Новые технологии в обучении истории

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Пед. технологии – совокупность психолого-педагогических установок, определяемых специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструмент педагогического процесса.

Классификация пед.технологий:

1. по уровню применения: общепедагогические, частно-методические (предметные) и локальные (модульные) технологии;

2. по филосовской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические;

3. по ведущему фактору психологического развития: биогенные, социогенные, психогенные, идеалистические технологии;

4. по научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, развивающие;

5. по характеру содержания и структуры: обучающие, воспитывающие и светские, религиозные.

Рассмотрим так актуальную в последнее время технологию проблемного изучения.

Технология проблемного изучения.

Она получила развитие в 20-30гг. в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основано на теоретических положениях амер. философа, психолога и педагога Д.Дьюи, который основал в 1894г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились в связи с потребностями – инстинктами, возникающими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания. Д.Дьюи выделил 4 инстинкта -1. социальный, 2. конструирования, 3. художественного выражения, 4. исследовательский, для удовлетворения которых ребятам предоставлялись следующие источники познания: слово, произведение искусства, технические устройства. Дети вовлекались в игру и практическую деятельность – труд.

Проблемное обучение (П.О.) (сегодня)– такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение професс. знаниями, навыками, умениями и развиваются мыслительные способности.

Оно ориентировано на: приобретение знаний, умений, навыков; на усвоение способов самостоятельной деятельности; на развитие познавательных и творческих способностей.

Особенности содержания П.О.:

П.О. основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций, различных по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации.

Особенности методики. Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления, закон.

Выделяется 2 вида проблемных ситуаций: психологические (с детьми), педагогические – организуются при помощи активизирующих действий, вопросов учителя и т.п. на любом этапе урока.

Методы, приемы создания проблемных ситуаций: 1. учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ; 2. предлагает рассмотреть явление с различных позиций; 3. побуждает обучаемого делать сравнение, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

Особенности содержания: материал вводится крупными дозами (блоками), поблочная компановка материала, оформление учебного материала в виде опорных схем конспектов.

Таким образом, здесь применяется технология концентрированного (блокового) обучения.Это комплекс учебных занятий по теме, объединенных целевой установкой. Изучение нового материала происходит в процессе внутреннего взаимодействия и приращения одних знаний к другим.

В тематический блок объединяют различные виды и формы занятий, проводимых по специальному плану на протяжении длительного времени. Методически оправданны для такого обучения темы, рассчитанные на 6—10 уроков и представляющие собой целостную часть курса с однородным историческим содержанием (однотипные социально-экономические процессы, войны, революции). На первый план выдвигается существенное в предмете, оно становится объектом прочного усвоения. Предусматривается поэтапное овладение материалом, постепенное его углубление, вводится отсроченный опрос при проверке знаний.

Наши рекомендации