Тема № 12. Гражданская война 1918 – 1922 гг. в Сибири.
Попытка непосредственного перехода к коммунистическому производству и распределению. Иркутское восстание. Начало «Семеновщины». Мятеж чехословацкого корпуса. Интервенция стран Антанты. Образование и падение Директории. Правление адмирала А.В.Колчака. «Сибирская атамановщина». Партизанское движение в тылу белой армии. Тобольско – Петропавловское сражение. Иркутское восстание Политцентра и падение Колчака. Восстановление Советской власти в Сибири. Установление режима «военного коммунизма» и «красного террора». Восстания сибирских крестьян против продразверстки. Дальневосточная республика 1920 – 1922 гг.
Тема № 13. Послереволюционная Сибирь.
Внешнеполитическое положение Сибири. Система управления Сибирью в 1925 – 1936 гг. Эволюция административно – территориального деления Сибири. Переход к Новой экономической политике. Восстановление хозяйства. Общая оценка эффективности новой экономической системы. Сворачивание НЭПа и переход к построению нового общества. Индустриализация. Коллективизация. Культурная революция. Репрессивная политика.
Тема № 14. Сибирь в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
Перевод экономики на военные рельсы. Эвакуация промышленных предприятий и создание в Сибири второй военно-промышленной базы СССР. Самоотверженный труд тружеников тыла. Участие сибирских формирований в военных действиях. Герои – сибиряки. Красноярский край в годы войны. Ускоренное развитие промышленности. Транспортные и кадровые проблемы. Движение за максимальную производительность труда. Сельское хозяйство края. Патриотическое движение. Участие в боевых действиях. Герои – красноярцы. Война с Японией. Репрессивная политика.
Тема № 15. Послевоенная Сибирь.
Индустриальный рывок в развитии Сибири. Создание новых отраслей промышленности. Развитие транспортной системы – авиации, судоходства, железных дорог. Новые индустриальные гиганты. Создание крупнейшей энергосистемы. Новые города Сибири. Неудачи в сельском хозяйстве, целина. Развитие сибирской науки, создание новых научных центров. Подъем культуры и образования в Сибири. Новые проблемы экологического, экономического и нравственного характера. Социально-экономический и политический кризисы конца 1980-х – начала 1990-х гг. Современное состояние сибирской экономики.
Тема № 16. Красноярск – вчера, сегодня, завтра.
Возрастание значения Красноярска – столицы огромного края. Красноярская ГЭС – стройка века. Промышленное развитие, индустрия и транспорт. Архитектура и строительство города. Красноярск – научный и образовательный центр края. Общественная жизнь и культурная политика. Проблемы сибирского мегаполиса. Перспективы развития краевого центра.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ НАД КУРСОМ
В процессе изучения курса студент должен получить новые знания по истории Сибири, научиться самостоятельно анализировать исторические процессы, сформировать критическое отношение к исторической литературе, познакомиться с произведениями мировой и отечественной культуры, постараться понять специфику исторического менталитета, ознакомиться с новыми общественно-историческими теориями и особенностями исторического процесса в Сибири и России.
1. Одним из глубоких заблуждений является мнение, что история принадлежит к числу фактологических дисциплин и задача студентов состоит в верном описании событий и выдаче «исторических» характеристик князьям, царям, императорам, революционерам прочим властителям. Это ни в малейшей степени не является правильным. Задача вузовского обучения состоит в привитии навыков рассуждения, анализа явлений и событий, поиска аргументов – одним словом, обучение должно, в первую очередь, заставить студентов самостоятельно и конструктивно мыслить. Знание отечественной истории – это не просто знание ответов на вопросы: «Что? Где? Когда?», это – прежде всего умение, как выразился в свое время знаменитый поэт Борис Пастернак, «дойти до самой сути», «до сущности протекших дней, до их причины, до основания, до корней до сердцевины». Главное – это найти ответы на вопросы: «Почему? Отчего? Зачем? Как объяснить? В чем особенность?»
2. Как правило, выпускники школ не владеют хорошими навыками конспектирования научной литературы и вообще не приучены к работе над научными текстами. Традиционно принято считать, что конспект есть краткое изложение книги, брошюры, статьи. Проблема в том, что многие публикации не несут научной информации, легковесны и поверхностны в содержании, и их просто не надо конспектировать. Таким образом, необходимо научиться с правильных позиций, критически относиться к читаемым книгам: не в смысле отрицательно, а в смысле выделения достоинств и недостатков. Для понимания сущности научного поиска интересно суждение известного ученого, доктора исторических наук Льва Николаевича Гумилева. Цитата достаточно обширна и несколько тяжеловата, поэтому сделайте усилие и постарайтесь понять авторскую мысль.
«Самые на вид простенькие обобщения требуют такого душевного подъема и накала чувств, при котором мысль плавится и принимает новую форму, сначала поражающую, а потом убеждающую искреннего читателя. И дело не в том, что при помощи такого хода мысли или подбора аргументов доказан тезис, это кухня научного ремесла… Дело в том, почему иногда удается новый тезис найти и доказать. Это таинство психологии творчества, которое древние греки приписывали музе истории – «Клио». (Л.Н.Гумилев. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989).
3. Лекции по курсу будут читаться по хронологическому принципу. Семинарские занятия, в свою очередь, предполагают углубленную проработку узловых событий, ключевых проблем, вертикальных тем и поэтому далеко не всегда будут совпадать с темами лекций.
Исходя из этого предполагается, что при подготовке к семинарам студент будет выполнять по-настоящему самостоятельную, а в идеале – исследовательскую работу в читальных залах и библиотеках. Таким образом, здесь должна реализоваться одна из задач курса отечественной истории – приучить студентов к проработке серьезных монографий, фундаментальных произведений, трудов крупных отечественных историков, исходя из простой мысли, хорошо высказанной Н.Г.Чернышевским: «По каждому предмету капитальных сочинений очень немного, во всех остальных только повторяется, разжижается, портится то, что гораздо полнее и яснее заключено в этих немногих. Надобно читать только их, всякое другое чтение – только напрасная трата времени».
Изучая историю Сибири также необходимо следить и регулярно обращаться к периодическим изданиям – журналы «Родина», «Отечественная история», «Новая и новейшая история», «Вопросы истории».
4. Человеческое сознание очень дискретно. Исторические знания часто не соотносятся со знаниями по мировой, культуре, отсутствует, как говорят специалисты, меж- и внутрипредметные связи. Представьте себе, что на семинарах вы вооружены не историческим микроскопом, а макроскопом, помогающим подняться над фактами и «за деревьями увидеть лес». На семинарах несколько тем будут рассматриваться именно в проблемном ключе, требующим углубленного и самостоятельного подхода.
5. Советуем воспитать в себе уже на первом курсе интерес к работе в читальных залах и библиотеках. Это, в первую очередь относится к читальным залам институтской библиотеки и краевой научной библиотеки.
Основной формой изучения истории Сибири студентом-заочником является самостоятельная работа. Выполнение контрольных работ при заочном обучении способствует более углубленному изучению актуальных проблем истории России и является одной из форм проверки знаний студентов. Система контрольных работ призвана помочь студентам выработать умение логично и самостоятельно мыслить.
Определяя приоритетные направления для тематики контрольных работ, составитель исходил их того, что российское общество всегда почитало людей культурных и всесторонне образованных, тех, кто в конечном счете оказывал значительное влияние на судьбу и будущность. Россия сегодняшнего дня, стремящаяся обрести достойную национальную судьбу, нуждается в высококвалифицированных специалистах, знающих историю Отечества не понаслышке и потому способных активно использовать исторический опыт и извлекать исторически уроки. Историческое образование как основная часть всеобъемлющей гуманитарной подготовки кадров научно-технической интеллигенции – настоятельная потребность нашей эпохи. Политическое реформаторство, духовное и нравственное обновление общества, возрождение подлинного российского патриотизма, восстановление приоритета общечеловеческих ценностей – все эти процессы, определяющие российскую действительность, имеют глубокие исторические корни, думается, нашли отражение в тематике данных контрольных работ, носящих, в том числе и проблемный характер.