Учебная программа по предмету «Введение в библеистику»

Учебная программа по предмету «Введение в библеистику»

Для заочного отделения.

Тема 1. Введение в изучение Ветхого Завета

Предмет, задачи, содержание курса «Библеистика: Священное Писание Ветхого Завета». Ветхий Завет в составе Священного Писания и его значение для христианства.

Всего в Священном Писании Ветхого Завета в наших изданиях Библии насчитывается 50 книг, из них 39 книг являются каноническими и 11 неканоническими. А вот если мы откроем Священное Писание Ветхого Завета, обнаружим там еще и одиннадцать неканонических книг, таких, как книги Премудрости Соломона; Иисуса, сына Сирахова; послание Иеремии, Маккавейские книги и др.

Священным Писанием, или Библией, называется собрание книг, написанных пророками, апостолами по вдохновению Святого Духа. Само слово «библия» в переводе означает «книги». Главная тема всех библейских книг — спасение человека. Именно эта мысль и проходит через всё Писание Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет говорит нам о спасении в виде прообразов, пророчеств о Мессии, о Царстве Божием

Мы верим в то, что апостолы и пророки писали не только по своему человеческому разумению, но по вдохновению от Бога: Он очищал их души, просветлял их разум и открывал недоступные познанию тайны бытия и сообщал способность провидеть будущее. Действительно, если мы посмотрим на космогонию Моисея, то можем только поразиться, как пророк мог дать именно тот образ мироздания, который только сейчас отчасти постигается лучшими научными умами. А для него это была открытая книга, он написал это так, как воспринял, с точки зрения человека современного ему мира, чтобы его могли понять люди, окружающие его. Это образ не только богословской, а глубоко научной мысли, потому что он охватывает всю полноту мироздания, весь космос.

Тема 2. Канон Ветхого Завета, его формирование и изучение

Мессианское значение Ветхого Завета.

Число книг Ветхого Завета. Расположение их в греческой, славянской и еврейской Библии. Разделение книг Ветхого Завета по содержанию.

Канонические и неканонические книги Ветхого Завета.

Неканонические книги Ветхого Завета и апокрифическая литература.

Тема 3.

Пятикнижие и библейская картина мира

Тема 4. Учение Библии о Боге и человеке по первым трем главам книги Бытие Библейский рассказ о сотворении мира, человека, его пребыванию в раю и грехопадении.

Уникальный характер религии Моисея и ее место среди религий Древнего Востока.

Тема 6. Исторические книги Ветхого Завета Идеал библейской теократии. Суверенная власть Бога и власть царя. “Монархическая” и “антимонархическая” традиции. Ветхозаветная монархия. Ветхозаветные войны. Книга Иисуса Навина. Книга Судей. Книги Царств. Книги Паралипоменон. Их краткая характеристика.

Моисей благословляет Иисуса Навина на свое преемство и Господь сам в виде столпа облачного является, чтобы это преемство подтвердить.

Книги Иисуса Навина и Судей охватывают ранний период жизни еврейского народа, когда еврейские племена, населявшие обетованную землю, не были еще объединены в одно государство. Это были разрозненные племена, обособленные друг от друга, которые объединялись иногда лишь для отражения общего врага. Их объединяла только вера в Единого Бога, был единый центр — скиния в Сихеме, куда они могли приходить, чтобы там молиться, приносить жертвы и общаться между собой.

Кто такие судьи? Судьи (евр. шофет) были вождями, предводителями племени. Преемство их власти не было обусловлено никакими жесткими человеческими факторами, например, династическим преемством. Они были харизматическими лидерами. О самом Израиле еще нельзя говорит как о едином целом в государственно политическом смысле. Племена, или, говоря языком Библии, колена были разрозненны и независимы друг от друга. Однако между ними существовала связь. Во-первых, это была связь кровная: Израиль представлял собой совокупность кланов (колен), во главе каждого из которых стоял глава, шейх. А вовторых, их объединяла одна религия — религия одного Бога —. Имелся культовый центр — Силом

И сама Книга Судей, и эпоха, в ней описанная, не оставляют впечатления единства. Это время Израиль запомнил, с одной стороны, как время, так сказать, идеальной теократии, когда Бог правил через тех харизматических народных вождей, которых Сам избирал, — судей, — а с другой стороны, время действительно сложное для Израиля, не скрепленного жестким, по-человечески гарантированным единством (государством как стабильной силой).

Эта постоянно возрастающая внешняя угроза заставила Израильские колена задуматься над установлением стабильной центральной власти.

Первой такой попыткой, хотя и неудачной, можно считать «царство» некоего Авимелеха (Суд. 9), попытавшеюся воцариться над несколькими центральными коленами. Книга Судей о нем говорит крайне неодобрительно, ибо он незаконно узурпировал власть, которую Бог осуществлял в Своем народе через Им самим избраемых судей.

В связи с историей Авимелеха — своеобразной «антисудье», пожелавшей стать царем на династической, то есть человеческой, а не харизматической, основе (Суд. 8, 22—23), — рассказывается притча Иофама (Суд. 9, 8—15), один из самых антимонархических текстов не только в Библии, но и, пожалуй, во всей мировой литературе.

Наконец, в лице Саула идея централизованной власти получает воплощение. Сначала она ограничилась центральной частью страны и в то же время тяготела к югу. Это был военный союз племен (колен), которые хотели выжить и остаться автономными, несмотря на угрозу. Но династии Саула тоже, как мы знаем из 1 Цар., было не суждено закрепиться в Израиле. На смену Саулу приходит монархия Давида (ок. 1000 г.) и его потомков.

Давид становится царем, избранный южными коленами и затем признанный и на севере. Через семь лет он завоевывает Иерусалим — город Иевусеев (2 Цар. 5), расположенный между двумя группами племен, — и делает его столицей.

Основной лейтмотив всей книги Судей в том, что «в те дни не было царя у Израиля; каждый делал то , что ему казалось справедливым» (Суд 21:25). Так как Израиль поступал нечестиво, а ему казалось, что он поступает справедливо, Господь посылал ему во исправление различные испытания в виде наказаний окружающих его народов. Причина отпадения от благочестия во времена Иисуса Навина объясняется следующим: «И когда весь народ оный отошел к отцам своим, восстал после них другой род, который не знал Господа и дел Его, которые Он делал Израилю»

Гедеон: Перед нами предстоит типичный восточный правитель со всеми его плюсами и минусами. Пожалуй, у Гедеона больше минусов, чем плюсов. То, что он освободил Израиль, оставив при себе только 300 воинов, хотя Мадианитян было бесчисленное множество — это промысл Божий. Это заслуга не Гедеона, просто он был поставлен в такие условия. А в дальнейшем мы видим страшную жестокость по отношению к жителям Пенуэла. Затем Библия показывает нам его дальнейшую жизнь. Израильтяне предлагают ему возглавить их в качестве царя. Впервые появляется такая мысль, что он будет их вождем. Однако, его устраивает настоящее свое положение. Он богат, пользуется уважением и ему достаточно, что он живет, как восточный владыка. А быть царем означает взять на себя нечто большее, чем просто иметь популярность в народе, а отвечать за все и к этому он, возможно, не был способен. Слишком он был занят своим домом, устройством своего быта, своими женами.

Самуил был последним судией Израиля. Напомню, что судьи — это были особого рода правители, которые избирались народом и избрание их утверждалось свыше. Весь Израиль, по мысли ветхозаветного Закона, имеет особое государственное устроение. Дело в том, что Господь, давая Закон, тем самым регламентировал не только религиозное поведение человека, не только давал какие-то чисто религиозные нормы, но Закон включал в себя также и две другие важнейшие составляющие: нравственную и гражданскую. Смысл в том, что все, что ни совершалось в Израиле, должно было совершаться в точном соответствии с Законом Божиим, в точном соответствии с Пятикнижием Моисея. В этом смысле, Израиль представлял собою государство совершенно особое. Оно имело мало общего с монархией и еще меньше общего имело с республикой, хотя черты и того и другого присутствовали в ветхозаветном государстве времен Судей.

С одной стороны, утверждалось безусловное равенство любого члена общества, но равенство пред лицем Божиим, но также равенство пред Законом Божиим. С другой стороны, в некотором смысле, весь Израиль рассматривался, как монархия. Однако, монархия не земного царя, а Царя Небесного. И поэтому вполне справедливо было бы называть Израиль — царством Божиим, царством Иеговы. В литературе называют обычно период судей периодом ветхозаветной теократии, т. е. прямого и непосредственного богоправления.

На смену свободе приходит рабство царю о чем и говорит Самуил израилю.

Как пророк, как провозвестник Божественной воли, Самуил понимал, что такое прошение старейшин, есть ни что иное, как форма богоотступления. Это поставление человека на то место, которое занимал сам Господь Бог, поставление некоего независимого правителя, правителя самодержавного и самочинного. Говорится: «поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов»

Само установление монархии было предусмотрено в Законе и нельзя говорить, что требование старейшин было совершенным богоотступничеством. Старейшины грешили воспользоваться тем благословением, которое было дано в свою очередь, Моисею. Однако, любое благословение не есть повеление. По всей видимости, Самуила возмутило то, что старейшины настаивали на установлении монархии не вследствие того, что это позволено при некоторых ограничениях, идущих от Бога, а вследствие того, что при монархическом строе живут языческие народы.

Народ израильский оказался духовно неспособен к самоуправлению под тем возвышеннейшим началом Богоправления, которое было изложено в Моисеевом законодательстве. За время правления судей в изрядный упадок пришла как религиозная, так и нравственная жизнь.

Книга Иисуса Навина

Надписание книги и ее писатель.

Ряд исторических книг Ветхого завета начинается книгою Иисуса Навина3. В еврейском тексте книга Иисуса Навина надписывается: «Иегошуа», в греческом перевода LXX-ти толковников: «Иисус». Такое надписание дано ей «потому, что в ней содержится история и деяния Иисуса Навина, преемника Моисея». Так сказано в «Синопсисе священных книг», приписываемом святителю Афанасию Александрийскому4. Известное иудейское сказание5 о том, что «Иегошуа» написал свою книгу и восемь стихов а Законе (Втор 34.5-12), не было общепринятым у отцов и учителей христианской церкви6 и не соответствует содержанию некоторых мест книги. В самой книге говорится только, что Иисус Навин во время последнего при нем народного собрания, после заключения завета, «вписал слова сии в книгу закона» (Нав 24.26), т. е. вписал изложенные в Нав.24 увещание к народу и обещание последнего служить Господу.

Но на самом деле в ней находятся такие места, которые указывают на время, следовавшее за его смертью. Вероятно происхождение книга Иисуса Навина после его кончины, а в какое приблизительно время – это можно видеть из других мест этой книги.

Такого рода указания книги приводят к концу правления Судей, как к такому времени, когда она получила, по всей вероятности, свое происхождение. При этом писателем ее в полном составе, в каком она существует в настоящее время, со включением последних стихов Нав 24, мог быть Самуил или другой пророк из основанного им пророческого общества.

Как излагающая положение того, что делал Господь для основания Своего Царства на земле, кн. Иисуса Навина тесно связана с Пятикнижием, на что указывают начальные ее слова по греко-славянскому переводу, служащему буквальной передачей слов еврейского текста: «И бысть по скончании Моисеа раба Господня» (Нав.1:1). Но как излагающая особые события из ветхозаветной истории Царства Божия, она имеет отдельное, самостоятельное значение. Предметом ее служит совершившееся во дни Иисуса, сына Навина, и через его посредство исполнение божественных обетований о даровании избранному народу Ханаанской земли. Это исполнение состояло в завоевании этой земли и разделении ее между коленами, составлявшими израильский народ. Соответственно этому книга Иисуса Навина делится на две равные части. В первой части от I главы по XII излагается завоевание, во 2-й – от XIII главы по XXII-ю – разделение земли. Последние две главы содержат изложение того, что сделал Иисус Навин по исполнении возложенного на него дела Божия для незыблемого дальнейшего его существования.

Книга Судей

Название книги. Книга Судей (Sefer schofeitm, Κριται, liber Judicum, sefar daione) получила свое название от имени тех лиц, т. е. Судей израильских, о деятельности которых она преимущественно повествует.

Состав книги и деление на части. Книга Судей заключает двадцать одну главу и по своему построению делится на три части а) Суд.1:1-3:1-6, б) Суд.3:7-16и в) Суд.17:1-21:1. Первая часть представляет вступление в книгу и содержит общую характеристику времени Судей. Вторая представляет самый корпус книги и содержит историю многократного уклонения израильтян от веры в истинного Бога, угнетения их соседними племенами, раскаяния и спасения от угнетателей через посылавшихся Богом Судей и, кроме того, историю жизни и деятельности самих Судей. Наконец, третья часть представляет добавление к корпусу книги Судей и содержит рассказ о двух происшествиях, по своему значению особенно ясно характеризующих время Судей со стороны господствовавшего тогда в народе безначалия.

Книга разделяется на несколько условных разделов. Первый раздел (гл. 1–3) — это политические и религиозные условия жизни во времена Судей. Здесь описываются военные походы колен Иуды, Симеона и Иосифа. Второй раздел непосредственно озаглавливается «Судьи Израиля», это судья Гафаниил, Аод, Сомегар (гл. 3), Девора и Варак (гл. 4 и 5), Гедеон (гл. 6–7), Авимелех (гл. 9), Фола и Иаир (гл. 10), Иеффай (гл. 11:12), Самсон (гл. 13:16). И третья часть — дополнение к книге, резко отличающееся по стилистике, по изложению и по тематике. Это идолопоклонство Михи в Ефреме, бесчестье и беззаконие сынов Вениаминовых и гражданская война с ними (гл. 17–21).

Происхождение книги. Язык книги Судей заключает признаки о принадлежности ее одному автору. О происхождении ее от одного автора свидетельствует также изложение книги, в котором замечается единый целостный план. Вопрос о времени жизни автора книги может быть разрешен только с большей или меньшей степенью вероятности.

Сообразно этим данным, еврейское предание считает автором книги Судей пророка Самуила, как говорится в талмуде «Самуил написал свою книгу, Судей и Руфь» (Baba bathra, f 14, 6), и как признают Кимхи, Абарбанель и большая часть раввинов. Большая часть христианских экзегетов точно также на основании указанных данных считает автором книги Судей пророка Самуила.

Каноническое достоинство книги Судей никогда не подвергалось сомнению ни в иудейской, ни в христианской церкви.

Книги Царств.

Известные ныне четыре книги Царств в древнем еврейском кодексе священных книг составляли две книги: одна из них (в состав которой входили нынешние первая и вторая книги Царств называлась «Сефер Шемуель», т. е. «Книга Самуила», так как ее содержанием является повествование о пророке Самуиле и помазанных им на Еврейское царство Сауле и Давиде; другая (в состав которой входили нынешние третья и четвертая книги Царств) называлась «Сефер Мелахим», т. е. «Книга Царей», так как ее содержанием является повествование о последнем общееврейском царе Соломоне и о царях царства Иудейского и царства Израильского. Теперешнее деление означенных книг на четыре явилось прежде всего в греческом переводе LXX-ти.

Содержания книг Царств. В Первой книге Царств повествуется о пророке и судье еврейского народа Самуиле и о первом еврейском царе Сауле. Во Второй книге Царств повествуется о втором еврейском царе Давиде. В Третьей книге Царств повествуется о третьем еврейском царе Соломоне, о распадении еврейской монархии на два царства – Иудейское и Израильское – и о царях того и другого царства, кончая царем Иосафатом в Иудейском царстве и царем Охозией в Израильском. В Четвертой книге Царств повествуется об остальных царях Иуды и Израиля, кончая ассирийским пленом в отношении Израильского царства и вавилонским пленом в отношении Иудейского царства.

Период истории еврейского народа, обнимаемый повествованием всех четырех книг Царств, превышает 500 лет.

Писатели книг Царств. Первоначальными писателями Первой и Второй книг Царств были пророки Самуил, Нафан и Гад (1Пар 29.29). Кто-либо из пророков позднейшего времени просмотрел записи Самуила, Нафана и Гада, дополнил их (1Цар 5:5, 6:18, 9:9, 27:6; 2Цар 4:3) и придал им объединенный, законченный вид.

Первоначальными писателями Третьей и Четвертой книг Царств были следовавшие за Нафаном и Гадом пророки и дееписатели, оставившие после себя записи с приуроченными к ним названиями: «Книга дел Соломоновых» (3Цар 11.41); «Летопись царей Иудейских» (3Цар 14:29, 15:7, 23, 22:46; 4Цар 8.23); «Летопись царей Израильских»

Кто-либо из последних ветхозаветных пророков (по свидетельству еврейской и христианской древности – пророк Иеремия), а может быть, и сам великий книжник и собиратель канона ветхозаветных священных писаний Ездра, просмотрел эти записи и привел их в тот вид, в каком они дошли до нашего времени.

Книги Паралипоменон.

Название книг. Следующие в греческой Библии за кн. Царств две книги Паралипоменон составляют в древнем и современном еврейском тексте одну, известную под именем «дибрей гайомим» и отнесенную не к историческим книгам, но к так называемым «кетубим» – «агиографам» – «писаниям». Еврейское наименование, перед которым, согласно указанию, должно стоять слово «сефер» (книга), буквально значит: «книга ежедневных событий», соответствует нашему «Летопись», т.е. указывает на форму изложения материала, а включение книги в состав раздела «кетубим» объясняется, как думают, ее увещательным характером.

Время написания книг и автор. Как видно из упоминания об указе Кира, разрешившем возвращение евреям на родину (2Пар 36.22:23), а также персидских названий монет (1Пар 29.7) и мер (2Пар 3.3), кн. Паралипоменон написаны в период персидского владычества. По указанию же других данных происхождение кн. Паралипоменон с несомненностью может быть отнесено ко времени не позже священника Ездры. Первое место среди них занимает соображение, заимствованное из истории канона. По единогласному мнению самих Священных Писаний (2Мак 2.13), иудейских ученых, напр. Иосифа Флавия, отцов и учителей церкви, – Иринея Лионского, Климента Александрийского, Тертуллиана, Иоанна Златоуста, ветхозаветный канон получил свой современный вид при Ездре и Неемии.

Если время происхождения кн. Паралипоменон может быть установлено сравнительно точно, то вопрос об авторе их не подлежит определенному решению

Содержание кн. Паралипоменон и их отношение к другим ветхозаветным книгам, по преимуществу к кн. Царств. Со стороны содержания кн. Паралипоменон разделяются на две, отличные одна от другой по характеру, части. Первая – генеалогическая обнимает девять начальных глав 1-ой книги и заключает в себе родословные от Адама таблицы древних народов, а затем евреев, особенно колен Иудова, Вениамином и Левиина с некоторыми историческими и географическими замечаниями. Во второй части, обнимающей остальные главы первой книги и всю вторую, излагается после рассказа о смерти Саула (1Пар 10) история царствования Давида (1Пар 11.1 - 29:1), Соломона (2Пар 1.1 - 9:1) и преемников его до возвращения иудеев из плена по указу Кира (2Пар 10.1 - 36:1). В первой части кн. Паралипоменон совпадает по преимуществу с кн. Бытия и И. Навина, из которых заимствованы некоторые отделы (см. ниже в объяснениях), во второй – до 43 раз с книгами Царств. Но при всем сходстве с последними, сходстве иногда буквальном, кн. Паралипоменон представляют по сравнении и значительные особенности. Взамен этих пропусков в кн. Паралипоменон встречается немало прибавлений, восполняющих пробелы в истории иудейского народа. Одни из них касаются войн и других предметов частного характера, другие богослужения.

Цель написания книги. Как видно из представленного очерка отношения кн. Паралипоменон к кн. Царств, они излагают не историю народа еврейского, но историю одного двухколенного царства и притом в самых блестящих ее моментах, ознаменованных расцветом теократии. Именно, автор с особенною любовью останавливается на царствовании благочестивых царей – Давида, Соломона, Асы, Иосафата, Иоаса, Езекии и Иосии, отмечает предпринимаемые ими меры к поднятию истинного богопочитания; равным образом и из дел других царей описывает по преимуществу те, которые имели отношение к религии. Показателем такого или иного состояния последней служил культ. Отсюда у автора пространные описания богослужебного чина, должностей левитов и их служения. В полном соответствии с этим находится у автора замалчивание темных периодов теократии – времен упадка истинной религии, каковыми являются последние годы правления Соломона и все время царствования последних послепленных царей. Излагая историю теократии за время от Давида до плена вавилонского и отмечая параллельно ее состоянию состояние государства, – успехи при соблюдении религии и неудачи при ее нарушении, автор хотел показать своим современникам, как Бог награждает за верность Себе и наказывает за измену, и тем внушить им чувства страха и верности закону Иеговы.

Войны Израиля за землю. Последствия верности и неверности евреев к Богу и его закону (глава 2). Святоотеческое толкование чудесного орошения руна Гедеона (глава 6). Первый судья. Значение книги Судей Израилевых.

Название книги. Книга Судей (Sefer schofeitm, Κριται, liber Judicum, sefar daione) получила свое название от имени тех лиц, т. е. Судей израильских, о деятельности которых она преимущественно повествует.

Ключевым словом к этому всему является «анархия». «В те дни не было царя у Израиля, каждый делал то, что казалось ему справедливым», т. е. по сути дела — анархия. Слово «судья» переводится так же, как «спаситель». В Еврейскую Библию эти книги вышли под названием «Ранние Пророки», т. е. все судьи были посланы Богом. В то же время нельзя говорить о каждом судье, как о святом человеке. В нем проявляются все те недостатки, которые были присущи всему народу. Не смотря на все свои несовершенства, судьи Израиля служат отблесками грядущего Спасителя-Христа. В те смутные тяжелые времена Господь не оставил свой народ и трижды является Ангел Яхве.

Составитель книги нам неизвестен. Скорее авторство книги принадлежит Самуилу, который написал ее к концу своей жизни. Во всяком случае, из той фразы, которая, как лейтмотив проходит через всю книгу, мы можем заключить, что книга была написана после того, как в Израиле появился царь. Раз говорится о царе, то во время написания этой книги уже была царская власть. Некоторые говорят, что эту книгу написал пророк Илия или другой пророк, живший после Самуила. То, что судьи были личностями историческими и имели реальное бытие, подтверждается в других местах Ветхого Завета и Нового Завета. Это 1 книга Царств, 2 книга Царств, псалом 82:10–12, Деяния Апостолов и Послание к Евреям (глава 11). И еврейские, и христианские предания подтверждают подлинность книги и включают ее в канон.

Время книги Судей невозможно точно определить. Подсчеты показывают, что оно укладывается приблизительно в 50–100 лет. Возможно, что не все судьи жили один за другим, как написано. Может быть они жили параллельно друг другу и действовали одновременно. Вступившие в страну колена Израилевы должны были вести непрестанные войны как с коренными жителями ханаанскими, так и с другими народами.

Основной лейтмотив всей книги Судей в том, что

«в те дни не было царя у Израиля; каждый делал то , что ему казалось справедливым» (Суд 21:25). Так как Израиль поступал нечестиво, а ему казалось, что он поступает справедливо, Господь посылал ему во исправление различные испытания в виде наказаний окружающих его народов.

Каноническое достоинство книги Судей никогда не подвергалось сомнению ни в иудейской, ни в христианской церкви. Она находится во всех переводах и перечнях канонических книг Ветхого Завета, в частности у Мелитона сардийского, Оригена, в 85 правиле апостольском, в 60 правиле Лаодикийского собора, в синопсисах св. Афанасия Александрийского, и св. Иоанна Златоуста, и св. Кирилла Иерусалимского, у Епифания Кипрского, св. Ефрема Сирина, у блаж. Феодорита, блаж. Августина, в переводе блаж. Иеронима и др., и везде занимает место непосредственно после книги Иисуса Навина.

Книга разделяется на несколько условных разделов. Первый раздел (гл. 1–3) — это политические и религиозные условия жизни во времена Судей. Здесь описываются военные походы колен Иуды, Симеона и Иосифа. Второй раздел непосредственно озаглавливается «Судьи Израиля», это судья Гафаниил, Аод, Сомегар (гл. 3), Девора и Варак (гл. 4 и 5), Гедеон (гл. 6–7), Авимелех (гл. 9), Фола и Иаир (гл. 10), Иеффай (гл. 11:12), Самсон (гл. 13:16). И третья часть — дополнение к книге, резко отличающееся по стилистике, по изложению и по тематике. Это идолопоклонство Михи в Ефреме, бесчестье и беззаконие сынов Вениаминовых и гражданская война с ними (гл. 17–21).

По смерти Иисуса Навина израильтяне вопросили Господа о том, какое из колен израильских должно идти прежде других против хананеев. Это вопрошение совершалось через Урим и Туммим, который, по смерти первосвященника Елеазара, перешел к его сыну Финеесу .

На вопрос израильтян Господь сказал, что колено Иудино должно подняться на борьбу с хананеями прежде других. Колено Иудино было более многолюдным и воинственным, сравнительно с прочими (Чис. 1:26-27, 26:22, Быт.49:8-9, Втор.33:7), а посему естественно было ему прежде других выступить на борьбу с врагами всего народа, как это было и в деле против вениаминитян (Суд.20:18)..

Выступая на борьбу с хананеями, по повелению Господнему, колено Иудино пригласило идти с ним также колено Симеоново, как ближайшее к нему и как имевшее часть своего удела среди колена Иудина (ср. Нав.19:1-8)..

При помощи Божией выступившие вместе воины колен Иудина и Симеонова одолели хананеев и ферезеев, живших в Везеке, и избили из них 10 000 мужей.

Ревность израильтян по изгнанию хананеев из своих уделов, объявившаяся в первое время после смерти Иисуса Навина, впоследствии оскудела; вместо того, чтобы изгонять хананеев, израильтяне сделали их своими данниками, чем нарушили завещание Моисея

После того как израильтяне не исполнили заповеди Господней об изгнании из земли обетованной народов Ханаанских, пришел из Галгала (ср. Нав.4:19-20) в Бохим, по LXX-ти так же в Вефиль, к представителям израильского народа, Ангел Господень, который именем Господа указал им на неисполнение ими заповеди Господней относительно хананеев, и на ожидающее их за такое неисполнение воли Божией Божие наказание: неизгнанные народы будут петлей для народа израильского и боги их – предметом соблазна

По смерти Иисуса Навина и старейшин, видевших дела Господа и во время странствования народа по Аравийской пустыне, явившиеся вновь потомки сынов израилевых забыли Господа Бога, и стали служить богам ханаанских народов Ваалам и Астартам. Уклонение израильтян от веры в истинного Бога и увлечение культами ханаанских народов было неоднократно во время судей.

За таковое уклонение от истинного Бога Господь, наказывающий того, кого Он милует, как орудие для неверного народа израильского, избрал те же народности, которые оставили на своей территории израильтяне и богам которых они служили: эти народности являлись притеснителями израильтян.

Когда, под влиянием внешних притеснений, израильтяне обращались к Господу Он воздвигал им из среды народа особых лиц, которые спасали народ от внешних притеснителей и назывались судьями (schofetim) народа израильского. В спасении Израиля заключалось главное назначение судей. Их власть подобно римским диктаторам оканчивалась с их жизнью и не была наследственной. Для того, чтобы быть судией (Schofet) народа, требовались личные достоинства, а не происхождение от того или иного, хотя бы и знатного в народе, лица. Всех судей упоминаемых в книге Судей, было двенадцать.

Судьи были только орудием спасения Господня, действительным же Спасителем народа являлся Сам Господь, как Единый и Верховный Правитель народа.

Во время жизни судей как руководителей народа, израильтяне оставались верными Господу. Когда же умирал тот или иной судья, они опять уклонялись от Господа и в своей большей части впадали в идолопоклонство. Такая картина несчастия, обращения, спасения и обратного уклонения наблюдается во все время судей.

В наказание за такую неустойчивость израильского народа в вере в Истинного Бога и неисполнение повеления Господня относительно уклонения от идолопоклонства, Господь оставил некоторые из ханаанских народностей жить в пределах обетованной земли для искушения посредством их самих израильтян.

Первый судья — Гофониил. «На нем был Дух Господень, и был он судьею Израиля». При нем земля покоилась 40 лет, он помог Израилю в борьбе с царем Месопотамским.

Феодорит Кирский: Сперва Гедеон просил, чтобы роса была на руне, а вся земля оставалась сухою; а потом просил, чтобы земля покрылась влагою, и одно руно оставалось не имевшим в себе росы. А сие означало, что древле Израиль изобиловал Божественною благодатию, как руно росою, а в последствии и все естество человеческое стало причастно духовных даров, лишен же их Израиль, как руно лишено росы.

Гумна в Палестине находились обыкновенно под открытым небом и потому подвергались действию ветров, а по ночам покрывались росою. Гедеон просит Господа, чтобы овчее руно, т.е. стриженая овечья шерсть, которую он расстелет на ночь на гумне, смочилась росою, а окружающая руно земля осталась суха. В этом Гедеон желает видеть благоприятное для себя и своего дела знамение. Для знамения он избирает руно, а не другое что, вероятно потому, что оно первое на сей раз попалось ему, как занимавшемуся пасением скота, на глаза. Обилие росы, оплодотворяющей землю и освежающей воздух, жители жарких стран всегда почитали великою милостию Господа, свидетельством благословения Его. Это благословение обещает Исаак Исаву (Быт. 27:28), Моисей колену Иосифову (Втор. 33:13), Иов воспоминает о росе на жатве своей, как о великом благе во дни его счастия (Иов. 29:19). Благотворность росы для земли служила в Ветхом Завете символом благодати Божией, восстановляющей человека и оживотворяющей (Ис. 26:19). Вероятно Гедеон имеет в виду это символическое значение росы, когда просит у Бога знамения чрез росу. Даруй мне, Господи, как бы так он говорит Ему, удостоверение, что благодать Твоя снидет на народ Твой, иссушенный бедствиями, как роса сходит на сухое место.

   Не довольствуясь знамением орошения руна, Гедеон просит у Господа другого знамения обратного, которое должно состоять в том, чтобы в следующую ночь руно осталось сухим, а земля вокруг него покрылась росою. Разительно было первое знамение, потому что не иначе, как чудом можно было объяснить явление росы на руне, когда земля вокруг была суха. Правда, руно, по наблюдениям, более, чем другие предметы, способно притягивать и вбирать в себя сырость. Но если бы естественным образом могло произойти напоение руна росою среди сухой земли, Гедеон без сомнения не стал бы почитать чудом то, что могло случиться естественным порядком, – не стал бы просить этого чуда.

Этого Гедеон тем паче мог желать, что имел нужду обеспечить за собою доверие воинов, чем же лучше достигнуть этой цели, как не чудом, если это чудо совершится единственно по молитве Гедеона? – Так мы объясняем дерзновение, с каким Гедеон потребовал от Господа двойного чуда над руном. В его положении естественно было желать этого чуда. Но как удивительно его смирение! Он не был уверен, что право поступает, прося от Бога, чтобы руно осталось сухим среди мокрой земли, и потому он выразил опасение, не прогневался бы на него Господь за это дерзновение: да не прогневается убо ярость Твоя на мя, и возглаголю еще единою, и искушу еще единою руном. – Но Господь не прогневался, ибо видел, что Гедеон не по прихоти искушает Его, а по искреннему чувству нужды в Его помощи. – Господь исполнил то, чего желал Гедеон

Для объяснения, почему рассмотренную паримию положено читать на праздник Крещения Господня, должно иметь в виду символическое значение росы, о которой идет речь в паримии. Роса была, как мы видели, образом благодати Божией, которая, подобно росе освежающей и оживляющей иссушенные зноем растения, обновляет и оживотворяет людей (Ис. 26:19; Ос. 14:6). Люди до пришествия Христова, по духовному бесплодию, походили на увядшие от зноя растения. Духовное обновление их и оживотворение есть дело благодати Св. Духа. Дело это началось со времени воплощения Сына Божия; но до крещения Христова оно было сокровенно, потому что Христос до крещения не являл Себя миру. В крещении на Христа сошел Св. Дух и исполнил Его человечество всеми дарами Своей благодати. Благодать сия чрез Богочеловека вслед за крещением Его начала распространять свои спасительные действия на все человечество, так что мы все от полноты ее во Христе приняли благодать на благодать. Словеса благодати, исходившие из уст Спасителя, отверзшихся для общественной проповеди вскоре после крещения Его, были то же для людей, что – роса для земли. Души, орошенныя сею благодатию, пробудились от духовной мертвенности и расцвели для духовной жизни в лице всех уверовавших во Христа во время земной жизни Его, пока наконец со времени сошествия Св. Духа на Апостолов реки благодатной воды не разлились по всему лицу земли и не оросили ее, как орошено было руно Гедеоново и земля вокруг руна.

Тема 9.Книги Царств. Первая Книга Царств, Вторая Книга Царств, Третья Книга

Царств. Монархический период жизни еврейского народа. Автор, цель, время написания книги, ее подлинность. Сюжет, время и место действия, тема книги. Разделение книги на части и ее содержание. Символика книги. Период времени, обнимаемый книгами Царств. Писатели книг.

Первая Книга Царств. Пророческая песнь Анны и предсказание Мессии (глава 2.1-10).

Плач Давида по Саулу и Ионафану 2. Притча об овечке бедняка. Победная песнь Давида.

Призвание Самуила к пророческому служению. Саул у Андронской волшебницы (глава

28.3-25)

Вторая Книга Царств и третья Книга Царств. Пророчество Нафана об утверждении дома

Давида. Мудрость Соломона. Визит царицы Савской. Молитва Соломона на освящение

храма. Первое и второе явление Господа Соломону во сне. Пророк Израильский царь

Ахав. Краткая характеристика Израильского и Иудейского царств. Борьба истинных

пророков против ложных в Израильском царстве (Илия и его состязание с пророками

Ваала).

Тема 10.Книги Паралипоменон. Первая книга Ездры. Книга Неемии. Книга Есфири.

Наименование книги. Автор, цель, время написания книги, ее подлинность. Разделение

книги на части и ее содержание. Сюжет, время и место действия, тема книги. Символика

книги.

Книги Паралипоменон. Источники книг Паралипоменон. Распределение Давидом

священников по чредам для священнослужения при скинии храма. Перенос Давидом

ковчег завета в Иерусалим. Освящение Храма Соломоном. Божие обетование Соломону.

Повторное освящение Храма Езекией. Неканоническая молитва Манасии. Содержание

покаянной молитвы царя Манасии.

Первая книга Ездры. Очерк содержания книги. Исторические сведения об авторе. Ездра,

священник, потомок Ааронаи учитель Закона Божиего. Проблема смешанных браков.

Книга Неемии. Возвращение Неемии в Иерусалим и восстановление городских стен.

Наши рекомендации