Сонеты Шекспира их место в литературе эпохи Возрождения

А) Сонетный бунт в Англии. Первые английские сонетисты

Сонет был введен в английскую поэзию в первой половине XVI века двумя подражателями Петрарки - Уайаттом (1503-1541) и Серреем (1516-1547). Но они лишь успели наметить путь, так как оба умерли в сравнительно молодые годы. Уайет первым ввел в обиход английской поэзии сонет, а Сарри придал сонету ту форму, которую впоследствии мы находим у Шекспира (три четверостишия и заключительное двустишие с системой рифм: авав edcd efef gg). Ведущей темой обоих поэтов была любовь.

На настоящую высоту сонет на английском языке поднялся вместе с расцветом Ренессанса в Англии. В девяностые годы XVI века сонет становится наиболее распространенной поэтической формой в Англии. Мы уже говорили о том, что за пять лет (1592- 1597) было напечатано в Англии более двух с половиной тысяч сонетов; число же написанных за это время сонетов было, конечно, во много и много раз больше.

Сонеты Шекспира были напечатаны лишь в 1609 году. Шекспир не участвовал в издании книги. По неизвестной причине он не хотел публиковать. Остается предположить, что эти шедевры лирики имели для него и для кого-то из его близких интимное значение. Первое издание посвящено неизвестному, скрытому под буквами W.H., и этот W.H. назван - Единственный, кто породил эти сонеты . Громадная литература, посвященная Сонетам, не разгадала загадку этого человека, кто он: вдохновитель, доставитель (рукописи) и даже автор. Так как «Сонеты» печатались не с авторской рукописи, нельзя быть уверенным, что они напечатаны в том порядке, в каком их написал (или расположил) Шекспир. В нескольких случаях заметна непоследовательность. Например, в первой группе стихов, где говорится о том, что поэт и его друг «одно существо», неожиданно вторгается тема разлада между ними Шекспироведами было потрачено немало усилий на то, чтобы объединить дошедшие до нас сто пятьдесят четыре сонета Шекспира в единый сюжетный цикл.

У шекспира была своя, особая форма сонета, названная «шекспировский сонет», или сонет с «английской» рифмовкой — abab cdcd efef gg

Его поэзии совершенно лишена той идеализации, которая была свойственна сонетистам, следовавшим образцам, созданным великим итальянским поэтом Петраркой.

Тематические группы сонетного цикла: сонеты Другу(1-126), сонеты Смуглой Леди(127-152)

Весь цикл сонетов шекспира делится на 2 тематические группы – сонеты другу, где Шекспир воспевает дружбу, которая, по его мнению, выше любовной страсти и сонеты Смуглой леди – где раскрывается вся полнота любовных переживаний: и радостью свидания, и горечью разлуки, и муками ревности.

Шекспир уговаривает друга жениться и "восстановить" себя в потомстве. Только потомство может стать "защитой против косы времени". Шекспир жалуется на свою тяжелую долю, в которой любовь к другу единственное утешение. некоторые сонеты, адресованные другу, именно те, где вопрос идет не о любви и даже не о дружбе, а об участи самого поэта и его задушевнейших идеях общего содержания. Он признается другу, как тяжело ему жить, не иметь других средств для существования, кроме служения толпе. На его имени лежит пятно, ремесло актера позорит его, - все равно как краска пачкает руки красильщика. Именно ремеслу поэт обязан многими своими падениями и грехами. Он умоляет друга помнить об этом и простить виноватого.

В порыве глубокой обиды на свою долю поэт утрачивает ясность духа и взывает к смерти. Тогда пишется сонет, предвосхищающий знаменитый гамлетовский монолог.

Смуглая Леди в сонетах Шекспира заняла место традиционной "Прекрасной Дамы", воспетой еще со времен трубадуров множеством стихотворцев. Устойчивая поэтическая традиция делала героиню любовной лирики не только безукоризненно прекрасной, но и безукоризненно идеальной. Из сонетов Шекспира читатель узнает, что поэт влюблен в смуглую даму и она одно время отвечала ему взаимностью, а затем, увлекшись другом поэта, перестала быть ему верной. Сонеты Шекспира содержат откровенную исповедь лирического героя. При этом вопреки традиции поэт не изображает свою избранницу ни идеальной, ни отменно красивой. "Ты не найдешь в ней совершенных линий, особенного света на челе", - заявляет он, обращаясь к читателю. "И все ж она уступит тем едва ли, кого в сравненьях пышных оболгали"

После того, как друг и возлюбленная полюбили друг друга и жестоко огорчили автора, - тема эта обычна в модной литературе эпохи.

Наши рекомендации