Участники туристского процесса
Непосредственные участники туристского процесса - турфирмы; организации, связанные с предоставлением туристам сервисных услуг; непосредственно туристы-путешественники.
Простейшая схема туристской деятельностивыглядит так: туроператор → турагентство (несколько турагентств) → несколько контрагентов → потребитель (клиент).
Все участники туристской деятельности подразделяются на туроператоров, турагентов, контрагентов, дополнительные организации и непосредственно туристов и потребителе
Туроператоры имеют право не только продавать туристский продукт, но и разрабатывать его, создавать новые направления в туризме. Туроператоры обладают особой торговой маркой, создают неповторимый имидж, занимая на туристском рынке особую нишу. Можно сказать, что туроператор - это оптовик на рынке, производящий и сбывающий крупные объемы продукции как собственными силами, так и через посредников. Его основными обязанностями являются:
- привлечение новых и удовлетворение спроса постоянных клиентов;
- поддержка постоянного функционирования уже разработанных туров;
- организация рекламы;
- расчет цен на туристские продукты;
- профессиональная работа с турагентами по передаче им реализации туристского продукта;
- заключение договоров с гостиницами, ресторанами, транспортными бюро, гидами, принимающими туристскими организациями в других городах и странах.
Туроператоры играют ведущую роль в туризме, так как именно эти участники туристского процесса пакетируют различные услуги (например, бронируют номера в гостинице, места в самолете, формируют комплекс развлекательных услуг, организуют трансфер), а затем реализуют их турагентам для продажи туристам.
Туроператор является посредником между организациями - производителями туристских услуг и клиентами - потребителями этих услуг. Туроператор оптом закупает у производителя сервисные услуги (размещение в гостиницах, перевозка транспортом, организация питания и лечения, предоставление развлечений), создает на этой основе готовые туристские программы и маршруты (непосредственный туристский продукт) и реализует его на рынке, получая прибыль, чаще всего с помощью турагентов.
Туроператоры подразделяются на четыре типа:
1) туроператоры массового рынка реализуют туристские пакеты в известные туристские центры и курорты. Доставка клиентов к месту назначения осуществляется чартерными рейсами
или частным транспортом;
2) туроператоры, специализирующиеся на определенном сегменте рынка, - самый распространенный тип туроператоров.
Среди них выделяют пять направлений:
- туроператоры, специализирующиеся на определенной категории клиентов (семейный, молодежный, деловой, научный или образовательный туризм);
- туроператоры, специализирующиеся на определенных направлениях (например, туры в Северную Европу, в Австралию или Южную Америку);
- туроператоры, предлагающие размещение и проживание в конкретных туристских центрах (например, курорты Анталии, города-курорты Кавказских Минеральных Вод, Французская Ривьера, горнолыжные курорты Швейцарии и т.д.);
- туроператоры, перевозящие туристов только на определенном виде транспорта (например, организующие чартерные авиарейсы или теплоходные круизы);
- туроператоры, занимающиеся организацией туров узких направлений (например, дайвинг на побережье Черного моря, сафари в Кении, автобусные экскурсии по странам Европы и т.п.);
- туроператоры внутреннего рынка, т.е. туроператоры, продающие путевки на путешествия только внутри страны; туроператоры внешнего рынка, создающие пакеты турпродукта и продающие их в разные страны, особенно в те, откуда приезжает большое число туристов. Одни из них организуют встречи и развлекательные программы для въезжающих туристов, другие специализируются на доставке из аэропорта или от железнодорожного вокзала до места размещения.
Туроператор выходит на рынок с туристским пакетом — главным туристским продуктом — и реализует его через турагентов или собственные салоны продаж и представительства в разных городах мира. Сегодня самой выгодной считается продажа туров через сеть турагентств, что позволяет туроператору не раздувать собственные штаты и продвигать продукт на новые рынки сбыта с малыми затратами.
В свою очередь турагенты, реализуя полученный от туроператора продукт, преследуют свои цели: получение прибыли без взятия на себя особой ответственности по созданию новых маршрутов, расширение деятельности за счет сотрудничества с несколькими туроператорами, действующими в разных направлениях туризма.
Крупные, известные на рынке туроператоры тщательно выбирают турагентов и заключают с ними договор о сотрудничестве (агентский договор). Деятельность туроператора схематически представлена на рис. 1
Рис. 1. Схема деятельности туроператора
Туроператоры организуют для турагентов специальные информационные туры (инфотуры), в ходе которых они знакомят турагентов с условиями размещения и обслуживания туристов по конкретной программе.
Турагентыимеют право только перепродавать предоставляемые туроператорами маршруты и путевки. Согласно Закону РФ «Об основах туристской деятельности», турагент - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие на основании лицензии деятельность по продвижению и реализации туристского продукта. Турагенты занимаются продажей туров и отдельных услуг туристам (например, автобусные или пешие экскурсии по местным историческим или природным памятникам, транспортные перевозки, оформление заграничных паспортов и виз, бронирование билетов).
Основными направлениями в деятельности турагентства являются:
- продажа клиенту путевки с бронированием мест и билетов на транспорт;
- непосредственное общение склиентами, выбор туристских маршрутов и программ, включение в договор дополнительных услуг.
По территориальному и географическому охватутурагентства делятся на три типа - региональные, национальные, международные.
По степени зависимости от туроператоровтурагентства подразделяются на пять категорий:
- независимые - реализующие туры нескольких туроператоров по собственному выбору;
- полузависимые - реализующие туры определенного туроператора на конкретном направлении, например турагент может реализовать любые туры различных туроператоров по всем направлениям, кроме автобусных поездок по Европе, о продаже которых заключено особое соглашение только содним туроператором;
- уполномоченные - реализующие туры только одного оператора согласно заключенным договорам;
- сетевые - турагенты нескольких фирм, объединенные под одним брендом и занимающиеся одним направлением на туристском рынке;
- ритейловые - современные турагентства, пользующиеся по договору торговым брендом туроператора и реализующие определенное число туров по разным направлениям.
По выполняемым функциямтурагенты подразделяются на
три типа:
- агентства-заместители - реализующее турпродукт, приобретенный у туроператора, без изменений и дополнений;
- агентства-дополнители - реализующие турпродукт, приобретенный у туроператора, с различными изменениями и дополнениями в сфере услуг или оформления туров;
- агентства-конструкторы - реализующие самостоятельно составленные туры из нескольких уже известных и приобретенных у туроператоров, но значительно видоизмененных.
В России в настоящее время многие турфирмы выполняют обязанности туроператора и турагента одновременно. Туроператор, разработав новый тур, внедряет его своими силами или отдает в работу турагентам.
Ежегодно выпускается специальный федеральный реестр туроператоров и турагентов, представляющий собой свод данных обо всех туроператорах и турагентах, получивших лицензии на осуществление туристской деятельности. С помощью такого реестра туристские фирмы находят партнеров, получают необходимую информацию в сфере организации туров.
Контрагентыпредоставляют туристам услуги по транспортным перевозкам, размещению, питанию, лечению, экскурсионному обслуживанию, развлечениям. Среди контрагентов особое место занимает гостиничная инфраструктура.
Дистрибьютер- независимый посредник, специализирующийся на закупке турпродукта или услуг, предлагаемых туроператором, и перепродаже их потребителям.
Дополнительные организациив механизме туристского бизнеса — это страховые, рекламные компании, городские и междугородные транспортные предприятия, банки, концертные коллективы, музеи, спортивные клубы и т.п., а также клубы отдыха. В конце XX в. в систему мирового клубного отдыха входило около 5 тыс. клубов, в которых состояло около 4 млн. членов. Клубы отдыха заключают договоры с гостиницами, транспортными предприятиями, предприятиями общественного питания, гидами и на этой основе предлагают своим членам туристские программы разных направлений и форм, включая элитные туры. Владение клубным отдыхом в режиме разделенного времени с целью совершения путешествия в течение определенного периода каждого года называется таймшером. Продолжительность таймшера не может быть менее одной недели.
От грамотного и слаженного взаимодействия всех этих участников напрямую зависит уровень развития и перспективность туризма в той или иной стране.
Персонал в сфере туризма. По статистике, в туризме работает только 20 % высококвалифицированных специалистов, остальные 80 % — это неквалифицированная рабочая сила, в том числе сезонные рабочие.
Как и во многих других сферах народного хозяйства, в туризме профессионально-квалификационные группы подразделяются по преобладанию умственного или физического труда по признакам организаторского и исполнительного, сложного и простого, самоорганизованного и регламентированного, творческого и стандартного труда.
По этим направлениям профессиональные работники сферы туризма условно разделяются на шесть групп, каждая из которых характеризуется аналогичными требованиями к уровню подготовки:
- работники туризма - экскурсоводы, гиды-переводчики, инструкторы, методисты, руководители и сопровождающие групп, организаторы экскурсий, инструкторы на турбазах;
- аниматоры туризма - организаторы самодеятельного туризма, инструкторы, старшие инструкторы, инструкторы-методисты, гиды-международники, режиссеры театрализованных шоу;
- менеджеры - хозяйственные руководители, управленческий персонал, менеджер по персоналу, менеджер по работе с клиентами, менеджер по заказам, менеджер по продажам, менеджер по маркетинговым исследованиям, супервайзер по приему на работу;
- специалисты - инженеры, экономисты, бухгалтеры, технологи, менеджеры по финансам, ведущие аналитики, старшие программисты, технологи туризма;
- профессионалы массовых профессий - повара, горничные, портье, официанты, бармены, сантехники, электрики, водители;
- служащие - секретари, делопроизводители, программисты, операторы на компьютере, кассиры, бригадиры.
Персонал туристской организации подразделяют на четыре категории: высшее руководящее звено, среднее руководящее звено, работники обслуживания, работники технических служб
В сфере гостеприимства обслуживающий персонал гостиниц и отелей подразделяется на две категории:
- работники первой линии — персонал, общающийся с клиентами (портье, администраторы, горничные);
- работники второй линии, «невидимого фронта» — персонал, не вступающий в прямые контакты с клиентами (уборщицы, электрики, сантехники).
В 2011 г. в России действовало около 12 тыс. турфирм. Примерно 3/4 из них — индивидуальные предприниматели, открывшие небольшие фирмы с персоналом не более 5 человек. Около 50 % туристских фирм в России занимается продвижением туристского продукта в течение всего года, остальные активно работают только в разгар сезона — летнее и раннее осеннее время. Во всей стране насчитывается приблизительно 230 крупных туроператоров, имеющих собственный бренд, под которым его хорошо знают постоянные клиенты, располагающих собственными агентствами, автомобильным транспортом, филиалами, представительствами в регионах и иногда за границей. Подавляющее большинство ведущих туроператоров находится в Москве и Санкт-Петербурге.
Популярные у потребителей направления туров давно поделены между российскими туристскими фирмами. Новые туроператоры, вступая на туристский рынок, должны разработать качественно новые, часто инновационные маршруты и соответственно осуществить крупные капиталовложения.
Туристская ассоциация представляет собой объединение нескольких равноправных организаций туризма и путешественников с сервисными сферами обслуживания в целях улучшения туристской деятельности.
К числу самых известных туристских организаций на начало XXI в. относятся Ассоциация британских турагентств, Европейская туристская комиссия, Международное бюро социального туризма, Туристская ассоциация стран Тихоокеанского региона, Арабская туристская ассоциация, Международный туристский альянс, Международная академия туризма, Ассоциация научных экспертов по туризму.
В России действуют такие крупные национальные организации туризма, как Российская ассоциация туристских агентств; Национальная курортная организация России; Ассоциация работников туристско-экскурсионных предприятий, отелей и ресторанов Санкт-Петербурга; АСТОР — объединение российских туристских фирм в целях обеспечения выездного туризма; Мостуротель — некоммерческая ассоциация гостиниц и туристских агентств в Москве.
Туристы являются активными участниками туристского процесса. По данным статистики, в 2011 г. по миру путешествовали около 900 млн. человек как индивидуально, так и в составе туристской группы.
Турист - это человек, посещающий место временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью на период от 24 ч до 6 месяцев. Если человек находится в роли путешественника менее 24 ч — это экскурсант. Турист является организатором собственного отдыха.
Туристами считаются те, кто путешествует с целью развлечения и отдыха, по семейным причинам, по состоянию здоровья, с профессиональными целями, на круизном судне.
Не могут считаться туристами те, кто приезжает в страну на постоянное место жительства, по контракту на работу, для повышения квалификации или продолжения образования, а также транзитные пассажиры.
Туристская группа- определенное число путешественников, собранное в коллектив по одному или нескольким принципам - месту проживания, возрасту, характеру обслуживания, анимационной программе.
Для каждой туристской группы назначается руководитель — сопровождающий или инструктор, решающий все организационные вопросы во время путешествия. При необходимости группе выделяется гид-переводчик.
Турист имеет право на обеспечение личной безопасности и сохранности имущества, а также право:
-получать достоверную информацию о правилах въезда в страну временного пребывания, о местных законах и обычаях; об особенности культуры и религии; об основных памятниках природы и истории; об экологической и экономической обстановке на момент приобретения тура;
-перемещаться по стране пребывания с посещением природных и исторических памятников;
-получать возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения туристского договора;
-получать содействие органов власти страны временного пребывания при необходимости любой неотложной помощи;
-получать беспрепятственный доступ к средствам связи.
Турист обязан строго соблюдать законы страны пребывания; уважать государственный строй, обычаи, религию, сохранять окружающую среду, бережно относиться к природному и культурному наследию, соблюдать правила личной безопасности.