Методика преподавания истории

14 апреля 2008 года Тематическое планирование. Конспект урока. Он как правило небольшой. Может занимать 1 лист или несколько листов. Тема, название класса, программа, по которой происходит обучение, учебник, тип урока (комбинированный, смешанный, повторительно-обобщающий), цель урока (образовательная, воспитательная, развивающая). Например, тема «Победа русского флота. Окончание Северной войны» Образовательные цели: установить, какое значение имели победы русского флота для исхода Северной войны. Рассмотреть условия заключения мирного договора в Ништадте. Выяснить, какое значение имели итоги Северной войны для дальнейшего развития России. Воспитательные цели: На основе просмотра фильма «,,,» вызвать чувство гордости за победу русского флота и чувство уважения к таланту русских полководцев. Развивающие цели: определенные умения, навыки…. анализировать сражение по плану, прослеживать причинно-следственные связи, сформулировать свою точку зрения. Перечислить оборудование, литература. План урока: 1. Организационные моменты. Описать структуру урока, как он будет проводиться. Хорошо, когда ученики заранее знают, по какому сценарию будет проходить урок. II. Опрос по материалу предыдущего урока. Темы: Начало Северной войны. Полтавская битва. Проверка выполненного домашнего задания. III. Объяснение нового материала по теме «Победа русского флота. Окончание Северной войны». Написать по пунктам 1,2,3… Первая морская победа русского флота. Морское сражение у острова ___ . Окончание Северной войны. Подписание Ништадтского мира. Значение победы в Северной войне. Каспийский поход Петра 1. IV. Закрепление изученного материала. Мало дать тему, ее надо закрепить либо в виде выводов, либо в виде вопросов классу, суммирующих все, что сказано учителем во время урока. V. Домашнее задание. Чем меньше класс работает на уроке, тем больше на дом задавать. Если ставишь 2, нужно давать шанс исправить, и говорить об этом, говорить как исправить. Учитель входит. Здоровается. Обращается к классу: давайте вспомним, какую тему мы изучали с вами на прошлом уроке. Идет ответ учеников. Какое задание вам было задано на дом? – Прочитать параграф 38 и ответить на вопросы… Сейчас мы повторим материал прошлого урока. Учитель сажает 6 учеников за первые парты и раздает им карточки с заданиями. И говорит: время выполнения работ по карточкам 10 минут (это прием письменного опроса). Ученик пишет ответ не в карточке, а на своем листочке. Вопросы могут быть: Почему России был нужен выход к Балтийскому морю? Что такое борьба за Испанское наследство. Перечислите участников Северного союза. В то же время учитель вызывает 1 ученика к доске, и просит начертить хронологическую таблицу начального этапа Северной войны. Потом ученик должен ответить на вопрос устно: Как происходил распад Северного союза (индивидуальный опрос). Учитель работает с остальным классом, задавая вопросы: фронтальный опрос. Ученики поднимают руки и отвечают. Вопросы: Какова была международная обстановка в Европе начала 18 века? Ответ: Назревала война за Испанское наследство. Вопрос: Когда началась Северная война? Кто был ее участником? Ответ: в 1700 году, 21 год. Хорошо, чтобы вопросы к классу не совпадали с вопросами в карточках. … Если кто-то отвечает часто и правильно, можно поставить оценку в конце урока. Причем именно в конце, чтобы на уроке не было эмоций по поводу оценок. Учитель прерывает фронтальный и устный опрос класса, собирает работы у 6 учащихся, работавших по карточкам, и дает слово ученику, работавшему у доски. Далее идет прием индивидуального опроса. Сначала учитель проверяет вместе с классом правильность составленной таблицы, потом ученик отвечает на вопрос. Учитель оценивает ответы учащихся. Это можно сделать в конце урока, чтобы сберечь время. Модуль изучения нового материала: … Сегодня мы с вами узнаем о великих победах российского флота, которые привели Россию к победе в Северной войне. (это называется создание мотивационной основы изучения новой темы). Наша новая тема «___». Завязка: Мы с вами уже выяснили….. Изложение нового материала. Могут быть вопросы к классу на закрепление. Учитель включает диапроектор и класс смотрит диафильм. После просмотра учитель вызывает учащегося проанализировать сражение у мыса Гангут по плану. Дается план. Это модуль отработки умения анализировать сражение. учащийся по плану анализирует сражение, показывает на карте место битвы. Класс дополняет и корректирует ответ у доски. В это время другой учащийся отвечает на вопрос: в чем проявилось полководческое искусство Петра 1 в сражении у Гангута? – Это называется модуль формирования представления о ходе Гангутского сражения. Модуль формирования представления о значении победы России в Северной войне. Учитель дает небольшой фрагмент темы и закрепляет ее путем вопросов к классу. Учитель может дать учащимся читать учебник. Дает вопросы. Самая главная проблема распределить правильно время. Урок длится всего 40 минут. А теперь запишите дом. задание: вы должны закончить таблицу…. ответить на вопросы. Лучше вопросы записать на доску, а не диктовать, потому что ученики очень медленно пишут. Некоторые останутся после урока и запишут. Вопросы можно записать на доске заранее, еще на перемене. Надо проконтролировать, чтобы они записали дом. задание.





Наши рекомендации