Инновации в обучении истории
Вообще инновации – это поиски новых методов в обучении истории. Как правило инновациями занимаются учителя-новаторы. Подготовка и проведение новаторских уроков требует от учителя много сил и времени. Инновации касаются способов кодирования знаний. Инновации нужны для того, чтобы предлагать методы успешного усвоения знаний школьного курса. Информации много, а времени мало. Каким образом давать знания, чтобы ученики могли их воспринять? Некоторые считают, что надо отойти от обязательной школьной программы и давать наиболее важные сюжеты. Но в школе требуют давать программу. Либо стараться эмоциональные картины прошлого сформировать в сознании учащихся, чтобы они имели представление. В данном случае подразумевается, что данный объем информации школьного курса, довольно большой, можно давать с помощью определенных кодов. Вообще идея кодирования знаний возникла в 1960е годы 20 века в зарубежной школе. Кодировали знания в виде схем, чертежей, графиков. На их основе строились компактные опорные символы. Символ – это внешнее явление, которое условно через посредство заключенного в нем наглядного образа вызывает мысль об определенном содержании. Символ – это определенная закодированная картинка. Т.о. исторические явления, изображенные схематически в виде условных знаков, символов, служат ученику опорой в его мыслительной деятельности. Почему придумали кодировать? Потому что психологи установили, что знаки оставляют в памяти 90% воспринятого. Знаки позволяют разбить сложный вопрос на несколько детальных пунктов. Главные факты в виде опорных сигналов компонуют в блоки, а из них выделяют самое главное. Есть определенная методика работы с конспектами-схемами. Как с ними работать? Весь материал урока учитель предлагает ученикам в виде конспектов с опорными сигналами (символами). Эти опорные символы позволяют ученику запомнить единицы информации или факты. Подготовка учителя к уроку в данном случае иная, чем ранее. Учитель должен хорошо знать содержание школьного учебника. Он должен знать, какие значки он будет использовать. Как правило, эта методика подразумевает, что все это происходит в течение не одного урока, а нескольких уроков. На основании нескольких тем составляется обзорный конспект. Т.е. учитель дожжен вначале понять, какие параграфы он собирается объединять, как проводить структурно-функциональный анализ. Сначала учитель разрабатывает содержание всего курса, методику объединения различных тем, потом составляет план-конспект по определенной группе тем. Он информацию вкладывает в определенные сигналы-символы (об этом позже), затем пишет-чертит эти опорные сигналы, снимает с них копии, и в дальнейшем это служит раздаточным материалом на уроке. Как правило, значки-символы – общие для всего курса, они переходят из одной темы в другу. Учитель пишет, что каждый значок-символ обозначает. Раздает эти обозначения ученикам в виде ксерокопий. Поэтому вначале ученики учатся заполнять на основе заполненного учителем, а затем сами учатся заполнять листки. Как происходит работа с опорными сигналами? Сначала учитель на словах объясняет новый материал. Какие события произошли, в каком году. Затем учитель показывает ученикам свой лист с опорными сигналами, показывает, как он закодировал этот материал. Затем он объясняет новый материал, но уже с помощью этих опорных сигналов, т.е. закодированной информации. Учитель раздает ученикам этот закодированный материал, и они вклеивают эти лист в свои альбомы. Затем ученики уже дома самостоятельно работают с учебником и с листом с опорными сигналами. На следующем занятии ученики письменно воспроизводят опорные сигналы по памяти в специальных тетрадях. Причем эти тетради на дом не дают, они хранятся в кабинете истории. Проверка и оценка работ после урока происходит учениками параллельного класса, либо одноклассниками. По всей видимости проверка подразумевает и устный рассказ после устного воспроизведения. По такому же принципу строятся и повторительно-обобщающие уроки, т.е. когда повторяется уже целая группа тем, либо одна глава. В основе новаторских подходов к обучению находится уважение к личности ученика, опора на сотрудничество учителя и учеников, широкое самоуправление учащихся класса и школы в целом. Как проходит урок? Учитель называет тему, говорит о ее значении для изучения, и пишет план урока на доске. Это 3-4 вопроса. Каждому вопросу соответствует блок с символами в опорном конспекте. Затем учитель дает дом. задание, инструктируя, на какие вопросы нужно дать ответы на следующем уроке, какие блоки опорного конспекта использовать, к каким страницам учебника обратиться. Затем идет объяснение нового. Свой рассказ учитель сопровождает графическим изображением на доске соответствующего блока с опорными сигналами. Ученики следят за объяснением по своим черно-белым конспектам, либо с доски переписывают. При кодировании могут применяться знаки символическо-словесные – буквы, слоги, цифры, +, –, рисуночные знаки-пиктограммы, условно-графические – фрагменты планов местности, карт. Пиктограммы – это простейшие рисунки, которыми учитель сопровождает свой рассказ. Как происходит разработка опорных сигналов-символов? Цель всего этого – при помощи определенных символов, знаков, выявить сущность и взаимосвязи исторических процессов и явлений. Совокупность символов образуют блок-схемы. Символы подразделяются на две большие группы. Сквозные символы и информативные. Сквозные символы обозначают общеисторические понятия, связи, закономерности. Информативные – условные знаки, обозначающие единичные явления, частные понятия. Пример: корона – монархия; книга – письменный исторический источник, бутылочка – виноделие, кораблик – мореплавание. Сначала нужно разработать все значки по всему курсу, затем готовиться к каждому конкретному уроку. В соответствии с планом содержание урока разбивается на смысловые части. Каждый смысловой блок обозначается смысловым символом. Его дополняют информативные символы, отражающие главные факторы, явления и процессы. С помощью стрелок и соподчиненности порядка размещения символов, раскрывается взаимосвязь исторических процессов и явлений. Дом. задание задается с опорой на эти символы, чтобы ученики практиковались пользоваться символами, и чтобы они умели де-шифровать символы. Рекомендуют раскрашивать отдельные части схемы разными цветами. Рекомендуют явления развития хозяйства раскрашивать зеленым цветом, а явления общественной жизни – голубым, проявления социальной борьбы – розовым. Применение схем значительно повышает уровень понимания учащимися основных вопросов учебного содержания. Ученики после таких уроков свободно оперируют данными, лучше усваивают причинно-следственные, хронологические или другие связи. Но важно, чтобы параллельно развивалась устная и письменная речь, чтобы все это не осталось в голове в виде значков. Все хорошо в меру, чтобы не было однобокости. Хорошо, когда такие уроки дополняют обычные уроки.