Проблема церкви и религии в итальянской литературе эпохи Возрождения

Примерный план работы:

1. Проблема церкви в гуманистической идеологии итальянского Возрождения и особенности её решения.

2. Проблема церкви в поэме Данте «Божественная комедия». Образы обитателей 4-го круга ада. Образ папы римского Николая III, символический смысл его наказания и отношение к нему Данте.

3. Антицерковные сонеты Петрарки (№№ 136 –138).

4. Проблема церкви и религии в книге Боккаччо «Декамерон» (рассмотреть на примере анализа конкретных новелл, например: день I, новеллы 1, 2, 3; день VIII, новеллы 2, 4, 7 и др.).

5. Проблема церкви в книге Франко Саккетти «Триста новелл» (проблему рассмотреть на примере анализа конкретных новелл, например, 121 и 202 или каких-либо др.).

6. Общие выводы по теме.

Тексты

Данте Алигьери. Божественная комедия. Ад. // Новая жизнь. Божественная комедия. // БВЛ. Т. № 28 / М., 1967.

Данте Алигьери, Петрарка Франческо. Лирика. / М., 1983.

Франческо Петрарка. Лирика // Европейские поэты Возрождения. // БВЛ № 32 / М., 1974.

Пуришев Б.И. Зарубежная литература. Эпоха Возрождения. Хрестоматия / М., 1976.

Боккаччо Дж. Декамерон. / БВЛ № 29 / М., 1970.

Саккетти Ф. Из «Трёхсот новелл» // Европейская новелла Возрождения / БВЛ № 31 / М., 1974.

Рекомендуемая литература

Та же, что и к Контрольным работам № 1. 5, 6.

Контрольная работа №8

Сонет в творчестве У. Шекспира.

Примерный план работы:

1. История возникновения и развития сонета как особого поэтического жанра.

2. Сонет в английской литературе эпохи Шекспира;

3. Место сонетов в творчестве Шекспира. Особенности формы шекспировского сонета.

4. Основные темы сонетов Шекспира (тема поэта и поэзии, тема времени, тема красоты, тема современного общества и др.). Их идейная связь с драматургией. Подробно проанализируйте 66-ой сонет и сравните его идейное содержание с идейным содержанием трагедий «Гамлет» и «Король Лир».

5. Основные образы сонетов Шекспира и тема любви в них. Образ смуглой дамы в лирике Шекспира и особенности его идейного содержания. Сравните образ шекспировской «Смуглой дамы» с образом Лауры в лирике Петрарки («Канцоньере») и образом Беатриче в книге Данте «Новая жизнь». Сделайте выводы о том, какие изменения претерпело гуманистическое мировоззрение к концу эпохи Возрождения, и как это отразилось в сонетах Шекспира. Проанализируйте сонеты №№ 129, 130, 131, 141 и др. в переводе С.Маршака.

6. Шекспировский сонет в русском переводе.

7. Выпишите сонет У. Вордсворта о сонете. Составьте комментарии к встречающимся в нём именам. (См. Приложение).

Текст

Шекспир У. Трагедии. Сонеты / Вступ. ст. А. Аникста / БВЛ. Т.№ 36 / М., 1968;

Шекспир У. Сонеты / Сост. А.Н. Горбунова. Послесл. А.Л.Зорина / М.,1984.

Шекспир У. Сонеты / Сост. Н.В.Алёхина / М., 1996.

Рекомендуемая литература

1. Английский сонет XVI-XIX веков / Вступ. Ст. А.Н. Горбунова / М., 1990.

2. Западноевропейский сонет XIII-XVII веков: Поэтическая антология / Вступ. ст. З.И. Плавскина / Л., 1988.

3. Михальская Н.П., Аникин Г.В. История английской литературы / М., 1998. – С. 35 – 44, 51 – 54.

4. Аникст А.А. Лирика Шекспира // Шекспир У. Сонеты. / М., 1984. – С. 19 – 35.

5. Аникст А.А. Эволюция стиля поэзии Шекспира // Шекспировские чтения / М., 1993.

6. Зорин А. Сонеты Шекспира в русских переводах // Шекспир У. Сонеты / М., 1984. – С.265 – 286.

7. Шайтанов И.О. Комментарии Сонеты. Критика о У. Шекспире // Шекспир У. Пьесы. Сонеты: Книга для ученика и учителя / М., 1997. – С. 606 – 513, 688 – 693.

8. История зарубежной литературы: Раннее средневековье и Возрождение / М.П.Алексеев и др. / М., 1959. – Раздел IX. – Гл. 43. – С. 484 – 492.

9. История всемирной литературы. – Т.3 / М., 1989.

Контрольная работа № 9

Трагедия Шекспира «Гамлет».

Примерный план работы:

1. История создания трагедии.

2. Образ Гамлета

а) Выпишите из текста трагедии характеристики, данные Гамлету другими действующими лицами;

б) Покажите, что Гамлет – сын своего времени, человек эпохи Возрождения;

в) В чём состоит трагический конфликт Гамлета? Как в нём отражён основной конфликт эпохи? Вспомните о столкновении принципов Виттенберга и Эльсинора. Согласны ли вы с мнением молодого В.Г. Белинского, который считал, что Гамлет переживает лишь трагедию взросления, которую суждено в своё время пережить каждому человеку?

г) Как решается вопрос о возрасте Гамлета?

д) Расскажите об известных вам интерпретациях образа Гамлета. Обратитесь к статьям В.Г. Белинского «Гамлет». Драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета» и И.С. Тургенева «Гамлет и Дон Кихот», к книге Н.В. Минц «Старое и всегда современное: Парадоксы Шекспира» (М., 1990).

3. Образная система в трагедии. Какие оттенки в настроение трагедии вносят женские образы, созданные Шекспиром? Какую роль в образной системе пьесы играют Розенкранц и Гильденстерн? Фортинбрас?

4. Особенности композиции «Гамлета». Какие события пьесы произошли до начала её действия? Чем подобное построение способствует созданию многозначно звучащего текста?

5. Метафора и аллегория в трагедии. Как у Шекспира развивается метафора «мир – театр»? Есть ли в пьесе хотя бы один персонаж, который бы не притворялся, был бы самим собой? Почему Гамлет тщательно стремится разыграть роль безумца? Как взаимодействуют в трагедии метафоры «мир – театр» и «мир – тюрьма»? Самостоятельно найдите в пьесе другие метафоры.

Текст

Шекспир У. Гамлет // Шекспир У. Трагедии. Сонеты // БВЛ. Т.36 / М., 1968.

Рекомендуемая литература

1. Михальская Н.П., Аникин Г.В. История английской литературы / М., 1998.

2. Аникст А.А. Шекспир: Ремесло драматурга / М., 1974.

3. Аникст А.А. Трагедия Шекспира «Гамлет» / М., 1986.

4. Пинский Л.Е. Трагическое у Шекспира // Л.Е. Пинский. Реализм эпохи Возрождения / М., 1961.

5. Пинский Л.Е. Эволюция сюжета. Трагедия-пролог // Шекспир: Основные начала драматургии / М., 1971. – С. 125 – 154.

6. Выготский Л.С. Трагедия о Гамлете, принце датском // Л.С. Выготский. Психология искусства / М.,1968.

7. Белинский В.Г. «Гамлет». Драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета // В. Г. Белинский. Собр.соч. в 9 т. Т. 2 / М., 1977.

8. Тургенев И.С. Гамлет и Дон Кихот // И.С. Тургенев. Полн. собр. соч. и писем в 30 т. - Т. 5 / М., 1980.

9. Минц Н.В. Старое и всегда современное: Парадоксы Шекспира / М., 1990.

10. Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир: Его герой и его время / М., 1964.

11. Комарова В.П. Метафоры и аллегории в произведениях Шекспира / Л., 1989.

12. Киасашвили Н. Скрытая метафора «мир – сцена» как структурный элемент «Гамлета» // Шекспировские чтения. 1978 / М., 1981.

13. Элиот Т.С. Гамлет и его проблемы // Т.С. Элиот. Назначение поэзии / Киев; М., ЗАО «Совершенство», 1997.

Контрольная работа № 10

Наши рекомендации