Учебная программа по учебному предмету

Учебная программа по учебному предмету

«Химия»

для VІІІ - ІХ класcов учреждений общего среднего образования

VІІІ класc

Содержание учебного предмета

(2 ч в неделю; всего — 70 ч, из них 4 ч — резервное время)

Повторение основных вопросов курса химии VII класса (5 ч)

Основные классы неорганических соединений, их состав, строение, свойства и применение.

Тема 1. Строение атома и систематизация
химических элементов (16 ч)

История классификации химических элементов. Металлы и неметаллы. Понятие об амфотерности. Химические элементы, соединения которых проявляют амфотерные свойства. Понятие о естественных семействах элементов на примере щелочных металлов и галогенов.

Периодический закон и периодическая система химических элементов. Историческая роль Д. И. Менделеева. Структура периодической системы. Периоды. Группы.

Строение атома. Состав атомных ядер. Физический смысл атомного номера химического элемента. Нуклиды и изотопы. Понятие о природе радиоактивности.

Состояние электронов в атоме. Понятие об орбитали. Строение электронных оболочек атомов. Электронное строение атомов элементов первых трех периодов. Физический смысл периодического закона, номера периода и номера группы (для элементов А-групп).

Периодичность изменения свойств атомов химических элементов и их соединений (оксидов, гидроксидов). Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе. Роль периодического закона для развития естествознания.

Демонстрации

1. Образцы металлов и неметаллов.

2. Взаимодействие оксида кальция с водой.

3. Взаимодействие оксида углерода(IV) с гидроксидом кальция.

4. Различные типы таблиц периодической системы.

Лабораторные опыты

1. Получение гидроксида цинка и изучение его свойств.

Tema 2. Химическая связь (13 ч)

Химическая связь. Природа химической связи, условия ее образования.

Ковалентная химическая связь. Электронные и структурные формулы веществ. Одинарные и кратные связи.

Электроотрицательность. Неполярная и полярная ковалентная связь. Ионная связь. Металлическая связь. Понятие о межмолекулярном взаимодействии. Кристаллическое состояние вещества: атомные, ионные, металлические и молекулярные кристаллы.

Степень окисления. Определение степени окисления атомов в химических соединениях. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окислительно-восстановительные реакции в химии, промышленности, энергетике и природных процессах.

Демонстрации

1. Образцы веществ с ковалентным, ионным и металлическим типом химической связи.

2. Кристаллические решетки хлорида натрия, алмаза, металлов, углекислого газа.

Лабораторные опыты

2. Составление моделей молекул с ковалентным типом химической связи.

Tема 3. Растворы (15 ч)

Однородные и неоднородные смеси веществ и их использование.

Растворы. Вода как универсальный растворитель. Строение молекулы воды.

Растворение твердых, жидких и газообразных веществ в воде. Влияние температуры, давления и степени измельчения растворяемого вещества на процесс растворения.

Качественные и количественные характеристики состава растворов. Концентрированные и разбавленные, насыщенные и ненасыщенные растворы. Массовая доля растворенного вещества.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Понятие о сильных и слабых электролитах. Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей.

Реакции ионного обмена. Условия их протекания.

Вода и растворы в жизнедеятельности человека.

Понятие о жесткости воды и способах ее устранения.

Расчетные задачи

1. Вычисление массовой доли и массы растворенного вещества (растворителя).

Демонстрации

1. Суспензии и эмульсии.

2. Зависимость растворимости твердых и газообразных веществ от температуры.

3. Приготовление насыщенного и ненасыщенного растворов соли.

4. Испытание веществ и их растворов на электрическую проводимость.

5. Реакции обмена между растворами электролитов.

Лабораторные опыты

3. Обнаружение ионов водорода и гидроксид-ионов в растворах.

4. Уменьшение жесткости воды.

Практические работы

1. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества (1 ч).

2. Реакции обмена между растворами электролитов (1 ч).

Тема 4. Металлы (17 ч)

Положение металлов в периодической системе химических элементов и особенности электронного строения их атомов.

Физические свойства металлов. Понятие о сплавах. Использование металлов и сплавов в быту и производственной деятельности человека.

Общие химические свойства металлов: взаимодействие с неметаллами, водой, разбавленными кислотами, солями. Ряд активности металлов. Понятие о коррозии металлов, защита металлов от коррозии.

Соединения металлов: основные оксиды, основания, соли. Качественное обнаружение катионов металлов (кальция, бария).

Нахождение металлов в природе. Химические способы получения металлов из их природных соединений: восстановление углеродом, оксидом углерода(II), водородом, металлами. Понятие об электролизе.

Демонстрации

1. Коллекция образцов металлов и сплавов.

2. Взаимодействие металлов с водой, кислородом.

3. Качественные реакции на катионы металлов.

Лабораторные опыты

5. Взаимодействие меди с кислородом.

6. Взаимодействие металлов с растворами кислот.

7. Взаимодействие металлов с растворами солей.

8. Обнаружение ионов кальция в растворе.

9. Ознакомление с образцами природных соединений металлов.

Практические работы

3. Решение экспериментальных задач по теме (1 ч).

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

понятия:

амфотерность; периодическая система химических элементов (период, группа); относительная атомная масса; строение атома; изотопы; орбиталь; электронный слой; валентные электроны; химическая связь, ковалентная связь (полярная и неполярная); электронная и структурная формулы; электроотрицательность; ион, ионная связь; металлическая связь; межмолекулярное взаимодействие; молекулярное и немолекулярное строение вещества; атомные, ионные, металлические, молекулярные кристаллы; степень окисления; восстановитель, окислитель, восстановление, окисление; смеси; раствор; растворимость вещества; электролиты и неэлектролиты; анион, катион; ионные реакции; ряд активности металлов; сплавы;

закономерности, законы, теории:

периодический закон Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений по группам и периодам; теория электролитической диссоциации;

величины, единицы, постоянные:

растворимость; массовая доля растворенного вещества.

Учащиеся должны уметь:

называть:

формулировку периодического закона; тип химической связи; катионы и анионы; условия протекания реакций ионного обмена; химические элементы металлы; физические и химические свойства металлов и их соединений; качественные реакции на катионы Ca2+ и Ba2+;

определять:

тип химической связи в простом веществе; тип химической связи между атомами типичного металла и неметалла, между атомами неметаллов с различными значениями электроотрицательности; вещество-окислитель и вещество-восстановитель по уравнению окислительно-восстановительной реакции;

различать:

вещества с различным типом химической связи по формулам; ионные (полные, сокращенные) и молекулярные уравнения реакций;

составлять:

схемы заполнения электронами электронных слоев атомов химических элементов первых трех периодов периодической системы; уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращенные ионные уравнения реакций; уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов и способы их получения;

характеризовать:

химические элементы по положению в периодической системе и строению атомов; закономерности изменения свойств химических элементов и образуемых ими соединений (простые вещества, оксиды, гидроксиды) на основе положения в периодической системе; межмолекулярное взаимодействие; раствор; растворитель, растворенное вещество; растворимость; кислоты, щелочи, соли как электролиты; физические и химические свойства металлов; способы получения металлов;

объяснять:

физический смысл атомного номера, номера периода и номера группы (для А-групп); физический смысл периодического закона; закономерности изменения свойств атомов химических элементов для атомов элементов первых трех периодов и А-групп; электропроводность растворов электролитов;

анализировать:

результаты лабораторных опытов, практических работ; учебную информацию;

применять:

изученные понятия и законы при характеристике состава и свойств веществ, химических реакций, способов получения веществ; правила безопасного поведения при обращении с веществами, химической посудой, лабораторным оборудованием и приборами;

обращаться:

с неорганическими веществами, химической посудой, лабораторным оборудованием, приборами;

проводить:

математические вычисления при решении расчетных задач; химический эксперимент;

пользоваться:

учебником; инструкцией по правилам безопасного поведения в химическом кабинете; инструкцией при выполнении химического эксперимента.

ІХ класc

Содержание учебного предмета

(2 ч в неделю; всего — 70 ч, из них 4 ч — резервное время)

Тема 1. Неметаллы (26 ч)

Общая характеристика неметаллов. Положение неметаллов в периодической системе химических элементов. Простые вещества неметаллы. Физические свойства. Понятие об аллотропии и аллотропных модификациях. Неметаллы в природе.

Галогены. Положение галогенов в периодической системе химических элементов. Электронное строение их атомов. Простые вещества галогены, их физические свойства. Химические свойства галогенов — простых веществ: взаимодействие с металлами, водородом.

Хлороводород, соляная кислота. Химические свойства соляной кислоты: взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями и солями. Хлориды. Качественная реакция на хлорид-ионы. Применение соляной кислоты и хлоридов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений.

Кислород и сера. Положение в периодической системе химических элементов. Электронное строение атомов кислорода и серы.

Аллотропные модификации кислорода, понятие об аллотропных модификациях серы. Простые вещества кислорода и серы, их физические свойства. Химические свойства кислорода и серы — простых веществ: взаимодействие с металлами, водородом. Применение простых веществ кислорода и серы.

Оксиды серы(IV) и серы(VI). Их взаимодействие с водой.

Серная кислота, ее физические свойства. Химические свойства разбавленной серной кислоты: взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями, солями. Особенности взаимодействия концентрированной серной кислоты с металлами на примере реакции с медью. Соли серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ионы. Применение серной кислоты и ее солей.

Азот и фосфор. Положение в периодической системе химических элементов. Электронное строение атомов азота и фосфора.

Простые вещества азота и фосфора, их физические свойства, взаимодействие с кислородом.

Аммиак, его физические свойства. Химические свойства аммиака: горение в кислороде, взаимодействие с водой и кислотами. Применение аммиака.

Азотная кислота и ее физические свойства. Химические свойства азотной кислоты: взаимодействие с основными оксидами, основаниями, солями. Особенности взаимодействия азотной кислоты с металлами на примере меди. Нитраты. Применение азотной кислоты.

Оксид фосфора(V). Фосфорная кислота, ее кислотные свойcтва. Соли фосфорной кислоты — фосфаты. Применение фосфорной кислоты и фосфатов. Понятие о минеральных удобрениях.

Углерод и кремний. Положение в периодической системе химических элементов. Электронное строение атомов углерода и кремния.

Простые вещества углерода и кремния. Аллотропные модификации углерода, их физические свойства. Химические свойства простых веществ: взаимодействие c кислородом.

Оксид углерода(II): восстановительные свойства, горение. Оксид углерода(II) как ядовитое вещество и загрязнитель атмосферного воздуха.

Оксид углерода(IV): физические свойства; образование при горении углерода и органических веществ, термическом разложении карбоната кальция. Химические свойства углекислого газа: взаимодействие с водой, основными оксидами и основаниями. Качественная реакция на углекислый газ.

Оксид кремния(IV): немолекулярное строение, физические свойства. Химические свойства оксида кремния(IV): взаимодействие с основными оксидами, основаниями, солями.

Угольная кислота. Соли угольной кислоты — карбонаты и гидрокарбонаты: разложение при нагревании, взаимодействие с кислотами. Качественная реакция на карбонат-ионы. Кремниевая кислота: получение, разложение при нагревании. Силикаты. Применение соединений углерода и кремния.

Строительные материалы на основе природных оксидов и солей: керамика, кирпич, известь, цемент, бетон, стекло.

Демонстрации

1. Образцы простых веществ неметаллов.

2. Качественная реакция на хлорид-ионы.

3. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с медью.

4. Растворение аммиака в воде.

5. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

6. Ознакомление с образцами минеральных удобрений.

7. Адсорбционные свойства активированного угля: поглощение им растворенных или газообразных веществ.

8. Взаимодействие карбонатов с кислотами.

9. Образцы природных соединений кремния.

10. Коллекция стекла и строительных материалов.

Лабораторные опыты

1. Обнаружение сульфат-ионов в растворе.

2. Обнаружение карбонат-ионов в растворе.

Практические работы

1. Получение и изучение свойств оксида углерода(IV) (1 ч).

2. Решение экспериментальных задач по теме (1 ч).

Tема 2. Введение в органическую химию.
Углеводороды (12 ч)

Общая характеристика органических соединений. Молекулярные и структурные формулы углеводородов.

Теория химического строения органических соединений.

Алканы. Метан, его состав и строение. Химические свойства метана: реакции замещения атома водорода на галоген (хлор, бром); реакции окисления (полное и неполное сгорание). Применение метана.

Насыщенные углеводороды (алканы) (С1—С4); их состав и строение. Физические свойства алканов. Гомологический ряд алканов. Понятие о структурной изомерии: изомерия цепи атомов углерода. Номенклатура алканов.

Алкены. Этилен, его состав и строение. Химические свойства этилена: реакции присоединения (водорода, галогенов). Получение и применение этилена.

Гомологический ряд ненасыщенных углеводородов с одной двойной связью (алкенов): этен, пропен и бутены; их состав и строение. Структурная изомерия алкенов. Номенклатура алкенов.

Алкины. Ацетилен, его состав и строение. Химические свойства ацетилена: реакции присоединения (водорода). Получение ацетилена (из карбида кальция) и его применение.

Арены. Состав и строение ароматических углеводородов на примере бензола. Химические свойства бензола: реакции замещения атома водорода на галоген (бром, хлор).

Важнейшие органические вещества в природе. Основные источники углеводородов: природный газ и нефть. Основные продукты переработки нефти (бензин, керосин, дизельное топливо и масла). Охрана окружающей среды от загрязнений при переработке углеводородного сырья.

Расчетные задачи

1. Нахождение молекулярной формулы углеводорода по массовым долям элементов.

Демонстрации

1. Модели молекул насыщенных и ненасыщенных углеводородов.

2. Взаимодействие этилена с иодной водой.

3. Получение ацетилена из карбида кальция.

4. Образцы продуктов переработки нефти.

Лабораторные опыты

3. Изготовление шаростержневых моделей молекул углеводородов.

Тема 3. Кислородсодержащие органические
соединения (11 ч)

Спирты. Строение спиртов. Функциональная гидроксильная группа.

Состав и строение одноатомных насыщенных спиртов. Структурная изомерия. Номенклатура спиртов. Физические свойства спиртов.

Химические свойства этанола: реакции замещения атома водорода на активный металл и окисления (горение). Применение этанола. Действие спиртов на организм человека.

Понятие о многоатомных спиртах. Состав и строение глицерина. Физические свойства.

Химические свойства многоатомных спиртов: реакции замещения атома водорода на металл (натрий). Качественная реакция на многоатомные спирты с гидроксидом меди(II). Применение этиленгликоля и глицерина.

Карбоновые кислоты. Строение карбоновых кислот. Функциональная карбоксильная группа. Состав и строение насыщенных одноосновных карбоновых кислот. Муравьиная, уксусная и стеариновая кислоты.

Представление о низших и высших карбоновых кислотах. Физические свойства карбоновых кислот.

Химические свойства уксусной кислоты: взаимодействие с металлами, основными оксидами, щелочами, солями более слабых кислот. Применение уксусной кислоты.

Жиры. Состав и строение природных жиров. Физические свойства жиров. Химические свойства: гидролиз жиров. Мыла (состав и формулы). Представление о синтетических моющих средствах. Применение жиров.

Углеводы. Понятие об углеводах. Глюкоза: состав, строение; молекулярная и структурная формулы. Физические свойства глюкозы. Реакция брожения глюкозы. Качественная реакция на наличие нескольких гидроксильных групп в молекуле глюкозы — взаимодействие с гидроксидом меди(II). Применение глюкозы.

Сахароза: состав, молекулярная формула. Химические свойства: гидролиз. Представление о фруктозе. Сахароза в природе.

Демонстрации

1. Модели молекул этанола, глицерина, уксусной кислоты.

2. Взаимодействие этанола с натрием.

3. Горение этанола.

4. Взаимодействие глицерина с натрием.

5. Растворимость жиров.

6. Испытание растворов мыла и синтетических моющих средств индикаторами.

7. Реакция глюкозы с гидроксидом меди(II).

8. Разложение сахарозы.

Лабораторные опыты

4. Изучение свойств глицерина.

5. Изучение химических свойств уксусной кислоты.

6. Действие мыла и синтетических моющих средств в жесткой воде.

Демонстрации

1. Модели молекул метиламина, этиламина, аминоуксусной кислоты.

2. Образец аминоуксусной кислоты.

Практические работы

3. Решение экспериментальных задач (1 ч).

Демонстрации

1. Образцы высокомолекулярных соединений.

2. Образцы крахмала и целлюлозы (вата).

3. Отношение крахмала к воде.

4. Отношение белков к воде.

5. Денатурация белков.

6. Действие концентрированной азотной кислоты на белок.

Лабораторные опыты

7. Взаимодействие крахмала с иодом.

8. Цветные реакции белков.

Практические работы

4. Решение экспериментальных задач (1 ч).

Учебная программа по учебному предмету

«Химия»

для VІІІ - ІХ класcов учреждений общего среднего образования

Наши рекомендации