Сербское государство по данным «Законника» Стефана Душана
Цель: изучение политического строя Сербо-Греческого государства середины XIV в. по данным «Законника» царя Стефана Душана (1308-1355) как высшей стадии развития Сербии в средневековый период.
Знание и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции или их части:
студен должен
знать:
- движущие силы и закономерности исторического процесса в Сербо-Греческом государстве эпохи Стефана Душана;
- роль насилия и ненасилия в истории формирования Сербо-Греческого государства;
- место человека (личности Стефана Душана) в историческом процессе организации и формирования Сербо-Греческого государства
уметь:
- обобщать информацию в процессе изучения истории Сербо-Греческого государства;
- использовать базовые знания в области средневековой истории Сербии;
- понимать роль насилия и ненасилия в истории образования Сербо-Греческого государства;
владеть:
- культурой мышления в ходе изучения истории Сербо-Греческого государства;
- способностью к восприятию и анализу содержания «Законника» Стефана Душана;
- способностью понимать политическую организацию сербского общества по данным «Законника» Стефана Душана.
Актуальность темы практического занятия
В данном разделе курса следует уяснить основные этапы и проблемы сербской истории, неотделимой от истории балканского региона, в частности, причины возвышения Сербского государства в середине XIV в. и его стремление, наряду с Болгарией, к гегемонии на Балканах; а также социальное и политическое устройство средневековой Сербии должно быть изучено по «Законнику Стефана Душана» – источнику, имеющему общебалканское значение. «Законник» дает комплексное представление о государственном устройстве Сербии, и в этом отношении служит полноценной основой практического занятия.
Теоретическая часть
При изучении данной проблемы основное внимание должно быть уделено анализу источника, поскольку «Законник» является довольно сложным правовым документом, в основу которого положено сосуществование норм византийского (в частности, кодекса Юстиниана) и обычного права сербских земель. Поэтому понимание сущности и последствий рецепции византийского права в Сербо-Греческом государстве является ключом к пониманию той трансформации в его социально-политическом укладе, которую повлекло за собой принятие «Законника». Эту трансформацию предлагается рассмотреть посредством изучения формы государственного устройства Сербии эпохи Стефана Душана.
Государственная и реформаторская деятельность Стефана Душана должна рассматриваться в следующем порядке: создание Сербо-Греческого государства; его политическое устройство; социальная ориентация царской власти. Вопрос о статусе царской власти и средств государственного принуждения должен включать в себя анализ статей о полномочиях царя, Церкви и сабора, принявшего «Законник». Последний вопрос конкретизирует средства государственного принуждения, призывая к рассмотрению статьи о признаках судебной организации, налоговая системе и об организация армии.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Государственная и реформаторская деятельность Стефана Душана.
2. Статус царской власти и средств государственного принуждения.
3. Судебная система, организация армии и налогов.
Задания:
1. Заполнить таблицу-схему анализа «Законника»
статья «Законника» | властные полномочия | статус государственных служб | ||||
институт царской власти | полномочия Церкви и патриарха | полномочия сабора | суд | армия | налоги | |
2. Проанализировать по карте Сербо-Греческого государства и научной литературе его территориальный рост (выяснить, за счет каких государств он происходил, в какие периоды и в ходе каких военных действий).
3. Возможно ли обнаружить связь между завоеваниями Стефана Душана, образованием Сербо-Греческого государства и принятием «Законника»; в чем она заключается?
4. Почему нормы «Законника» распространяются преимущественно на сербские территории, практически не касаясь греческих областей?
5. Каковы проявления рецепции византийского права в «Законнике» и почему они выражаются именно в такой форме?
6. Имеются ли в «Законнике» признаки сословной монархии? Какие?
7. Имеются ли в «Законнике» признаки самодержавной монархии? Какие?
8. В чем заключается двойственность государственной судебной системы Сербии; кто такие паротники, и можно ли полагать их судом присяжных или институтом свидетелей?
9. Содержит ли «Законник» статьи, доказывающие наличие постоянной армии? Почему?
10. Почему в Сербо-Греческом государстве присутствует столь развитая система налогообложения, или она не является таковой?
Список литературы
Основная
1. История южных и западных славян: [учебник]. Т. 1: Средние века и Новое время / под ред.: Г. Ф. Матвеева, З. С. Ненашевой. - 3-е изд. - М. : Изд-во МГУ : Печатные Традиции, 2008.
2. «Законник» Стефана Душана (1349-1354 гг.) // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Сост. В.Н. Садиков / Под ред. З.В. Черниловского. – М., 1998. Раздел II. «Средние века. Западные и южные славяне». Тема III. Государство и право феодальной Сербии. С.146-153.
(http://www.edu.ru)
3. «Законник» царя Стефана Душана // Хрестоматия по истории южных и западных славян: В 3 т. – Т.1. Эпоха феодализма / Под ред. М.М. Фрейденберга. – Минск, 1987. Раздел «Сербия и Босния». Тема III. «Сербское общегосударственное законодательство и правовые памятники автономных городов в XIV-XV вв.» С.90-93. (http://www.edu.ru)
4. «Законник» царя Стефана Душана // Хрестоматия по истории средних веков: В 2 т. / Под ред. Н.П. Грацианского, С.Д. Сказкина. – М.,1950. – Т.2. Развитое Средневековье. С.200-209. (http://newlibrary.ru)
5. «Законник» царя Стефана Душана // Хрестоматия по истории средних веков: в 3 т. / Под ред. С.Д. Сказкина. – М.,1963. – Т.2. Развитое Средневековье. С.687-696. (http://knigadarom.com)
6. «Законник» царя Стефана Душана // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Ред. З.М. Черниловского. – М.,1998. С.146-151. (http://www.edu.ru)
7. «Законник» царя Стефана Душана // Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы / Ред. Н.Ф. Колесницкого. – М.,1961. С.895-914. (http://newlibrary.ru)
8. Хрестоматия по истории южных и западных славян: В 3 т. – Т.1. Эпоха феодализма / Под ред. М.М. Фрейденберга. – Минск, 1987. Раздел «Сербия и Босния». Тема II. «Сербия и Босния в эпоху развитого феодализма». С.85-86. Тема III. «Сербское общегосударственное законодательство и правовые памятники автономных городов в XIV-XV вв.». С. 93-96. (http://www.edu.ru)
Дополнительная
1.Грачёв В.П. Сербская государственность в X-XIV вв. Критика теории «жупной организации». – М.,1972. Гл.4.
(http://window.edu.ru/window_catalog/redir)
2. Ливанцев К.Е. История средневекового государства и права. – М., 1970. Гл. «Хорватия и Сербия». (http://www.gumer.info)
3. Наумов Е.П. Господствующий класс и государственная власть в Сербии XII-XV вв. – М.,1975. Гл.1-3.
(www.crimea.edu/internet/Education/culture/03/part2/romanko.html)
4. Наумов Е.П. «Законник» Душана и рецепция византийского права на Балканах (К истории феодальной сословной терминологии XIII-XIV вв.) // Юго-Восточная Европа в средние века. – Кишинев, 1972. – Вып.1. С.191-207.
(oldru.narod.ru › biblio/kb_k44_53.htm)
5. Наумов Е.П. Балканское крестьянство в феодальной системе XIII-XV вв. (К вопросу об эволюции крестьянских категорий и повинностей в южнославянских странах и в северной Албании) // Балканские исследования. Исторические и историко-культурные процессы на Балканах. – М.,1982. – Вып.7. С.14-29.
(http://www.slavlib.ru)
6. Наумов Е.П. Государственная власть и сословное деление феодального класса на Балканах в XIII-XIV вв. (К истории феодальной социальной терминологии и иерархии) // Балканские исследования. Вопросы социальной, политической и культурной истории Юго-Восточной Европы. – М.,1984. – Вып.9. С.35-37.
(http://www.slavlib.ru)
7. Наумов Е.П. К историографии «Законника» Стефана Душана // Славяно-балканские исследования. Историография и источниковедение. – М.,1972. С.219-229
(http://www.slavlib.ru).
8. Чернова М.А. Аграрные отношения в средневековой Сербии во второй половине XIV – первой половине XV в. – Красноярск, 2009.
9. Шаферова Л.А. Города Сербского средневекового государства (XIII – первая половина XV вв.). – Красноярск, 2002.
10. Шаферова Л.А. Некоторые аспекты эволюции управления Сербским средневековым государством (вторая половина XII-XIV вв. // Вопросы истории славян. – Вып.16. – Воронеж, 2004. С. 65-82.
(hist.vsu.ru › str/izdaniya.htm)
11. Шаферова Л.А., Чернова М.А. Аграрные отношения в Сербском средневековом государстве в XII – первой половине XV вв. – Красноярск, 2010. С.189-250.
Интернет ресурсы
1. http://www.hist.msu.ru - Сайт кафедры истории южных и западных славян МГУ им. М.В. Ломоносова
2. http://www.slavlib.ru – Сайт «Славянская библиотека»
3. http://www.inslav.ru/ - Сайт Института славяноведения и балканистики РАН
4. http://www.inslav.ru/index.php - Краткие сообщения Института славяноведения и балканистики РАН
5. http://annals.xlegio.ru/sbo/contens/__islav.htm - Ученые записки Института славяноведения и балканистики РАН
6. http://annals.xlegio.ru/sbo/contens/vi2.htm#77_12 - Вопросы истории
7. http://www.inslav.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=29&Itemid=62 - Институт славяноведения и балканистики РАН. Электронная библиотека
8. http://www.inslav.ru/index - Сайт журнала «Славяноведение»
3.2. Сербское общество по данным «Законника» Стефана Душана
Цель: изучение социального строя Сербо-Греческого государства середины XIVв. по данным «Законника» царя Стефана Душана (1308-1355) как высшей стадии развития Сербии в средневековый период.
Знание и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции или их части:
студен должен
знать:
- движущие силы и закономерности исторического процесса в Сербо-Греческом государстве эпохи Стефана Душана;
- роль насилия и ненасилия в социальной истории Сербо-Греческого государства;
- социальные различия организации сербского общества эпохи Стефана Душана;
уметь:
- обобщать информацию в процессе изучения социальной истории Сербо-Греческого государства;
- использовать базовые знания в области средневековой истории Сербии;
- понимать роль насилия и ненасилия в социальной истории Сербо-Греческого государства;
владеть:
- культурой мышления в ходе изучения социальной истории Сербо-Греческого государства;
- способностью к восприятию и анализу содержания «Законника» Стефана Душана;
- способностью понимать этно-национальные и религиозные различия между сербским, греческим и немецким населением державы Стефана Душана(ОК-11).
Актуальность темы практического занятия
Социальный строй Сербо-Греческого государства по данным «Законника» дает возможность проследить его историю по следующим направлениям: изменение статуса категорий зависимого крестьянства и общины в целом по отношению к феодальным кругам и государству; оформления слоя феодальных собственников на землю (властелы), его сословные привилегии и обязанности перед лицом царской власти (как со стороны светского, так и церковного землевладения); юрисдикция греческих городов, вошедших в состав государства Неманичей, ее специфика в сравнении с остальными социальными категориями. В этом отношении средневековая Сербия оставила уникальный опыт сосуществования разных социальных систем, поземельных отношений, городской жизни, организации Церкви и светского феодального сословия.
Теоретическая часть
Изучение темы является логическим продолжением предыдущей и призвано завершить комплексный анализ сербского государства и общества по данным «Законника» Стефана Душана. В данном случае подготовку к занятию следует начинать с рассмотрения сословных границы властелы - феодальной страты, имеющей достаточно сложную структуру. Поэтому в первую очередь необходимо проанализировать статьи о статусе церковнойвластелы(монастырей и приходского духовенства). Затем – статьи о статусе светской властелы (включая властеличей и властеличичей). При этом следует учитывать, что под статусом понимаются не только социальные прерогативы, но и экономическое положение феодального сословия как организатора вотчинного хозяйства (для чего в «Законнике» необходимо проанализировать соответствующие статьи).
Следующая группа задания связана со статусом крестьянской общины по нормам «Законника» и предусматривает анализ статей о положении категорий свободного (себры) и зависимого крестьянства (меропхи, отроки и влахи). Нужно обратить внимание на дополнительные статьи источника, демонстрирующие переходность категорий крестьянства к общезависимой категории с элементами крепостного права. Отдельно следует рассмотреть проблемы юрисдикции общины (жупы) по отношению к властеле и государству, обнаружив в ней основные противоречия.
Завершает занятие рассмотрение правового положения ремесленных и купеческих слоев сербских городов и городов, выстроенных немецкими колонистами для определения различий межу ними. Следует определить и юрисдикцию города в целом, обратив внимание на систему его управления, территориального устройства и налогообложения.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Сословные границы властелы.
2. Статус крестьянской общины по нормам «Законника».
3. Правовое положение ремесленных и купеческих слоев.
Задания
1. Заполнить таблицу-схему анализа «Законника»
статья «Законника» | статус феодального сословия | статус крестьянского сословия | статус городского сословия | ||||||||
Церковь | властела | властеличи | властеличичи | община | меропхи | отроки | влахи | городское управление | купцы | ремесленники | |
2. Сравнить сведения «Законника» с данными «Римской истории» Н. Григоры, городских статутов Котора и Будвы и законом царя Стефана Лазаревича о статусе городских и торговых слоев.
3. Почему сербское общество по данным «Законника» оценивается как сословное, а государство – как самодержавное (а некоторыми исследователями – как сословная монархия)?
4. Чем статус церковной вотчины отличался от светского аналога?
5. Как вотчина связана с жупной организацией?
6. Что такое прония, и чем прониар отличается от землевладельца?
7. Почему властела оказывалась налогооблагаемым сословием по отношению к государству?
8. В чем заключался зависимый статус сербского крестьянства, и от кого исходила эта зависимость: от государства или от властелы?
9. Кто такиесебры?
10. Каковы признаки общины в сербской деревне?
11. На какой стадии развития зафиксирована община в сербской деревне?
12. Как община связана с жупной организацией?
13. Можно ли оценить сербский город как независимый центр ремесла и торговли и обнаружить в нормах «Законника» признаки коммунального устройства? Почему?
14. Кто такие «саксы» и каково устройство их городской общины?
Список литературы
Основная
1. История южных и западных славян: [учебник]. Т. 1: Средние века и Новое время / под ред.: Г. Ф. Матвеева, З. С. Ненашевой. - 3-е изд. - М. : Изд-во МГУ : Печатные Традиции, 2008.
2. «Законник» Стефана Душана (1349-1354 гг.) // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Сост. В.Н. Садиков / Под ред. З.В. Черниловского. – М., 1998. Раздел II. «Средние века. Западные и южные славяне». Тема III. Государство и право феодальной Сербии. С.146-153.
(http://www.edu.ru)
3. «Законник» царя Стефана Душана // Хрестоматия по истории южных и западных славян: В 3 т. – Т.1. Эпоха феодализма / Под ред. М.М. Фрейденберга. – Минск, 1987. Раздел «Сербия и Босния». Тема III. «Сербское общегосударственное законодательство и правовые памятники автономных городов в XIV-XV вв.» С.90-93. (http://www.edu.ru)
4. «Законник» царя Стефана Душана // Хрестоматия по истории средних веков: В 2 т. / Под ред. Н.П. Грацианского, С.Д. Сказкина. – М.,1950. – Т.2. Развитое Средневековье. С.200-209. (http://newlibrary.ru)
5. «Законник» царя Стефана Душана // Хрестоматия по истории средних веков: в 3 т. / Под ред. С.Д. Сказкина. – М.,1963. – Т.2. Развитое Средневековье. С.687-696. (http://knigadarom.com)
6. «Законник» царя Стефана Душана // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Ред. З.М. Черниловского. – М.,1998. С.146-151. (http://www.edu.ru)
7. «Законник» царя Стефана Душана // Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы / Ред. Н.Ф. Колесницкого. – М.,1961. С.895-914. (http://newlibrary.ru)
8. Хрестоматия по истории южных и западных славян: В 3 т. – Т.1. Эпоха феодализма / Под ред. М.М. Фрейденберга. – Минск, 1987. Раздел «Сербия и Босния». Тема II. «Сербия и Босния в эпоху развитого феодализма». С.85-86. Тема III. «Сербское общегосударственное законодательство и правовые памятники автономных городов в XIV-XV вв.». С. 93-96. (http://www.edu.ru)
Дополнительная
1.Грачёв В.П. Сербская государственность в X-XIV вв. Критика теории «жупной организации». – М.,1972. Гл.4.
(http://window.edu.ru/window_catalog/redir)
2. Ливанцев К.Е. История средневекового государства и права. – М., 1970. Гл. «Хорватия и Сербия». (http://www.gumer.info)
3. Наумов Е.П. Господствующий класс и государственная власть в Сербии XII-XV вв. – М.,1975. Гл.1-3.
(www.crimea.edu/internet/Education/culture/03/part2/romanko.html)
4. Наумов Е.П. «Законник» Душана и рецепция византийского права на Балканах (К истории феодальной сословной терминологии XIII-XIV вв.) // Юго-Восточная Европа в средние века. – Кишинев, 1972. – Вып.1. С.191-207.
(oldru.narod.ru › biblio/kb_k44_53.htm)
5. Наумов Е.П. Балканское крестьянство в феодальной системе XIII-XV вв. (К вопросу об эволюции крестьянских категорий и повинностей в южнославянских странах и в северной Албании) // Балканские исследования. Исторические и историко-культурные процессы на Балканах. – М.,1982. – Вып.7. С.14-29.
(http://www.slavlib.ru)
6. Наумов Е.П. Государственная власть и сословное деление феодального класса на Балканах в XIII-XIV вв. (К истории феодальной социальной терминологии и иерархии) // Балканские исследования. Вопросы социальной, политической и культурной истории Юго-Восточной Европы. – М.,1984. – Вып.9. С.35-37.
(http://www.slavlib.ru)
7. Наумов Е.П. К историографии «Законника» Стефана Душана // Славяно-балканские исследования. Историография и источниковедение. – М.,1972. С.219-229
(http://www.slavlib.ru).
8. Чернова М.А. Аграрные отношения в средневековой Сербии во второй половине XIV – первой половине XV в. – Красноярск, 2009.
9. Шаферова Л.А. Города Сербского средневекового государства (XIII – первая половина XV вв.). – Красноярск, 2002.
10. Шаферова Л.А. Некоторые аспекты эволюции управления Сербским средневековым государством (вторая половина XII-XIV вв. // Вопросы истории славян. – Вып.16. – Воронеж, 2004. С. 65-82.
(hist.vsu.ru › str/izdaniya.htm)
11. Шаферова Л.А., Чернова М.А. Аграрные отношения в Сербском средневековом государстве в XII – первой половине XV вв. – Красноярск, 2010. С.189-250.
Интернет ресурсы
1. http://www.hist.msu.ru - Сайт кафедры истории южных и западных славян МГУ им. М.В. Ломоносова
2. http://www.slavlib.ru – Сайт «Славянская библиотека»
3. http://www.inslav.ru/ - Сайт Института славяноведения и балканистики РАН
4. http://www.inslav.ru/index.php - Краткие сообщения Института славяноведения и балканистики РАН
5. http://annals.xlegio.ru/sbo/contens/__islav.htm - Ученые записки Института славяноведения и балканистики РАН
6. http://annals.xlegio.ru/sbo/contens/vi2.htm#77_12 - Вопросы истории
7. http://www.inslav.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=29&Itemid=62 - Институт славяноведения и балканистики РАН. Электронная библиотека
8. http://www.inslav.ru/index - Сайт журнала «Славяноведение»
Приложение
«Законник Благоверного царя Стефана» (1349 г.)
В лето 6857 индикта, в праздник Вознесения Господня мая 21 дня. Этот Законник составлен на православном нашем соборе Преосвященным Патриархом кир Иоанникием и всеми архиереями и духовенством малым и великим и Мною, Благоверным царем Стефаном и всеми властелями Моего царства, малыми же и великими.
Этих законов положения были:
3. О браке
И ни один брак да не совершится без венчания, и если совершится же без благословения и церковного опроса, таковой да расторгается.
4. О духовном законе
И в духовном деле каждый человек да имеет повиновение и послушание своему архиерею. Если же кто окажется согрешившим против церкви или нарушившим что-либо в настоящем Законнике волею или нежеланием, пусть повинится и удовлетворит церковь, если же ослушается и отстранится от церкви, не захочет исполнить повеления церкви, тогда да будет отлучен от нее.
10. О еретике
И кто окажется еретиком, живя между христианами, да пожжется по лицу (заклеймится) и да изгонится. Кто же его будет таить, и тот да заклеймится.
12. О духовном деле
И духовное дело миряне да не судят. Кто же из мирян окажется судившим церковное дело, да платит 300 перперов. Только церковь да судит.
16. О монашеском житии
И на тысячу домов да питается в монастырях 50 монахов.
19. О снятии рясы
И монах, который снимает с себя рясу, пусть содержится в темнице, доколе опять не обратится к послушанию, и да накажется.
20. О могилах
И люди, которые с волхованием достают (покойников) из могил и их сжигают; село, которое это сделает, пусть платит «вражду»2 . Если же поп на это пошел, то да извергнется из поповства.
21. О продаже христианина
И кто продаст христианина в иную веру, да будет усечен и обрезан ему язык. И из властельских людей, которые сидят по церковным селам и по катунам, пусть всякий возвратится к своему господину.
23.
Над церквами имеет власть господин царь и патриарх и логофет4 и никто другой.
26. О пище убогим
И по всем церквам да выдается пища убогим, как записано ктиторами5. Кто же из митрополитов и епископов и игуменов не будет кормить, да лишится сана.
28. О неприкосновенности церковного человека
Отныне да не тронет ни одна власть монаха или церковного человека, и кто нарушит это при жизни или по смерти Моего царского Величества, да не будет благословен. Если же кто перед кем виноват, пусть ищет судом и правдою по закону. Если же затронет (кого) без суда или кому повредит, да платит всемеро.
31. О суде церковных людей
Церковные люди во всякой тяжбе да судятся перед своими митрополитами и перед епископами и игуменами; если будут оба человека одной церкви, да судятся перед своей церковью.
37. О властелях и властеличичах
Властели и властеличичи, которые находятся в державе Моего царского Величества, сербы и греки, что кому пожаловало Мое царское Величество в бащину хрисовулом и чем они владеют до этого собора, те бащины да будут тверды.
38. О хрисовулах
И все хрисовулы и указы, что кому выдало Мое царское Величество и что кому выдаст, и те бащины да будут тверды, как и первых правоверных царей. Да вольны ими: и даровать церкви или отдать на помин души или продать иному кому-либо.
39. О властельской бащине
Который властель не имеет детей или имеет детей, и они умрут, после его смерти бащина пуста, пока не найдется от его рода до третьего племянника, такой да получит его бащину.
40. О свободной бащине
И все бащины да будут свободны от всех тягостей и податей Моего царства, разве да дают сок и да ходят на войну по закону.
41. О насильственном отнятии бащины
Да не волен господин царь, ни краль, ни госпожа царица ни у кого взять бащину насильно, ни купить, ни променять, разве кто сам захочет.
42. О властельских отроках
И отроки, которых имеют властели, находятся у них в бащине и дети их в вечной бащине; но отрок да никогда не дастся в приданое.
44. Об отроках
И отроки, которых кто-либо имеет, да их имеет в бащине; только если даст свободу властель или его жена или его сын, тогда они свободны, а иначе никак.
47. О властеле и о коне
Когда умрет властель, добрый конь и оружие да будут переданы царю, а великую бисерную одежду и золотой пояс да возьмет его сын и да не отнимет у него царь. Если же (он) не имеет сына, но имеет дочь, да вольна это дочь (иметь) и продать или отдать свободно.
49. О поношении властеличича
Властель, который выбранит и осрамит властеличича, да платит 100 перперов, а если властеличич выбранит властеля, да платит 100 перперов и да будет бит палками.
50. О представлении сына ко двору
И кто представляет сына ко двору, и спросит его царь: «Могу ли я ему верить?», и он скажет: «Верь, как и мне». Если он сделает какое-либо зло, пусть платит тот, кто его представил; если же таковой будет служить, как служат в царевых палатах, что согрешит, да платит сам.
51. Об измене
За измену, за всякое преступление (отвечают) брат за брата и отец за сына, родственник за родственника. Те же, которые отделены от такового (преступника и живут) в своих домах и не согрешили, да не платят ничего, исключая того, который согрешил, и дом того да платит.
52. Об изнасиловании властелицы
И который властель изнасилует властелицу, да отсекутся ему обе руки и отрежется нос. Если же себр изнасилует властелицу, да будет повешен. Если же изнасилует себе равную, да отсекутся ему обе руки и отрежется нос.
53. О блуде властелицы
Если же властелица блуд сотворит со своим человеком, да отсекут им обе руки и отрежется язык.
54. О властельском поношении
И если себр выбранит властеля, да платит 100 перперов. Если же властель и властеличич выбранит себра, да платит 100 перперов.
55. О вызове властелей
Властель да не призывается (на суд) вечером, разве призывается прежде обеда, и да объявляется ему (о том) предварительно; и кто будет позван с приставом прежде обеда и к обеду не придет, да будет виноват и уплатит властелю 6 волов.
56. О приселице
Который властель на приселице сделает кому в сердцах какое зло, опустошив землю, и дома сожжет (или иное) какое-либо зло учинит, у такого да отымется это владение, а другое не дастся.
58. О пронии
Да не волен никто ни продать пронию, ни купить, кто не имеет бащины. Из прониярской земли никто да не волен отдать церкви;
если же отдаст, да не будет твердо.
59. О царском путешествии
Пусть всякий везет царя, куда только он едет, всякий город до жупы и жупа и опять жупа до города.
61. О вызове властелей
Великий властель да не приглашается на суд без судейской грамоты, а прочим - печать.
62. О доходе
Кюфалии, что по городам, да собирают свой доход по закону, и да продается им жито и вино и мясо за динарь, что другому - за два. Но только житель его города так да продает ему, а другой - никто.
65. О братьях
Братья, которые живут вместе в одном доме. Если кто позовет их на дому, то кто из них придет, тот пусть и отвечает. Если же найдет его на царском дворе или судейском, да придет он и скажет: «Я представлю на суд старшего брата», то пусть представляет, и да не принуждают его отвечать.
66. Об отроке и меропхе
Отроки и меропхи, которые сидят вместе в одном селе, всякую плату, которая приходит, да платят все вместе (по числу душ). Как плату и работу работают, так и землю да держат.
67. О меропхе
Меропхам закон по всей земле. В неделю да работают два дня помещику и да дают ему в год царский перпер и безвозмездно да косят ему сено один день и (обрабатывают) виноградник один день, а кто не имеет виноградника, да выполняют они ему другие работы один день. И что наработает меропх, то все приобретает, а иного сверх закона ничего у него да не отымется.
68. О себре
Да не будет сбора себров. Если же найдется какой собиратель, да отрежут ему уши и да выжгут ему ресницы.
70. О братнином преступлении
И кто зло учинит, брат или сын, или родственник, которые живут в одном доме, да все заплатит господин дома или пусть выдаст совершившего преступление.
71. О несвободном
И кто из несвободных придет на царский двор, пусть будет всякому воздана правда, кроме властельского отрока.
74. О жупе и потраве
Жупа жупе да не повредит скотом ничего. Если же найдется одно село в той жупе у какого-нибудь властеля или моего царского величества, или церковное село, или властеличича, этому селу никто да не возбранит пасти, да пасет оно, где и жупа.
75. О потраве
О потраве. Если кто потравит жито или виноградник или луг неумышленно, да заплатит за такую потраву, что назначат присяжные, которые оценяют. Если же умышленно потравит, да платит за потраву 6 волов.
79. О сельской меже
О сельских межах да представят обе тяжущиеся стороны, каждая по равному числу свидетелей, как следует по закону. И как скажут свидетели, так да будет.
84. Об оправдании котлом
Да не будет никаких судебных пошлин ни за котел, ни за оправдание; оправданный да не дает судьям никакой пошлины за оправдание; пошлины за поруку да не будет на суде, (равно как да не допускается) клеветы, ни самоуправства; только да судятся по закону.
85. О бранной речи
Кто скажет бранное слово, если будет властель, да платит 100 перперов; если же не будет властель, да платит 12 перперов и да будет бит палками.
86. Об убийстве
И где откроется убийство, тот, который начал драку, да будет виноват, если и будет убит.
87. Об умышленном убийстве
Кто не пришел намеренно с насилием и сотворил убийство, да платит 300 перперов, буде же пришел намеренно, отрубить ему обе руки.
88. О властельской тяжбе
Когда тяжутся властели, кто в чем будет уличен на суде, да представляет поручителей.
89. О вызове ответчика
Кто позовет ответчика перед судьей и (сам) не придет, позвавши на суд, но останется дома, то позванный (ответчик), если явится в срок перед судьями и отстоит положенное законом время, да освободится от того иска, за который был позван, ибо позвавший остался дома.
91. О приставе
Когда тяжутся двое, если скажет один из них: «Имею здесь пристава на дворе царском, или же на судейском», да представит его; когда пойдет за ним туда и не найдет его во дворе, тотчас да придет в суд и скажет: «Не нашел пристава». Если это обеденное время, то назначить ему срок вечером; если же это вечер, да представит его (на другое утро) до обеда. Если же царь или же судья отправили того пристава по дуле, да не будет виновен тот, кто был обязан его представить, но назначить ему срок, дабы он представил пристава судьям, когда тот явится.
92. О поличном скоте, коне или о чем другом
Если кто признает поличное у какого человека, а будет то в лесу или пустоши, да поведет его в первое село и заручит селу и позовет (на суд), дабы представили его судьям. Если село не выдаст его судьям, то к чему приговорит суд, да (все) платит то село.
93. О доставлении средств к побегу чужого человека
Кто облегчит побег чужого человека в чужую землю, то обязан доставить хозяину семерых.
94. О властелях и о себре
Если властель убьет себра в городе или в жупе или в катуне, да платит тысячу перперов; если себр убьет властеля, то отрубить ему обе руки и заплатить 300 перперов.
95. О брани
Если кто обругает святителя или монаха, или попа, да платит 100 перперов; а кто окажется убившим святителя или монаха, или попа, да будет тот убит и повешен.
96. Об убийстве
Кто окажется убившим отца или мать, или брата, или дитя свое, да будет такой убийца сожжен на огне.
97. О властельской бороде
Кто вырвет волосы из бороды властеля или доброго человека, то отрубить ему обе руки.
98. О вырывании волос из бороды себров
Если схватятся за бороду два себра, то пеня за это 6 перперов.
99. О поджигателе дома
Кто окажется поджегшим дом или гумно, или солому, или село, то село обязано выдать поджигателя. Если же село его не выдаст, да платит оно все то, что обязан был заплатить и претерпеть поджигатель.
100. О поджигателе гумна
Если же кто подожжет вне села гумно или село, то округа заплатит или да выдаст она поджигателя.
101. О насилии
Насилия да не будет никому ни в чем в земле Моего царства. Если же кто подвергнется наезду или насилию с похвальбою, те кони, с которыми наехали, все да отберутся, половина – Моему царскому Величеству, а половина - тому, на кого наехали.
103. О суде над отроками
Если отроки, то пусть судятся перед своими господами по всем своим делам, - а по царевым (делам) да идут перед судьей, (т. е.) по убийству, по вражде, (т. е. по делам, обложенным штрафом «враждою»), по воровству, разбою, укрывательству беглых.
106. О людях, служащих при дворах властелей
Если кто из людей, служащих при дворах властельских, сотворит какое-либо зло, то проняревича оправдывает его отцовская дружина поротою, а себр да подвергнется испытанию кипятком.
108. О вводе во владение
Относительно пошлины за ввод во владение да будет так: пошлина за землю – приставу 3 перпера, за село – 3 перпера, за мельницу – 3 перпера, за жупу, за всякое село – 3 перпера, за город - конь и одежды, за виноградник – 3 перпера, за коня – 1 перпер, за кобылу – 6 динарий, за вола – 4 динаря, за овцу – 2 динария.
109. Об отравах
Колдун и отравитель, который будет уличен, да накажется по закону святых отцов.
111. О насилии
Судьи, куда ходят по земле моего царства и по своей области, да не вольны силою собирать подорожных сборов ни на иное что-либо, кроме подарков, что ему кто подарит по своему желанию.
112. О посрамлении судьи
Кто окажется осрамившим судью, если будет властель, да отымется у него все, если же село, да будет разграблено и разорено.
113. О побеге из темницы
Какой человек убежит из темницы, с чем придет на двор Мой царский, или человек Моего Величества, церковный или властельский, с тем да будет свободен; если (же) он убежал от своего господина или его покинул, то да возьмет его тот, от кого он убежал.
116. О побеге
Кто чьего человека принял из чужой земли, а он убежал от своего господина, от (его) суда, если (беглый) представит царскую милостивую грамоту, да не будет она сочтена недействительною. Если же не представит милости, то (беглый) возвращается ему (т.е. прежнему владельцу).
117. О находке
Кто найдет что-либо на земле царской, да не берет себе и да не скажет: «Я не возвращу»; если кто, что (свое) узнает и захватит или возьмет (силою), да платит, как вор или разбойник. А что найдет в чужой земле на войне, да ведет и несет перед царя и перед воеводу.
119. О купцах
Купцов, которые ходят по царской земле, да не волен никакой властель или какой-либо человек задерживать насильно или разбивать (их) товар, а деньги навязывать им силою. Кто же будет уличен в насильственном разбитии или раскрытии товаров, да платит 500 перперов.
120. О купцах
Торговцы пурпурных употребительных тканей и низшего, и высокого достоинства да ходят свободно без задержки по земле Моего царства, да продают и покупают, как кому торговля дозволяет.
121. О цариниках
Царский цариник да не волен принуждать или задерживать какого-либо купца, дабы он продавал ему товар за бесценок. Пусть всякий свободно проходит по торгам и пусть всякий свободно ходит со своим товаром.
123. О купцах
Если же властель задержит купца, то платит 300 перперов; если его цариник задержит, то платит 300 перперов.
126. О городской приселице
У городов да не будет приселицы, разве придет какой житель жупы, или малый, или великий, да обращается к хозяину постоялого двора, да отдаст ему коня или все пожитки, да сбережет его хозяин со всем. И когда пойдет обратно этот гость, хозя