Кризис историзма: основания и перспективы выхода. История как искусство утверждения воли к жизни.
Впервые термин «расколдованиемира»ввёл в научный обиход немецкий социолог, экономист и историк культуры М. Вебер на воззрения которого оказали огромное влияние труды Ч. Дарвина и К. Маркса. По мысли Вебера, сама наука есть «расколдование мира» и внесение ясности в головы людей; именно в «расколдовании мира» заключается, с его точки зрения, главный закон развития человеческого сознания, растущей роли его рационального начала. В конечном же счёте это ― процесс«прогрессивного развития», т. е. такого развития, при котором, если последовательно избавляться от предрассудков, а точнее от всего, что зачисляется «прогрессистами» в категорию «предрассудков», сегодня будет лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня. Хотя сам же М. Вебер указал и на цену «расколдования»: «Человек культуры, включённый в цивилизацию, постоянно обогащающуюся идеями, знанием, проблемами, … улавливает лишь ничтожную часть того, что вновь и вновь рождает духовная жизнь, притом всегда что-то предварительное, неоконченное, и поэтому для него смерть — событие, лишённое смысла». В «прогрессистской» трактовке истории самый главный «предрассудок», первоисточник и первопричина всех остальных «предрассудков» — это закабаляющая (заколдовывающая) человека мифологическая традиция. И вот с ней-то и произошла непредвиденная «прогрессизмом» научная метаморфоза. Восходящая к Ницше “философия жизни” проложила путь к восприятию мифа не как полузабытого эпизода предыстории культуры, а как вечной вневременной живой сущности культуры. Все последующие изыскания в этой области знания окончательно подтвердили правильность взгляда на мифологичекую традицию как на фундамент и почву мировой культуры. Накопленный к сегодняшнему дню эмпирический материал заставляет видеть в мифах уже не отдельные фантастические представления и повествования, но универсальное мировоззрение в его наиболее ранних формах, давшее начало абсолютно всем позднейшим проявлениям языкового мышления: религии, философии, науке, искусству, литературе, праву и др. Но поэтому же и сама «прогрессистская» концепция «расколдования мира» начинает осознаваться как концепция самого настоящегозаколдования мира путём его обессмысливания на основе урезания (сужения) предпосылочной системы представлений о действительности. Начинает вызывать отторжение и мысль о несовместимости науки с поиском «смысла существования». Так, уже младший современник Вебера К. Ясперс «с тревогой говорит об утрате современным человеком смысложизненных ориентиров... и видит необходимость создания нового типа философии — философии экзистенциализма». Что и оборачивается нарастающими трудностями в сфере научного взаимопонимания. В теории возникновения жизни на Земле противоречащим схеме фактом оказался принцип, который В теории культуры таким же противоречащим схеме фактом оказалась, повторимся, ранняя форма языкового мышления — мифологическая система представлений, давшая, как теперь понимают, начало абсолютно всем современным проявлениям жизни духа, но при этом ничуть не уступающая им в сложности своей собственной смысловой организации. Говоря конкретно: станет ясно, что не существует никаких научных оснований рассматривать древнейшую, воплощённую в естественных языках мифологическую систему представлений как итог некоего предыдущего, начального этапа становления культуры; есть лишь основание говорить о ней как о точке отсчёта культуры, предположительно датируемой эпохой неолитической революции. Именно такое радикальное эмпирическое обобщение необходимо признать для проблемы происхождения культуры единственным на сегодняшний день, удовлетворяющим критерию научности по всем возможным параметрам.
Почему избыток истории вредит жизни?
Под давлением исторических фактов человек может потерять свою индивидуальность: углубляясь в изучение истории он может поддаться соблазну начать подражать тем или иным взглядам, перенимать линию поведения. Интерес к истории может превысить интерес к реальности. Вполне вероятно полное растворение в прошлом, как в чем-то абсолютно важном. Как следствие может появиться неадекватное реагирование на запросы современности. В результате вместо полноценной личности может получиться жалкий «подражатель». Человек не должен потерять себя и свое настоящее на страницах истории. История не должна доминировать по отношению к реальности. Ницше говорит нам, что необходимо, «…чтобы человек прежде всего учился жить и чтобы, только научившись жить, пользовался историей – исключительно для целей жизни».[1] Главное, чтобы человек не потерял свое мнение под давлением истории и не начал заниматься вечным цитированием чужих авторитетных взглядов. «Или как будто сама жизнь не есть известное ремесло, которое мы должны основательно и неустанно изучать и, не щадя усилий, упражняться в нем, если мы не хотим, чтобы им завладели дилетанты и болтуны»