Особенности изучения исторического событийного материала в начальной школе
Изучение историко-обществоведческих знаний в школе - база для всего гуманитарного образования и основа для формирования собственной жизненной позиции человека. Историческое образование необходимо для социальной памяти человечества, без него нарушается историческая и культурная преемственность, связь времен и поколений. Это - средство приобщения школьников к достижениям отечественной и мировой культуры, общечеловеческим ценностям.
Основным из элементов содержания исторического материала в курсе Окружающий мир являются факты и события. Они являются главным предметом изучения, имеющим огромную образовательно-воспитательную ценность при изучении истории.
В этой науке факт – некоторый имевший место фрагмент действительности.
Специфика исторического факта заключается в том, что он неповторим, его нельзя воспроизвести, наблюдать. Поэтому, для формирования представлений о каком-либо историческом факте необходимы ассоциативные связи с имеющимися у младших школьников представлениями о современных событиях и явлениях. Так, например, чтобы сложилось образное представление об орудиях труда древних славян, ученикам надо иметь представления о современных сельскохозяйственных орудиях труда: как они выглядят, из каких материалов изготовлены, для чего предназначаются.
Усвоение истории – это не знание отдельных, разрозненных фактов. Факты важны не только сами по себе, они нужны для сопоставления, определения связей между ними, для обобщения, выводов.
Степень освещения фактов зависит от их значимости. Более полно в начальной школе освещаются на уроках основные факты, которые определяют ход исторического процесса; менее полно – неосновные факты, которые обеспечивают более осмысленное и прочное усвоение истории. При этом важно – не «утонуть» в фактах. [9;85]
Таким образом, факты являются основой для теоретических выводов и обобщений. Методической проблемой при изучении исторического материала в начальной школе является соотношение событий и явлений; фактов и обобщений. Для учителя всегда важен четкий отбор необходимого, достаточного и доступного материала для усвоения исторических фактов учащимися.
Необходимо помнить, что младший школьный возраст – очень важный период в формировании личности ребенка, его нравственных качеств, общественной направленности, в овладении нормами поведения. Ребенок приобретает опыт жизни в коллективе, и это имеет решающее значение для всего его дальнейшего нравственного развития, формирования у него понимания значения истории.
Изучая историю, школьники знакомятся с событиями, предметами прошлого, с людьми, действовавшими в разные эпохи. События в общественно-историческом процессе совершаются в пространстве и во времени. Локализация фактов во времени требует от учеников знания хронологии, а локализация в пространстве – знания исторической географии.
События, хронология, историческая география познаются через конкретные, эмоционально окрашенные образы и образуют конкретное осознание исторического факта. Уже затем от создания образов об исторических фактах ученики переходят к познанию их внутренней сущности и установлению взаимосвязи между ними, историческим понятиям, пониманию закономерностей исторического процесса.
В курсе «Окружающий мир» исторический материал строится как система представлений об историческом прошлом, процесс погружения в сложный противоречивый мир истории, представленный близкими и понятными ребёнку вещами, предметами, традициями семьи и памятниками города, посёлка, региона.
К окончанию начальной школы у учащихся должна быть сформирована готовность к восприятию целостной картины мира. Ученики проходят пропедевтический курс и подготовлены к восприятию научной картины исторического прошлого на трёх уровнях: локальном, национальном, мировом.
Школьники овладевают основными приёмами познания исторического опыта, они осознают причинно-следственные, временные, пространственные, связи между событиями. В качестве содержательного компонента выступают исторические факты, отражающие процесс развития человеческого общества. Ученики овладевают приёмами работы с источниками исторической информации, у них формируются индивидуальные способы познания исторического прошлого. [7;65]
Поэтому уроки окружающего мира имеют огромный потенциал для формирования познавательных универсальных учебных действий.
Для успешного их формирования у младших школьников при изучении исторического материала нужно добиваться слитности познавательной активности с эмоциональным состоянием ребенка, то есть необходимо все время оказывать ему эмоциональную поддержку. Такой эмоциональной поддержкой может быть как словесный, так и наглядный материал, ознакомление младших школьников с наиболее яркими, значимыми событиями из истории нашей Родины. Среди них, конечно же, значительное место занимают рассказы об освободительных войнах славян и россиян.
Если знакомить детей только с событийной стороной военной истории, то правильной эмоциональной оценки у них может и не возникнуть. Чтобы произошло слияние познавательного интереса с эмоциональным состоянием, необходимо проанализировать со школьниками ответ на вопрос: «Почему люди воюют?» Даже небольшой, но целесообразно построенный текст на эту позволяет подвести детей к пониманию сложнейших исторических и социальных понятий: «освободительная война», «защита государства – обязанность гражданина», «захватнические войны».
При объяснении исторического материала, с целью формирования у учеников образов исторических фактов, учитель может пользоваться различными методами обучения. Охарактеризуем их:
1. Репродуктивные методы предполагают изложение учителем и усвоение учеником готовых знаний.
2. Продуктивные методы рассчитаны на самостоятельную поисковую деятельность учащихся, которая может проходить в трех направлениях:
1) включение поиска в познавательные и практические задания и задачи (работа с документами, историческими картами, статистическими данными, участие в археологических раскопках);
2) раскрытие учителем познавательного процесса при доказательстве или изложении конкретных положений;
3) организация целостного исследования учащихся под руководством учителя (исследование документов, научной литературы на основе анализа и обобщения фактов).
3. Словесный метод.
4. Со словом может сочетаться наглядный метод обучения. Метод наглядности предполагает, например, демонстрацию и разбор схем, таблиц, рисунков, исторических карт, применение классной доски и мела, экранных пособий. При любом приеме этот метод состоит из различных элементов. Так, использование исторической картины включает предварительную постановку вопросов, рассматривание и анализ учащимися ее содержания, проведение заключительной беседы.
5. Практический метод включает в себя действия с учебными предметами. В методике истории это изготовление макетов, моделей, мультимедийных презентаций.
Таким образом, при всех методах обучения используется устное слово, но в чистом виде — только при словесном методе. В других методах слово применяется вместе с соответствующими средствами обучения — с письменными источниками, учебными и наглядными пособиями.
Учителю начальных классов нужно помнить, что формирование яркого образа исторического события поможет учащимся запомнить его содержание, причины, последствия, понять исторические условия, в которых оно происходило. Таким образом, преподавание исторического материала в начальной школе должно быть наглядным, образным с сочетанием элементов проблемного обучения.
В следующем параграфе дипломной работы будут изложены основные приемы изучения исторического событийного материала в начальной школе.