Ср, 09/07/2016 - 14:24 — Вячеслав Румянцев
ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ - древнейший памятник южнорусского летописания; летопись получила название по местонахождению ее списка в Ипатьевском монастыре (Кострома). Кроме Ипатьевского списка начала 15 века, открытого Н. M. Карамзиным (хранится в Библиотеке АН СССР), самостоятельное значение имеет Хлебниковский список 16 века (Государственная публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина). Другие списки - Погодинский, Ермолаевский и Краковский - восходят в конечном счете к Хлебниковскому. Ипатьевский и Хлебниковский списки, существенно отличаясь друг от друга, восходят к общему протографу - южнорусскому летописному своду конца 13 века. Впервые Ипатьевская летопись была издана с 1111 года во 2-м томе Полного собрания русских летописей в 1843 году, а полностью текст издан в 1871 году и переиздан в 1908 году А. А. Шахматовым. Новое издание было начато в 1923 году, но вышел только 1 выпуск (до 1146 года). В 1963 году издание 1908 года воспроизведено фототипическим способом. Ипатьевская летопись но составу разделяется на три основных части: первая - "Повесть временных лет" с продолжением до 1117 года; вторая (события 1118-1199 годов) - Киевский свод конца 12 века; третья (до 1292 года) - в основном галицко-волынские летописные записи, которые, судя по Хлебниковскому списку, в оригинале летописи не имели разбивки по годам. Ипатьевская летопись является ценнейшим источником по истории Юго-Западной Руси до конце 13 века. Замечательной особенностью ее является светский характер ряда рассказов. Многие галицко-волынские записи отличаются ярким, образным языком, поднимающим летопись до уровня поэтического произведения.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 6. ИНДРА - КАРАКАС. 1965.
Литература:
Шахматов А. A., Обозрение рус. летописных сводов XIV-XVI вв., М.-Л., 1938, гл. 4-5; Приселков М. Д., История рус. летописания XI-XV вв., Л., 1940, гл. 2; Черепнин Л. В., Летописец Даниила Галицкого, в сб.: ИЗ, (т.) 12, (M.), 1941; Лихачев Д. С., Рус. летописи и их культурно-историч. значение, М.-Л., 1947; Пашуто В. Т., Очерки по истории Галицко-Волынской Руси, М., 1950, с. 17-133.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Летопись Авраамки
Ср, 09/07/2016 - 14:28 — Вячеслав Румянцев
Летопись Авраамки - общерусский летописный свод; составлен в Смоленске в конце XV в. Название своё получил по имени писца Авраамки, переписавшего (1495) по повелению смоленского епископа Иосифа Солтана большой сборник, в составе которого была и эта летопись. Непосредственным источником Летописи Авраамки послужил Псковский свод, объединявший известия различных летописей (Новгородский 4-й, Новгородский 5-й и др.). В Летописи Авраамки наиболее интересны статьи 1446 -1469 и юридические статьи (в их числе - Русская Правда), соединённые с Летописью Авраамки.
+ + +
ЛЕТОПИСЬ АВРААМКИ - общерусский летописный свод, составленный в Смоленске в конце 15 века. Название Летопись Авраамки получила по имени писца Авраамки, переписавшего в 1495 году по повелению смоленского епископа Иосифа Солтана большой сборник, в составе которого была и эта летопись. Непосредственным источником Летописи Авраамки послужил псковский свод, имевший компилятивный характер и объединявший известия различных летописей (Новгородской IV, Новгородской V и др.). В Летописи Авраамки наиболее интересны статьи 1446-1469 годов и юридические статьи (в их числе Русская правда), соединенные с Летописью Авраамки. Опубликована в ПСРЛ, том 16 (СПБ, 1889).
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.
Литература:
Шахматов А. A., Обозрение русских летописных сводов XIV-XVI вв., М.-Л., 1938, с. 231-255 и 369.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Летописец великий русский
Ср, 09/07/2016 - 12:22 — Вячеслав Румянцев
ЛЕТОПИСЕЦ ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ - не сохранившаяся русская летопись 14 века. Ссылка на нее имелась под 1392 годом в Троицкой летописи и известна по выписке Н. M. Карамзина (прим. 148 к V тому "Истории государства Российского"). Текст летописца был использован в Троицкой и Симеоновской летописях, Владимирском летописце и др. Согласно гипотезе М. Д. Приселкова, летописец представлял собой московскую великокняжескую летопись, доведенную до 1389 года. Источником для ее составления послужила предшествовавшая московская великокняжеская летопись. Редакторы летописца тенденциозно возвеличивали представителей московского княжеского дома, подчеркивая их права на великое княжение Владимирское.
В. А. Кучкин. Москва.