторонников в Иудее (где находился Хеврон) и в северных коленах, но в Иерусалиме он склонил на свою сторону немногих. Возможно, он просто не посмел более активно собирать себе сторонников в Иерусалиме, чтобы не нарушить секретности предстоящей операции.
XV, 10. Воцарился в Хевроне.Прежде чем перенести свою столицу в Иерусалим, Давид семь лет правил в Хевроне. Опираясь на эту династическую традицию, Авессалом также объявил себя царем в Хевроне. Это придавало его восстанию легитимность и указывало на то, что его поддерживают Иудея и северные колена.
XV, 13-37 Бегство Давида.У Давида было два выхода: либо оставаться в Иерусалиме и выдержать осаду города, либо бежать в безопасное место. Он выбрал последнее, что спасло Иерусалим от разрушения и самому Давиду дало время и возможность маневрировать и собрать против Авессалома войско. Итак, Давид ушел в восточном направлении, добрался до Маханаима в Трансиордании, бывшей столицы Иевосфея (17:24).
Оба первосвященника остались верными Давиду (24-29). Интересно, что Давид отправил ковчег Божий обратно в Иерусалим, полный решимости принять волю Божью. В отличие от израильтян в дни Илии (1 Цар. 4:3-4), Давид не верил, что ковчег магическим образом обеспечит ему победу.
Также Давид отправил Хусия в Иерусалим в надежде, что тот сумеет разрушить советы Ахитофела, чтобы ими не воспользовался Авессалом. Эта мысль оказалась весьма удачной.
XVI, 15-23Войдя в Иерусалим и не встретив сопротивления со стороны войска, Авессалом тут же собрал советников, где среди прочих находились Хусий и Ахитофел.
Ахитофел правильно заметил, что публичное присвоение наложниц Давида приведет к полному и окончательному разрыву между отцом и сыном. Вполне вероятно, что многие израильтяне не решались принять сторону Авессалома, потому что предполагали скорое окончание его ссоры с отцом. В таком случае их враждебное к царю отношение привело бы к серьезным для них последствиям. Кроме того, захват гарема другим монархом означал подчинение или низложение его бывшего хозяина. Хусий же, вероятно, считал, что захват наложниц самозванцем Авессаломом может оттолкнуть многих людей от нового царя и привлечь их на сторону Давида, и промолчал.
XVII, 1-14 Следующий совет Ахитофела относился к военной стороне мятежа. Его план действительно имел смысл. Стремительность и внезапность могли привести к победе с малыми потерями. И если бы Давид погиб, сопротивление Авессалому стало бы бессмысленным.
Совет Хусия прозвучал очень убедительно (8-13). Он основывался на том,что Авессалом может собрать намного более многочисленное войско, чем Давид. Недостатком его плана (который прекрасно осознавал сам Хусий) была задержка, которая позволяла Давиду и Иоаву с их большим военным опытом произвести все необходимые приготовления. Совет Хусия настолько явно обрекал Авессалома на поражение, что Ахитофел вскоре покончил с собой (23). Библейский автор признает, что Авессалом и его сторонники были введены в заблуждение как Богом, так и Хусием (14).
XVII, 15-29Благодаря верному Хусию, Давид сумел укрепиться в защищенном городе Маханаиме до того, как Авессалом перешел Иордан вместе со своим воинством (24).
XVIII, 1-18Смерть Авессалома. Учитывая все эти обстоятельства, становится понятно, что было там поражение великое в тот день (7). Главнокомандующий войском Авессалома Амессай не имел того военного опыта, что Иоав. Войска Давида сумели показать свой превосходящий опыт, а воины Авессалома плохо знали местность и в результате понесли большие потери (8). Однако несомненно, что с обеих сторон погибло много людей.
[1] Существует предположение, что число 480 получено в результате умножения двенадцати традиционных поколений между Исходом и временами Соломона на их 40-летнюю «продолжительность». Однако если принять более реальное значение, равное 25 лет для одного поколения, то время Исхода придется на 2-ю четверть XIII века до Р. Х, т. е. около 1270 г.
[2] Возможно, что число 300 получено на основе хронологии самой книги Судей, поскольку при сложении времен правления времен правления последовательно сменявших друг друга судей и периодов притеснений вплоть до Иеффая получаем 319. Однако эта хронология является достаточно условной, так как некоторые периоды притеснений совпадали с временем правления тех или иных судей, а не сменяли их последовательно.
[3] Халеву было 40 лет, когда Моисей послал его и Иисуса Навина соглядатаями в Ханаан (Иис. Н. XIV, 7-10). Они провели сорок лет в пустыне. Иисус Навин умер в возрасте 110 лет (24:29). Разницу составляет цифра, приведенная в тексте.
[4] Ничего не говорится о том, каким образом расступилась вода, дав свободный проход такому множеству народа. Однако упоминаются некоторые факты, и на них-то и стоит обратить внимание. Воды расступились или были остановлены, как сообщается, у города Адама. Здесь над берегами реки нависают известняковые скалы. Из истории известны факты, когда в 1267 и 1906 годах громадный оползень запрудил реку. Также землетрясение 11 июля 1927 года заградило извилистый поток реки на 21,5 часа. Эти факты подтверждают достоверность рассказа, в то же время не преуменьшая силы предсказаний Иисуса и чудесность выбранного времени.Вызвал ли Бог такое же явление, когда израильтяне переходили через реку, неизвестно, так как об этом ничего не говорится, но, поскольку Бог использовал природные средства для достижения Своих целей в других случаях (Исх. 14:21), не исключена возможность, что землетрясение могло причинить такой же обвал и остановить на время течение воды.
[5] О неизраильском происхождении Самегара позволяет говорить и его имя, которое хурритского происхождения, и, самое главное, эпитет «сын Анафов» в честь ханаанской богини войны Анат. Документы свидетельствуют о существовании особой касты воинов, которые называли себя «сынами Анат». Видимо, Самегар был одним из них. Как бы то ни было, Господь использовал его как орудие спасения.
[6] Сорокин А., прот. Введение в Священное Писание Ветхого Завета. Киев, 2003, С. 306
[7] Наложница – неполноправная жена, чаще всего это была жена без приданого. Дети наложницы не имели наследственных прав, за исключением того случая, если сам отец публично признает их права.
[8] Вайнгрин Д. Введение в текстологию Ветхого Завета. М., 2002, с. 32
[9] В древнем Израиле, как и во всем древнем мире, верили, что душа человека, не погребенного надлежащим образом, не знает покоя в загробной жизни, и потому особое значение придавалось надлежащему погребению, причем во гроб клали как необходимые предметы быта, так и драгоценности, которые должны были играть роль амулетов, отгоняя злых духов (подробнее об этом смотри Уолтон Д. Х., Мэтьюз В. Х., Чавалес М. У.Библейский культурно-исторический комментарий: В 2-х ч. Ч. 1: Ветхий Завет / Пер. с англ. под общ. ред. Т. Г. Батухтиной. СПб, Мирт, 2003, С. 414).
[10] В II, 18-19 говорится, что Самуил носил священнические одежды: ефод и верхнюю одежду; последняя в Исх. XVIII, 31-34 названа «верхней ризой».
[11] В качестве иллюстрации можно привести цитату из известного всем 50 псалма: «омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня» (4 ст.).
[12] С данным местом ассоциируются слова: «…изливай, как воду, сердце твое пред лицем Господа…» (Плач II, 19).
[13] Подробнее см. Дрейн Д. Путеводитель по Ветхому Завету. М., 2003, Сс. 118-120
[14] Тов Э. Текстология Ветхого Завета. М., 2001, Сс. 317-319
[15] Рост Голиафа составлял более 3 м (XVII, 4) и полагают, что он происходил из сынов Енаковых, которые были высокого роста (Чис. XIII, 34) и после завоевания израильтянами Палестины поселились на территории филистимлян (Нав. XI, 22).
[16] Камень клали на кусок кожи, к обоим концам которого были привязаны веревки, после чего вращали пращу над головой и отпускали один конец.
[17] Если верно предположение, что урим и туммим были двумя камешками разного цвета и один из них означал положительный ответ на вопрос, а другой – отрицательный, то для уверенности необходимо было, чтобы несколько раз подряд выпадал один и тот же камень. Если же подряд выпадали разные камни, то считалось, что Господь не отвечает на вопрос.
[18] Бартелеми Д. Бог и Его образ. Очерк библейского богословия. Милан, 1992, С. 164