Выявление и оценка результатов экспериментальной работы
Теперь перейдем к описанию результатов итоговой диагностики.
Повторное роведение методики «Простые аналогии» (автор Зак А.З.) показало, что из 18 испытуемых низкий уровень аналитических умений был диагностирован у 4 обучающихся, что составило 22 % от общего числа группы.
Средний уровень аналитических умений был выявлен у 11 обучающихся - (61% от общего числа группы).
Высокий уровень по результатам диагностики был выявлен у 3 учеников (17% от общего числа группы)
Сравнительные результаты начальной и итоговой диагностики по методике "Простые аналогии" были сведены в диаграмму (см. Рисунок 3):
Рис.3 Сравнительные результаты начальной и итоговой диагностики по методике "Простые аналогии (автор А.Зак)
Условные обозначения в диаграмме:
1- Высокий уровень
2- Средний уровень
3- Низкий уровень
На основе итоговой диагностики по данной методике было выявлено, что по результатам экспериментальной работы общий уровень сформированности аналитических умений в группе повысился: увеличилось количество учеников со средним уровнем, уменьшилось число обучающихся с низким уровнем. Количество обучающихся с высоким уровнем по сравнению с началом эксперимента не изменилось, что также являлось хорошим показателем.
Теперь перейдем к результатам итоговой диагностики после проведения второй методики («Исключение лишнего» (автор Зак А.З.). Ее результаты были следующими:
1. Низкий уровень умения классифицировать и обобщать информацию был выявлен у 3 обучающихся (17% от общего числа группы)
2. Средний уровень умения классифицировать и обобщать информацию был диагностирован у 12 обучающихся - (66 % от общего числа группы)
3. У 3 учеников был выявлен высокий уровень умения - умения классифицировать и обобщать информацию (17 % от общего числа группы)
Сравнительные результаты начальной и итоговой диагностики по методике "Простые аналогии" были сведены в диаграмму (см. Рисунок 4):
Рис.4 Сравнительные результаты начальной и итоговой диагностики по методике "Исключение лишнего» (автор А.Зак)
Условные обозначения в диаграмме:
1- Высокий уровень
2- Средний уровень
3- Низкий уровень
На основе итоговой диагностики по методике «Исключение лишнего» было выявлено, что по результатам экспериментальной работы общий уровень сформированности умений классификации и обобщения в группе повысился: увеличилось количество учеников со высоким и средним уровнем, уменьшилось число обучающихся с низким уровнем.
Данные результаты говорили о том, что на момент окончания эксперимента обучающиеся могли работать с информацией (в том числе исторической) на более высоком уровне по сравнению с ситуацией на начало экспериментальной работы: они были склонны видеть существенные признаки объектов, относить их к определенным группам, выделять главную информацию от несущественной, строить причинно-следственные связи и т.д.
На основе сравнения результатов начальной и итоговой диагностик можно сделать выводы, что уровень познавательных УУД, отражающих методы познания окружающего мира, у обучающихся экспериментальной группы повысился по сравнению с первичными результатами (большинство обучающихся группы достигло среднего уровня сформированности действий анализа, классификации и обобщения информации).
Подобные результаты могли объясняться тем, что в экспериментальном классе проводилась целенаправленная работа по формированию познавательных универсальных учебных действий, отражающих методы познания окружающего мира, через итспользования приемов изучения исторического материала и организацию работы по составлению «Исторической энциклопедии».
Необходимо отметить, что в группе оставались обучающиеся с низким уровнем сформированности познавательных универсальных учебных действий, что говорило о том, что проведенных занятий для достижения положительного результата в данном случае не хватило. На подобные низкие результаты данных учеников могла повлиять их изначально низкая мотивация на изучении исторического материала. Необходима была дополнительная работа с этими обучающимися, организация которой могла бы повлиять на итоговый результат.
Мы считаем, что использование приемов изучения исторического материала целесообразно в комплексе с использованием других средств обучения (ИКТ, проблемное обучение, ТРКМ и т.д.), постоянной актуализацией имеющихся исторических знаний обучающихся и организацией их самостоятельной и коллективной работы над общим проектом. Только при учете данных условий можно обеспечить формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников, отражающих методы познания окружающего мира.
Заключение
Целью нашего исследования было выявление педагогических условий использования приёмов изучения исторических фактов во внеурочной деятельности, обуславливающие овладение младшими школьниками методами познания окружающего мира.
Решая первую задачу исследования мы выяснили, что эта группа познавательных универсальных учебных действий является одной из наиболее важных в современном учебном процессе, т.к. обеспечивают формирование у младшего школьника умения работать с информацией, перерабатывать, анализировать и пользоваться ею в зависимости от поставленной учебной задачи.
Современный ФГОС НОО подчеркивает, что успешность процесса развития познавательных умений невозможна без освоения обучающимися методами познания окружающего мира т.к. без выбора верного направления работы с информацией, доступных способов изучения окружающего мира невозможно дальнейшее успешное решение учебной задачи.
Неслучайно, что к планируемым результатам формирования познавательных УУД в начальной школе относят действия младших школьников, отражающие методы познания окружающего мира.
К этой группе познавательных универсальных действий относят следующие умения:
· различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);
· выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
· анализировать результаты опытов, элементарных исследований;
· фиксировать их результаты;
· воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
· проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
· применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
· презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;
Решая вторую задачу исследования мы выяснили, что освоение младшим школьниками методов познания окружающего мира напрямую связано с особенностями развития познавательной сферы обучающихся в этом возрасте (постепенный переход от непроизвольности к произвольности восприятия, внимания, памяти, направленность на запоминание наглядной информации, переход от наглядного к словесно-логическому мышлению, преимущественное развитие способностей к анализу информации по сравнению с ее синтезом, совершенствование способов классификации и сравнения, направленность на выделение в предлагаемом материале не только внешних, но и внутренних связей).
Перечисленные особенности развития познавательной сферы учитель начальных классов должен учитывать при использовании различных средств обучения с целью освоения младшими школьниками методов познания окружающего мира, в том числе при изучении исторического материала в курсе «Окружающий мир» и во внеурочной деятельности.
В ходе решения третьей задачи мы определили особенности изучения исторического событийного материала в начальной школе.
Мы выяснили, что исторические факты, даты, события, хронология младшими школьниками познаются через конкретные, эмоционально окрашенные образы и образуют конкретное осознание исторического факта. Уже затем от создания образов об исторических фактах обучающиеся начальной школы переходят к познанию их внутренней сущности и установлению взаимосвязи между ними, историческим понятиям, пониманию закономерностей исторического процесса.
В курсе «Окружающий мир» начальной школы исторический материал строится как система представлений об историческом прошлом, процесс погружения в сложный противоречивый мир истории, представленный близкими и понятными ребёнку вещами, предметами, традициями семьи и памятниками города, посёлка, региона.
Младшие школьники, при изучении исторического материала, должны овладеть основными приёмами познания исторического опыта (осознание причинно-следственных, временных, пространственных связей между событиями). В качестве содержательного компонента исторического образования в начальной школе выступают исторические факты, отражающие процесс развития человеческого общества. При работе с ними учащиеся овладевают приёмами работы с источниками исторической информации, у них формируются индивидуальные способы познания исторического прошлого.
Также мы охарактеризовали приемы изучения исторического материала в начальной школе (составление рассказа от лица участника событий, «Снежный ком», сюжетное описание картины, работы с лентой времени, применение видеофрагментов и мультмедтийных презентаций и т.д.).
Мы пришли к выводу, что большое количество данных приемов свидетельствует о развитии и совершенствовании методики преподавания истории в начальной школе. Однако трудности в восприятии исторического материала младшими школьниками остаются и необходимо апробирование новых приемов и форм работы с историческим материалом с целью совершенствования умений младших школьников работать с исторической информацией.
Полученные теоретические выводы необходимо было проверить в ходе практической работы, поэтому нами был проведен педагогический эксперимент, целью которого было изучить влияние использования приёмов изучения исторических фактов во внеурочной деятельности на овладение младшими школьниками методами познания окружающего мира.
Мы провели внеурочные занятия по таким темам как, "Лента времени", "Петр Первый. Реформы", "Основание Санкт-Петербурга", "Отечественная война 1812 года" и другим. Особенностью данных занятий было комбинирование использование различных приемов обучения и положительный результат работы учащихся, а также создание конечного продукта, а именно "Исторической энциклопедии России".
На данных занятиях активно использовались: работа с картой, работа с историческими текстами, анализ исторических картин и произведений искусств, относящихся к той или иной эпохе, активная творческая составляющая, выраженная в работе над энциклопедией, работа с историческими картами и аппликациями, а также использование ИКТ, фрагментов кинофильмов, интерактивного приложения "Kahoot" и презентаций.
Таким образом на занятиях создавались условия для формирования познавательных учебных действий, отражающих методы познания окружающего мира:
1. Анализировать результаты опытов, элементарных исследований, фиксировать их результаты.
2. Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному объекту)
3. Воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи
4. Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде
На основе сравнения результатов начальной и итоговой диагностик можно сделать выводы, что уровень познавательных УУД, отражающих методы познания окружающего мира, у обучающихся экспериментальной группы повысился по сравнению с первичными результатами (большинство обучающихся группы достигло среднего уровня сформированности действий анализа, классификации и обобщения информации).
Подобные результаты могли объясняться тем, что в экспериментальном классе проводилась целенаправленная работа по формированию познавательных универсальных учебных действий, отражающих методы познания окружающего мира, через итспользования приемов изучения исторического материала и организацию работы по составлению «Исторической энциклопедии».
Мы считаем, что использование приемов изучения исторического материала целесообразно в комплексе с использованием других средств обучения (ИКТ, проблемное обучение, ТРКМ и т.д.), постоянной актуализацией имеющихся исторических знаний обучающихся и организацией их самостоятельной и коллективной работы над общим проектом. Только при учете данных условий можно обеспечить формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников, отражающих методы познания окружающего мира.
Список литературы
1. Виноградова, Н.Ф., Рыдзе, О.А. «Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе» .– М.:Академия, 2016.– С. 45-50. Вахрушев А. А., Данилов.
2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы. – М.: Вента-Граф, 2013. – 240 с.
3. Вяземский Е. Е. Теория и методика преподавания истории в школе: практическое пособие для учителей. М.: ВЛАДОС, 2012. - 176 с.
4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ Астрель Хранитель, 2013. – 671 с.
5. Горленко Н.М. и др. Структура УУД и условия их формирования // «Народное образование» № 4, 2012.
6. Давыдов В. В. «Детская возрастная психология» http://www.psyho.ru/library/books/lfobuxova-detskaya-vozrastnaya-psixologiya/
7. Занков.ru Система развивающего обучения http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=1866
8. Ишимова А. О. История России в рассказах для детей: Детская литература. Спб.: Эксмо, 2016. - 816 с.
9. Короткова М. В. Практикум по методике преподавания истории в школе: Учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 272 с.
10. Клепинина З.А. Моделирование в системе УУД // «Начальная школа», № 1, 2012.
11. Кабанова - Меллер, Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pedpro.ru.
12. Кротов Я. Г. (библиотека) Повесть о Куликовской битве http://krotov.info/acts/14/3/kulik.html
13. Кончаловская Н. П. Наша древняя столица. - М.: Стрекоза, 2015. - 256 с.
14. Лернер И.Я. «Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории». – М.: Педагогика, 2015. – C. 58-60.
15. Меркулова, Т.В. Формирование познавательной активности младшего школьника в учебной деятельности: Сб. науч. тр. М.: Прометей, 2011. – с. 93–103
16. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. – М.,2013.
17. Программа и УМК по окружающему миру для 1 – 4 классов начальной школы под редакцией .А А. Вахрушева. – Спб.: Баласс, Образовательная система «Школа 2100», 2010 - 146 с.
18. Петрова, И. В. «Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника». — М.:Академия, 2013.— С. 40-54.
19. Планируемые результаты начального образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с. (Стандарты второго поколения).
20. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 204 с.
21. Умбражко К. «Развитие творческого мышления на уроках истории». – М.: Педагогика, 2015
22. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. На 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
23. Чернух И. Н. Приемы использования художественной литературы на истории в начальных классах//Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. - Спб.: Реноме, 2012. - 241 с.
24. Чернова Г.А. Методика преподавания обществознания в начальной школе: учеб. пособие / Г.А. Чернова, Л.Г. Жукова, И.В. Митюкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с.
25. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». – М.: Просвещение, 2014
Приложение
Приложение 1
Методика "Простые аналогии"
Цель: исследование логичности и гибкости мышления.
Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.
1. Бежать Кричать стоять
а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня
2. Паровоз Конь вагоны
а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня
3. Нога Глаза сапог
а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос
4. Коровы Деревья стадо
а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник
5. Малина Математика ягода
а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел
6. Рожь Яблоня, поле
а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья
7. Театр Библиотека зритель
а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож
8. Пароход Поезд пристань
а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы
9. Смородина Кастрюля ягода
а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар
10. Болезнь Телевизор лечить
а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д) мастер
11. Дом Лестница этажи
а) жители, б) ступеньки, в) каменный,
Порядок исследования. Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.
Обработка и анализ результатов. О высоком уровне логики мышления свидетельствуют восемь-десять правильных ответов, о хорошем 6-7 ответов, о достаточном - 4-5, о низком - менее чем 5.
Приложение 2
Методика "Исключение лишнего"
Цель: изучение способности к обобщению. Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:
1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.
2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
3. Собака, лошадь, корова, лось.
4. Стол, стул, пол, кровать.
5. Сладкий, горький, кислый, горячий.
6. Очки, глаза, нос, уши.
7. Трактор, комбайн, машина, сани.
8. Москва, Киев, Волга, Минск.
9. Шум, свист, гром, град.
10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.
11. Береза, сосна, дуб, роза.
12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.
Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.
Обработка и анализ результатов.
1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).
2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя "кастрюля" - это посуда, а остальное - еда).
3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.
4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).
Ключ к оценке результатов.
Высокий уровень - 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями;
хороший - 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним;
средний - 7-12 рядов с одним родовым понятием;
низкий - 1-6 рядов с одним родовым понятием
Приложение 3
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
Ι.Организационный момент | -Здравствуйте, меня зовут Руслан Элшадович. Сегодня у нас очень важное историческое занятие, так что мы настроимся и будем активными. | |
ΙΙ. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. | Фотографии Санкт- Петербурга (слайды) – Знаете ли вы, какой город изображён на этих открытках? Кто бывал во всех этих местах? (Ответы учеников.) – Россия владела устьем реки Невы 800 лет. Всё это время здесь были только маленькие поселения и леса с болотами, городов не было. На доске появляется запись: До начала XVIII века в устье Невы были дремучие леса и болота, за исключением небольших поселение. – Но в начале XVIII века за несколько лет в устье Невы возникает Санкт-Петербург – город-порт, новая столица России. На доске появляется запись: В начале XVIII века в устье Невы возникает город Санкт-Петербург. – Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (До XVIII века города не было, а потом он вдруг возник!) – Какой возникает вопрос? Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы? – Ребята, представьте, что вдруг столицей России станет не Москва, а другой город. Как вы думаете, это серьёзное событие для государства? (Конечно!) Такое событие может произойти просто так, без значимой причины? (Нет.) А вот при царе Петре Первом, в начале XVIII века, такое событие произошло! Будем искать причины! Посмотрите на реку времени Российской истории. – Что вы видите на рубеже XVII–XVIII веков? (Река ударяется о камень «Преобразования Петра I» и круто меняет своё направление. Начинается новый этап истории государства – Российская империя.) – Верно. Одно из таких преобразований вы уже знаете – возведение новой столицы России. Но мы так и не знаем, почему царь Пётр это сделал, зачем ему понадобилась новая крепость в устье Невы? Что послужило причиной других преобразований? новый этап истории государства – Российская империя.) (Наверное, чтобы завоевать выход к Балтийскому морю?) -Прежде чем изучать дальнейшие серьезные вопросы. Давайте узнаем подробнее о личности Петра 1. Обратите внимание на речь Петра, одежду и детали того времени. (отрывок фильма "Петр Первый" 1937г.) - Что вы можете сказать о Петре 1? Понравился ли он вам? - Какой его характер в фильме? Почему он отрезал бороду боярину? Какой мы делаем вывод на основе отрывка? (Россия очень сильно отставала в своем развитии от стран Европы, не было инженеров и ученых, армия была плохо вооружена и обучена, военного флота вовсе не было. Между приближенными царя – боярами и дворянами – постоянно шла борьба за власть, крестьяне поднимались на восстания…) – Сформулируйте вопросы, на которые нам предстоит ответить в течение урока. От проблемы урока провести стрелки, под которыми записать вопросы плана исследования: (Слайд 4) 1. Кто такой Петр I? 2. Зачем были нужны преобразования? 3. Какие преобразования проведены? | Познавательные УУД 1.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2.Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД 1.Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4.Умение работать в паре и в группах. |
ΙΙΙ. Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы. | Работа в учебнике. 1. Укрепление Российского государства. -Для того чтобы понять, для чего во всех сферах жизни страны понадобились резкие и глубокие изменения, необходимо сначала выяснить, что представляла собой Россия к концу XVII века. Взгляните на исторический текст. "Морские ворота" Ответьте на вопрос зачем нужны преобразования? Ученики читают текст– от начала текста фрагмента «Морские ворота России» до слов «…отставать от наиболее сильных и развитых государств» – и, опираясь на него, отвечают на вопрос: «Почему Пётр I начинает преобразования в стране?» Под первым вопросом плана (зачем были нужны преобразования?) можно записать: чтобы догнать другие страны по развитию. - Пётр I вошёл в историю как царь-реформатор, как Петр Великий. Пётр I был суров, требователен, порой жесток и непримирим. А кто знает, что такое реформа? (Преобразование, изменение, переустройство- определение на слайде) – Теперь внимание на слайды, какие преобразования были проведены? Ученики перечисляют реформы, записываем их под вторым вопросом плана. (Областная реформа, военная реформа, церковная реформа, судебная реформа, финансовая, образовательная, в сфере культуры, промышленность и торговля) – В результате реформ государство окрепло? (Да.) – Рассмотрите рисунки на листе – Петровские реформы. Как царь Пётр проводил реформы? Цель работы по этим иллюстрациям – расширение образных представлений детей о значении реформ Петра I для жизни простых людей, предоставление сведений, необходимых для осознания цены реформ. -Легко ли давалось преобразование государства? Чего это стоило? Ученики с помощью учителя приходят к выводу, что реформы были проведены за счет тяжёлого, изнурительного труда тысяч простых русских людей. -Давайте по чаше весов определим были ли полезны реформы? (На доске чаша весов и листочки с названиями реформ, положительных моментов будет больше) 2. Выход России к морю. – Зачем Петру I нужно было построить флот? (Флот – развитие военного дела, торговля с другими государствами, государство, как Россия, без военного и торгового флота не в состоянии стать великой державой.) Ученики вспоминают свои предположения, проверка версий осуществляется по тексту. – Какому государству принадлежали земли, интересующие Петра I? Чем закончилась война? (На слайде карта, которая поможет ответить) -В короткое время с помощью приглашённых Петром из Голландии и Англии мастеров, удалось построить и оснастить российский флот. Сам Пётр участвовал в строительстве больших кораблей – фрегатов, исполняя мужицкую работу, за что и назвали его царём плотником. При Петре I в Росси была создана сильная армия, вооружённая новыми ружьями и пушками. Помимо текста используется иллюстрация на с слайде , где показаны некоторые события Северной войны.(СЛАЙДЫ) Иллюстрации носят сопроводительный характер, расширяют сведения по Петровской эпохе. - В 1709 году Карл 12 осадил Полтаву и здесь решил разбить русские войска. Непобедимая до этого шведская армия была разбита. (Отрывок из фильма "Полтавская битва")Знаменитый полтавский бой принёс новую славу Петру. А через 5 лет после Полтавской битвы молодой флот России разгромил и шведскую эскадру. Россия получила выход через Балтийское море в Атлантический океан и стала морской державой. А в 1713 году Пётр объявил Санкт-Петербург новой столицей. – Как вы думаете, за что подданные называли своего царя Петра I «Отцом Отечества»? Выслушиваются предположения детей, повторяется вывод предыдущего фрагмента урока. | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные УУД 1.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2.Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
ΙV. Самостоятельное применение знаний. | – Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?(Зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы?) – Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Ученики совещаются в парах, и представители выражают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что Пётр I переносит столицу в Санкт-Петербург, так как именно на северо-западе России во времена Петра происходят важнейшие государственные события – создание флота, завоевание выхода в Балтику, развитие торговли со странами Западной Европы. Давайте вспомним основные реформы. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
V. Итог урока. | – Что нового мы сегодня узнали? Каким был Петр. И его правление. Эпоха того времени. – Что показалось особенно интересным сегодня на уроке? - Хотели бы вы побывать в петровских временах? -Да. Наше занятие подошело к концу. Спасибо за работы. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника |
Приложение 4
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
Ι. Орг. момент | -Посмотрите друг на друга, поделитесь хорошим настроением, садитесь. (Слайд 2) Прочитайте предложение Век живи, век учись. - Что это? - Как вы понимаете эту пословицу? - Что такое век? В каком значении здесь употреблено слово век? - Сегодня на уроке мы часто будем употреблять это слово и сделаем открытие, которым будем пользоваться на протяжении всей жизни. | |
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. ΙΙΙ. Актуализация знаний, целеполагание. | 1. Презентация (Слайд 3 линейка, сантиметровая лента, безмен, весы, часы со стрелками, термометр) – Посмотрите на предметы, назовите их и скажите, что их связывает, что общего в их назначении. (Все эти предметы предназначены для того, чтобы что-либо измерять (длину, вес, температуру, время). -Отгадайте загадку и узнаете, что мы будем измерять на сегодняшнем уроке: Течёт, течёт – не вытечет, Бежит, бежит – не выбежит… - Сегодня будем говорить о времени. 2. Что означают числа на приборах? (Количество единиц измерения.) - Как проводится измерение? (От нуля.) Вывод: Все измерения начинаются от начала. (Слайд 4) - На каких приборах есть нуль? (Слайд 5) На часах нуля нет, а где тогда начинается время? - Можно сказать, что его не было, а потом оно появилось? ( нет, у времени нет начала и конца) Вывод:У времени нет начала. (Слайд 6) Какое возникло противоречие? (У времени начала нет, но мерить его нужно от начала.) - Какой вопрос возник? Можно ли измерять время, если мы знаем, что у него нет начала? (Слайд 6) Как люди считают время? 1. Работа на листах. 1)– Ребята, посмотрите на афишу на ваших листочках. Что означают цифры на афише? (Дата концерта, время начала.) – Сколько лет этой афише? Ученики отнимают от текущего года 1918 (97 л.) – Что вы сейчас подсчитали?(Время.) –Время бесконечно, но мы его измерили! 2)Дальше можно воспользоваться приёмом «знаем – не знаем». Составляем таблицу (см. ниже). Процесс её заполнения может выглядеть так: – Давайте выясним, что же всё-таки мы знаем о времени. - В каких единицах люди измеряют время? Посмотрите на реку времени на втором листе, что вы ещё не назвали? Ученики называют минуты, часы, годы, века, тысячелетия. (Слайд 7) – Вернёмся к иллюстрации на листе 1. - На что похожа река времени? (извилистая, кривая линия) - Какими свойствами обладает? (бесконечна) - Значит у времени нет начала и конца (Слайд 7) - На какие три отрезка делится время? (прошлое, настоящее, будущее) (Слайд 7) После ответов детей, записываем в левую колонку таблицы второй и третий пункты.) – Мы с вами уже выяснили, что у времени нет начала, нет той точки, от которой можно вести отсчёт. Это можно записать первым пунктом колонки «Что мы не знаем о времени». (Слайд 7) - А теперь вновь посмотрите на реку времени на листе 2. Найдите на реке времени на отрезке прошлого какой термин вам не понятен? (Эра.) Над камнем написано слово «эра», и после этого камня начинается первый век нашей эры. Значит, это та самая точка, от которой можно считать время. Обязательно запишем в правую колонку слово «эра» и поставим себе задачу выяснить, что же оно обозначает. Затем учитель записывает в правую колонку третий пункт и объясняет, чтобы не запутаться в историческом времени, надо уметь определять век по году и наоборот. (Слайд 7) Итак, на доске должна появиться примерно такая таблица. На усмотрение учителя её можно несколько изменить или дополнить. Что мы знаем? 1. время измеряют в часах, днях, годах, веках, тысячелетиях 2. Время бесконечно, у него нет ни начала, ни конца, 3. Время делится на прошлое, настоящее и будущее. Что мы не знаем? 1. От какой точки ведётся отсчёт времени. 2. Что такое эра и зачем она нужна. 3. Как определить, к какому веку относится тот или иной год. - На какой вопрос мы сегодня хотим найти ответ? (Как люди считают время) - Какие цели себе поставим? Основой для целей могут быть вопросы столбика «Что мы не знаем?» – Что мы сейчас с вами делали? Какое умение формировали? (Планировали нашу деятельность.) – Назовите средства достижения наших целей. | Познавательные УУД 1.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2.Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД 1.Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. |
ΙV. Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы. | Создание реки времени. 1.Точка отсчёта времени – рождение Иисуса Христа. – Начнем поиск ответов на вопросы, с понятия “эра”. Для того, чтобы узнать, что под ним скрывается, прочтем статью из словаря. Эра – это…(Эпоха или момент, от которой начинается летосчисление) – Вернёмся к рисунку на листе 1. Какое событие скрывается за камнем со словом «эра»? Дети читают вслух (по очереди, по предложению) фрагмент «Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит…» – Итак, какое событие является точкой отсчёта времени? (Слайд 8) – Время после рождения Иисуса Христа называется «новой эрой». Предположите, как может называться время до этого события. (Если ученики затрудняются, учитель сообщает им название «до новой эры».) Для чего нам нужно деление времени на две части? (Ученики высказывают предположения.) О каком времени идёт речь, когда говорят «в первом веке до новой эры»? (Так говорят о веке, который предшествовал первому веку новой эры.) Какой век предшествовал первому веку до новой эры? (Второй век до новой эры.) - Как считаем века? (справа налево) - Посчитайте в каком веке проходили первые Олимпийские игры. (обратить внимание на то, чтобы дети добавили слова: до нашей эры) (Слайд 9) Попробуйте прочитать: 7 г. н. э., 237 г. до н. э., 1380 г. н. э., I в. н. э., V в. до н. э., XIX в. н. э., IV в. до н. э., XII в. н. э. - Какую цель ставили? Достигли? Что помогло? Работа на листах а4 - А теперь мы перейдем к изучению исторического периода, который нас интересует. Обратите внимание на слайд. (Период от Московского государства до Революции 1917 года) Обратите внимание на изменение течения реки времени. Почему так происходит? (Камень "Преобразования Петра 1") Какой период мы будем изучать? | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. 4.Умение работать в паре и в группах. |
V. Самостоятельное применение знаний. | 1.– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. -Что мы хотели сегодня выяснить?(Как люди считают время?) – Ка |