Таким образом, Ростовская область имеет перспективы для развития внутреннего и въездного туризма на основе уникальных исторических и археологических памятников.
На следующем этапе осуществляется разработка конкретных региональных программ и проводится расчет экономической стоимости каждой из них.
Бренд, известный среди клиентов, обеспечивает турфирме положительный имидж и способствует продвижению товара на рынке. Как визитная карточка турфирмы бренд должен быть ярким, запоминающимся, с понятной символикой. Крупная американская маркетинговая компания дает бренду такое определение: «Бренд - это название, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, предназначенные для идентификации товаров или услуг поставщика или группы продавцов». Торговая марка изображается на вывесках гостиниц и офисах продаж, а также на визитных карточках, рекламных буклетах и каталогах, сувенирной продукции, бланках путевок. Создание и внедрение торговых марок выросло в целое направление в бизнесе - брендинг.
Брендинг в туризмепредставляет собой технологию создания и продвижения фирменных туристских услуг, деятельность по формированию долгосрочного предпочтения к туристской услуге на основе воздействия на клиентов с помощью рекламы, специализированных мероприятий, оформления офисов продаж и т.п. При грамотно проведенном брендинге разработанная и внедренная символика придает турфирме особый имидж и популярность. Кроме того, турфирма, имеющая известный бренд, несет меньше затрат на рекламу и имеет дополнительную прибыль от работы с постоянными клиентами.
Создание торговой марки - процесс сложный и долгий, требующий крупных финансовых затрат. Новый бренд необходимо зарегистрировать, чтобы защитить его от использования другими туроператорами. Поэтому многие небольшие туристские организации присоединяются к уже известным брендам для продвижения своих услуг на рынке. Между организациями заключается или договор о сотрудничестве, или соглашение о приобретении лицензии на использование торговой марки. Часто торговая марка известной турфирмы по соглашению распространяется на несколько гостиниц, связанных с ней договором о сотрудничестве, или на транспортную компанию, или на несколько объектов одновременно. Такое распространение бренда дает возможность расширить воздействие известной марки на клиентов, придать ей особую значимость и солидность, способствует развитию ее популярности, появлению фирменных офисов в других регионах и странах.
Социологические опросы показали, что более 60 % потребителей туристских услуг обращают внимание на известные бренды и связывают их с высоким качеством услуг и надежностью. 30 % потребителей также отдают предпочтение турфирмам, имеющим известный бренд, но только при условии невысоких цен; 10 % потребителей туристских услуг не обращают внимание на наличие или отсутствие торговой марки, а руководствуются собственными, часто четко не определенными приоритетами (советы друзей, территориальная близость турфирмы от дома или работы, первый попавшийся на глаза буклет).
Конкурентное преимуществосвойственно продвинутой турфирме и заключается в том, что она постоянно поддерживает на рынке свой имидж, реализует определенное количество тур-продукта для получения прибыли, привлекает потребителей высоким качеством обслуживания. Для удержания преимущества турфирме помогает конкурентоспособный бренд - так называемый «сильный» бренд, хорошо зарекомендовавший себя на рынке. Для создания «сильного» бренда многие крупные туристские фирмы, включая «Интурист», TEZ Tour, создали собственную издательскую базу и выпускают рекламные буклеты и каталоги. Работники турфирм стремятся к тому, чтобы положительная информация о работе организации (проведение ярмарок, праздничных мероприятий, презентаций новых направлений) постоянно попадала в средства массовой информации.
Реклама в туризме
Реклама - это основное средство распространения информации о предлагаемом продукте. В туризме реклама выступает как один из факторов менеджмента в деятельности турагентов и туроператоров.
Реклама создается и реализуется с помощью художественных, технических и психологических приемов; главная цель — вызвать интерес к тому или иному товару и соответственно повысить спрос на него.
В туризме реклама подразделяется на следующие виды:
- первичную - знакомство определенного круга с особенностями новых туров и услуг и ценами на них;
- конкурентную - акцентирование внимания потребителя на новом товаре так, чтобы выделить его из массы подобных товаров;
- сохранную — поддержание высокого уровня спроса на уже разрекламированный и известный потребителю туристский продукт.
Реклама в сфере туризма имеет свои особенности:
- ответственность за достоверность сведений, передаваемых как информация о продуктах потребления, несет туристская организация;
- в первую очередь развиваются такие формы рекламы, как информационная и пропагандистская;
- используются зрительные, наглядные средства, в том числе инновационные.
В зависимости от носителя выделяется:
- реклама в печатной продукции - в газетах, журналах, справочниках, энциклопедиях, учебных пособиях;
- пресс-реклама - каталоги, проспекты, буклеты, письма рекламные, листовки рекламные, календари рекламные;
- телевизионная реклама - бегущая строка, рекламные объявления, рекламные ролики, программы «на правах рекламы»;
- радиореклама - рекламные объявления, рекламные программы;
- наружная реклама - световая реклама, реклама на транспорте, реклама на щитах;
- реклама в местах продаж - буклеты, каталоги, календари, пресс-релизы, сувениры;
- презентационная реклама — рекламные выставки, рекламные ярмарки, рекламные подарки.
Буклет является одним из самых распространенных в туризме носителей рекламной информации.
Макет рекламного туристского буклета может быть следующим:
- на обложке печатается четкое название туристского маршрута и рекламный слоган на фоне памятника природы или истории;
- на 2-й полосе обложки (ее внутренней стороне) размещается интересная фотография предлагаемого туристам объекта и не более трех предложений его описания;
- на 3-й полосе обложки дается карта с указанием нахождения объекта и рекламными вставками;
- на 4-й полосе (ее оборотной стороне) обложки на красивом фоне дается название турфирмы, предлагающей маршрут, и все ее реквизиты.
Нередко издается серия информационных материалов, посвященных новому туристскому маршруту: рекламная брошюра с подробным описанием туристского объекта; брошюра с описанием возможных средств проезда, размещения и питания; брошюра с информацией обо всех интересных объектах региона; рекламный буклет с краткими рекламными фразами и яркими фотографиями.
Рекламный тур - одна из важнейших акций для продвижения нового туристского продукта. В рекламные туры отправляются работники и руководители турфирм, благодаря чему они могут создать собственное впечатление о предлагаемом тур-продукте и более эффективно продвигать его на рынке. Во время рекламных туров туроператоры общаются с представителями транспортных организаций, гостиниц, предприятий питания, специалистами по истории региона. На рекламные туры приглашают журналистов, которые будут освещать особенности нового туристского продукта.
Деловая реклама, направленная, например, на поиск партнеров по бизнесу, размещается в специализированных изданиях: «Магазин путешествий», «Вольный ветер», «Турист-клуб», «Вояж и отдых», «Гостиница и ресторан: бизнес, управление». Информация, отнесенная к деловой рекламе, распространяется путем пересылки рекламных писем по традиционной и электронной почте. Кроме того, деловая реклама является основной на туристских ярмарках.
Основными формами деловой рекламы являются: партнерская реклама для туристских предприятий, туроператорская - для оптовой и розничной продукции, специальная реклама для участников туристского процесса, клиентская (основная) реклама, рассчитанная на потребителя.
Реклама туроператоров- это реклама туристского продукта и услуг, ориентированная на посредников с целью усиления туристского спроса оптовых покупателей (групповые туры) и розничной торговли (индивидуальные туры).
Директ-мейл - одна из самых эффективных форм деловой рекламы - прямая почтовая рассылка. В рамках этой рекламы совершается периодическая рассылка буклетов, листовок, календарей, каталогов, проспектов, газет с объявлениями, журналов, прайс-листов, приглашений на выставки, презентации, ярмарки по адресам, взятым из туристского банка данных.
Туристские организации располагают двумя видами банка данных:
- банк турагентств, связанных с данным туроператором договорными отношениями и реализующих его программы; в этом случае туроператор сообщает подробную информацию о наличии билетов, мест в гостиницах, новых турах и сезонных скидках; о банк частных лиц и небольших турагентств, не связанных с туроператором контрактом; по этим адресам туроператор сообщает информацию исключительно о «горящих» турах.
Такой вид рекламы эффективен в том случае, если у турфирмы существуют развитые и массовые связи с туроператорами в других странах, а также постоянные клиенты в своей стране. Эффективность данного вида рекламы оценивается по числу запросов в ответ на разосланные письма.
Деловая реклама подразделяется на рекламу потребностей турфирмы и рекламу возможностей.
В рамках рекламы потребностейтуроператор размещает:
- объявления о привлечении посредников в разных сферах туристской индустрии - турагентов, гостиниц, транспортных объединений, предприятий питания, банковских предприятий, страховых компаний; о объявления о приеме на работу специалистов по туризму;
- объявления о приобретении или аренде офисного помещения, мебели, технических средств, компьютеров, оргтехники, туристского инвентаря;
объявления о распродажах материально-технической базы.
В рамках рекламы возможностейтуроператор размещает:
- информацию о проведении туристских выставок, ярмарок, презентаций, других мероприятий;
- информацию об организации отдыха для работников фирмы (интенсив-тур);
- информацию о спонсорских поездках.
Цель рекламы - донести информацию об имеющихся турах так, чтобы потенциальные клиенты превратились в реальных.
Потребители туристских услуг, т.е. возможные клиенты, подразделяются на три основные группы:
1) активные туристы, путешествующие не первый год и активно
интересующиеся новостями в туризме; для них поддерживающая реклама - информация, которая поможет удержать уже имеющийся интерес к туризму;
2) начинающие туристы, пока не определившие свои приоритеты в путешествиях; для них самой эффективной окажется стимулирующая реклама, которая поможет развить интерес к туризму и создать его положительный образ;
3) потенциальные туристы, до сих пор не путешествовавшие, но
имеющие необходимые средства и время; для них требуется самая действенная конверсионная реклама, которая позволяет кардинально изменить взгляды потенциальных туристов, чтобы они стали проявлять живой интерес к туризму и стали более активными в этой области.
Разные формы туризма нуждаются в различных формах рекламы. Так, исторический, познавательный, религиозный, этнографический, аграрный, экологический виды туризма резко отличаются от делового, поэтому здесь наибольший эффект принесет универсальная реклама, например бегущая строка на экране телевизора, реклама на баннерах, продажа сувениров в музеях, раскладка буклетов в рыболовных, охотничьих магазинах; как правило, хороший эффект имеет реклама на транспорте.
По субъекту рекламного воздействиявыделяют рекламу:
- региональную, ориентированную на местных турагентов и туроператоров;
- смежную, направленную на сотрудничество с другими отраслями и предприятиями, например гостиничного бизнеса, транспортниками;
- посредническую, направленную на работу с фирмами-посредниками, в первую очередь с турагентами и розничными продавцами;
- потребительскую, как основной вид рекламы, направленной на работу с потенциальными и реальными клиентами.
По способу воздействия на потенциального клиентареклама подразделяется в соответствии с представлениями психологии, согласно которым люди делятся на две группы по основному виду восприятия информации: 1) визуалы - те, кто воспринимает информацию глазами; 2) аудиалы - те, кто лучше воспринимает информацию на слух. Таким образом, реклама бывает:
- зрительная - печатные издания, световые вывески, рекламные щиты вдоль дорог, оформительская продукция, фотореклама, бегущая строка на телеэкране;
- слуховая - рекламные объявления по радио, рекламные тексты по громкоговорящим каналам связи в крупных супермаркетах, универсамах, метрополитене, кинотеатрах, устная информация в процессе общения;
- зрительно-слуховая — реклама по телевизору, видеоролики.
Реклама для каждого вида туризма требует индивидуального подхода. Так, в экологическом туризменеобходимо учитывать возможности природных парков и уникальность природного объекта. Специалисты считают лучшим слоганом для экологического туризма фразу «Редкость повышает ценность». На всех сувенирных предметах, на бланках, рекламирующих экологический туризм, целесообразно изображать представителей флоры или фауны
В образовательном туризмеследует обращать особое внимание на известные бренды тех вузов и других учебных заведений, которые предлагают свои услуги по турам в этом направлении. При разработке и внедрении познавательных туров для школьников в рамках одного региона эффективно такое мероприятие, как приглашение учителей и работников областных и городских отделов образования на выездные рекламные туры.
В последнее время популярной стала реклама с помощью специально подготовленных работников - сэндвичменов, которые перемещаются по определенному маршруту с двойными рекламными щитами - на груди и спине.
Часто в рекламе используется разработанный специалистами бренд турфирмы, включающий в себя особый символ, определенные цвета и слоган, например «Отдыхайте с нами!» или «Узнай мир в путешествиях!».
При проведении крупных рекламных акций турфирмы, как правило, используют сразу несколько видов рекламы.
Страхование в туризме
Страхование в туризме составляет неотъемлемую часть процесса заключения договоров между участниками туристского процесса и может быть добровольным, осуществляемым на основе договора между страхователем (лицом, заключившим договор страхования в пользу застрахованных лиц) и страховщиком (юридическим лицом, принимающим на себя обязательство возместить ущерб, понесенный страхователем при наступлении страхового случая), или обязательным, осуществляемым в силу закона.
Термин «страхование» используется для событий, которые могут произойти, а могут и не случиться.
Событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого у страховщика возникает обязанность произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу или третьим лицам, называется страховой случай.
При страховании в туризме предусматриваются:
- оформление страхового полиса, который гарантирует оплату медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при наступлении страхового случая непосредственно в месте временного пребывания. Наиболее распространено страхование на случай внезапного заболевания или травмы туриста; кроме того, туроператор или турагент по требованию туриста оказывает содействие в предоставлении услуг по страхованию других рисков, связанных с путешествием (кражи, ограбления);
- защита имущественных интересов физических и юридических лиц от страховых случаев (событий) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых страхователями страховых взносов;
- юридический контракт, по которому страховщик обязуется выплатить определенную сумму денег в случае, если произойдет предполагаемое событие (страховой случай), в результате которого застрахованная сторона понесет убытки. Страхователь в соответствии с контрактом обязуется выплачивать определенную сумму, называемую страховой взнос (страховая премия), или единовременно, или через определенные промежутки времени, например один раз в месяц;
- страховку как средство защиты всех видов собственности, жизни и здоровья граждан от непредвиденных бедствий и посягательств.
Наиболее востребованные в туризме формы страхования — оформление страхового полиса и создание денежного фонда за счет выплат.
Основные виды страхования в туризме:
-личное страхование — страхование медицинских расходов на лечение в случае внезапной болезни или травмы в результате несчастного случая;
-имущественное страхование — страхование багажа, расходов при поломке личного автомобиля, использованного в туристской поездке;
-страхование гражданской ответственности на случай вынужденной отмены поездки;
-страхование от несчастного случая, что дает право владельцу полиса на получение определенной суммы денег при повреждении части тела в результате несчастного случая;
-страхование отпусков и поездок, когда страховой полис охватывает всевозможные риски, которые могут возникнуть в период отпуска (сохранность багажа, компенсация за задержку рейсов, возмещение потраченных средств в случае отмены отпуска, компенсация в случае потери денег, кредитных карточек или их кражи).
Туристские страховые полисы предусматривают также возмещение ущерба в случае стихийных бедствий, так называемых форс-мажорных обстоятельств (шторма, урагана, землетрясения, наводнения, пожара, попадания молнии). В особо оговорённых случаях страховка может предусматривать выплаты страховщиком при совершении террористических актов (в последние годы в связи с участившимися террористическими актами такой вид страхования становится все более популярным).
Российским законодательством не предусмотрено обязательное личное страхование туристов из нашей страны. В случае, если это предусмотрено законодательством страны посещения, страховой полис должен гарантировать оплату расходов туристов и возмещение их расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране посещения.
Сострахование (совместное страхование) подразумевает разделение страхового риска между несколькими страховщиками. Данная форма страхования используется, если страховщик считает возможный риск при путешествии слишком большим из-за того, что возможные убытки, могут превысить его фонд страхового возмещения. В этом случае страховщик предлагает другим страховщикам разделить риск, каждый из которых при необходимости покроет определенную часть риска в обмен на получение доли страховой премии. Но владелец страхового полиса будет иметь дело только с одним - главным - страховщиком, как при обычных формах страхования.
При заключении договора-тура с клиентом менеджеру следует подробно обсудить все возможности страхования и отметить это в договоре.