Вс, 12/18/2016 - 15:21 — Вячеслав Румянцев

Александро-Невская летопись

Вс, 12/18/2016 - 15:21 — Вячеслав Румянцев

Александро-Невская летопись часть рукописи середины XVII в., разделенная на 5 книг, каждая из которых является копией соответствующей части Лицевого свода Ивана Грозного; А.-Н. л. составляет пятую книгу, содержащую статьи 7042/1534–7061/1553 и 7071/1563–7075/1576, а также фрагмент летописи времени правления Федора Ивановича. Текстологический анализ показывает, что Александро-Невская летопись была переписана с последней части Лицевого свода, представлявшей еще кипу непереплетенных и перепутанных листов, являющихся как первоначальной редакцией летописи, так и переработанной ее копией (неполной).

И. Н. Данилевский.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 265.

+ + +

АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ - летописный сборник 17 века, принадлежащий Александро-Невской лавре. По мнению А. Е. Преснякова, это - копия части обширного лицевого (иллюстрированного) летописного свода 16 века, который уже в 17 веке оказался разрозненным и разошедшимся по разным владельцам, причем Александро-Невская летопись воспроизводит многие утраченные листы. Наиболее оригинальным и интересным в этой летописи является описание событий 1563-1567 годов, в частности учреждения опричнины. Этот отрывок Александро-Невской летописи опубликован (РИБ, т. 3, СПБ, 1876, с. 161-294; ПСРЛ, т. 13, 2-я пол., СПБ, 1906, с. 361-408).

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.

Литература:

Александро-Невская летопись // Полное собрание русских летописей. М., 1965. Т. 29;

Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI–XVII веков. М., 1980. С. 227–231.

Пресняков А. Е., Московская историческая энциклопедия XVI в., СПБ, 1900;

Пресняков А. Е., Новые данные для изучения Моск. летописных сводов, "ЖМНП", 1895, июль.

Галицко-Волынская летопись

Вт, 12/13/2016 - 18:21 — Вячеслав Румянцев

ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКАЯ ЛЕТОПИСЬ сохранилась в составе Ипатьевской летописи, представляет собой относительно обособленную ее часть (охватывает события 1238-1292 годов). Основой Галицко-Волынской летописи был Галицко-Волынский княжеский свод 1246 года, который был составлен в городе Холме при князе Данииле Романовиче на основе свода конца 12 века (его исходным материалом была Повесть временных лет), дополненного данными Киевской летописи 1238 года и местных источников 1238-1246 годов. Свод 1246 года перерабатывался и дополнялся во Владимире Волынском при князе Васильке Романовиче (умер около 1271 года). Следующая часть Галицко-Волынской летописи - летописный свод князя Владимира Васильковича, законченный вскоре после его смерти (около 1290 года). В нем использованы княжеская придворная хроника, новогрудокская летопись о литовских князьях, антитатарские повести и другие. Свод 1290 года был продолжен при преемнике Владимира Васильковича - князе Мстиславе Данииловиче (умер после 1292 года). Текст Галицко-Волынской летописи сохранился в Ипатьевском и Хлебниковском списках Ипатьевской летописи. Из Хлебниковского списка видно, что Галицко-Волынская летопись велась без хронологической сети, в ней не было определенных указаний дат от сотворения мира. Галицко-Волынская летопись - важнейший источник по истории внутренней и внешнеполитической истории Юго-Западной Руси и Литвы. По своему содержанию Галицко-Волынская летопись отличается светским характером. В то же время в оценке многих событий чувствуется церковная окраска.

С. М. Каштанов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.

Публикации:

ПСРЛ, т. 2.

Литература:

Черепнин Л. В., Летописец Даниила Галицкого, в сб.: ИЗ, т. 12, М., 1941; Пашуто В. Т., Очерки по истории Галицко-Волынской Руси, М., 1950; его же, Образование Литов. гос-ва, М., 1959, с. 18-42; Еремин И. П., Волынская летопись 1289-1290 гг., в сб.: Тр. ОДРЛ, т. 13, М.-Л., 1957; Генсьорський А. I., Редакцiï Галицько-Волинського лiтопису, в сб.: Науковiзаписки (Ин-ту Суспiльних наук АН УРСР), т. 4, К., 1957.

Густынская летопись

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.

Публикации:

ПСРЛ, т. 2, СПБ, 1843, с. 231-373.

Львовская летопись

Чт, 08/18/2016 - 22:02 — Вячеслав Румянцев

Львовская летопись - летописный свод, охватывающий события с древнейших времен до 1560 года. Названа по имени издателя Н. А. Львова, выпустившего её в 1792 году. В основе летописи лежит свод, сходный со 2-и Софийской летописью (в части с кон. XIV в. до 1318) и Ермолинской летописью. В Львовской летописе имеются некоторые оригинальные ростово-суздальские известия) происхождение которых может быть связано с одной из ростовских редакций общерусских митрополичьих сводов.

+ + +

ЛЬВОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ - летописный свод, охватывающий события с древнейших времен до 1560 года. Свое название получила по изданию ее Н. А. Львовым в 1792 году, которое страдает многими дефектами. Вторично Львовская летопись издана в ПСРЛ по двум спискам (т. 20, ч. 1-2, СПБ, 1910, 1914). В основе Львовской летописи лежит свод, сходный со 2-й Софийской летописью (в части с конца 14 века до 1518 года) и с Ермолинской летописью. В Львовской летописи имеются также некоторые оригинальные ростово-суздальские известия, происхождение которых может быть связано с одной из ростовских редакций общерусских митрополичьих сводов. Состав Львовской летописи еще очень слабо изучен.

Львов Н.А.

Лицевой летописный свод

О. И. Подобедова. Москва.

Адашев А.Ф.

Лизогубовская летопись

Ипатьевская летопись

Шахматов А. A., Обозрение рус. летописных сводов XIV-XVI вв., М.-Л., 1938, гл. 4-5; Приселков М. Д., История рус. летописания XI-XV вв., Л., 1940, гл. 2; Черепнин Л. В., Летописец Даниила Галицкого, в сб.: ИЗ, (т.) 12, (M.), 1941; Лихачев Д. С., Рус. летописи и их культурно-историч. значение, М.-Л., 1947; Пашуто В. Т., Очерки по истории Галицко-Волынской Руси, М., 1950, с. 17-133.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Летопись Авраамки

Летописец великий русский

В. А. Кучкин. Москва.

Летописец начала царства

С. О. Шмидт. Москва.

Адашев А.Ф.

Макарий

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

А. Г. Кузьмин. Рязань.

Летописец Соловецкий

В. И. Сергеев. Москва.

Лаврентьевская летопись

С. М. Каштанов. Москва.

Лаврентий

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В. Д. Назаров. Москва.

ПСРЛ, т. 17; Шахматов А. A., Обозрение рус. летописных сводов XIV-XVI вв., М.-Л., 1938; Пашуто В. Т., Образование литов. гос-ва, М., 1959; Очерки истории историч. науки в СССР, т. 1, М., 1955.

Нижегородский летописец

В. А. Кучкин. Москва.

Никаноровская летопись

НИКАНОРОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ - русская летопись конец 15 века. Названа по имени владельца одного из списков Никанора - архимандрита Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Сходство Никаноровской летописи с Вологодско-Пермской и неопубликованным летописным текстом (Библиотека им. Ленина, ГБЛ, Муз., 3271) дает основание предполагать, что она была составлена при дворе вологодско-пермских епископов в конце 15 века как общерусская основа местной летописи. Известна в двух списках 80-х годов 17 века. В Никаноровской летописи излагаются события русской истории с 9 века по 1471 год включительно. Источниками Никаноровской летописи послужили Софийская Первая летопись старшего извода (до статьи 1416) и Московский свод 1472 или более позднего времени (статьи 1408, 1420-1471 годы). В оценке прошлого составитель Никаноровской летописи занимал промосковские позиции.

В. А. Кучкин. Москва.

Никоновская летопись

А. М. Сахаров. Москва.

ПСРЛ, т. 9-13, М., 1965.

Литература:

Пресняков А. Е., Моск. ист. энциклопедия XVI в., "Изв. ОРЯС", 1900, т. 5, кн. 3; Шахматов A. A., Обозрение рус. летописных сводов XIV-XVI вв., М.-Л., 1938; Лихачев Д. С., Рус. летописи и их культурно-ист. значение, М.-Л., 1947; Лавров Н. P., Заметки о Никоновской летописи, в кн.: Летопись занятий постоянной ист.-археографич. комиссии за 1926, в. 1 (34), Л., 1927; Розанов С. П., Никоновский летописный свод. Иоасаф как один из его составителей, "Изв. ОРЯС", т. 3, кн. 1, Л., 1930; Кузьмин А. Г., К вопросу о времени создания и редакциях Никоновской летописи, в кн.: Археография, ежегодник за 1962 г., М., 1963.

Автор:

Никон

Новгородские летописи

НОВГОРОДСКИЕ ЛЕТОПИСИ - важнейший источник по общественно-политической истории русских земель и особенно Новгородской земли 11-17 веков. Летописание в Новгороде началось в 11 веке и продолжалось до 18 века.

Изданные Новгородских летописей условно обозначаются пятью номерами. Древнейшая из них, Новгородская I летопись, известна в двух редакциях (изводах). Старшая редакция сохранилась в одном дефектном пергаментном списке (Синодальном) 13-14 веков. Изложение в нем доведено до 30-х годов 14 века. Младшая редакция является продолжением и частичной переработкой старшего извода. Изложение событий в ней доведено до 40-х годов 15 века. В её состав включены краткая редакция Русской правды и юридический сборник, который содержит ряд законодательных памятников. В Новгородской I летописи новгородские записи преобладают со 2-го десятилетия 12 века. Новгородская IV летопись сохранилась в ряде списков, доводящих изложение до 40-х и 70-х годов 15 века. Некоторые списки продолжены и далее. В части до 1418 года Новгородская IV летопись близка Софийской I летописи и обе они основаны на недошедшем новгородско-софийском своде. Новгородская V летопись является переработкой Новгородской IV летописи по одной из редакций Новгородской I летописи. Основная ее часть доведена до 1446 года. Новгородская II и III летописи имеют более позднее происхождение. Новгородская II летопись является подборкой выписок из разных Новгородских летописей, осуществленной в конце 16 века (сохранилась в одном дефектном списке). Особый интерес представляют ее сведения о времени царствования Ивана Грозного. В Новгородской III летописи собраны сведения по церковной истории Новгорода и содержится большое количество сведений по истории архитектуры. Основная ее редакция доведена до 1674 года, но некоторые списки продолжены и далее. Кроме названных летописей, имеется еще большое количество неизданных Новгородских летописей. Некоторые из них по содержанию близки сводам новгородско-софийской группы летописей (например, так называемая Новгородская VI летопись) или являются соединением материалов новгородского летописания с общерусскими. Большая группа неопубликованных Новгородских летописей близка к Новгородской III летописи. Новгородское летописание занимает виднейшее место в общерусском летописании; оно оказало влияние почти на все общерусские своды 2-й половины 15 - начала 16 веков. Выражая в целом идеологию господствующих классов боярской республики, новгородские летописцы в ряде случаев становились на сторону трудящихся слоев города. Значительный интерес представляют новгородские записи периода образования единого Русского государства, которые позволяют корректировать и дополнять известия московских, тверских и других летописей.

А. Г. Кузьмин. Рязань.

Новгородские летописи, СПБ, 1879; ПСРЛ, т. 4, ч. 1 (в. 1-3) - 2 (в. 1), П.-Л., 1915-29; Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов, М.-Л., 1950; Новгородская харатейная летопись, М., 1964; Новгородская (вторая) архивская летопись, ПСРЛ, т. 30, М., 1965; Шахматов A. A., Обозрение рус. летописных сводов XIV-XVI вв., М.-Л., 1938; Лихачев Д. С., Рус. летописи и их культурно-ист. значение, М.-Л., 1947; Азбелев С. Н., Новгородские летописи XVII в., Новгород, 1960.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Новый летописец

В. Д. Назаров. Москва.

ОБЩЕРУССКИЕ ЛЕТОПИСНЫЕ СВОДЫ - летописные памятники, включавшие в свой состав летописание различных феодальных центров средневековой Руси и излагавшие историю отдельных областей и княжеств с общерусской точки зрения. Понятие «Общерусские летописные своды» введено А. А. Шахматовым. Их появление он связывал с деятельностью русских митрополитов и датировал началом 14 века. В настоящее время первым Общерусским летописным сводом принято считать Повесть временных лет. В 12-13 веках Общерусские летописные своды составлялись в монастырях и при дворе владимирских князей, а в 14-16 веках - преимущественно при дворах митрополитов и великих князей всея Руси. Многообразие источников и широта политического кругозора отличают Общерусские летописные своды от областного летописания.

Летописи

Что такое летописи?

Летописи, исторические произведения XI-XVII вв., в которых повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: “в лето” — отсюда название — летопись. Слова “летопись” и “летописец” равнозначащи, но летописцем мог называться также и составитель такого произведения. Летописи — важнейшие исторические источники, самые значительные памятники общественной мысли и культуры Древней Руси. Обычно в летописи излагалась русская история от ее начала, иногда летописи открывались библейской историей и продолжались античной, византийской и русской. Летописи играли важную роль в идеологическом обосновании княжеской власти в Древней Руси и пропаганде единства русских земель. Летописи содержат значительный материал о происхождении восточных славян, о их государственной власти, о политических взаимоотношениях восточных славян между собой и с др. народами и странами.

Характерной чертой летописи является вера летописцев во вмешательство божественных сил. Новые летописи составлялись обычно как своды предшествующих летописей и различных материалов (исторических повестей, житий, посланий и пр.) и заключались записями о современных летописцу событиях. Литературные произведения вместе с тем использовались в летописях в качестве источников. Предания, былины, договоры, законодательные акты, документы княжеских и церковных архивов также вплетались летописцем в ткань повествования. Переписывая включаемые в летопись материалы, он стремился создать единое повествование, подчиняя его исторической концепции, соответствовавшей интересам того политического центра, где он писал (двор князя, канцелярия митрополита, епископа, монастыря, посадничья изба и т.п.). Однако наряду с официальной идеологией в летописях отображались взгляды их непосредственных составителей. Летописи свидетельствуют о высоком патриотическом сознании русского народа в XI-XVII вв. Составлению летописей придавалось большое значение, к ним обращались в политических спорах, при дипломатических переговорах. Мастерство исторического повествования достигло в них высокого совершенства. Списков летописей дошло не менее 1500. В их составе сохранились многие произведения древнерусской литературы: “Поучение” Владимира Мономаха, “Сказание о Мамаевом побоище”, “Хождение за три моря” Афанасия Никитина и др. Древние летописи XI-XII вв. сохранились только в позднейших списках. Древнейший список летописей с датой — краткий летописец Константинопольского патр. Никифора, дополненный русскими статьями до 1278, содержащийся в Новгородской кормчей 1280. Наиболее известный из ранних летописных сводов, дошедший до нашего времени, — “Повесть временных лет”. Ее создателем считают Нестора — монаха Печерского монастыря в Киеве, написавшего свой труд около 1113 года.

В Киеве в XII веке летописание велось в Киево-Печерском и Выдубицком Михайловском монастырях, а также при княжеском дворе. Галицко-волынское летописание в XII в. сосредоточивается при дворах галицко-волынских князей и епископов. Южнорусское летописание сохранилось в Ипатьевской летописи, которая состоит из “Повести временных лет”, продолженной в основном киевскими известиями (кончая 1200), и Галицко-Волынской летописи (кончая 1289-92). Во Владимиро-Суздальской земле главными центрами летописания были Владимир, Суздаль, Ростов и Переяславль. Памятником этого летописания является Лаврентьевская летопись, которая начинается “Повестью временных лет”, продолженной владимиро-суздальскими известиями до 1305, а также Летописец Переяславля-Суздальского (изд. 1851) и Радзивилловская летопись, украшенная большим количеством рисунков. Большое развитие получило летописание в Новгороде при дворе архиепископа, при монастырях и церквах.

Монголо-татарское нашествие вызвало временный упадок летописания. В XIV-XV вв. оно вновь развивается. Крупнейшими центрами летописания являлись Новгород, Псков, Ростов, Тверь, Москва. В летописных сводах отражались гл. образом события местного значения (рождение и смерть князей, выборы посадников и тысяцких в Новгороде и Пскове, военные походы, битвы и т.д.), церковные (поставление и смерть епископов, игуменов монастырей, постройка церквей и пр.), неурожай и голод, эпидемии, примечательные явления природы и др. События, выходящие за пределы местных интересов, отражены в таких летописях слабо. Новгородское летописание XII-XV вв. наиболее полно представлено Новгородской Первой летописью старшего и младшего изводов. Старший, или более ранний, извод сохранился в единственном Синодальном пергаменном (харатейном) списке XIII-XIV вв.; младший извод дошел в списках XV в. В Пскове летописание было связано с посадниками и государственной канцелярией при соборе Троицы. В Твери летописание развивалось при дворе тверских князей и епископов. Представление о нем дают Тверской сборник и Рогожский летописец. В Ростове летописание велось при дворе епископов, и летописи, созданные в Ростове, отражены в ряде сводов, в т.ч. в Ермолинской летописи к. XV в.

Новые явления в летописании отмечаются в XV в., когда складывалось Русское государство с центром в Москве. Политика московских вел. князей нашла свое отражение в общерусских летописных сводах. О первом московском общерусском своде дают представление Троицкая летопись н. XV в. (исчезла при пожаре 1812) и Симеоновская летопись в списке XVI в. Троицкая летопись кончается 1409. Для составления ее были привлечены разнообразные источники: новгородские, тверские, псковские, смоленские и др. Происхождение и политическая направленность этой летописи подчеркиваются преобладанием московских известий и общей благоприятной оценкой деятельности московских князей и митрополитов. Общерусским летописным сводом, составленным в Смоленске в к. XV в., была т.н. Летопись Авраамки; др. сводом является Суздальская летопись (к. XV в.).

Летописный свод, основанный на богатой новгородской письменности, “Софийский временник”, появился в Новгороде. Большой летописный свод появился в Москве в к. XV — н. XVI вв. Особенно известна Воскресенская летопись, кончающаяся на 1541 (составление осн. части летописи относится к 1534-37). В нее включено много официальных записей. Такие же официальные записи вошли в обширную Львовскую летопись, включившую в свой состав “Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича”, до 1560. При дворе Ивана Грозного в 1540-60-х был создан Лицевой летописный свод, т.е. летопись, включающая рисунки, соответствующие тексту. Первые 3 тома Лицевого свода посвящены всемирной истории (составленной на основании “Хронографа” и др. произведений), следующие 7 томов — русской истории с 1114 по 1567. Последний том Лицевого свода, посвященный царствованию Ивана Грозного, получил название “Царственной книги”. Текст Лицевого свода основан на более ранней — Никоновской летописи, представлявшей огромную компиляцию из разнообразных летописных известий, повестей, житий и пр. В XVI в. летописание продолжало развиваться не только в Москве, но и в др. городах. Наиболее известна Вологодско-Пермская летопись. Летописи велись также в Новгороде и Пскове, в Печерском монастыре под Псковом. В XVI в. появились и новые виды исторического повествования, уже отходящие от летописной формы, — “Книга степенная царского родословия” и “История о Казанском царстве”.

В XVII в. происходило постепенное отмирание летописной формы повествования. В это время появились местные летописи, из которых наиболее интересны Сибирские летописи. Начало их составления относится к 1-й пол. XVII в. Из них более известны Строгановская летопись и Есиповская летопись. В к. XVII в. тобольским сыном боярским С.У. Ремезовым была составлена “История Сибирская”. В XVII в. летописные известия включаются в состав степенных книг и хронографов. Слово “летопись” продолжает употребляться по традиции даже для таких произведений, которые слабо напоминают Летописи прежнего времени. Таким является Новый летописец, повествующий о событиях к. XVI — н. XVII вв. (польско-шведская интервенция и крестьянская война), и “Летопись о многих мятежах”.

М.Н. Тихомиров

Какие есть летописи?

Александро-Невская летопись (Данилевский И.Н.)

Галицко-Волынская летопись (Каштанов С.М.)

Густынская летопись (1300-1597 гг.)

Львовская летопись - летописный свод, охватывающий события с древнейших времен до 1560 года.

Лицевой летописный свод - летописный свод 2-й половины XVI века. Состоял из 10 тт., содержавших около 9 тысяч листов, украшенных 16 тыс. миниатюр. Создание свода длилось с перерывами более 3 десятилетий. Его можно разделить на 3 части: 3 тома хронографа, содержащего изложение всемирной истории от сотворения мира до Х века, летописание «лет старых» (1114-1533) и летописание «лет новых» (1533 - 1567). В разное время созданием свода руководили выдающиеся государсвтенные деятели (члены Избранной рады, митрополит Макарий, окольничий А. Ф. Адашев, священник Сильвестр, дьяк И. М. Висковатый и др.). В 1570 работы над сводом были прекращены.

Лизогубовская летопись (до 1737 года).

Ипатьевская летопись.

Летопись Авраамки.

Летописец великий русский (Кучкин В.А.).

«Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича» (Шмидт С.О.).

Летописец Переяславля-Суздальского (Кузьмин А.Г.).

Летописец Соловецкий (Сергеев В.И.).

Лаврентьевская летопись (Каштанов С.М.).

Летописи белорусско-литовские (Назаров В.Д.).

Нижегородский летописец (Кучкин В.А.).

Никаноровская летопись (Кучкин В.А.).

Никоновская летопись (Сахаров А.М.)

Новгородские летописи (Кузьмин А.Г.)

Новый летописец (Назаров В.Д.)

Общерусские летописные своды.

“Летописец русских царей”, летописный памятник, сохранившийся в рукописи XV в. Начало летописца (до 907) имеется еще в одном списке XV в. Собственно “Летописец русских царей” охватывает события 1138-1214. Летопись была составлена в 1216-1219 и является одной из древнейших из числа дошедших до наших дней. В основу летописца положен владимирский летописный свод н. XIII в., близкий Радзивилловской летописи. Этот свод был переработан в Переяславле-Суздальском (Залесском) с привлечением местных и некоторых других известий.

XV

Никаноровская летопись - русская летопись конца XV века. Названа по имени владельца - епископа Никанора. Сходство Никаноровской летописи с Вологотско-Пермской дает основание предполагать, что она была составлена при дворе вологодского-пермских епископов в конце XV века как общерусская ооснова местной летописи. в Никаноровской летописи события излагаются с IX века по 1472 год. Источники: Софийская первая летопись старшего взвода и Московский свод 1472 года. Составитель летописи занимал промосковскую позицию.

XV

Новгородская судная грамота - судебный кодекс Новгородской феодальной республики XV века, дошедший в редакции 1471 года в единственном экземпляре (без конца) в составе рукописного сборника середины 1470-х годов. Юридическими источниками грамоты явились статьи Русской Правды и местное новгородское право более позднего происхождения. Отдельные нормы Новгородской судной грамоты перекликаются с некоторыми нормами псковской судной грамоты и судебными порядками Северо-восточной Руси. Она состоит из разновременных частей и посвящена судоустройству и судопроизводству в Новгороде Великом. В ней определены компетенция суда архиепископа. посадника, тысяцкого, великокняжеского наместника и тиуна, указаны размеры судебных пошлин, рассмотрены различные судебные казусы. Особое внимание уделено разбору земельных тяжб. Помимо интересов господствующих классов Новгорода (бояр, житьих людей и др.), Новгородская судная грамота отразила также политику Ивана III Васильевича по ограничению произвола новгородского боярства в пользу великокняжеской власти (50 рублей штраф с боярина в случае клеветы на судей и т.п.). Новгородская судная грамота послужила одним из источников Белозерской уставной грамоты 1488 года и Судебника 1497 года.

XV век

Радзивилловская летопись - русский летописный свод, близкий по содержанию к Лаврентьеиской летописи. Начинается со времени расселения славян и заканчивается 1205 годом. Относится к владимирско-суздальским летописям. Дошла до нас в списке кон. XV в. (видимо копия списка XIII в.}, который принадлежал лит. кн. Б. Радзивиллу, а затем Кенигсбергской библиотеке. Содержит 617 красочных миниатюр, является ценным источником для изучения материальной культуры, истории и искусства Древней Руси.

XV век

Рогожский летописец - древнерус. летопис. свод XV в. Открыт Н. П. Лихачевым в кон. XIX в. в собрании рукописей Рогожского кладбища в Москве. Рогожский летописец составлен путём соединения мат-лов из сводов разного происхождения и политич. ориентавии. Охватывает события от расселения славян до 1412 г. Первая часть (до 1288) сходна с Летописью Авраамки и Летописцем епископа Павла и восходит вместе с ними к краткому извлечению из Новг.-Софийск. свода 30-х гг. XV в. Вторая часть (до 1327) сходна с известиями Твер. сборника. Третья часть (1328 -1374) представляет собой компиляцию Твер. летописи, близкой к Симоновской. Четвертая часть (1375 - 1415) схожа с Симоновской летописью. Рогожский летописец содержит ряд уникальных сведений, особенно за XIV в., не подвергшихся промоск. обработке и освещающих политич. развитие рус. земель с точки зрения твер. летописцев.

Летопись Нестора - написанная во 2-й половине XI - начале XII вв. монахом Киевского пещерного (печерского) монастыря Нестором хроника, исполненная патриотической идей русского единения. Считается ценным историческим памятником средневековой Руси.

1407-1414

Псковская судная грамота - важный документ средневекового Пскова, состоящий из 2 частей: грамоты великого князя тверского Александра Михайловича и грамоты князя Константина Дмитриевича, княжившего в Пскове в 1407 - 1414 годы. С добавлениями, сделанными позже, Псковская судная грамота была утверждена на вече в 1467 году. Она определяла судебные права князя, посадника, новгородского наместника, владыки, княжих и вечевых чиновников, судопроизводство, трактовку уголовных преступлений, имущественных прав и их нарушений, различного рода обязательств и права наследства. Даёт достаточно полную картину жизни тогдашней Псковская феодальная республики.

Далее читайте:

Митрополит Иоанн (Снычев). Православное мировоззрение в русской летописной традиции.

Лицевые летописи (определение)

Лицевые летописи

ЛИЦЕВЫЕ ЛЕТОПИСИ - русские летописи, украшенные иллюстрациями, передающие содержание ист. событий не только при помощи слова, но и средствами изобразительного искусства. Используя возможность передавать скупыми линиями и красками подробное повествование, средневековые книжники и составители летописей нередко считали изображение равноценным тексту. Традиции лицевого летописания 11-16 веков устанавливаются на основании трех сохранившихся до нашего времени рукописей: Тверского списка Хроники Георгия Амартола (начало работы 1304-1307, завершение - 1368-1377), Радзивиловской, или Кёнигсбергской летописи (90-е годы 15 века) и Лицевого летописного свода. Каждый из названных памятников лицевых летописей несет в себе следы недошедших до нашего времени древнейших иллюстрированных летописей. В памятниках лицевого летописания обнаруживается глубокое соответствие между стилем текста и иллюстрирующих его миниатюр. Условный язык миниатюриста подчинен основной цели: наглядно показать, где, когда и каким образом совершилось данное событие. Необходимость рассказать о разнообразных событиях, передать социально-исторические представления средневековой Руси вызвали к жизни стройную иконографическую систему, сложившуюся на протяжении нескольких столетий. Установилась иконографическая схема изображения дарования или приема инвеституры, начала княжения великого или удельного князя, принесения клятвы (крестного целования), заключения договоров, посылки или приема посольств, изображения рати и т. д. В лицевой летописи использовалась историческая символика (например, поднятый меч или сабля - знак военной угрозы, киворий - знак святости места). Сохраняются атрибуты царского и княжеского достоинства. Сложная "феодальная табель о ранге" строго соблюдается прежде всего при изображении одежды, головных уборов, формы престолов и т. п. Лицевой летописный свод 2-й половины 16 века может рассматриваться как своего рода кульминация в сложении иконографии исторической иллюстрации. Последующие лицевые летописи - Кунгурская летопись и многочисленные списки "Казанской истории" - следуют общей традиции исторической иллюстрации.

О. И. Подобедова. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Литература:

Пресняков А. Е., Царственная книга, ее состав и происхождение, СПБ, 1893; его же, Моск. ист. энциклопедия XVI в., "Изв. ОРЯС", СПБ, 1900, т. 5, кн. 3; Арциховский А. В., Древнерус. миниатюры как ист. источник, М., 1944; Альшиц Д. Н., Иван Грозный и приписки к лицевым сводам его времени, "ИЗ", т. 23, 1947; его же, Происхождение и особенности источников, повествующих о боярском мятеже 1553 г., там же, т. 25; Шмидт С. О., Миниатюры Царственной книги как источник по истории Моск. восстания 1547 г., "ПИ", т. 5, М., 1956; Подобедова О. И., Миниатюры рус. историч. рукописей. К истории русского лицевого летописания, М., 1965.

Tags:

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Александро-Невская летопись

вс, 12/18/2016 - 15:21 — Вячеслав Румянцев

Александро-Невская летопись часть рукописи середины XVII в., разделенная на 5 книг, каждая из которых является копией соответствующей части Лицевого свода Ивана Грозного; А.-Н. л. составляет пятую книгу, содержащую статьи 7042/1534–7061/1553 и 7071/1563–7075/1576, а также фрагмент летописи времени правления Федора Ивановича. Текстологический анализ показывает, что Александро-Невская летопись была переписана с последней части Лицевого свода, представлявшей еще кипу непереплетенных и перепутанных листов, являющихся как первоначальной редакцией летописи, так и переработанной ее копией (неполной).

И. Н. Данилевский.

Наши рекомендации